Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения младших школьников
Честнокова Татьяна Павловна,
учитель начальных классов
МОУ «Каслинская СОШ №27» Каслинского муниципального района
РАЗВИТИЕ МОТИВОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОГО СМЫСЛА УЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Среди ценностных ориентиров содержания образования на ступени начального общего образования ФГОС выделяет развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию [1]. Ведущим двигателем этого умения является познавательный интерес и учебная мотивация. А какие мотивы младших школьников наиболее способствуют успешной познавательной деятельности и саморазвитию ребенка? Многолетний опыт работы показывает, что культивирование педагогом и родителями мотивов получения материальной выгоды (например, орденов, подарков), мотивов благополучия («чтобы хвалили») или мотивов избегания («чтобы не ругали») приносит кратковременный, а порой и отрицательный результат. Для устойчивой положительной мотивации эффективно сочетание познавательных, учебных, социальных мотивов и мотивации достижения.
Ведущими факторами, создающими мотивационный портрет учащихся, являются содержание и формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества. В этом плане мне близки позиции Образовательной системы «Школа 2100», по которой я работаю уже более десяти лет. Авторский коллектив этой системы пропагандирует принцип динамики опоры на внутреннюю мотивацию, учет дифференцированности мотивов применительно к разным предметам и образовательным областям и их смены на различных этапах образования [3]. Среди личностных образовательных результатов в ОС «Школа 2100» выделяется умение оценивать поступки на основе важности исполнения роли «хорошего ученика», важности учёбы и познания нового, важности образования. Средствами достижения этих результатов являются предметное содержание, образовательные технологии деятельностного типа и продуктивные задания в учебниках [2].
В развитии широких познавательных интересов и мотивов учебной деятельности положительно зарекомендовали следующие направления и формы из опыта моей педагогической практики, обеспечивающие взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности.
Развитие познавательных мотивов, интереса к новому: презентации «Мой друг – любимая книга», «Мои сокровища» (коллекции); «Школьные реликвии моих родителей», День экспериментов, День энциклопедиста, Неделя Почемучек, Неделя пословиц об уме и мудрости «Ума палата», Неделя Цитат.
Развитие стремления к самоизменению, формирование рефлексивного отношения к учению: практикумы «Парад моих школьных принадлежностей», «Мой помощник – дневник», «Как подружиться с Гномиком Успеха?», «Как подружиться с Феей Памяти и Принцем Внимания?», «Как спланировать умный отдых?», Неделя моей Активности, творческая рефлексия «Что обо мне расскажет моя Тетрадь».
Создание ситуаций эмоционального переживания успеха: конкурсы «Лучшая пропись класса», «Лучший дневник класса», присвоение званий «Мисс и Мистер Активность», «Звезда Урока», чествование победителей ежегодного чемпионата по скорочтению «Читательский марафон» (номинации «Плавные слоги», «Большой рывок», «Книгоспринтер»), фотосессия «Наша гордость».
Установление связей между учением и будущей профессиональной деятельностью: серия экскурсий «К маме с папой на работу», «Путешествие знакомой вещи», выставка-коллаж «Профессии моих родных», коллективный проект поздравлений «С профессиональным праздником!»
Развитие стремления выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность, быть полезным и интересным обществу: проведение мини-уроков «Юные учителя», выполнение общественного поручения «Друзья ЭМУ», «Друзья Принца Внимания»; участие в олимпиадах, конкурсах, выставках. За четыре года учащиеся класса приняли участие в 53 олимпиадах и конкурсах от районного до международного уровня. Вершиной многочисленных побед стало 1 место в международном конкурсе творческих команд «Эрудит-марафона» среди 1536 команд.
Систематическая работа в данных направлениях способствует становлению важной личностной характеристики в портрете выпускника начальной школы: любознательный, активно и заинтересованно познающий мир ученик.
Список литературы
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М. : Просвещение, 2010. – 31 с. – (Стандарты второго поколения).
Вахрушев, А.А., Программа личностного развития и формирования УУД у обучающихся на ступени начального образования (Образовательная система «Школа 2100») [Электронный ресурс] / А.А. Вахрушев, А.В. Горячев, Д.Д. Данилов, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова, С.А. Козлова. - www.school2100.ru/...programma/ Programma_UUD_pravlennay.doc
Концепция Образовательной системы «Школа 2100» [Электронный ресурс] http://www.school2100.ru/school2100 /concepciya/
На странице приведен фрагмент.
Автор: Честнокова Татьяна Павловна
→ сотрудничество 03.01.2014 0 4172 364 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.