Статья на тему: "Из опыта апробации курса ОРКиСЭ", 4 - 5 класс
Из опыта апробации курса ОРКиСЭ
В настоящее время в общеобразовательной школе особую значимость приобрело духовно-нравственное воспитание. Сложившееся положение является отражением перемен, которые происходят в общественном сознании и государственной политике. Без духовно-нравственной личности общество погибнет. Курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКиСЭ) несет в себе большие воспитательные возможности.
Он становится немаловажным, а может быть, даже судьбоносным, так как помогает реализовать принципы толерантности в современном обществе. С одной стороны – это воспитание терпимости, взаимоуважения, а так же почитание общенациональных гражданских идеалов и ценностей. Но это невозможно без понимания особенностей традиций различных этнических и социальных групп и культуры в целом. Это основа толерантности современного демократического общества. Курс ОРКиСЭ способствует развитию национального самосознания школьников, приобщает к ценностям национальной культуры.
С другой стороны, данный курс открывает перед нами широкие воспитательные возможности, так как помогает не только в формировании и развитии личности детей, но и в реализации гражданского воспитания. В этом особая ценность данного курса.
Изучая новый предмет, школьники начинают осознанно понимать, что являются гражданами единого общества. Воспитание гражданственности.
Воспитание любви к нашей многонациональной Родине на основе знания ее исторического прошлого и культуры - патриотическое воспитание. По мнению Дмитрия Сергеевича Лихачева, знание национальной культуры и истории - это «нравственная оседлость» человека, без которой не смогут развиваться ни государство, ни народ, ни личность. А значит, без осмысления своего прошлого, без исторической памяти человека «нравственная оседлость» невозможна.
Актуальным в наше неспокойное время стало воспитание веротерпимости, уважения прав и свобод сограждан. На уроках ОРКиСЭ становится возможным проводить занятия таким образом, чтобы развитие нравственных начал личности, этической культуры, моральных принципов поведения, принятых в нашем обществе проходило не в форме назидания и наставления, а в форме игровых занятий, педагогических мастерских, в ходе которых ученики сами добывают знания, сами делают выводы.
Ещё один важный аспект курса ОРКиСЭ - семейное воспитание. Программа курса построена таким образом, так ставятся вопросы домашнего задания, что ребятам хочется обратиться за помощью к родителям, задать им вопросы, узнать что-то новое. Совместное обсуждение полезно не только школьникам, но и их родителям.
Новый предмет способствует актуализации мировоззренческих позиций у школьников, направляет личностное развитие на высокие духовные образцы в противовес усилившейся пропаганде безнравственности, цинизма, асоциальности и приспособленчества.
Средства массовой информации (СМИ) постоянно демонстрируют сцены насилия, нетерпимости, агрессии, разжигают огонь национальной вражды. Мы не в силах изолировать наших детей. Вся эта информация им доступна, но в наших силах рассказать о многонациональности страны и вероисповеданий, познакомить с общей исторической судьбой народов России, сформировать уважительное отношение к разным духовным и светским традициям. Именно уроки ОРКиСЭ позволяют обогатить духовно-нравственный опыт детей, создать условия для формирования представления о религии как составляющей мировой религии, развивают способность к самоопределению.
Уроки ОРКиСЭ мы проводили не в традиционной форме, где учитель является докладчиком, просто рассказывает, а на следующих уроках спрашивает учеников, проверяет, насколько усвоен материал урока. Школьникам не приходилось заучивать содержание нового предмета, они осваивали его в ходе диалога, дискуссий с учителем, бесед с родителями, работы в группах, исследовательских работ. На уроках мы использовали такие формы заданий, как кроссворды, филворды, карточки лото, игры «Да - да - нет», «Верю - не верю», «Найди лишнее» и др. Эти приёмы не только активизируют работу школьников на уроке, но и развивают образное мышление, мотивируют развитие познавательного интереса.
Хотелось бы рассказать об отношении школьников к данному курсу. С первых дней у ребят сложилось позитивное отношение к курсу. Учащиеся с удовольствием готовились к уроку, выполняли поделки, подбирали примеры из литературных произведений, сочиняли рассказы, составляли кроссворды.
Итоговые творческие задания учащиеся готовили в сотрудничестве с учителями и родителями. Сотрудничество семьи и школы на этих уроках, возможно, выходит на первый план, ведь практически каждый урок, каждая тема предполагает обсуждение многих вопросов с родителями. А это, в свою очередь, еще больше сближает семью, позволяет найти общий язык, общие интересы. Это факт подтверждают и беседы классных руководителей и учителей ОРКиСЭ с родителями, и данные анкет, проводимых в нашей гимназии в течение года.
Таким образом, семья является одним из важнейших социальных институтов воспитания в процессе формирования духовно-нравственной культуры.
Иванова Наталия Викторовна
учитель начальных классов
ГБОУ Гимназии №63 г.Санкт-Петербурга
Зернова Наталья Викторовна
учитель русского языка и литературы
ГБОУ Гимназии №63 г.Санкт-Петербурга
Список литературы:
Бруднов А.К. Духовное воспитание детей в системе дополнительного образования // Вечное слово. 1999. - № 1.
Журкина А.Я. Воспитательный потенциал дополнительного образования // Дополнительное образование. – 2000. - № 9. – С. 6-9.
Ильин И.А. Путь духовного обновления. Путь к очевидности. – М., 1993.
Проект Государственной программы «Развитие воспитания детей в Российской Федерации до 2010 года».
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проект (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков) // Вестник образования.- № 17. - сентябрь 2009.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Иванова Н.В., Зернова Н.В.
→ Златоглазка 20.04.2013 0 3199 487 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.