Технология интерактивного обучения в рамках реализации ФГОС НОО
Ильина Татьяна Валерьевна,
учитель начальных классов.
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20
с углубленным изучением
социально-экономических дисциплин»
города Северодвинска Архангельской области
Технология интерактивного обучения
в рамках реализации ФГОС НОО
Дети учатся с интересом, когда имеют мотивацию к обучению, когда используют уже имеющиеся у них знания и умения и когда могут увидеть применение полученных знаний и умений на практике.
Одна из проблем обучения сегодня – пассивность школьников, низкий уровень самостоятельности, неумение переносить знания из учебной ситуации в ситуацию жизненную и, как следствие, снижение учебной мотивации уже к концу начальной школы. 1, 13
Думаем, один из способов решения этой проблемы – освоение и применение технологии интерактивного обучения младших школьников.
Отличительная черта технологии интерактивного обучения – это организация учебного процесса, при которой невозможен отказ ученика от участия в процессе познания. Данная технология направлена на то, чтобы вовлечь всех учащихся в обсуждение темы, выполнение заданий, презентацию результатов самостоятельной работы. И не просто вовлечь, а сделать их участие заинтересованным, мотивированным, нацеленным на достижение результатов. 6
Это решается путем организации групповой работы учащихся. Такая работа может проводиться в парах, мини-командах или малых группах. Эффективность групповой работы обеспечивается использованием специальных методов и приемов, причем, более всего для этого подходят активные методы обучения.
Активные методы обучения получили в последнее время широкое применение на уроках различных предметов. Использование их в обучении решает множество задач. Они развивают познавательный интерес к предмету, активизируют учебную деятельность учащихся на уроках, способствуют становлению творческой личности ученика, дают возможности для взаимообучения, так как предполагают групповые формы работы и совещательный процесс. Учитель лишь направляет деятельность учащихся на достижение цели. 5
Активные методы обучения можно использовать на различных этапах урока: эмоциональный настрой, мотивация в начале урока, активизация имеющихся и получение новых знаний, рефлексия и т.д.
Остановлюсь на некоторых методах, которые используются нами на уроках: «1х2х4х8», «Автобусная остановка», «6х6», «Дерево решений», «Ковер идей».
Прием «1х2х4х8».
На первом этапе дается задание, которое ученики выполняют сначала самостоятельно (записывают варианты на листки), на втором этапе – в парах (знакомят друг друга с результатами своей работы и составляют общий ответ), на третьем этапе – в четверках и на заключительном этапе – в группах. Затем предоставляется слово каждой группе (с опорой на заполненные листы с ответами).
Условия: необходимо четкое ограничение времени обсуждения; учитель не вмешивается в обсуждения, а лишь руководит процессом; выбираются темы, при изучении которых дети могут опираться на уже имеющиеся у них знания или на собственный опыт. 2, 21
Например, тема «Домашние опасности» - хорошо известна детям. Сначала ребята самостоятельно перечисляют опасности, затем обсуждают в парах. При обсуждении в группах добавляется задание о первой помощи. Как итог – отчет групп.
Повторение этого же материала можно провести с помощью приема «Автобусная остановка».
Группы распределяются по автобусным остановкам. На первой остановке ребята выполняют задание, записанное на карточке. Затем переходят по часовой стрелке «на другие остановки». Время работы на первой остановке – 5 минут, на последующих – 3 минуты. Ребята, переходя от одной остановки на другую, знакомятся с имеющимися записями, дополняют их (при необходимости), но не исправляют. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она знакомится со всеми записями. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу.
Прием «Шесть на шесть».
Интересен этот прием тем, что каждый ученик может побывать как в роли ученика, так и в роли учителя.
На первом этапе учащиеся в группах получают новые знания. Например, при изучении темы «Тундра», каждая группа получает свое задание на карточках. Они его выполняют, причем каждый из них готовится представить результаты работы группы другим ученикам (ребята заранее об этом предупреждаются).
На втором этапе идет смена групп: по одному участнику в каждую новую группу. Каждый из участников представляет результаты работы своей группы. После этого ответы каждого, если надо, дополняются, вопросы по теме обсуждаются. Итогом может быть отчет или какая-либо письменная работа.
Активные методы обучения можно использовать и во внеурочной работе.
Прием «Дерево решений». Этот прием помогает ребятам принимать решения в ситуациях трудных и неоднозначных.
Работа тоже происходит в группах. Перед началом занятий учитель обозначает проблему, которая будет обсуждаться, подготавливает таблицы для групп. Далее учитель предлагает группам исследовать проблему. Ученики выявляют плюсы и минусы поставленной проблемы, затем подробно анализируют все возможные варианты решений. Во время занятий учащиеся заполняют таблицу 4.
Например, проблема «Хорошо ли болеть?»
«Ковер идей». Это один из приёмов решения проблемы.
Учащиеся делятся на 3-4 группы.
На первом этапе происходит понимание проблемы. Участникам предлагается ответить на вопрос. Для записи ответов каждая группа получает альбомные листы. Ученики отвечают на вопрос проблемы, например, почему трудно учиться в школе? Ответ группа записывает на альбомных листах, затем вывешивается на плакат «Ковёр идей».
На втором этапе идет поиск решений. Что можно изменить? Что сделать, чтобы учиться было легче? Каждая группа предлагает свои ответы и записывает их на листах цветной бумаги.
На третьем этапе происходит индивидуализация деятельности. Что лично сделаю я, чтобы изменить существующую ситуацию? Что я могу сделать, чтобы учиться стало легче? Каждый ученик записывает своё мнение на маленьком цветном листочке бумаги и прикрепляет его на плакат.
И четвёртый этап – это оценивание идей. Индивидуальное принятие решения: что смогу сделать для решения проблемы и что постараюсь сделать. 5
«Выяснение ожиданий и опасений». Еще один из активных приемов, который мы используемый нами во внеурочной работе для того, чтобы снять напряжение, страхи и неуверенность перед каким-то событием – экскурсия, праздник, контрольная работа и т.д. Заключается он в следующем: ребятам выдаются фигурки (они могут быть разной формы), на одной половине записывается ожидаемые положительные впечатления, на второй – страхи. После события возвращаемся к этим фигуркам, и, если хорошие ожидания сбылись – раскрашиваем фигурки, если страхи сбылись, оставляем белым, если нет – тоже раскрашиваем. 3, 17
«Я, ты, он, она – вместе дружная семья».
Используем, чтобы снять агрессию между классами и внутри отдельного класса. На параллели проводим совместные мероприятия, но делим команды не по классам, а «вперемешку» на 4 команды (в командах ученики из разных классов). Таким образом, выигрывают команды, а не классы. Чаще всего игра сводится к ничьей или победе по номинациям.
Таким образом, использование интерактивных методов многое дает участникам образовательного процесса:
для каждого ученика:
- осознание включенности в общую работу;
- развитие ребенка как личности;
- становление активной позиции в учебной (и иной) деятельности.
учебной группе:
- развитие навыков общения и взаимодействия в малой группе;
- принятие нравственных норм и правил совместной деятельности;
- поощрение к гибкой смене социальных ролей в зависимости от ситуации.
классу:
- формирование классного коллектива;
- повышение познавательной активности класса.
Таким образом, технологии интерактивного обучения – это, несомненно, интересное, творческое и перспективное направление в методике преподавания.
ЛИТЕРАТУРА
Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 2005. – 208 с.
Кажигалиева Г.А., Васенкова М.В. О принципах и методах технологии интерактивного обучения русскому языку в средней школе // Педагогика. – 2005. – № 2. – С. 20-25.
Молодан Е. О. Использование интерактивных методов обучения как средство формирования познавательной активности учащихся. – Минск, 2009. – 65 с.
Коростелева Н.М. Активные методы обучения // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»: URL: http://festival.1september.ru/
Острогляд Л.П. Интерактивные технологии и начальном обучении. // Образовательный портал «Классная оценка»: URL: http://klasnaocinka.com.ua/ru
Шелунц О.А. Активные методы обучения, используемые при обучении учащихся начальных классов // Социальная сеть работников образования: URL: http://nsportal.ru/
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ильина Татьяна Валерьевна
→ severnaya-tanya 29.11.2013 0 4860 539 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.