Развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения.


Слайд 1
Тема самообразования учителя начальных классов ГБОУ СОШ №541 Кисилевой И.В. Развитие познавательной активности и творческих способностей уч-ся на уроках литературного чтения.
Слайд 2
Привитие интереса к родному слову. В сотрудничестве, под руководством, с чей – то помощью ребёнок может создать больше и решить более трудные задачи, чем самостоятельно. (Л. С. Выготский)
Слайд 3
Как ребёнку развивать свою речь, речевое творчество? Как реализовать потенциал его речевых возможностей, побудить к созданию самых простых рассказов, сказок, стихов? Что посоветовать родителям, чтобы их дети после школы сознательно стремились к творческому самовыражению в слове?
Слайд 4
Каждый ребёнок по природе – творец, мечтатель и фантазёр. Представить ему больше света, радости, интереса и наполнится мир понятий, детских слов, образов, живой речи!
Слайд 5
Очень важно замечать любые творческие проявления учеников; создавать условия для развития творческих способностей на уроках и во внеклассной работе. Даже не умеющий читать ребёнок, пытается, повторяя небольшие стихи, загадки, скороговорки, проявить свои актёрские способности. На уроках литературного чтения ребята пробуют свои силы в качестве писателей и поэтов. На первых этапах работа бывает коллективной, далее групповой или в парах. Естественно, далеко не у всех детей есть литературные творческие способности, умение сочинять, воображать, придумывать. И, тем не менее таланты каждого ребёнка можно развивать.
Слайд 6
С первых уроков грамоты и слушания в первом классе постепенно включаю задания творческого характера, требующие самостоятельной деятельности учащихся: выделение и чтение отдельных эпизодов, характеристика героев, сравнение героев, их речи, поступков. Использую стихотворный материал: загадки, стихи о буквах, рифмовки, чистоговорки. Дети проявляют большой интерес к стихосложению.. При помощи специальных упражнений учащиеся учатся рифмовать слова, складывать рифмованные строчки..
Слайд 7
Это такие упражнения: 1.дополни слоги до слов (му-, про-); 2.закончи фразу; 3.придумай рифму к слову (лучик - … ); 4.соедини рифмующиеся слова; 5.поймай рифму (придумать слово, рифмующееся с данным); 6.игра «Слоговой аукцион» - выиграет тот, кто назовет слово последним (ла- игла, скала, дуга); 7.придумай веселую фразу, каждое слово которой начинается с одной и той же буквы, с одного и того же слова: например, Петр Петрович Петухов поймал птицу-перепелицу, пошел продавать, просил полтинник, получил половину; 8. игра «Четвертый лишний» (ложка, кашка, мошка, лукошко);
Слайд 8
9.игра «Буриме» - дописать стихотворение по рифмующимся словам; 10.восстанови рассыпанное стихотворение; 11.допиши стихотворение по его началу: «Покидают утки пруд, Далеко летят на юг… 12.игра «Кто больше подберет рифм» Синички – водички – птички 13.игра «Добавлялки» Где обедал воробей? В зоопарке у… 14.«Конкурс одной строки» . Дана первая строка стихотворения, придумываем окончание и определяем самый удачный вариант.
Слайд 9
Особенно много творческих работ появляется при знакомстве с устным народным творчеством. Знакомясь с частушками, считалками, загадками, небылицами, дразнилками, дети придумывают свои образцы. Загадки Отгадайте-ка, ребятки, интересную загадку: Круглое и красное На дереве висит. Вкусное и сладкое На солнышке блестит. Коллективная работа, 1 класс А
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Работа со словом требует развития у учащихся способностей всматриваться, вслушиваться. Для постановки детей в ситуацию поиска, даю такие задания, которые способствуют творческим открытиям детей. Это упражнения вида «Что на что похоже?», «Какой характер и настроение у игрушки?», «Что может рассказать о себе кошка, белка, кукла?» (герои произведений), «Какие представления у вас возникают при слове дождик?» и другие, «Что ты чувствуешь при слове ...?» и другие.
Слайд 14
Игры со словом «Я начну, а ты продолжи… » Вот он – светлый, добрый дом, Мы сейчас в него войдём… Вошли и увидели моего друга Васю. Встретили и его сестру Стасю. А вокруг летают ласточки день и ночь. И даже лисы убегают от зайчиков прочь . В доме том и стулья и диваны и золотые столы. Я там был, а ты?
Слайд 15
Проводя урок чтения, применяю различные задания, направленные на развитие творческих способностей школьников в учебном процессе, чтобы дети были заинтересованы и активно участвовали в работе. Это речевые разминки, задания на смекалку, различного рода пересказы, собственные сочинения сказок, рассказов, стихов, загадок, преобразования читаемого текста с привлечением воображения, литературные игры, головоломки, кроссворды, ребусы, конкурсы, шарады, викторины, шутки.
Слайд 16
В учебнике некоторые тексты являются отрывками произведений, что позволяет давать задания такого типа: - продолжи рассказ; - как вы думаете, что ещё может произойти с героем; - а если бы главный герой поступил по-другому, чтобы могло произойти? А если произведение большое, то, придумав продолжение, могут сравнить затем свой рассказ с произведением автора.
Слайд 17
Придаю большое значение, тому, что первоклассник, овладевающий навыком чтения, может справиться лишь с очень небольшими текстами, не представляющими для него огромного интереса. В связи с этим огромное значение приобретает курс «Литературное слушание», который выполняет главную функцию: развивает интерес к книге, помогает совершенствовать умения воспринимать разные художественные произведения путём выразительного чтения произведений самим учителем.
Слайд 18
5. Выразительное чтение Главное средство речевой выразительности – интонация. При чтении художественного произведения интонация возникает после осмысления текста, понимания замысла, осознанного отношения к героям, их поступкам и событиям. Вот некоторые задания: •передай в тексте радость, возмущение, гордость, печаль; •прочитай отрывок, передавая голосом страх, удивление, огорчение; • прочитай предложение с разной интонацией. Выразительное чтение учителя и детей присутствует на каждом уроке. Но особенно это заметно на конкурсах чтецов.
Слайд 19
Для полноценного восприятия произведения ученикам необходимо проникнуться эмоциональным состоянием героя, прочувствовать и пережить то, что волнует, удивляет и радует персонаж. С этой целью предлагаю учащимся следующие задания: •Какие чувства при чтении возникли у вас: изумление, радость, восхищение, сожаление, восторг? •Обратите внимание на слова, которые выбирает автор, для того, чтобы передать свою радость, восхищение, огорчение, восторг, грусть и т.п. •Найдите в тексте слова, передающие настроение автора;
Слайд 20
·- Придумайте или подберите мелодию к . прочитанному произведению. - рисование эпизода, который больше понравился; - рисование заданного эпизода, персонажа, серии рисунков; - составление рисованного диафильма; - аппликацию, лепку, изготовление макета книги, - рассматривание и обсуждение иллюстраций художников; - составление картинного плана.
Слайд 21
Отзыв о прочитанном Высказать свое мнение о книге спектакле, картине и др. помогает такой вид работы как написание отзыва. Уже с первого класса дети начинают оформлять «Читательский дневник» (сначала с помощью родителей, затем самостоятельно), т.е. писать сочинение-отзыв на данную авторскую работу, без предварительной работы над ним в классе.
Слайд 22
Слайд 23
Слайд 24
Я использую вопросы, при помощи которых, дети выполняют данное задание: - Понравился ли тебе рассказ? Почему? - Удачно ли созданы автором образы героев? - Есть ли в рассказе интересные описания героев? А их характеров? - Можно ли рассказ назвать интересным, необычным? - Поясни заглавие рассказа.
Слайд 25
Таким образом, можно сделать вывод, что в результате упорной и трудоемкой работы от урока к уроку развиваются творческие способности детей, при создании в классе атмосферы дружелюбия . С развитием творческих способностей развивается и личность ребёнка. Дети становятся активными, чаще проявляют инициативу, у них появляется уверенность в собственных силах. Большинство учащихся ясно и логично выражают свои мысли, формулируют свою точку зрения и отстаивают свои убеждения. На основе чтения ученики совершенствуют навыки изложения собственных мыслей.
Слайд 26
Слайд 27
Результатом работы считаем повышение качества знаний, стремление к творчеству, рост учебной мотивации, создание благоприятного климата в классе и крепкого дружного коллектива.
Слайд 28
.
Слайд 29
Уже сейчас заметно, что дети все чаще высказывают свои мысли о прочитанном, быстрее находят нужные слова для характеристики героев в произведениях, пробуют писать стихи, рассказы, а самое главное –любят уроки литературного чтения, любят читать. Среди детей был проведен анкетный опрос: •Помнишь ли ты свою первую книжку? •Есть ли книга, которую ты любишь перечитывать? •Хотел бы ты переселиться в одну из книг? •Среди каких героев ты хотел бы жить?
Слайд 30
Исследование показало, что из 25 учеников 24 помнят свою первую книгу, 22 любят перечитывать некоторые книги, 23 хотели бы переселиться в одну из них, 24 называют героев, с которыми хотели бы жить. Никто не дал отрицательных ответов.

Полный текст материала Развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения. смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кисилева Ирина Викторовна  Irin@o
10.06.2014 0 3242 507

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК