Инновационный проект "Школьный экспресс"; начальные классы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 5 Г.АПШЕРОНСК АПШЕРОНСКОГО РАЙОНА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ
«Школьный экспресс»
(организация деятельности начальной школы для успешной реализации школьной программы самоуправления «Молодая гвардия»)
Составитель: учитель начальных классов
высшей категории Ольга Ивановна Фролова
Утвержден на заседании педсовета
Протокол № от
г. Апшеронск
2010
Содержание
Введение
Содержание инновационного проекта самоуправления в начальной школе «Школьный экспресс», концептуальное обоснование необходимости предполагаемого проекта
Проблема, объект, предмет исследования
Гипотеза, цель и задачи проекта
Основные принципы реализации проекта
Механизм реализации проекта
Этапы реализации проекта
Оценка эффективности реализации проекта
Значение ожидаемых результатов для развития общеобразовательной системы
Введение
Поиск и разработка оптимальной модели самоуправления в начальной школе всегда является делом трудным. Это связано и с возрастными психологическими особенностями младших школьников. Отказ от октябрятских звездочек привел к новой ситуации в организации ученического самоуправления в начальной школе. Важнейшим условием формирования коллектива выступает организация совместной деятельности. Как же объединить классы единой целью? Детский коллектив – это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и потребность других. Без самоуправления коллектива невозможно подлинное развитие личности. Детей должны объединять отношения, которые возникают в деятельности, в общении, во взаимодействии. Для этого необходимо три стороны, три силы, три полюса (дети, родители, учителя), которые образуют поле воспитания. В поисках обновления социализации детей педагогическая наука стала активно искать и внедрять новые педагогические технологии. «Школьный экспресс» - это пример такой технологии, направленной к тому, чтобы развивать общественно-политическое сознание, формировать гражданскую культуру и активную жизненную позицию, способствовать саморазвитию детей.
Содержание инновационного проекта «Школьный экспресс», концептуальное обоснование необходимости проекта
Инновационный проект «Школьный экспресс» разработан в 2009 году, так как важнейшим условием формирования коллектива выступает организация совместной деятельности. Поэтому в МОУГ № 5 детская организация представлена в виде игры-путешествия на поезде, который формируется из вагонов – классов. Каждый вагон – класс имеет свою особенность. Каждый классный коллектив имеет своих проводников, которых объединяет машинист состава. Особенности функционирования «Школьного экспресса»
- Система самоуправления – максимально открытая система
- Дети, родители, учителя – сотоварищи
- Позиция учителя: близкий друг, который всегда поможет и даст необходимый совет
- Позиция ученика: свобода выбора самопознания, понимание других, умение общаться.
Каждый класс – своя команда с названием, девизом, эмблемой, программой, планом работы, ученическим самоуправлением.
1 «а» и 1 «б» разработали программу «Родничок»
Цель: пробуждение в ребенке национального самосознания, формирование традиционных ценностей почитания своих предков, своего рода, малой и большой Родины
2 «а» разработали программу «Эрудиты»
Цель: развитие интеллектуальных способностей учащихся
2 «б» разработали программу «Этикет»
Цель: повышение уровня воспитанности учащихся
2 «в» разработали программу «ЮДП»
Цель: обеспечение школьнику знаний по правилам пожарной безопасности
3 «а» работают по программе «Валеологическая культура»
Цель: обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование необходимых знаний, умений и навыков по ЗОЖ
3 «б» работают по программе «Светофорик»
Цель: обеспечение школьнику знаний по ПДД
3 «в» работают по программе «Музыкальная шкатулка»
Цель: развитие творческих способностей учащихся
4 «а» работают по программе «Казачата»
Цель: пробудить интерес к изучению культуры и традиций кубанских казаков
4 «б» работают по программе «Эко»
Цель: формирование свободного осмысления природы как объекта, в котором обитает жизнь самых разных форм и в том числе жизнь человечества
В детском самоуправлении «Школьный экспресс» существуют ступени роста:
1 класс: Дети под руководством учителя формируют правила школьной жизни, учатся уважительно относиться к одноклассникам, выполнять разовые поручения. Учитель на этом этапе – наставник.
2 класс: Дети соблюдают законы школы, учатся формулировать свое мнение, выполнять постоянные поручения, участвовать в работе микрогрупп. Роль учителя – помощник.
3 класс: Дети выполняют постоянные поручения, учатся планировать работу групп по интересам, участвовать в КТД, высказывают свою точку зрения. Учитель исполняет роль консультанта.
4 класс: Дети участвуют в работе самоуправления, готовят и проводят конкурсы, викторины, планируют КТД. Учитель – партнер и старший товарищ.
Заповеди детской организации «Школьный экспресс»
Учеба – твой главный труд
Умей дорожить своей честью и честью школы
Умей радоваться успехам других
Дал слово – держи, не можешь – не обещай
Спеши делать добро
Умей принимать свои ошибки, вину, неси ответственность за свои поступки
Занимайся спортом, закаляй свое здоровье
Мой внешний вид – это часть меня
Проявляй внимание и милосердие к людям
Работа органов самоуправления строится на основе Устава Школьного ученического собрания и программы, принятых на уровне ученической конференции.
В содержание работы по инновационному проекту «Школьный экспресс» включены:
1. Познавательная деятельность
- участие в проведении предметных недель
- организация различных конкурсов, интеллектуальных игр, викторин по предметам
- активное участие в олимпиадах
- участие в работе научного общества «Калипсо»
2. Ценностно-ориентированная деятельность
- формирование школьного самоуправления
- проведение тематических классных часов
- организация встреч с интересными людьми
- систематическое и целенаправленное использование возможностей учебных предметов для духовного воспитания учащихся
3. Трудовая деятельность
- организация общественно полезного труда
- дежурство классов по школе
- проведение выставок поделок
- тимуровское движение
4. Художественно – творческая деятельность
- участие в художественной самодеятельности
- организация поездок в театры
- посещение выставок, музеев, лекториев
- совершенствование культуры поведения и внешнего вида учащихся
5. Спортивно – туристическая деятельность
- проведение турслетов
- участие в работе спортивных секций
- участие в районных спортивных мероприятиях
- проведение «Дня здоровья»
3.Проблема, объект, предмет исследования
Проблема – поиск и разработка оптимальной модели самоуправления в начальной школе «Школьный экспресс»
Объект – учащиеся начальной школы
Субъект – администрация гимназии, учителя начальных классов,
родители
Предмет исследования – деятельность МОУ Г № 5 по формированию комплексной, целенаправленной воспитательной работы в организации ученического самоуправления в начальной школе
4.Гипотеза, цель и задачи инновационного проекта «Родничок»
Гипотеза – если сформировать комплексный, целенаправленный подход к воспитательной работе, то это будет способствовать формированию у ребенка личной ответственности за собственное развитие, повышению уровня воспитанности, к сомораскрытию и самореализации личности.
Цель: Обучение творческой деятельности, развитие индивидуальных, познавательных способностей каждого ученика, помочь в самосознании, самоопределении, в самореализации.
Задачи:
- сформировать нравственные качества учащихся на базе гуманистических ценностей;
- формирование у учащихся активной гражданской позиции;
- развитие у учащихся жизненно важных умений и навыков;
- предоставление учащимся возможностей для самореализации
Приоритетные направления:
Развитие нравственного сознания, самосознания и нравственных мотивов
Формирование духовной личности, здорового образа жизни
Воспитание человека-гражданина
4. Создание системы воспитания личности, заинтересованной в творческом развитии, самообразовании
5. Обеспечение единства семейного и школьного воспитания личности, создание семейного духа школы, сбалансированной деятельности родителей, детей, учителей, образующей коллектив гимназии, призванный заботиться о ее самочувствии и развитии, о комфортных условиях обучения и воспитания
Формы работы: Воспитательный процесс осуществляется в форме игра – путешествие «Школьный экспресс», участниками которой становятся учащиеся 1 – 4 классов.
В течение учебного года учащиеся начальной школы путешествуют на «Школьном экспрессе». В системе самоуправления задействованы все учащиеся начальной школы. Вся воспитательная работа « привязана» к детской организации и «завязана» на детском движении: все, что ни делается в начальной школе – через детскую организацию «Школьный экспресс».
Исходя из цели и задач инновационного проекта самоуправления в начальной школе «Школьный экспресс» определены направления деятельности МОУ Г № 5
«Я и Мир Знаний» ( учебная деятельность, предметные недели, конкурсы, научно-практические конференции)
«Я и природа» (экологическая работа, экскурсии в природу, конкурсы поделок из природного материала)
«Дом, в котором мы живем» (мероприятия с участием родителей, экскурсии по школе, городу, району)
«В здоровом теле – здоровый дух» (дни здоровья, соревнования, беседы о здоровом образе жизни)
«Делу время, а потехе час» (досуг)
Направления инновационного проекта |
Основные мероприятия |
Сроки реализации |
Ответственные исполнители |
1.1. «Я и Мир Знаний» |
Неделя естественных наук Неделя точных наук Неделя гуманитарных наук Олимпиада по экологии Олимпиада по математике Олимпиада по русскому языку Олимпиада по кубановедению Научно-практическая конференция Конкурс «Лучший каллиграф» |
сентябрь
январь
март
октябрь
январь
март
апрель
март
март
|
МО начальных классов
МО начальных классов
МО начальных классов
Зам.директора по УВР Зам.директора по УВР
Зам директора по УВР
Зам.директора по УВР
Руководитель научного общества «Калипсо»
РуководительМО
|
2.1. «Я и природа» |
2.1.1. Экологическая тропа
2.1.2. Экскурсии в природу 2.1.3. Выставки поделок из природного материала 2.1.4. Викторины по природоведению 2.1.5. Кроссворды и плакаты по экологии 2.1.6. Фотовыставка «Родной город Апшеронск» 2.1.7. 2.1.8. |
сентябрь
1 раз в четверть
Октябрь Апрель
Ноябрь
Октябрь
Сентябрь |
Учителя физической культуры Классные руководители Классные руководители
Зав. библиотекой гимназии
Классные руководители
Родительский комитет
|
3.1. «Дом, в котором мы живем» |
3.1.1. Экскурсии по школе 3.1.2. Экскурсии по городу
3.1.3. Посещение ДК «Октябрь» 3.1.4. Экскурсии по району 3.1.5.Экскурсии в школьный музей
|
Сентябрь
В течение года
Ежемесячно
В течение года
1 раз в четверть
|
Классные руководители Родительский комитет
Классные руководители Родительский комитет Совет музея
|
4.1.«В здоровом теле – здоровый дух» |
4.1.1.День здоровья
4.1.2. Спортивные соревнования 4.1.3.Веселые старты
4.1.4.Беседы о ЗОЖ 4.1.5.Беседы о законе 1539 |
1 раз в четверть
Согласно графику
1 раз в четверть
В течение всего времени В течение всего времени |
Учителя физической культуры Учителя физической культуры Учителя физической культуры Классные руководители Классные руководители |
5.1. «Делу время, а потехе – час» |
5.1.1.Конкурсы стихов 5.1.2.Выставки рисунков 5.1.3.Конкурсы сочинений
5.1.4.Ярмарки поделок 5.1.5.Конкурс аппликаций из природного материала 5.1.6.Конкурс аппликаций из геометрических фигур 5.1.7.Конкурс инсценированных стихотворений |
Октябрь Февраль Ежемесячно
Сентябрь Ноябрь Март Ноябрь Май Октябрь
Январь
Март |
Руководитель МО
Руководитель МО
Руководитель МО
Классные руководители Классные руководители
Руководитель МО
Зав. библиотекой гимназии |
Основные принципы реализации инновационного проекта детского самоуправления в начальной школе «Школьный экспресс»
- принцип гуманно-личностного подхода к детям
- принцип ориентации ребенка на духовные, нравственные, познавательные ценности
Механизм реализации инновационного проекта школьного самоуправления «Школьный экспресс»
Координацию деятельности по реализации проекта осуществляет администрация гимназии
Главными исполнителями проекта являются:
- заместитель директора по УВР
- учителя начальных классов
- педагоги дополнительного образования
- зав. библиотекой гимназии
Этапы реализации инновационного проекта «Школьный экспресс»
1 этап – проектно-мобилизационный август 2009 год
Целью этого этапа является разработка проектного замысла инновационного проекта «Школьный экспресс» в воспитательной системе
2 этап – поисково-преобразовательный с 1.09.2009 г. по 1.09.2011г.
Целью этого этапа является - реализация инновационного проекта
3 этап – обобщающий 2012г.
На завершающем этапе будет рассматриваться осуществление намеченного, обобщение выполненного, презентация опыта работы
Оценка эффективности реализации инновационного проекта детского самоуправления «Школьный экспресс»
В результате осуществления инновационного проекта «Школьный экспресс» ожидаются результаты:
- выработка личной ответственности за собственное развитие;
- самораскрытие и самореализация личности;
- приобретение навыков общения в режиме реального времени;
- жизненное самоуправление
Значение ожидаемых результатов для развития образовательной системы
- Создание системы воспитательной работы в начальной школе
- Разработка новых форм и методов работы с детьми, направленных на выявление творческих способностей детей, улучшение контактов между детьми
- Обобщение и распространение передового опыта воспитательной работы
гимназии
Предложения по возможному распространению результатов в системе образования эксперимента:
Вышеизложенные результаты предлагаем распространить через цикл семинаров для педагогических работников.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Фролова Ольга Ивановна
→ andronnikova_olg 30.08.2014 0 2352 281 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.