Статья "Метапредметные компетенции в системе Л.В.Занкова"


Автор: Ильина Наталья Николаевна

Метапредметные компетенции в системе Л.В.Занкова

Сегодня государственная образовательная политика во главу угла ставит развитие личности обучаемых: «Развитие личности – смысл и цель современного образования», что абсолютно совпадает с целью обучения, сформулированной Л.В.Занковым: достижение оптимального общего развития каждого ребенка при сохранении его психического и физического здоровья.

В новом Стандарте предъявляются требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, в частности, к личностным и метапредметным результатам образовательной деятельности, включающим освоение обучающимися универсальных учебных действий.

Л.В.Занков был против того, чтобы рассматривать начальную школу лишь как пропедевтический этап в обучении школьников. Он настаивал на том, что начальные классы – это особый самоценный этап в жизни ребенка, в течении которого закладываются основы не только учения в средних и старших классах, но и всей последующей деятельности человека. Эта же мысль выражена в новом образовательном Стандарте следующими словами: «Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться.»

При организации учебного процесса в системе Л.В.Занкова у ребенка одновременно формируются и совершенствуются все группы УУД. Чтобы раскрыть это утверждение, необходимо принять в качестве аксиомы утверждение о том, что цель обучения – развитие личности ребенка.

В широком значении термин универсальные учебные действия означает способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком, собственно психологическом смысле – это совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания.

Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических особенностей учащегося. Универсальные учебные действия тесно связаны с достижением метапредметных результатов. Это очень важно сегодня, когда от выпускника школы требуются мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно.

Что значит метапредметные компетенции? «Мета» - за, над – общий для всех предметов. Метапредметные - освоенные универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Вот некоторые наиболее важные из них:

  • регулятивные - управление своей деятельностью, умение принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, вносить коррективы в действия, адекватно воспринимать оценку учителя, инициативность и самостоятельность;

  • познавательные – работа с информацией, выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения ,классификации, установления аналогий, подведения под понятие;

  • коммуникативные – умение использовать речь для регуляции своего действия , договариваться, приходить к общему решению, учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию.

В системе обучения Л.В.Занкова метапредметная технология предполагает включение каждого ребенка в разные типы деятельности, создавая условия для его личностного роста. Одним из эффективных методов, формирующих метапредметные компетенции учащихся, является метод исследования. Практика показывает, что использование элементов проблемных, поисковых, исследовательских, эвристических методов делает процесс обучения более продуктивным. Развитие исследовательских умений и навыков учащихся помогает достичь определенных целей: поднять интерес учащихся к учебе, мотивировать их на достижение более высоких результатов.

Учителю в новой системе следует отказаться от традиционной структуры урока: опрос, объяснение, закрепление. Развивающий урок отличается гибкой структурой. А главное - нельзя запрограммировать его ход. Начало урока может быть неожиданным, сразу включающим учащихся в активную умственную деятельность, захватывающую их эмоционально (кроссворд, вводящий новое понятие; игра, например, “Корректор”, “Третий лишний”; мотивационная проблемная ситуация и др.). Для учителя важна не “гладкость” урока, когда ученики безошибочно отвечают на задаваемые учителем вопросы, а естественный процесс развёртывания познания – с его ошибками, эмоциями удовольствия, радости, огорчения, смущения и др.

Успех подобных уроков заключается в том, что в деятельность включаются все

ученики класса независимо от разного уровня самооценки в отношении к учебному

предмету и способностей к учению.

На уроке обучающую роль играют и слово учителя, и высказывания детей, и информация, добытая ими, и учебник, который в данной системе можно назвать «сценарием» каждого урока. Правилом для учеников занковских классов является самостоятельное осмысление информации, обычна для них работа в библиотеке со справочной и другой дополнительной литературой. Таким образом, формируется метапредметные компетенции и уже в начальных классах создаются условия для развития способности к самообразованию.

Метапредметный подход позволяет обеспечить переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира и помочь ребёнку овладеть такими способами деятельности, которые будут применимы им как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.







Полный текст материала Статья "Метапредметные компетенции в системе Л.В.Занкова" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ильина Наталья Николаевна  Наташа-лето
29.01.2014 0 2448 368

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК