Статья "Комфортные мобильные группы как средство формирования успешной личности младшего школьника"


ПИРОЖКОВА Н.В.

Учитель начальных классов I квалификационной категории,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»,

город Воткинск, Удмуртская Республика, Россия











































КОМФОРТНЫЕ МОБИЛЬНЫЕ ГРУППЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УСПЕШНОЙ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА


С проблемой успешности в обучении детей сталкивается каждый учитель начальных классов. Наблюдения показывают, что уровня школьной зрелости в 6-летнем возрасте достигают менее 50% детей. Уровень школьной зрелости напрямую связан с успешностью обучения в школе. Дети с низким уровнем школьной зрелости оказываются в трудном положении.

Но может ли быть успешным каждый ученик?

Социальный заказ современного общества – конкурентно-способная высокообразованная успешная личность. Требование к современной личности: «Совершенствуй себя, чтобы быть успешным в обществе».

Американский психолог У. Глассер в своей книге «Школы без неудачников» утверждает: «Если ребенку удается добиться успехов в школе, у него есть все шансы добиться успеха в жизни» [1]. Я.А. Каменский считал: «Все дети способны к обучению, которое нужно приспособить к врожденным способностям ребенка, чтобы можно было применить эти способности легко и приятно». [2].

Целью моей методической работы «Комфортные мобильные группы как средство формирования успешной личности младшего школьника» является создание условий для формирования успешной личности младшего школьника в учебно-воспитательном процессе. В ходе работы решаются следующие задачи:

1. Вести обучение младших школьников в атмосфере комфорта, доброжелательности и творчества.

2. Развивать коммуникативные свойства личности.

3. Воспитывать креативную личность.

Со времен Я.А. Каменского, который поставил задачу создать педагогику, дающую гарантию успеха, продолжается творческий поиск педагогов в этом направлении. В педагогической литературе описаны некоторые системы успешного обучения и воспитания. Я хочу представить свой инновационный опыт работы успешного обучения и воспитания - «Комфортные мобильные группы как средство формирования успешной личности младшего школьника», в основе которого лежит применение личностно-ориентированных, групповых технологий, реализуемых по трем направлениям:

1. Индивидуальный подход.

2. Дифференцированный подход.

3. Творческий подход.

Рассмотрим каждый из них.

Индивидуальный подход.

Сначала проводится диагностико-прогностический скрининг по Екжановой Е. А. или диагностика уровня психо-физиологической зрелости ребенка[3], результаты которого показывают готовность первоклассника к школе. Чтобы проследить динамику уровня развития ребенка в дальнейшем, данная диагностика проводится каждые полгода в 1-2 классах. В 3-4 классах используется методика «ГИТ» [4].

Следующий этап – распределение учащихся на группы соответственно уровню ПФЗ (психо - физиологическая зрелость). Деление на группы находится только в ведении учителя и для учителя.

Условные названия групп:

1. Высокая возрастная норма.

2. Стабильная середина.

3. Группа риска.

4. Проблема.

Для каждой группы детей используются индивидуальные задания на каждом уроке.

Данные исследований и наблюдений за организованным по группам учебно-воспитательным процессом доказывают правильность выбранного направления в индивидуальной работе с учащимися.

Дифференцированный подход.

Сначала создается психологический портрет личности каждого ребенка:

1. Определяется тип нервной системы.

2. Определяются особенности восприятия способов мышления.

3. Создается таблица, в которую вносятся все эти данные и данные скрининга ПФЗ.

После создания психологического портрета личности каждого ребенка формируются комфортные мобильные группы с учетом пожеланий учащихся. Затем создаются правила сотрудничества в группе, которые педагог обязательно обсуждает с детьми.

Творческий подход.

Сначала определяется успешность каждого ученика по отдельно-взятому предмету. Затем проводится деление учеников на группы по предметной успешности. Ученики, успешные по какому-либо предмету, становятся группой консультантов на уроке по этому предмету.

Состав групп может меняться в зависимости от целей и задач урока так, чтобы на уроке каждый ученик чувствовал себя комфортно и максимально смог проявить себя.

В процессе обучения и воспитания применяются интегрированные уроки, проектная и исследовательская деятельность, используются элементы национальной культуры, краеведческого материала, музыкальные фрагменты, физкультурные минутки.

Мониторинг успешности каждого ученика проводится 1 раз в полгода и по его результатам возможны передвижения учеников из группы в группу. Ученик, успешный хотя бы по одному предмету, старается достичь успеха и по другим предметам.

Анализ опыта работы «Комфортные мобильные группы как средство формирования успешной личности младшего школьника» и данные исследований успешности каждого ученика, проводимых в течение семи лет на базе двух классов (выпуски: 2006-2010 уч. г.; 2010-2014 уч. г.) доказывают правильность выбранных форм и методов обучения:

наблюдается динамика качества знаний:

учащиеся могут самостоятельно получать знания и применять их на практике;

умеют общаться друг с другом;

начинают проявлять интерес к учебе в целом.

Опыт работы «Комфортные мобильные группы как средство формирования успешной личности младшего школьника» был представлен мной на педагогическом совете (протокол №2 от 02.11.2011г.), апробирован и рекомендован педагогическим работникам школы для использования при организации обучения учащихся 1-4 классов.































Литература


1. Детская психология (http://www.childpsy.ru/)

2. Неуспеваемость как психолого-педагогическая проблема. (http://otherreferats.allbest.ru/)

3. Диагностико-прогностический скрининг, (http://wiki.iteach.ru/images/c/c7/099613_8FF11_ekzhanova_e_a_diagnostiko_prognosticheskiy_skrining_v_pervyh.doc)

4. Групповой интеллектуальный тест умственного развития, (http://www.childpsy.ru/lib/metodics/15326/)














Полный текст материала Статья "Комфортные мобильные группы как средство формирования успешной личности младшего школьника" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Пирожкова Наталия Владиславовна  boxvtk593
24.01.2014 0 2406 288

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК