Особенности организации воспитательной работы в пришкольном лагере
Шафростова Надежда Николаевна
Учитель начальных классов
МБОУ лицей № 5
Г. Воронеж
Особенности организации воспитательной работы в пришкольном лагере
Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции.(1, 6) Особенностью современного этапа развития российского общества является значительный рост интереса к проблеме воспитания. Стало очевидным, что решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России. Все это определено в Конституции Российской Федерации, Национальной доктрине образования в РФ. Главной ценностью для педагога был и остается ребенок, а главным критерием эффективности воспитания является личность выпускника, поэтому в современной педагогической теории и практике целенаправленно разрабатываются проблемы создания воспитательного пространства. Воспитательная деятельность школы не заканчивается после окончания 4 четверти, так как на базе школы ежегодно открывается летний оздоровительный лагерь. Данная смена является логическим продолжением работы над методической темой школы.
Организация школьных оздоровительных лагерей одна из интереснейших и важнейших форм работы со школьниками в летний период. Лагерь выполняет очень важную миссию оздоровления и воспитания детей.
Цель:
создание оптимальных условий,
обеспечивающих полноценный отдых детей,
их оздоровление и творческое развитие.
Основные
задачи:
.
укрепление здоровья, содействие
нормальному физическому развитию;
.
организация полноценного отдыха для
детей
. физическое и психическое
оздоровление
. формирование у детей
потребности в здоровом образе жизни
.
развитие потенциала каждого ребенка
.
развитие коллективистских отношений;
.
выработка навыков здорового образа
жизни;
. создание условий для
самореализации учащихся;
. организация
досуга учащихся.
Организационный
период.
Первые
дни жизнедеятельности лагеря - период
адаптации - характеризуется особой
динамикой развития межличностных
отношений, процессов образования
коллектива, повышенным эмоциональным
возбуждением.
В эти дни дети испытывают
самое значительное психологическое
напряжение, которое обуславливается
неопознанностью новой сферы
жизнедеятельности и недостатком
информации о ней. Общие ценности, нормы
и установки только начинаются складываться.
Они только познают и усваивают традиции
и требования конкретного коллектива.
Важно уделить особое внимание созданию
благоприятного психологического климата
в детском коллективе (проводится
диагностическое анкетирование
психологического климата в отрядах). В
организационный этап основная роль
отводится знакомству, выявлению и
постановке целей индивидуально-личностного
и коллективного развития, сплочению
отрядов, формированию законов и условий
совместной работы, подготовке к дальнейшей
деятельности по программе. Для реализации
этих задач необходимо использовать
методы: беседа, рассказ, пояснение. А
также различные формы реализации задач:
игры, тематические огоньки, сборы.
Основной
этап.
Цель основного этапа - реализация деятельности, спланированной на смену, развитие самоуправления, достижение успеха каждым ребёнком, совместная деятельность.
Задачи: создание условий для раскрытия, самореализации и саморазвития личности.
Содержание
основного этапа работы:
- Знакомство
и сплочение отрядов;
- Отдых, познание
и развитие самих себя;
- Укрепление
здоровья;
- Развитие способности к
творчеству;
- Учатся преодолевать
трудности, справляться с отрицательными
эмоциями;
- Учатся быть организаторами
и умению вести за собой;
Формы
работы в период основного этапа:
.
Совместное планирование, проведение
дел.
. Организация равноправного
диалога с детьми.
. Совместное
обсуждение возникающих проблем.
.
Концерты, праздники, соревнования,
конкурсы, тематические огоньки.
Этот этап занимает большую часть
времени. Именно на этом этапе реализуются
все поставленные индивидуально-личностные
и коллективные цели развития. В этот
период для ребенка важно: дружить и
контактировать, чему-то научиться,
проявить себя в необычных формах
проведения свободного времени.
Основное внимание в этот период отводится развитию детского коллектива, реализации темы смены. Первая половина основного периода деятельность в лагере должна быть направлена на реализацию потребностей детей в отдыхе. В этот период детям предлагаются самые разнообразные виды деятельности: кружки, студии, спортивные секции и т.д.
Утренняя зарядка проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемых помещениях. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день. Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы.
Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил.
Формы организации художественно-творческой деятельности: изобразительная деятельность; конкурсные программы; творческие конкурсы; игровые творческие программы; концерты; праздники; творческие игры; выставки (рисунков, поделок и т.д.) Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии.
Основные
показатели результативности работы
коллектива педагогов и воспитателей
детского летнего лагеря:
- улучшение
состояния здоровья детей;
- осознание
ими значимости здорового образа жизни
и физического самосовершенствования;
- комфортность
личности ребенка;
- увеличение спроса
со стороны воспитанников на услуги
педагогов, кружков, объединений, повышение
уровня удовлетворенности детей и их
родителей от разнообразных видов
творческой деятельности и работы лагеря
в целом;
- развитие индивидуальных
творческих способностей детей.
Таким образом, летний оздоровительный лагерь на базе школы является воспитательным пространством, в котором господствует определенный педагогически сформированный образ жизни, что позволяет успешно реализовать поставленные воспитательные цели и задачи.
Литература.
1. А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
2. Журналы «Практика образования», «Педсовет», «Последний звонок», «Педагогическое творчество».
3. Н.Е. Щуркова. Классное руководство: Игровые методики. Москва 2004год.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шафростова Надежда Николаевна
→ Nadinyashik 16.06.2013 0 4167 390 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.