Статья "Развитие коммуникативных умений учащихся через работу в парах постоянного и сменного состава"
Суетина Нина Алексеевна
Учитель начальных классов
БОУ г. Омска «Гимназия №43»
Статья: «Развитие коммуникативных умений учащихся через коллективные учебные занятия в парах постоянного и сменного состава»
Проблема развития коммуникативных умений и навыков учащихся в современной школе актуальна и определяет психологическую атмосферу в обучении. Мы живем в мире открытий, больших технических достижений, больших возможностей для развития человека, например, возможность путешествовать, получать информацию по компьютерной сети. Задача образования не только в том, чтобы дать ребенку набор необходимых знаний и умений, но и научить гуманитарному мышлению. Показать, как отстоять свои убеждения, не поссорившись, как отказать, не обидев, как найти вариант, благоприятный для всех участников общения. Умение говорить и доказывать свою точку зрения, находить и приводить аргументы, слушать, слышать и понимать услышанное, обсуждать в диалоге и делать выводы позволяет детям проявить свои личностные качества, раскрыть учебные возможности, развивать познавательный интерес к учению. Несформированность коммуникативных умений является одной из основных причин неуспешности школьника. В своей работе развиваю коммуникативные умения учащихся, как в учебной, так и во внеурочной деятельности.
Несколько лет в работе с классом использую обучение в парах постоянного и сменного состава. Начинала работу в парах постоянного состава, это удобно проводить практически на любом предмете и на любом этапе урока. На уроках русского языка даю задание определить спряжение глагола и записать его окончание, на математике проверяю вычислительные навыки, на чтении отрабатываю навыки выразительного чтения и т. д. Однако при такой форме работы столкнулась с неудобством, связанной с тем, что пары заканчивают работу неодновременно, стала составлять карточки из основной и дополнительной частей, но тогда задания повторялись.
В такой ситуации рациональна работа парами сменного состава, при которой, закончив выполнение задания, ученики обмениваются карточками и продолжают работу с другим партнёром. Благодаря этому выполняется больший объём заданий, при этом все заняты, никто не дожидается, пока закончат работу другие пары. Карточки писала с меньшим объёмом заданий, так как быстроработающим ребятам хватает работы с другими партнёрами, медлительный тоже не чувствует дискомфорта, ведь объём его карточки небольшой и он тоже успевает с ним справиться. У учителя в это время есть возможность индивидуальной работы с учащимися с низкими учебными возможностями.
Положительно в этой работе и то, что каждый ученик проявляет себя и в качестве учителя, и в качестве ученика. Он выполняет разные виды учебного труда: говорит и слушает, диктует и пишет под диктовку, проверяет сам и с помощью карточки, оценивает результаты своего партнёра, получает возможность обсудить выполненное задание, доказать свою правоту, привести необходимые аргументы.
Слабоуспевающий ребёнок может реализовать свою потребность в лидерстве, проявляя себя в роли учителя, давая оценку себе и своему партнеру, что повышает его самооценку и развивает интерес к учебной деятельности.
Начиная работу с неподготовленным классом, столкнулась с серьёзными проблемами. Нередко возникал излишний шум, дети не умели действовать совместно, задавали множество вопросов, темп работы был медленным, иногда класс напоминал улей, разговаривают, перемещаются ученики. Особенно сложно проводить такую форму работы с учащимися первого класса. Поэтому поставила цель развивать коммуникативные навыки у учащихся, научить детей сотрудничать друг с другом, отработать с ребятами алгоритм выполнения таких заданий. Правильно организованная работа в паре протекает при чётком распределении её между партнёрами : взаимообучение взаимотренировка взаимопроверка
Вместе с детьми выработали алгоритм выполнения учебной задачи и деятельности учащихся: 1. Подготовительная беседа о правилах работы в паре. 2.Обсуждение алгоритма выполнения задания. 3. Работа в парах. 4. Взаимопроверка и обсуждение выполненного задания. 5. Оценивание работы партнёра и самооценка.
Для работы в динамичных парах в ходе обсуждения выработали правила работы для учащихся: - общаемся, не мешая другим - слушаем, не перебивая партнера - осмысливаем сказанное, понимаем услышанное - считаемся с мнением партнёра, уважаем его мнение - корректно отстаиваем свою точку зрения
По моим наблюдениям с развитием коммуникативных умений, учащиеся стали более свободно общаться друг с другом и учителем, отвечали более уверенно у доски, не боялись высказывать свою точку зрения, стали более внимательны и уважительны друг к другу, научились спорить, не обижая собеседника. Работа парами сменного состава хорошо себя зарекомендовала не только при закреплении изученного материала, но и при знакомстве с новыми знаниями, когда ребята знакомятся с правилом, анализируют его использование и применяют для выполнения задания. Такая форма работы даёт возможность детям проявить себя, развивает познавательную активность и интерес, положительную мотивацию в учении. При работе в динамичных парах я избегаю деления ребят на сильных и слабых, каждый ребёнок развивается по мере своих учебных возможностей.
Достоинством этой работы считаю то, что дети учатся говорить, рассуждать, отстаивать свою правоту, объяснять непонятное друг другу. Применяемая форма учебной деятельности даёт более высокий результат работы, охватывает больший объём изучаемого материала Развитие коммуникативных умений важно и при формировании сплочённости классного коллектива, ведь при коллективной форме обучения парами постоянного и сменного состава, осуществляется сотрудничество и взаимопомощь, согласованность действий и чувство ответственности за результат совместной деятельности.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Суетина Нина Алексеевна
→ унач 03.05.2013 0 2554 438 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.