Особенности организации воспитательной работы в пришкольном лагере


Шафростова Надежда Николаевна

Учитель начальных классов

МБОУ лицей № 5

Г. Воронеж

Особенности организации воспитательной работы в пришкольном лагере

Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции.(1, 6) Особенностью современного этапа развития российского общества является значительный рост интереса к проблеме воспитания. Стало очевидным, что решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России. Все это определено в Конституции Российской Федерации, Национальной доктрине образования в РФ. Главной ценностью для педагога был и остается ребенок, а главным критерием эффективности воспитания является личность выпускника, поэтому в современной педагогической теории и практике целенаправленно разрабатываются проблемы создания воспитательного пространства. Воспитательная деятельность школы не заканчивается после окончания 4 четверти, так как на базе школы ежегодно открывается летний оздоровительный лагерь. Данная смена является логическим продолжением работы над методической темой школы.

Организация школьных оздоровительных лагерей одна из интереснейших и важнейших форм работы со школьниками в летний период. Лагерь выполняет очень важную миссию оздоровления и воспитания детей.

Цель: создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, их оздоровление и творческое развитие.
Основные задачи:

. укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию;
. организация полноценного отдыха для детей
. физическое и психическое оздоровление
. формирование у детей потребности в здоровом образе жизни
. развитие потенциала каждого ребенка
. развитие коллективистских отношений;
. выработка навыков здорового образа жизни;
. создание условий для самореализации учащихся;
. организация досуга учащихся.

Организационный период.
Первые дни жизнедеятельности лагеря - период адаптации - характеризуется особой динамикой развития межличностных отношений, процессов образования коллектива, повышенным эмоциональным возбуждением.
В эти дни дети испытывают самое значительное психологическое напряжение, которое обуславливается неопознанностью новой сферы жизнедеятельности и недостатком информации о ней. Общие ценности, нормы и установки только начинаются складываться. Они только познают и усваивают традиции и требования конкретного коллектива.
Важно уделить особое внимание созданию благоприятного психологического климата в детском коллективе (проводится диагностическое анкетирование психологического климата в отрядах). В организационный этап основная роль отводится знакомству, выявлению и постановке целей индивидуально-личностного и коллективного развития, сплочению отрядов, формированию законов и условий совместной работы, подготовке к дальнейшей деятельности по программе. Для реализации этих задач необходимо использовать методы: беседа, рассказ, пояснение. А также различные формы реализации задач: игры, тематические огоньки, сборы.
Основной этап.

Цель основного этапа - реализация деятельности, спланированной на смену, развитие самоуправления, достижение успеха каждым ребёнком, совместная деятельность.

Задачи: создание условий для раскрытия, самореализации и саморазвития личности.

Содержание основного этапа работы:
- Знакомство и сплочение отрядов;
- Отдых, познание и развитие самих себя;
- Укрепление здоровья;
- Развитие способности к творчеству;
- Учатся преодолевать трудности, справляться с отрицательными эмоциями;
- Учатся быть организаторами и умению вести за собой;
Формы работы в период основного этапа:

. Совместное планирование, проведение дел.
. Организация равноправного диалога с детьми.
. Совместное обсуждение возникающих проблем.

. Концерты, праздники, соревнования, конкурсы, тематические огоньки.
Этот этап занимает большую часть времени. Именно на этом этапе реализуются все поставленные индивидуально-личностные и коллективные цели развития. В этот период для ребенка важно: дружить и контактировать, чему-то научиться, проявить себя в необычных формах проведения свободного времени.

Основное внимание в этот период отводится развитию детского коллектива, реализации темы смены. Первая половина основного периода деятельность в лагере должна быть направлена на реализацию потребностей детей в отдыхе. В этот период детям предлагаются самые разнообразные виды деятельности: кружки, студии, спортивные секции и т.д.

Утренняя зарядка проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемых помещениях. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день. Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы.

Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил.

Формы организации художественно-творческой деятельности: изобразительная деятельность; конкурсные программы; творческие конкурсы; игровые творческие программы; концерты; праздники; творческие игры; выставки (рисунков, поделок и т.д.) Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии.

Основные показатели результативности работы коллектива педагогов и воспитателей детского летнего лагеря:
- улучшение состояния здоровья детей;
- осознание ими значимости здорового образа жизни и физического самосовершенствования;

- комфортность личности ребенка;
- увеличение спроса со стороны воспитанников на услуги педагогов, кружков, объединений, повышение уровня удовлетворенности детей и их родителей от разнообразных видов творческой деятельности и работы лагеря в целом;
- развитие индивидуальных творческих способностей детей.

Таким образом, летний оздоровительный лагерь на базе школы является воспитательным пространством, в котором господствует определенный педагогически сформированный образ жизни, что позволяет успешно реализовать поставленные воспитательные цели и задачи.




Литература.

1. А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

2. Журналы «Практика образования», «Педсовет», «Последний звонок», «Педагогическое творчество».

3. Н.Е. Щуркова. Классное руководство: Игровые методики. Москва 2004год.


4



Полный текст материала Особенности организации воспитательной работы в пришкольном лагере смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шафростова Надежда Николаевна  Nadinyashik
16.06.2013 0 4167 390

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК