Брошюра "Групповая форма обучения в начальных классах"
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Акмолинская область
ГУ «Отдел образования Сандыктауского района»
Групповая форма обучения
на уроках в начальных классах
Из опыта работы
учителя начальных классов
Аникеевой
Людмилы Геннадьевны
ГУ « Максимовская средняя школа»
2013год
Основной
формой организации процесса обучения
является урок. В начальных классах
рекомендуется использовать на уроках
групповые формы обучения. Они позволяют
добиться лучшего усвоения материала
и повысить уровень знаний учащихся,
вызвать интерес учащихся к предмету,
учитывать возрастные и индивидуальные
особенности учащихся и создавать
условия для их развития. Групповые
формы обучения можно использовать на
уроках русского языка, чтения, математики,
познания мира. Применять групповую
работу рационально тогда, когда доступен
учебный материал для работы, учащиеся
подготовлены к этой работе, имеются
дидактические материалы для работы в
группах. Цель групповой работы: вызвать
интерес учащихся к предметам; повысить
уровень знаний учащихся; учить
критическому мышлению. 3адачи
групповой работы: научить детей
самооцениванию и взаимооцениванию;
расширять круг знаний учащихся;
воспитывать чувство ответственности
за работу; научить детей работать
вместе, дружно; подтянуть отстающих
детей, привлечь их внимание к работе и
заинтересовать.
Групповая
работа применяется для того, чтобы
научить детей разговаривать, научить
их думать, мыслить, слушать и слышать.
Для этого, учитель должен обладать
педагогическим тактом и терпением.
Ведь нужно дать возможность высказаться
ученику, уметь согласиться с ним и
принять его мнение и высказывание.
Применение
групповой работы в младших классах
должно быть построено так, чтобы можно
было организовать взаимодействие
учащихся в исследовательской работе
для поиска способов решения задач, а
также запустить процесс теоретического
исследования и рефлексии. В то же время
эффективность групповой работы проявляет
себя и в скорости выполнения заданий,
и в создании благоприятных условий для
учебного самоопределения, и в формировании
навыков организаторской работы, и,
пожалуй, самое важное, в формировании
рефлексивных способностей учащихся.
Психологи говорят, что мышление
начинается с удивления, недоумения или
с противоречия. Важно, чтобы школьники
поняли, что мышление – процесс познания
нового. У детей начинается развитие с
формирования простейших мыслительных
навыков. Учащиеся учатся ставить
вопросы, делать обобщения, анализировать,
синтезировать, делать умозаключения.
Перед началом образования групп, педагог
должен подчинить процесс группообразования
как минимум двум установкам.
В своей работе я применю на уроках групповую работу.
Для групповой работы на уроке познания мира, я делила детей, используя цветные карточки, а на обратной стороне были написаны номера. Дети стояли в кругу и поочередно доставали карточки из конверта. Объединившись по цветам, образовавшиеся группы сели за рабочие столы. Всего - три группы. В группах оказались дети с разным уровнем обучения, разными возможностями и с разным интеллектом. Вначале учащиеся чувствовали неловкость, стеснительность в общении, но постепенно атмосфера стала более доброжелательной и открытой для общения. При повторении и закреплении домашнего задания о свойствах воздуха, я предложила детям в группах разобрать следующие вопросы:
1. Почему на зиму надо заклеивать окна, почему зимой животные не мерзнут?
2. Почему резиновый мяч так долго скачет, почему воздух используют для накачивания колес?
3. Может ли без воздуха существовать жизнь, как люди используют невесомость воздуха?
Наблюдая за работой детей, я видела, что в группах сразу выявились лидеры. Они взяли на себя ответственность за выполнение работы и за всю группу в целом. Так, в первой группе лидером была Настя, она записывала предложения детей, задавала наводящие вопросы Артему, так как этот ребенок с барьерами, у него дефекты речи. При выполнении данного задания я наблюдала, если у учащихся были затруднения, я консультировала учащихся, оказывала помощь.
На следующем этапе урока при объяснении нового материала учащиеся работали с текстом: читали самостоятельно текст «Вода. Свойства воды», затем обсуждали и отвечали на вопросы в группе: Где встречаемся с водой в природе? Какое значение имеет вода в природе? Почему природа возле воды богаче? В ходе диалога дети были активны, рассуждали, аргументировали свои ответы примерами из жизни. Миша любит ловить рыбу, и он активно включился в диалог и доказывал, что растения возле водоемов растут лучше, потому что для растений нужна вода. Наташа говорила, что человек без воды не может жить.
Лабораторная работа по теме «Свойства воды» была организована по группам, где проводили опыты сами учащиеся. Брали стакан с водой, опускали в него карандаш, который был виден. Дети сделали вывод: вода прозрачная и бесцветная. Продолжили опыт, наливая воду в разные сосуды. Учащиеся сделали вывод, что вода не имеет формы, она приобретает форму того сосуда, в который ее наливают. В результате совместной работы дети были вовлечены в исследовательский процесс. Проявили заинтересованность и увлеченность, как сильные, так и слабые учащиеся.
Следующее задание было направлено на то, чтобы учащиеся в группе составили кластеры «Свойство воды». Ребята оформляли плакаты, затем спикер группы защищал свою работу, при этом группа сама выбирала спикера. На защиту в одной группе вышел слабый ученик Слава, который в индивидуальной работе показывал слабые знания. На заключительном этапе урока я подвела итоги о результатах выполнения заданий и работе групп, где учащиеся, взаимооценивая друг друга по критериям, подводили итоги работы. Таким образом, я оценила не только результат решения задачи, но и работу всех групп. В конце занятия, выработанные каждой группой результаты, обсуждались всем классом.
Групповая форма работы во - первых, повышает учебную и познавательную мотивацию учеников. Во-вторых, снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач. В-третьих, в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. При совместном выполнении задания происходит взаимообучение, поскольку каждый ученик вносит свою лепту в общую работу. Именно групповая работа способствует улучшению психологического климата в классе, развитию толерантности, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения. В результате групповой работы у учащихся повысился интерес к предмету, все учащиеся были заинтересованы и вовлечены в активную работу, учащиеся оценивали свою работу и работу товарищей; учащиеся получали удовлетворение от работы.
Используемая литература: руководство для учителя третьего базового уровня.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Аникеева Людмила Геннадьевна
→ milena5182 17.12.2013 0 4543 922 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.