Статья "Комфортные мобильные группы как средство формирования успешной личности младшего школьника"
ПИРОЖКОВА Н.В.
Учитель начальных классов I квалификационной категории,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»,
город Воткинск, Удмуртская Республика, Россия
КОМФОРТНЫЕ МОБИЛЬНЫЕ ГРУППЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УСПЕШНОЙ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
С проблемой успешности в обучении детей сталкивается каждый учитель начальных классов. Наблюдения показывают, что уровня школьной зрелости в 6-летнем возрасте достигают менее 50% детей. Уровень школьной зрелости напрямую связан с успешностью обучения в школе. Дети с низким уровнем школьной зрелости оказываются в трудном положении.
Но может ли быть успешным каждый ученик?
Социальный заказ современного общества – конкурентно-способная высокообразованная успешная личность. Требование к современной личности: «Совершенствуй себя, чтобы быть успешным в обществе».
Американский психолог У. Глассер в своей книге «Школы без неудачников» утверждает: «Если ребенку удается добиться успехов в школе, у него есть все шансы добиться успеха в жизни» [1]. Я.А. Каменский считал: «Все дети способны к обучению, которое нужно приспособить к врожденным способностям ребенка, чтобы можно было применить эти способности легко и приятно». [2].
Целью моей методической работы «Комфортные мобильные группы как средство формирования успешной личности младшего школьника» является создание условий для формирования успешной личности младшего школьника в учебно-воспитательном процессе. В ходе работы решаются следующие задачи:
1. Вести обучение младших школьников в атмосфере комфорта, доброжелательности и творчества.
2. Развивать коммуникативные свойства личности.
3. Воспитывать креативную личность.
Со времен Я.А. Каменского, который поставил задачу создать педагогику, дающую гарантию успеха, продолжается творческий поиск педагогов в этом направлении. В педагогической литературе описаны некоторые системы успешного обучения и воспитания. Я хочу представить свой инновационный опыт работы успешного обучения и воспитания - «Комфортные мобильные группы как средство формирования успешной личности младшего школьника», в основе которого лежит применение личностно-ориентированных, групповых технологий, реализуемых по трем направлениям:
1. Индивидуальный подход.
2. Дифференцированный подход.
3. Творческий подход.
Рассмотрим каждый из них.
Индивидуальный подход.
Сначала проводится диагностико-прогностический скрининг по Екжановой Е. А. или диагностика уровня психо-физиологической зрелости ребенка[3], результаты которого показывают готовность первоклассника к школе. Чтобы проследить динамику уровня развития ребенка в дальнейшем, данная диагностика проводится каждые полгода в 1-2 классах. В 3-4 классах используется методика «ГИТ» [4].
Следующий этап – распределение учащихся на группы соответственно уровню ПФЗ (психо - физиологическая зрелость). Деление на группы находится только в ведении учителя и для учителя.
Условные названия групп:
1. Высокая возрастная норма.
2. Стабильная середина.
3. Группа риска.
4. Проблема.
Для каждой группы детей используются индивидуальные задания на каждом уроке.
Данные исследований и наблюдений за организованным по группам учебно-воспитательным процессом доказывают правильность выбранного направления в индивидуальной работе с учащимися.
Дифференцированный подход.
Сначала создается психологический портрет личности каждого ребенка:
1. Определяется тип нервной системы.
2. Определяются особенности восприятия способов мышления.
3. Создается таблица, в которую вносятся все эти данные и данные скрининга ПФЗ.
После создания психологического портрета личности каждого ребенка формируются комфортные мобильные группы с учетом пожеланий учащихся. Затем создаются правила сотрудничества в группе, которые педагог обязательно обсуждает с детьми.
Творческий подход.
Сначала определяется успешность каждого ученика по отдельно-взятому предмету. Затем проводится деление учеников на группы по предметной успешности. Ученики, успешные по какому-либо предмету, становятся группой консультантов на уроке по этому предмету.
Состав групп может меняться в зависимости от целей и задач урока так, чтобы на уроке каждый ученик чувствовал себя комфортно и максимально смог проявить себя.
В процессе обучения и воспитания применяются интегрированные уроки, проектная и исследовательская деятельность, используются элементы национальной культуры, краеведческого материала, музыкальные фрагменты, физкультурные минутки.
Мониторинг успешности каждого ученика проводится 1 раз в полгода и по его результатам возможны передвижения учеников из группы в группу. Ученик, успешный хотя бы по одному предмету, старается достичь успеха и по другим предметам.
Анализ опыта работы «Комфортные мобильные группы как средство формирования успешной личности младшего школьника» и данные исследований успешности каждого ученика, проводимых в течение семи лет на базе двух классов (выпуски: 2006-2010 уч. г.; 2010-2014 уч. г.) доказывают правильность выбранных форм и методов обучения:
• наблюдается динамика качества знаний:
• учащиеся могут самостоятельно получать знания и применять их на практике;
• умеют общаться друг с другом;
• начинают проявлять интерес к учебе в целом.
Опыт работы «Комфортные мобильные группы как средство формирования успешной личности младшего школьника» был представлен мной на педагогическом совете (протокол №2 от 02.11.2011г.), апробирован и рекомендован педагогическим работникам школы для использования при организации обучения учащихся 1-4 классов.
1. Детская психология (http://www.childpsy.ru/)
2. Неуспеваемость как психолого-педагогическая проблема. (http://otherreferats.allbest.ru/)
3. Диагностико-прогностический скрининг, (http://wiki.iteach.ru/images/c/c7/099613_8FF11_ekzhanova_e_a_diagnostiko_prognosticheskiy_skrining_v_pervyh.doc)
4. Групповой интеллектуальный тест умственного развития, (http://www.childpsy.ru/lib/metodics/15326/)
На странице приведен фрагмент.
Автор: Пирожкова Наталия Владиславовна
→ boxvtk593 24.01.2014 0 2406 288 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.