Мастер-класс для взрослой аудитории "Позволяйте детям..."
Мастер- класс «Позволяйте детям…»
Мастер – класс для большой аудитории.
Сумановская Галия Халиловна , учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 3 г. Ханты – Мансийска
Эта работа предназначается учителю, который полон отваги для того, чтобы провести мастер- класс на незнакомой или малознакомой аудитории, в которой могут быть как учителя – профессионалы, кандидаты наук, методисты, так и родители и люди разных специальностей, не имеющие отношения к образованию. Небольшая часть работы продумана заранее, то есть учитель предполагает, по какому пути пойдет активная беседа, по необходимости корректирует мысли выступающих и помогает двигаться по направлению, нужному ему для достижения цели.
- Нет ничего труднее перевоспитывать человека невоспитанного. Сложно не согласиться с этим утверждением, не правда ли? Возникает естественный вопрос: а что мы подразумеваем, говоря о воспитании, и что же такое воспитание? Почему - то мы часто бываем уверены в том, что абсолютно правильно воспитываем своих детей. И благодаря своему жизненному опыту прекрасно разбираемся в вопросах воспитания: как нашим бесценным чадам поступать в ситуации выбора, чего не стоит делать нашим детям, вернее, что им полезно запретить делать. Большинство сидящих в зале – родители. Уважаемые родители, поднимите, пожалуйста, руки те, которые с достаточной уверенностью могут ответить на эти вопросы. Прекрасно, половина зала знает, что нужно запретить детям.
Размышляя о том, что надо запретить, нередко задумываешься: а что взамен? А что можно разрешить детям, что можно им позволить? Этот вопрос, однажды взволновав меня, не оставляет в покое. Возможно, этот вопрос был кому – то интересен и раньше? Я взяла одну из своих любимых книг «Философия мудрых мыслей». Меня приятно удивило то, что ничего о том, что можно разрешать детям не попадалось. Лишь фраза латинского мудреца: «Sinite parvulos…» («Позволяйте детям…»), которая ещё больше запутала, потому что не было её концовки. Сегодня мне хотелось бы предложить вам вместе со мной задуматься над простой с виду фразой. Наверное, нас ждёт открытие! Вы готовы встретиться с ним?
Уважаемые коллеги - философы, педагоги, психологи! Представьте себе, что сейчас вы просто родители. Латинский мудрец не дописал эту фразу, предоставив тем самым возможность нам самим внести лепту в создание мудрых мыслей.
Итак, давайте попробуем закончить фразу «Позволяйте детям …» своими словами.
(Приглашаются желающие из зала для обсуждения проблемы. Во время проведения мастер – класса используется магнитная доска, на которую помещаются высказывания философов, записываются возникающие в ходе решения проблемы концовки фразы).
- Кто хочет высказаться?
- Передо мной вставал вопрос, что можно позволить своему ребёнку. Непростая ситуация сложилась у нас дома. Мой сын, уже не первый год ходит на кружок уфологов. Раньше мы с отцом не замечали, что это как – то сказывается на его успехах в школе. Но в последнее время он с головой ушёл в свой, как он говорит, удивительный мир, собирает материал о снежном человеке, часами просиживая в Интернет – клубе таких же выдумщиков, как и он сам. Наверное, это интересно, мы не знаем. Но подозреваем, что двойки, которые стали появиться у нашего сына в дневнике всё чаще, говорят о том, что в учебное время он витает в облаках, своих розовых мечтах о встрече с йети. Это добром не закончится. Сколько можно строить замки на песке? Пора бы и повзрослеть! Уж мы – то точно знаем, что снежного человека нет! Разве можем мы ему позволить фантазировать бесконечно?
-А разве плохо творить не только в делах, но и мыслях? Замки на песке! Счастлив тот, кто может их строить! И возможно, что ваш сын станет известным уфологом – исследователем, а может и тем первым человеком, который реально увидит ейти. Ведь этот ребёнок сам из множества разных увлечений нашёл то, что будет интересно именно ему, может, на всю жизнь. Творить в мыслях, творить в делах - всему своё время. Интересна по этому поводу мысль философа Азимова: «Нельзя сказать человеку: «Ты можешь творить. Так давай, твори». Гораздо вернее подождать, пока он сам не скажет: «Я могу творить, и я буду творить, хотите вы этого или нет».
(На доске появляется первая запись: «Позволяйте детям… творить в мыслях и делах».)
-Может быть, надо дать возможность не только творить, но и творить согласно возможностям и способностям детей?
- Наверное, вы правы. А как быть с моим сыном, который бросил престижную музыкальную школу? Нам непросто было устроить его туда. А сколько средств на ветер! Если честно сказать, выдающихся способностей у него не было, но он старательно посещал все занятия. Полгода осталось доучиться - и вот новость - не хочу ходить в музыкальную школу!
- Дети легче, чем взрослые, выбирают то занятие, к чему лежат их способности. Любой из них способен выбрать то, к чему лежит душа. Ян Амос Каменский – один из тех педагогов, кто лучше многих знал, чего хотят дети. Вам, родители, он даёт подсказку: «Куда не влекут способности, туда не толкай». И дайте детям больше возможностей для проявления способностей, помогите детям правильно использовать их! Л. Фейербах, наверное, не однажды сталкивался в своей жизни с подобной ситуацией, чтобы сказать следующее: «Где нет простора для проявления способностей, там нет и способностей». Наверняка, у вашего сына, кроме музыкальных, есть ещё способности, к которым лежит его сердце. Дайте простор его мыслям и чувствам, и ваш ребёнок ещё поразит вас своими успехами, потому что вы дали ему возможность следовать своим способностям.
(На доске появляется вторая запись: «Позволяйте детям… следовать своим способностям»)
-Хорошо, вот мой сын выбрал то, к чему лежит душа – спорт. До сего времени я ещё терпеливо ко всему относилась, но одно из последних его увлечений просто заставляет замирать моё сердце. Ролики! И кто их только придумал! Мало мне разбитых коленок на спортивных дорожках, так он теперь ещё и с горки скатывается. Пригласил и меня посмотреть на это шоу, где он ловко выкидывал кренделя ногами, а я ничего не запомнила, кроме острого ощущения страха за его жизнь. Это так опасно! Разве могу я позволить ему переломать ноги? Думаю, со мной согласятся другие родители.
-Я соглашусь с вами. Дочь наша хочет поступать в ГИТИС. Ни особого таланта, ни сценического артистизма вроде бы не замечалось. Возможностей ноль: её папа не Никита Михалков, не нефтяной магнат, простой механик. Я – то точно знаю, что не поступит; приедет со слезами, разбитыми мечтами, потерянными надеждами, глубоким разочарованием. Разве могу я, мать, позволить своему ребёнку наступить на грабли, позволить совершить такую непоправимую ошибку?
- Давайте попробуем смотреть немного проще на то, как ищут собственный путь ваши дети. Да, нелёгкой ценой проб и ошибок, но свой личный путь самосовершенствования. Не поступит – приедет домой. А что здесь непоправимого? В любом случае вы пожалеете, примите своего ребёнка! Если вы не дадите возможности ей проявить свою самостоятельность, этого она не забудет и будет сожалеть, может всю жизнь, что когда – то послушалась вас. Если же вы дадите своей дочери возможность «совершить ошибку», ваш ребёнок будет вам благодарен за понимание и доверие, даже если мечта потерпит фиаско. Только не надо говорить, что вы предупреждали, что вы «так и знали». Лучше сказать, это хорошо, что ты поняла сама, что это не твоё призвание, а мы тебя любим по – прежнему. Нужно дать своему ребёнку возможность совершать ошибки, учиться на своих ошибках! Лишь бы дети не были пассивны, пусть живут, радуются жизни, ошибаются и вновь пробуют. Наверное, относительно ваших историй Ян Амос Коменский сказал: «Дети охотно всегда чем – нибудь занимаются, это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы у них всегда было что делать».
(На доске появляется третья запись: «Позволяйте детям… совершать ошибки».)
-Значит, надо дать детям в поиске своей дороги в жизни совершать ошибки, идти, как говорят, сквозь тернии к звёздам? Значит, можно им позволить принимать собственные решения?
-«Сквозь тернии к звёздам…» Вот ваша дочь выбирает ГИТИС, наверное, у неё нормальная самооценка. А как быть с моей девочкой, которая заканчивает 9 класс на «4» и «5» с прекрасными знаниями по всем предметам, занимается гимнастикой, шахматами, цветоводством, участвует во всех школьных конкурсах и выставках. Умница, красавица! Вы думаете, она хочет в ГИТИС? Как бы не так! Она хочет поскорее выйти из родных школьных стен, учёбу продолжить в училище и получить специальность повара. Из 9 класса – и сразу в жизнь! Разве могу я ей это позволить? Маленькая ведь ещё…
- Да, маленькая. И всегда будет для вас маленькой, иначе не бывает! Но с самого рождения ребёнок – личность, он не выходит во взрослую жизнь, как порой считают некоторые родители, он уже живёт в этой взрослой жизни. И у детей «своё особое умение видеть, думать, чувствовать», как писал для нас Жан Жак Руссо, и «нет ничего глупее, чем пытаться подменить у них это умение нашим»! Давайте как можно чаще своему ребёнку возможность выбирать: сначала шоколадку, мороженое, цвет платья, вид спорта, а потом - свой жизненный путь. Дайте ему возможность самому решать, что, когда и как делать.
(На доске появляется четвёртая запись: «Позволяйте детям…принимать решения».)
(Реплика из зала: «Как же дети смогут обходиться без нас? Без нашей помощи, без нашего совета ...»)
- Может закончить эту фразу так: «Позволяйте детям … оставаться детьми?» Дать им возможность как можно дольше оставаться жить в детстве?
-Хорошо, а кто может с уверенностью сказать, где находится та самая граница детства? Кто знает? Как долго надобно давать детям возможность оставаться детьми? Предлагаю вам послушать поучительную историю о птицах. Итак, «Птичья» история.
Над одном из Мазурских озер на огромном дереве размещалось гнездо цапли. Экспериментатор оборудовал на берегу озера кормушку, в которой всегда была рыба, так что цапли, когда вылупились птенцы, не должны были искать себе корм в озере, а пользовались кормушкой.
Цапли кормят своих птенцов, вкладывая им корм в клюв. Но когда птенцы подрастают, взрослые цапли уже не могут обеспечить их пищей в достаточном количестве и выгоняют из родного гнезда, чтобы они сами нашли охотничьи угодья, которые должны быть, по крайней мере, за полкилометра от гнезда. Там молодые цапли вьют свои собственные гнёзда. В этом случае не было такой необходимости, и птенцов кормили до тех пор, пока они не стали взрослыми и не подобрали себе пары.
Они пристроили гнездо к гнезду родителей, а те по – прежнему кормили, и не только их, но и вылупившихся новых птенцов. Так выросло пять новых поколений птиц, построивших гигантское гнездо – коммуну вблизи кормушки. Состарившаяся пара цапель – основателей рода – запихивала рыбу в клювы детям – цаплям, внукам – цаплям и правнукам – цаплям.
Но вот пара старых цапель умерла, а вслед за ними и вся птичья семья, не способная питаться самостоятельно, погибла от голода над кормушкой, полной рыбы.
Печальная история. Но сколько в ней смысла! Пусть ребёнок остается ребёнком, но помнит о том, что в любой момент он может оказаться один на один с действительностью, к которой должен быть подготовлен. Ребёнок должен быть настолько самостоятелен, чтобы легко в любой момент мог обойтись без воспитателей. Может, об этом и говорил Эрнест Легуве: «Цель воспитания – научить наших детей обходиться без нас». Вы согласны?
Так как же нам закончить мысль латинского мудреца? Обратите внимание на нашу доску. «Позволяйте детям…» Прекрасные мысли, но если вы внимательно присмотритесь, то увидите, что мы запрещаем детям обычно и что готовы позволить им теперь:
творить в мыслях и делах
следовать своим способностям
совершать ошибки
принимать решения
Так чего же на самом деле хотят ваши дети?
Быть самостоятельными, независимыми, творить в гармонии со своей душой и своими способностями. Как кто? Как взрослые. Как же вы хотели бы теперь закончить фразу великого мудреца?
- «Позволяйте детям … взрослеть!»
- Может, это и есть ответ на вопрос, что такое воспитание? Воспитывайте, но не мешайте ребёнку, оставаясь в детстве, взрослеть! Позволяйте, но…мягко и аккуратно помогайте ему становиться взрослым.
Однажды Николай Михайлович Карамзин сказал: «Давно называют свет бурным океаном: но счастлив, кто плывёт с компасом». Свет – жизнь – бурный океан. А кто является компасом? Конечно, мы, взрослые, родители и учителя…
Мы пред будущим в ответе:
Наша радость, боль и грусть,
Наше будущее – дети!
Трудно с ними, ну и пусть!
В наших детях – наша сила,
Всех земных миров огни.
Лишь бы будущее было
Ясным, светлым, как они!
На странице приведен фрагмент.
Автор: Сумановская галия Халиловна
→ СУМОЧКА 11.01.2014 2 5518 799 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.