Опыт работы по воспитанию нравственных чувств и этического сознания младших школьников


Честнокова Татьяна Павловна,

учитель начальных классов

МОУ «Каслинская СОШ №27»


ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ И ЭТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

«Где нравы без просвещения или просвещение без нравов, там невозможно долго наслаждаться счастьем и свободой», - это древнее изречение Пифагора на современном этапе развития общества приобретает особую актуальность. Сегодня приоритетными становятся задачи духовно-нравственного развития и воспитания младшего школьника: формирование основ морали, самосознания личности, укрепление нравственности.

Начальные шаги в этом направлении мои воспитанники делают на этических занятиях в «Школе вежливости». Первоклассники расширяют представления о главных человеческих ценностях – добре, честности, щедрости, заботе и помощи. В сюжетно-ролевых играх они активизируют свои дошкольные знания о правилах этикета.

В коллективе появляются первые традиции:

  • Положительный настрой на день «С другом поделись радостью своей»

  • Вечер примирения «Прости обиду»

  • Создается копилка добрых поступков «Сердце нашего класса».

  • Проходят выборы «Мистера Добро» и «Мисс Доброты». Обладатели этого титула становятся своеобразным примером выстраивания отношений ребёнка с другими людьми, образцом ценностного выбора.

Согласно принципу системно-деятельностной организации воспитания осуществляю интеграцию урочной и внеурочной деятельности школьников на основе нравственных идеалов и ценностей. Активно практикую проведение тематических недель, стартом для которых становятся уроки по Образовательной программе «Школа 2100»:

  • Неделя вежливых слов (1 класс, риторика)

  • Неделя мягкого тона (2 класс, риторика)

  • Неделя «Звездочки доброты» (2 класс, литературное чтение)

  • Неделя комплиментов (3 класс, риторика)

  • Неделя ласковых имен (3 класс, русский язык)

  • Неделя «Наша формула заботы» (3 класс, математика)

  • Неделя «Множество решений» (4 класс, математика)

Постигая тайны окружающего мира, мы проводим «научные эксперименты» с установкой социально-нравственных аналогий. Так, например, после серии увлекательных опытов с магнитом, школьникам предлагается проблемный вопрос для нравственной аналогии: «А может ли человек быть магнитом, притягивать к себе?» Осмыслив и оценив значимые качества личности, дети изготавливают модели выбранного качества: «Магнетизм добра», «Магнетизм знаний», «Магнетизм улыбки», «Магнетизм умений»; проводят творческую самооценку «Мой личный магнетизм».

При создании проектов я также предлагаю ребятам синтезировать познавательную и нравственную тематику: «Есть ли дружба у животных?», «Самые заботливые профессии», «Характеры великих полководцев» и т.д.

Свою лепту в осмысление детьми общественного нравственного идеала вносит литературная краеведческая работа. Сильное эмоциональное впечатление производит на внеклассное занятие «Певец Урала» о жизни и творчестве Д. Мамина-Сибиряка. Черты настоящего уральского характера приобретают конкретный смысл при знакомстве со сказами и биографией П.Бажова. Таким способом активизируется поиск нравственных образцов и примеров в реальной жизни, среди родных и близких людей: «Знакомтесь, изыскатель!», «Доброта вокруг меня».

На формирование универсальной духовно‑нравственной компетенции - «становиться лучше» - направлена деятельность по организации самовоспитания учащихся. Чем раньше человек начнет работать над собой, тем больших успехов он достигнет. Поэтому в 3 классе мы открываем «Я»-клуб, в котором ребята получают практические рекомендации для исследовательских проектов «Моя сила воли», «Путешествие в мой характер», «Первые шаги самовоспитания». Парад-презентацию маленьких побед над собой проводим торжественно, с приглашением главных вдохновителей самовоспитания – родителей.

Практическое подтверждение приобретённых социальных знаний и опыт ролевого нравственного взаимодействия дети получают в конкурсных программах «Эстафета вежливости», «Ты, да я, да мы с тобой», «Супербрат», «От всей души».

Участие школьников в нравственно ориентированной социально значимой деятельности обеспечивает коллективный проект «Календарь добрых праздников». Моими воспитанниками проведены акция добрых признаний для работников детских садов «Спасибо тебе, воспитатель!», акция хорошего настроения для 2-3 классов «День улыбки», акция для учащихся начальной школы «День приветствий».

Организация классного самоуправления строится по модели работы творческих групп с названиями нравственного характера: «Звезда красоты», «Звезда мира», «Звезда победы», «Звезда доброты».

Приоритеты жизнедеятельности ученического коллектива формулируются в теме класса: «Дорогою добра», в нашем девизе: «Пусть добрым будет ум у нас, а сердце умным будет!»



Полный текст материала Опыт работы по воспитанию нравственных чувств и этического сознания младших школьников смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Честнокова Татьяна Павловна  сотрудничество
06.04.2013 0 3074 403

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК