Статья по теме: "Творческое чтение на уроках в начальной школе"
Смирнова Наталия Анатольевна
учитель начальных классов
ГБОУ школы №57
Приморского района
г. Санкт – Петербурга.
Статья по теме:
Из опыта работы - Творческое чтение на уроках в начальной школе.
Ни для кого не секрет, что в последние годы заметно снижается потребность детей в чтении, пропадает желание читать. Хотя на прилавках магазинов появляются все новые и новые красочно изданные книги, дети читают мало, в основном просматривают журналы с картинками, да читают, выполняя домашнее задание, произведения, напечатанные в учебнике.
Работая по системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова, мне посчастливилось вести уроки литературного чтения по авторскому курсу Г.Н.Кудиной и З.Н.Новлянской «Литература как предмет эстетического цикла». На мой взгляд, тот принцип, который заложен в построении данной программы – совместное сотрудничество учителя и учащихся – помогает в осуществлении главной задачи: через творческое отношение к заданиям, которые используются на уроках, научить ребенка любить читать. Те разработки уроков, которые предлагают авторы, мне кажется, могут быть использованы при проведении уроков литературного чтения по всем программам и учебникам в начальной школе. Я надеюсь, что моя статья поможет коллегам при проведении уроков и будет способствовать знакомству учителей с этим замечательным авторским курсом.
Те знания, которые стремятся дать многие родители еще в дошкольный период, не определяют успешность обучения. Главные задачи, которые решаются в развивающем обучении: научить ребенка учиться – ставить цели, решать поставленные задачи, отвечать за результаты, следовательно, учить себя. Эти же задачи я ставлю для достижения целей в обучении своих учеников и стараюсь решать их на всех уроках. Я стараюсь организовывать собственную деятельность учащихся; мы учимся общаться, высказывать свое мнение и прислушиваться к мнению товарищей. В достижении поставленных целей мне помогла и программа по литературному чтению.
Основная цель авторского курса «Литература как предмет эстетического цикла» - воспитание эстетически развитого читателя. По словам самих авторов, основной задачей курса является: «воспитать детей способных к пониманию позиции автора художественного текста и собственному суждению о произведении и жизненных явлениях, в нем отраженных».
Программа Г.Н.Кудиной и З.Н.Новлянской построена очень интересно и своеобразно. За четыре года учащиеся не только знакомятся со многими авторами, их произведениями, но и овладевают различными приемами работы с художественными произведениями.
Во втором полугодии своим четвероклассникам я предложила выполнить довольно сложное задание – поработать над проектной задачей – создать сборник произведений в жанрах Устного Народного Творчества. Ребята должны были сочинить свое собственное произведение в одном из жанров, затем объединиться по группам и создать свою книгу, начиная с создания обложки, оформления титульного листа, оглавления. Придумать оформление всей книги, записать вступление к своему сборнику, а также попытаться составить свои рецензии на данные произведения, т.е. создать свою книгу от начала и до конца. Этот проект занял у нас довольно много времени, полтора месяца, но на мой взгляд ребята прекрасно справились, проявив все свои таланты: и писательские, и художников – оформителей, и организаторские, распределяя каждому свою работу в группе. Поскольку дети привыкли выполнять творческие задания с первого класса, эта работа не только не испугала их, а еще больше сплотила дружный классный коллектив; ни один ребенок не остался в стороне и с удовольствием делал то, о чем договаривались в группах. При подведении итогов этой работы все дети готовили представление на свою книгу, демонстрировали получившуюся работу, читали те свои произведения, которые отобрали в каждой группе и благодарили тех детей, которые помимо своей работы, смогли, работая в « позиции критика», составить свою рецензию на понравившуюся работу одноклассника. У нас получилось три книги – сборники загадок, считалок и небылиц.
А начинали мы с небольших по объему произведений, с изучения малых жанров УНТ. Знакомясь с картиной жизни, которая присутствует в том или ином произведении, убеждались, что существуют специальные слова, без которых этот жанр не смог бы существовать; определяли звуковой и ритмический рисунки произведений; знакомились со структурой жанра. Далее учащиеся должны были создать свою работу в данном жанре. Это главная особенность курса – пропускать через себя все то, с чем знакомишься на уроках. Пытаться работать в «позиции автора», а затем «критика» и «читателя». Все дети в классе не просто справились с заданием, а создав первый раз и почувствовав радость от успешно выполненной работы, смогли выполнять задания с каждым разом все лучше. Результаты наших усилий, которые по праву можно назвать детским творчеством, мы с детьми оформили в рукописные книги и создали целое собрание «книг», посвященное жанрам УНТ, а также появились сборники детских сочинений, которым в этом курсе придается большое значение.
На уроках, где мы обсуждали написанное, происходил творческий процесс. Ведь дети не просто читали то, что у них получилось, они старались всеми средствами донести до одноклассников свои мысли и чувства. Работы выглядели очень интересно. Ребята создавали свои иллюстрации к написанному произведению: кто – то создавал рисунок, кто – то делал аппликацию к работе. Читая или рассказывая наизусть свои скороговорки, потешки, загадки, свои слова, там, где это было нужно, сопровождали жестами, различными движениями; словом – импровизировали. Конечно же, такие уроки запоминались детьми надолго.
Создавая свои произведения, очень сложно бывает подобрать нужные слова. В процессе работы с художественными текстами мы с учащимися создали «Копилку настроений», куда входили самые разные слова, характеризующие настроение. Ребята при знакомстве со стихотворениями, старались подметить слова, которые бы характеризовали настроение рассказчика, а затем пытались объяснить свое настроение, которое возникало у них после прочтения произведения. Если во – втором классе эта работа детям давалась с трудом: в тетрадях мы выполняли эту работу сообща: записывали слова, которые могли пригодиться при комментировании произведения – добрый, спокойный, радостный и т.д.; то в дальнейшем, дети добавляли в нашу копилку все больше новых оригинальных слов – волшебный, задумчивый, загадочно улыбающийся и т.д. При знакомстве с новыми произведениями эта копилка помогала ребятам более разнообразно высказывать свое мнение, показывать свое отношение к изучаемым произведениям, а затем создавать свои лирические работы.
Как я уже упоминала ранее, работе над сочинениями на уроках уделяется большое значение. Сочинение – отзыв, на мой взгляд, довольно сложный вид работы. К нему мы «подошли» только лишь к четвертому классу, хотя начинали работать с первого. Темы сочинений, которые предлагались детям, были самые разнообразные. Вот лишь некоторые из них:
- первый класс: ребятам надо было сочинить сначала устно (так как они еще не умели хорошо писать), а потом попросить записать их рассказ родителей: «Рассказ о животном», «Если бы я был взрослым…», «Я котенок».
-второй класс: «Забытая игрушка», « От имени собаки…», «Аквариум глазами золотой рыбки и кота», «Разговор рукавицы¸ перчатки и варежки», «Воспоминание старой обуви».
-третий класс: «Разговор кастрюль», «Хлеб глазами сытого и голодного», «Моя любимая книга» и, наконец, четвертый класс: сочинения – отзывы.
Работа над сочинениями строилась следующим образом. Первый урок
посвящался коллективной творческой работе. На таких уроках мы наблюдали за реальностью, явлениями и предметами окружающей жизни, выявляя характерные признаки: разглядывание - опавших листьев, рукавицы, перчатки и варежки, клубней картофеля, вида за окном и т. д. Создавался коллективный этюд под руководством учителя, призванный помочь каждому ребенку создать свой художественный образ. Главная задача, которая ставилась перед учащимися, пытаясь «вжиться» в разные образы героев, ответить на вопрос: Чьими глазами видится мир и чьими устами ведется рассказ о нем? Вторым уроком шла индивидуальная письменная работа – сочинение. И завершающий урок – обсуждение детских сочинений. Во время обсуждений таких работ, дети приходили к выводу, что об одном и том же можно рассказать по разному, и не обязательно мнение товарища должно совпадать с твоим. Кроме того, учащиеся начинали понимать, что существуют различные точки зрения на один и тот же предмет, например точки зрения человека и животного, человека и неодушевленных предметов.
Также для лучшего восприятия произведения, я не просто использовала пересказ, а прибегала к приему – раскадровка рассказа (создание рисованного фильма). Дети, выбрав небольшой фрагмент рассказа, работали в парах, а затем соединяли рисунок. За время работы каждый ребенок уже в деталях мог рассказать о событиях данного произведения, подмечая такие детали, на которые при простом пересказе не обратил бы внимания.
На уроках часто используются такие приемы, как игры – импровизации, когда ребенок должен не заучить предложенный текст, а проявить свое собственное отношение к изучаемому произведению, создать свой образ литературного героя. Так во втором классе, мы с детьми, прочитав сказку Владимира Даля «Война грибов и ягод», распределили роли и, не репетируя долгое время, это была импровизация, создали свои образы героев и разыграли данное произведение.
Этой же задаче был посвящен рассказ Николая Носова «Живая шляпа». Ребята должны были разыграть этот рассказ по ролям, сделав его похожим на пьесу. Сначала мы разделили рассказ на отдельные части – сцены, затем работали внутри каждой сцены – выделяли действия героев, а затем текст придуманной пьесы разыгрывался по ролям, где реплики героев импровизировались. Следовательно, дети как бы «вживались» в образ героев Носова и сами «проживали» этот рассказ. Поскольку детей в классе было намного больше, чем литературных героев, у нас получилось несколько групп. И соответственно каждая группа представила свою импровизированную пьесу, что позволило нам сравнить игру «актеров» и оценить достижения каждой группы. Прежде чем провести такую работу, мы познакомились со структурой построения пьесы, проанализировав пьесу Самуила Маршака «Двенадцать месяцев».
В данном курсе авторами разработаны уроки, которые называются: Праздники читательских удовольствий. Основная задача таких уроков состоит не только в том, чтобы научить детей чему – то, сколько в том, чтобы предоставить им возможность пережить эстетические эмоции, причем речь идет о коллективном переживании, объединяющем людей. Таких уроков немного. Они проводятся 2-3раза в год, но обязательно как уроки – праздники. Для создания праздничного настроения используются произведения разных видов искусства: словесного, изобразительного, музыкального. Учителю требуется достаточно много времени, чтобы подготовить такой урок, но тот настрой, который царит на уроке, та активность, которой заражаются дети, стоит того, чтобы такие уроки готовить и проводить.
Один из таких уроков, который я проводила со своими детьми во втором классе, назывался «Путешествие в Зимнее царство». Урок открывала Фея, которая пригласила детей в Зимнее царство, но чтобы попасть туда, дети должны были вспомнить и прочитать «зимние» стихи и устроить маленький снегопад. Затем ребят ждала встреча с волшебством, знакомство с Горным королем из финской сказки «Сампо – лопаренок», и в итоге, ребята, рассмотрев волшебные снежинки, придумывали истории о своих снежинках. А дома они должны были нарисовать эти снежинки так, чтобы по их форме можно было угадать их характер. Конечно, проведение таких уроков тоже способствует привлечению детей к читательской деятельности.
Все те приемы, которые используются на уроках литературного чтения, побуждают школьников не просто учиться, а учиться с удовольствием, и, конечно же, способствуют тому, что дети хотят и любят читать хорошие книги.
Список использованных источников:
Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение» для 1-го класса четырехлетней начальной школы. – Изд.2-е, перераб. и доп. – М.: Издательский дом «Оникс 21 век», 2003. – 224с.
Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение» для 2-го класса четырехлетней начальной школы. – Изд.5-е, перераб. и доп. – М.: Издательский дом «Оникс 21 век»: Дом педагогики, 2002. – 264с.
Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение» для 3-го класса четырехлетней начальной школы. – Изд.6-е, перераб. и доп. – М.: Издательство Оникс , 2005. – 320с.
Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение» для 4-го класса четырехлетней начальной школы. – Изд.4-е, перераб. и доп. – М.: Издательский дом «Оникс 21 век»: Дом педагогики, 2003. – 352с.
Сборник примерных программ для начальной общеобразовательной школы / Сост. А.Б.Воронцов. – 2-еизд. – М.: ВИТА – ПРЕСС, 2011. – 384с.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Смирнова Наталия Анатольевна
→ Лисьен 24.02.2014 0 2064 435 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.