Опыт работы по воспитанию нравственных чувств и этического сознания младших школьников
Честнокова Татьяна Павловна,
учитель начальных классов
МОУ «Каслинская СОШ №27»
ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ И ЭТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
«Где нравы без просвещения или просвещение без нравов, там невозможно долго наслаждаться счастьем и свободой», - это древнее изречение Пифагора на современном этапе развития общества приобретает особую актуальность. Сегодня приоритетными становятся задачи духовно-нравственного развития и воспитания младшего школьника: формирование основ морали, самосознания личности, укрепление нравственности.
Начальные шаги в этом направлении мои воспитанники делают на этических занятиях в «Школе вежливости». Первоклассники расширяют представления о главных человеческих ценностях – добре, честности, щедрости, заботе и помощи. В сюжетно-ролевых играх они активизируют свои дошкольные знания о правилах этикета.
В коллективе появляются первые традиции:
Положительный настрой на день «С другом поделись радостью своей»
Вечер примирения «Прости обиду»
Создается копилка добрых поступков «Сердце нашего класса».
Проходят выборы «Мистера Добро» и «Мисс Доброты». Обладатели этого титула становятся своеобразным примером выстраивания отношений ребёнка с другими людьми, образцом ценностного выбора.
Согласно принципу системно-деятельностной организации воспитания осуществляю интеграцию урочной и внеурочной деятельности школьников на основе нравственных идеалов и ценностей. Активно практикую проведение тематических недель, стартом для которых становятся уроки по Образовательной программе «Школа 2100»:
Неделя вежливых слов (1 класс, риторика)
Неделя мягкого тона (2 класс, риторика)
Неделя «Звездочки доброты» (2 класс, литературное чтение)
Неделя комплиментов (3 класс, риторика)
Неделя ласковых имен (3 класс, русский язык)
Неделя «Наша формула заботы» (3 класс, математика)
Неделя «Множество решений» (4 класс, математика)
Постигая тайны окружающего мира, мы проводим «научные эксперименты» с установкой социально-нравственных аналогий. Так, например, после серии увлекательных опытов с магнитом, школьникам предлагается проблемный вопрос для нравственной аналогии: «А может ли человек быть магнитом, притягивать к себе?» Осмыслив и оценив значимые качества личности, дети изготавливают модели выбранного качества: «Магнетизм добра», «Магнетизм знаний», «Магнетизм улыбки», «Магнетизм умений»; проводят творческую самооценку «Мой личный магнетизм».
При создании проектов я также предлагаю ребятам синтезировать познавательную и нравственную тематику: «Есть ли дружба у животных?», «Самые заботливые профессии», «Характеры великих полководцев» и т.д.
Свою лепту в осмысление детьми общественного нравственного идеала вносит литературная краеведческая работа. Сильное эмоциональное впечатление производит на внеклассное занятие «Певец Урала» о жизни и творчестве Д. Мамина-Сибиряка. Черты настоящего уральского характера приобретают конкретный смысл при знакомстве со сказами и биографией П.Бажова. Таким способом активизируется поиск нравственных образцов и примеров в реальной жизни, среди родных и близких людей: «Знакомтесь, изыскатель!», «Доброта вокруг меня».
На формирование универсальной духовно‑нравственной компетенции - «становиться лучше» - направлена деятельность по организации самовоспитания учащихся. Чем раньше человек начнет работать над собой, тем больших успехов он достигнет. Поэтому в 3 классе мы открываем «Я»-клуб, в котором ребята получают практические рекомендации для исследовательских проектов «Моя сила воли», «Путешествие в мой характер», «Первые шаги самовоспитания». Парад-презентацию маленьких побед над собой проводим торжественно, с приглашением главных вдохновителей самовоспитания – родителей.
Практическое подтверждение приобретённых социальных знаний и опыт ролевого нравственного взаимодействия дети получают в конкурсных программах «Эстафета вежливости», «Ты, да я, да мы с тобой», «Супербрат», «От всей души».
Участие школьников в нравственно ориентированной социально значимой деятельности обеспечивает коллективный проект «Календарь добрых праздников». Моими воспитанниками проведены акция добрых признаний для работников детских садов «Спасибо тебе, воспитатель!», акция хорошего настроения для 2-3 классов «День улыбки», акция для учащихся начальной школы «День приветствий».
Организация классного самоуправления строится по модели работы творческих групп с названиями нравственного характера: «Звезда красоты», «Звезда мира», «Звезда победы», «Звезда доброты».
Приоритеты жизнедеятельности ученического коллектива формулируются в теме класса: «Дорогою добра», в нашем девизе: «Пусть добрым будет ум у нас, а сердце умным будет!»
На странице приведен фрагмент.
Автор: Честнокова Татьяна Павловна
→ сотрудничество 06.04.2013 0 3074 403 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.