Инновационный проект "Этикет и этика"; начальные классы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 5 Г.АПШЕРОНСК АПШЕРОНСКОГО РАЙОНА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ
«Этикет и этика»
(организация деятельности школы для успешной реализации школьной программы самоуправления «Школьный экспресс»)
Составитель: учитель начальных классов
высшей категории Ольга Ивановна Фролова
учитель первой категории
Утвержден на заседании педсовета
Протокол № от
г. Апшеронск
2010 год
Содержание
Введение
Содержание инновационного проекта «Этикет и этика», концептуальное обоснование необходимости предполагаемого проекта
Проблема, объект, предмет исследования
Гипотеза, цель и задачи проекта
Основные принципы реализации проекта
Механизм реализации проекта
Этапы реализации проекта
Оценка эффективности реализации проекта
Значение ожидаемых результатов для развития общеобразовательной системы
Введение
Младший школьный возраст – время интенсивного приобретения ребенком социальных знаний, которые включают в себя усвоение общественных норм и правил, а также способов действий в различных ситуациях. Именно в начальной школе дети учатся принимать в расчет нюансы дружбы и авторитета, учитывать множество предписаний и правил. Исходя из этого, важное психолого-педагогическое значение приобретает развитие у ребенка нравственных качеств.
Как показывают наблюдения, неумение вести себя в обществе, отсутствие навыков приличных манер достаточно часто приводят человека в тупик. Предупредить такие проблемы разумнее, чем устранять их последствия.
Школьники непростительно мало знают о правилах поведения в современном обществе. А между тем школа должна стать гарантом культурного, нравственного развития граждан.
Культура общения, от которой во многом зависит, как относятся к нам окружающие, основана на соблюдении определенных правил, именуемых этикетом, которые регламентируют, что допустимо и приемлемо в данном обществе или в данной ситуации, а что нет. Конечно этикет определяет лишь формы, «технику» общения и поведения, потому самого по себе знания правил этикета недостаточно, чтобы считаться культурным, воспитанным человеком. Поведение в обществе должно опираться на общие принципы и нормы морали, демонстрируя связь между этикетом и этикой. Наши манеры – отражение наших этических представлений. Вежливость и внимание к людям, сочувствие и умение понять другого человека – это высокие этические качества, лежавшие в основе нравственного поведения, находят отражение в простых нормах этикета.
Содержание инновационного проекта «Этикет и этика», концептуальное обоснование необходимости проекта
Инновационный проект «Этикет и этика» разработан в 2010 году. Хотя работа ведется по этому направлению с 2008 года. В младшем школьном возрасте дети особое внимание уделяют нравственной стороне поведения, им свойственно желание получить положительную оценку окружающих, т.е. этот период является оптимальным для усвоения правил культурного общения. Разнообразные приемы и методы формирования мотивов нравственного поведения младших школьников и соблюдения этических норм ( добро и сострадание, гостеприимность и милосердие, внешний вид и культура речи; личная гигиена и профилактика вредных привычек; взаимоотношение в семье, с ровесниками, младшими и старшими; правила поведения в классе, в школе, общественных метах, на улице, в транспорте, театре, за столом). Инновационный проект «Этикет и этика» включает в себя программу занятий для классных часов и внеклассной работы на четыре года.
3.Проблема, объект, предмет исследования
Проблема – поиск наилучших средств и способов в повышении внимания к вопросам нравственного воспитания детей в тесном сотрудничестве с семьей.
Объект – учащиеся начальной школы
Субъект – администрация гимназии, учитель начальных классов
Предмет исследования – деятельность МОУ Г № 5 по формированию комплексной, целенаправленной работы по формированию высоких норм общечеловеческой нравственности через систему внеклассных мероприятий и классных часов
4. Гипотеза, цель и задачи
инновационного проекта «Этикет и этика»
Гипотеза – если сформировать комплексный, целенаправленный подход к воспитательной работе по инновационному проекту «Этикет и этика», то это повысит уровень воспитанности учащихся
Цель: создание условий для решения проблемы приобщения детей к формированию положительного нравственного поведения в семейном общении и общении с окружающими людьми, чувства удовлетворения оттого, что он делает хорошие дела, приносит пользу близким, окружающим, радует их добрыми поступками в тесном сотрудничестве с семьей.
Задачи:
- разработать инновационный проект по повышению уровня воспитанности учащихся;
- воспитать стремление быть порядочными людьми;
- следовать общечеловеческим ценностям и благородным идеалам;
- освоить нормы правильного поведения в обществе;
- воспитать негативное отношение к вредным привычкам;
- сформировать у учащихся осознанного выбора здорового образа жизни;
- предоставить возможность для дополнительного общения детей и родителей в неформальной обстановке.
Приоритетные направления:
Формирование духовной личности, здорового образа жизни
Воспитание человека-гражданина
Создание системы воспитания личности, заинтересованной в развитии у ребенка нравственных качеств
Обеспечение единства семейного и школьного воспитания личности, создание сбалансированной деятельности родителей, детей, учителей, образующих коллектив гимназии, призванный заботиться о формировании нравственного воспитания школьника.
Формы работы: классные часы, театрализованные беседы и представления, конкурсные и развлекательные программы, инсценировки, викторины и праздники, родительский лекторий по нравственному воспитанию младших школьников.
Исходя из цели и задач инновационного проекта «Этикет и этика» определены направления деятельности МОУ Г № 5
Просвещение детей и родителей по инновационному проекту «Этикет и этика».
Привлечение к этой деятельности зав. библиотекой гимназии, педагогов дополнительного образования, родителей.
Подготовка и проведение классных мероприятий, направленных на развитие нравственных качеств младших школьников.
Информирование родителей о важности нравственного воспитания в младшем школьном возрасте на родительских собраниях.
.
ЭТИКЕТ
1-2 классы
Пояснительная записка
Целью предмета этикет – развитие коммуникативных способностей, нравственной культуры человека
Этикет предполагает решение следующих задач:
- понятие сути морального выбора человека в различных ситуациях
- введение в активный словарь учащихся достаточного количества этикетных стереотипов
- правильное использование этикетных формул в речи, которое помогает установлению контакта между собеседниками, поддержанию общения в тональности вежливости, доброжелательности, взаимопонимания, что облегчает взаимопонимание между людьми
Программа курса этикета для 1-2 классов разработана на основе поурочной учебной программы «Веселый этикет» О.И. Фроловой
На изучение программы предусмотрен 1 час в неделю за счет классных часов, программа рассчитана на 34 часа.
Список литературы:
«Веселый этикет» авторы Н.Е.Богуславская, Н.А.Куприна, рецензенты Т.А.Ладыженская, В.Н.Маров Екатеренбург «Арго» 1997 год.
Тематическое планирование
1 класс
№ |
Тема |
Количество часов |
Дата |
1. |
Знакомство |
1 |
|
2. |
Поведение за столом |
1 |
|
3. |
У тебя в гостях подруга |
1 |
|
4. |
Прощание с гостем |
1 |
|
5. |
Игра в гости |
1 |
|
6. |
Прощание перед сном |
1 |
|
7. |
Утреннее приветствие |
1 |
|
8. |
Об уступчивости |
1 |
|
9. |
Вежливая просьба |
1 |
|
10. |
Вежливая просьба |
1 |
|
11. |
Поведение в общественном транспорте |
1 |
|
12. |
Поведение у театральной кассы |
1 |
|
13. |
В театре (кино, цирке) |
1 |
|
14. |
В поликлинике |
1 |
|
15. |
В детской библиотеке |
1 |
|
16. |
Поведение в кафе |
1 |
|
17. |
В парикмахерской |
1 |
|
18. |
В парикмахерской |
1 |
|
19. |
Утешение |
1 |
|
20. |
У постели больного |
1 |
|
21. |
Разговор с младшим как разговор сильного со слабым |
1 |
|
22. |
Разговор с незнакомцем на улице |
1 |
|
23. |
Обращение к взрослому знакомому |
1 |
|
24. |
Вежливый разговор по телефону |
1 |
|
25. |
Вежливый разговор по телефону |
1 |
|
26. |
Разговор о животных и с животными |
1 |
|
27. |
Разговор о животных и с животными |
1 |
|
28. |
Поздравления и пожелания |
1 |
|
29. |
Поздравления и пожелания |
1 |
|
30. |
Прощание с близкими перед отъездом |
1 |
|
31. |
Практические занятия |
1 |
|
32. |
Практические занятия |
1 |
|
33. |
Практические занятия |
1 |
|
34. |
Практические занятия |
1 |
|
Тематическое планирование
2 класс
№ |
Тема |
Количество часов |
Дата |
1. |
Речь |
1 |
|
2. |
Культура речи |
1 |
|
3. |
«Настоящий мужчина» |
1 |
|
4. |
«Деловой человек» |
1 |
|
5. |
О вежливости |
1 |
|
6. |
Что такое этикет |
1 |
|
7. |
Что такое этикет |
1 |
|
8. |
Умение вежливо слушать |
1 |
|
9. |
Скороговорки |
1 |
|
10. |
Скороговорки |
1 |
|
11. |
Не ссориться и не обижать друг друга |
1 |
|
12. |
«Разрешите мне сказать» |
1 |
|
13. |
Сочиняем стихи |
1 |
|
14. |
Знакомство |
1 |
|
15. |
В гардеробе |
1 |
|
16. |
На перемене |
1 |
|
17. |
На перемене |
1 |
|
18. |
В столовой |
1 |
|
19. |
В трамвае |
1 |
|
20. |
В общественном транспорте |
1 |
|
21. |
В театре |
1 |
|
22. |
Участие к человеку |
1 |
|
23. |
Дома после школы |
1 |
|
24. |
Дома после школы |
1 |
|
25. |
В кино |
1 |
|
26. |
Разговор |
1 |
|
27. |
Разговор |
1 |
|
28. |
Позвони мне, позвони! |
1 |
|
29. |
Гостеприимство |
1 |
|
30. |
Подарки дарить приятнее, чем получать, не правда ли? |
1 |
|
31. |
Практические занятия |
1 |
|
32. |
Практические занятия |
1 |
|
33. |
Практические занятия |
1 |
|
34. |
Практические занятия |
1 |
|
ЭТИКЕТ
3 класс- 34 часа
Пояснительная записка
Целью предмета этикет – развитие коммуникативных способностей, нравственной культуры человека
Этикет предполагает решение следующих задач:
- понятие сути морального выбора человека в различных ситуациях
- введение в активный словарь учащихся достаточного количества этикетных стереотипов
- правильное использование этикетных формул в речи, которое помогает установлению контакта между собеседниками, поддержанию общения в тональности вежливости, доброжелательности, взаимопонимания, что облегчает взаимопонимание между людьми
Программа курса этикета для 3-х классов разработана на основе программы Э.Г.Ериной г. Ставрополь, Л.И.Лаврентьевой директора школы № 34 г. Ставрополь «Этика» В.М.Мирошниченко
На изучение программы предусмотрен 1 час в неделю за счет классных часов, программа рассчитана на 34 часа. План составлен на 34 учебные недели, поэтому количество часов распределено следующим образом.
Содержание обучения школьников по этикету
Введение. Нравственная культура человека - 2 часа
- Понятия «культура», «нравственная культура», «культура поведения». Связь нравственной культуры и поведения – 1 час
- Правила приличия. Зачем необходимо знать и выполнять правила поведения и нормы нравственности – 1 час
Мое Отечество – 6 часов
а) Патриотизм – нравственная черта нашего народа – 2 час
- Понятия «Родина». «Родина-мать», почему мы так говорим- 1 час
- Подвиг во имя Родины – 1 час.
б) Добросовестное отношение к учению и труду – 2 часа
- Понятия «труд», «воля», «ответственность», «уважение». Воля и труд все перетрут – 1 час
- Отношение к учению. Уважение труда других людей -1час
в) Ты – будущий гражданин – 2 часа
- Понятия «гражданин», «страна», «закон», «паспорт». Свидетельство о рождении, паспорт, свидетельство об окончании школы – документы, рассказывающие о личности человека – 1 час
- Юридическая и моральная ответственность за совершенные проступки в школе. Поощрения и наказания – 1 час
Нравсвенное сознание – 10 часов
а) Простые нормы нравственности – 4 часа
- Понятия «забота», «уважение к чужому времени», «уважение к себе», «зло», «равнодушие», «терпимость» и «нетерпимость». Нормы нравственности- 1 час
- Забота о детях как о будущем страны – 1 час
- Забота о людях старшего поколения – 1 час
- Умение бережно относиться к своему и чужому времени, культурным ценностям страны. Что значит уважать себя – 1 час?
б) Нравственные нормы жизни в семье – 3 часа
- Понятия «семья» «традиция», «взаимовыручка», «жестокость», «бестактность», «грубость», «доброта», «одиночество». Традиции в семье. Праздники в семье. – 1 час
- Русские национальные традиции родственных отношений – 1 час
- Обязанности членов семьи и ответственность человека. Поощрение и наказание в семье – 1 час
в) Семейные праздники - 1 час
- Праздники семьи как традиции. День рождения - я особый праздник. Развлечения на семейных праздниках – 1 час
г) Нравственные нормы жизни в школе – 2 часа
- Уважение к одноклассникам, учителям, работникам школы. Забота о своих друзьях и одноклассниках -1 час
- Умение дорожить своим временем и временем учителя на уроках. Помощь в учебе и других делах – 1 час
Нравственные отношения - 6 часов
а) Человек и его имя – 2 часа
- Понятия «отчество», «фамилия». Указы Ивана Грозного и Петра 1 относительно фамилий и отчеств. Имена по святцам и месяцеслова – 1 час
- Не имя красит человека, а человек имя – 1 час
б) Отношение человека к своему телу и душе, природе и здоровью – 3 часа
- Этика о душе и теле человека. Стремление человека сохранить здоровым свое тело – 1 час
- Что такое духовность человека? Зависимость здоровья человека от его нравственной культуры – 1 час
- Отношение человека к природе и здоровью – достояние страны – 1 час
в) Отношения с одноклассниками и одноклассницами – 1 час
- Мальчики и девочки. Почему мальчики должны уделять внимание девочкам – 1 час
Нравственная деятельность и этикет – 10 часов
а) Правила приличия – 1 час
- Понятия «приличие», «вежливость», «правила приличия» и «правила этикета». Какие правила приличия нужны нам и почему – 1 час
б) Знакомство и представления, приветствия – 2 часа
- Правила представления и знакомства со сверстниками, со старшими, младшими. Рукопожатие и его история. Обращение на «ты», на «вы». Приветствие сверстников, старших и младших. Приветствие незнакомых людей – 1 час
- Мимика и ее роль в приветствии. Роль улыбки. Общепринятые формы обращения при приветствии. Недопустимость вульгарных и жаргонных приветствий – 1 час
в) Этикет на улице и в общественных местах – 2 часа
- Необходимость создания и соблюдения правил поведения в общественном транспорте. Вход в общественный транспорт и выход их него. Расположение и предназначение мест в общественном транспорте – 1 час
- Отношение к старшим и младшим при пользовании общественным транспортом. Особенности отношений между людьми в поезде, самолете, на пароходе, автобусе – 1 час.
г) Этикет покупателя и продавца – 1 час
- Основные правила поведения и общения в магазинах разного типа и на рынке – 1 час
д) Если ты заболел – 2 часа
- Понятия «поликлиника», «врач», «пациент», «посетитель». Правила поведения в поликлинике и в больнице – 1 час
- Посещение больных: уважение и ответственность – 1 час
ж) Этикет за столом – 2 часа
- Уважение себя и других за столом. Что, где и когда едят? Правила использования сервировочных предметов – 1 час
- Обращение за столом. Беседа за столом. Поведение в школьной столовой – 1 час
Требования к подготовке учащихся по предмету этикет
Учащиеся должны усвоить:
- сущность понятий: «норма», «нравственная норма», «культура поведения»
- «товарищи», «бескорыстие», «забота», «уважение
- «чуткость», «взаимовыручка», «грубость», «бестактность»
-«одиночество», «хамство», «страх», «гость», «хозяин», «визит», «приветствие», «представление», «герой», «гражданин»
Учащиеся должны знать:
- как помочь товарищу в учебе, труде
- как увидеть прекрасное в книге, жизни, человеческих отношениях
- как вести себя за столом, что и как едят
- как представиться при знакомстве
- как приветствовать друг друга и старших
- простые нормы нравственности
Учащиеся должны уметь:
- оказывать внимание и проявлять чуткость к товарищу и учителю
- пользоваться столовыми приборами
- давать элементарные оценки поступкам и делам
- правильно представляться при знакомстве
- выполнять правила этикета в общественном транспорте
Список используемой литературы
Научно-методический журнал «Классный руководитель»» для заместителей директоров по воспитательной работе, классных руководителей и кураторов, учителей начальной школы № 3 Москва 2007 год.
Тематическое планирование
3 класс
№ |
№ |
Тема |
Количество часов |
Дата |
|
|
Введение. Нравственная культура человека - |
2 |
|
1. |
1. |
Понятия «культура», «нравственная культура», «культура поведения». Связь нравственной культуры и поведения |
1 |
|
2. |
2. |
Правила приличия. Зачем необходимо знать и выполнять правила поведения и нормы нравственности
|
1 |
|
|
|
Мое Отечество
|
6 |
|
|
|
а) Патриотизм – нравственная черта нашего народа – 2 час |
|
|
3. |
1. |
- Понятия «Родина». «Родина-мать», почему мы так говорим |
1 |
|
4. |
2. |
- Подвиг во имя Родины |
1 |
|
|
|
б) Добросовестное отношение к учению и труду – 2 часа
|
|
|
5. |
1. |
Понятия «труд», «воля», «ответственность», «уважение». Воля и труд все перетрут
|
1 |
|
6. |
2. |
Отношение к учению. Уважение труда других людей |
1 |
|
|
|
в) Ты – будущий гражданин – 2 часа |
|
|
7. |
1. |
Понятия «гражданин», «страна», «закон», «паспорт». Свидетельство о рождении, паспорт, свидетельство об окончании школы – документы, рассказывающие о личности человека |
1 |
|
8. |
2. |
Юридическая и моральная ответственность за совершенные проступки в школе. Поощрения и наказания |
1 |
|
|
|
Нравсвенное сознание
|
10 |
|
|
|
а) Простые нормы нравственности |
4 |
|
9. |
1. |
Понятия «забота», «уважение к чужому времени». «Уважение к себе», «зло», «равнодушие», «терпимость» и «нетерпимость». Нормы нравственности
|
1 |
|
10. |
2. |
Забота о детях как о будущем страны |
1 |
|
11. |
3. |
Забота о людях старшего поколения |
1 |
|
12. |
4. |
Умение бережно относиться к своему и чужому времени, культурным ценностям страны. Что значит уважать себя ?
|
1 |
|
|
|
б) Нравственные нормы жизни в семье |
3 |
|
13. |
1. |
Понятия «семья» «традиция», «взаимовыручка», «жестокость», «бестактность», «грубость», «доброта», «одиночество». Традиции в семье. Праздники в семье.
|
1 |
|
14. |
2. |
Русские национальные традиции родственных отношений |
1 |
|
15. |
3. |
Обязанности членов семьи и ответственность человека. Поощрение и наказание в семье
|
1 |
|
|
|
в) Семейные праздники |
1 |
|
16. |
1. |
Праздники семьи как традиции. День рождения - я особый праздник. Развлечения на семейных праздниках |
1 |
|
|
|
г) Нравственные нормы жизни в школе |
2 |
|
17. |
1. |
Уважение к одноклассникам, учителям, работникам школы. Забота о своих друзьях и одноклассниках
|
1 |
|
18. |
2. |
Умение дорожить своим временем и временем учителя на уроках. Помощь в учебе и других делах |
1 |
|
|
|
Нравственные отношения |
6 |
|
|
|
а) Человек и его имя |
2 |
|
19. |
1. |
Понятия «отчество», «фамилия». Указы Ивана Грозного и Петра 1 относительно фамилий и отчеств. Имена по святцам и месяцеслова
|
1 |
|
20. |
2. |
Не имя красит человека, а человек имя |
1 |
|
|
|
б) Отношение человека к своему телу и душе, природе и здоровью
|
3 |
|
21. |
1 |
Этика о душе и теле человека. Стремление человека сохранить здоровым свое тело
|
1 |
|
22. |
2. |
Что такое духовность человека? Зависимость здоровья человека от его нравственной культуры |
1 |
|
23. |
3. |
Отношение человека к природе и здоровью – достояние страны |
1 |
|
|
|
в) Отношения с одноклассниками и одноклассницами |
1 |
|
24. |
1. |
Мальчики и девочки. Почему мальчики должны уделять внимание девочкам
|
1 |
|
|
|
Нравственная деятельность и этикет |
10 |
|
|
|
а) Правила приличия |
1 |
|
25. |
|
Понятия «приличие», «вежливость», «правила приличия» и «правила этикета». Какие правила приличия нужны нам и почему |
1 |
|
|
|
б) Знакомство и представления, приветствия |
2 |
|
26. |
1. |
Правила представления и знакомства со сверстниками, со старшими, младшими. Рукопожатие и его история. Обращение на «ты», на «вы». Приветствие сверстников, старших и младших. Приветствие незнакомых людей
|
1 |
|
27. |
2. |
Мимика и ее роль в приветствии. Роль улыбки. Общепринятые формы обращения при приветствии. Недопустимость вульгарных и жаргонных приветствий
|
1 |
|
|
|
в) Этикет на улице и в общественных местах |
|
|
28. |
1. |
Необходимость создания и соблюдения правил поведения в общественном транспорте. Вход в общественный транспорт и выход их него. Расположение и предназначение мест в общественном транспорте
|
1 |
|
29. |
2. |
Отношение к старшим и младшим при пользовании общественным транспортом. Особенности отношений между людьми в поезде, самолете, на пароходе, автобусе |
1 |
|
|
|
г) Этикет покупателя и продавца |
|
|
30. |
1. |
Основные правила поведения и общения в магазинах разного типа и на рынке
|
1 |
|
|
|
д) Если ты заболел |
2 |
|
31. |
1. |
Понятия «поликлиника», «врач», «пациент», «посетитель». Правила поведения в поликлинике и в больнице
|
1 |
|
32. |
2. |
Посещение больных: уважение и ответственность |
1 |
|
|
|
ж) Этикет за столом |
2 |
|
33. |
1. |
Уважение себя и других за столом. Что, где и когда едят? Правила использования сервировочных предметов
|
1 |
|
34. |
2. |
Обращение за столом. Беседа за столом. Поведение в школьной столовой
|
1 |
|
ЭТИКЕТ
4 класс- 34 часа
Пояснительная записка
Целью предмета этикет – развитие коммуникативных способностей, нравственной культуры человека
Этикет предполагает решение следующих задач:
- понятие сути морального выбора человека в различных ситуациях
- введение в активный словарь учащихся достаточного количества этикетных стереотипов
- правильное использование этикетных формул в речи, которое помогает установлению контакта между собеседниками, поддержанию общения в тональности вежливости, доброжелательности, взаимопонимания, что облегчает взаимопонимание между людьми
Программа курса этикета для 4-х классов разработана на основе программы Э.Г.Ериной г. Ставрополь, Л.И.Лаврентьевой директора школы № 34 г. Ставрополь «Этика». В.М.Мирошниченко.
На изучение программы предусмотрен 1 час в неделю за счет классных часов, программа рассчитана на 34 часа. План составлен на 34 учебные недели, поэтому количество часов распределено следующим образом.
Содержание обучения по этикету
Введение. Этика общения и правила этикета в жизни человека -2 часа
- Уточнение понятий «этика» и «этикет». Этика, этикет и жизнь человека – 1 час.
- Религиозная этика. Заповеди Божьи – нравственные корни человека – 1 час
Мое Отечество – 7 часов
а) Человек и Родина 2 часа
- Понятия «Отечество», «патриотизм», «гражданин» - 1 час
- Хорошее отношение к Родине начинается с добросовестного отношения к учебе и труду - 1 час
б )Нравственные традиции России – 1час
- Понятия «традиция». «Домострой» и первые правила, записанные на Руси. «Юности честное зерцало», или Показание к житейскому обхождению». Правила приличия 1880 года. Правила хорошего тона 1889 года -1 час
в) Традиции семьи и быта на Кубани – 4 часа
- Понятие «быт», «культура быта», «бытовые традиции», «традиции в семье» - 1 час
- Казачество – коренное население Кубани – 1час
- Быт и традиции Казачества. Одежда, особенности речи, занятия – 1 час
- Отношение казачества к Отечеству – 1 час
Нравственное сознание человека – 6 часов
а) Добро, зло – 1 час
- Сущность понятий добра, зла, справедливости, несправедливости, хорошего и плохого. Особенности понимания добра и зла в России – 1 час
б) Долг – важнейшее качество человека – 1 час
- Понятие долга. Долг как потребность. Долг и обязанность. Долг в повседневной жизни. Долг и отношение человека к себе – 1 час
в) Совесть – чувство ответственности перед самим собой -2 часа
- Понятия «совесть», «вина», «стыд», «страх». Чувство совести и чувство вины. Совесть как средство самоконтроля – 1 час
- Чувство долга и совесть: их формирование и развитие – 1 час
г) Честь и достоинство – 2 часа
- Понятие «честь» и «достоинство», их общие и отличительные признаки – 1 час
- Честь, достоинство человека и его поступки – 1 час
4. Нравственные отношения -8 часов
а) Межличностные отношения -2 часа
- Понятия «общение», «межличностные общения», «личность», «индивидуальность». Виды и формы межличностных отношений – 1 час
- Вежливость, любезность, корректность в межличностном общении - 1 час
б) Дружба как форма нравственных отношений- 2 часа
- Дружба как особый вид межличностных отношений. Избирательность, индивидуальность и сокровенность дружеских отношении – 1 час.
- Возраст и дружба. Бескорыстие, преданность, честность, верность. Что значит «старый друг лучше новых двух»? – 1 час
в) Нравственные отношения в коллективе – 2 часа
- Понятия «коллектив», «класс», «школа». Личность и коллектив - 1 час
- Эгоизм, одиночество, одиночество и коллектив – 1 час
г) Отношение к старшему поколению как хранителю традиций народа – 2 часа
- Старшее поколение как хранители духовной и материальной культуры, традиций народа – 1 час
- Забота о людях старшего поколения – необходимость жизни общества – 1 час
5. Этикет в жизни человека – 11 часов
аА) Основные правила этикета – 2 часа
- Из истории этикета – 1 час
- Правила этикета. Вежливость – закон для всех – 1 час
б) Праздники в жизни человека – 1 час
- Роль праздников в жизни человека. Основные праздники в нашей стране 1 час
в) Визит в гости- 2 часа
- Понятия «хозяин», «гость», «внешний вид», «тактичность», «настроение», «бестактность», «шутка», «комплимент». Тебя пригласили в гости. Прием и отказ от предложения. Отношения между гостями – 1 час
- Настроение, развлечения в гостях, угощение. Прощание, уход из гостей – 1 час
г) Прием гостей- 2 часа
- Приглашение гостей. Одежда к приему гостей – 1 час
- Угощение гостей, развлечение гостей. Завершение приема гостей. Прощание – 1 час
д) Подарки в жизни человека – 2 часа
- Виды подарков (литературные, музыкальные, живые, съедобные и др.) – 1 час
- Правила дарения и приема подарков у разных народов – 1 час
ж) Цветы в жизни человека - 2 часа
- Легенды о цветах. Цветы как символы в жизни человека – 1 час
- Цветы и традиции. Цветы как подарок, украшение интерьера – 1 час
Требования к подготовке учащихся по этикету
Учащиеся должны знать:
- сущность понятий «добро», «зло», «долг», «честь», «совесть», «обязанность
- «межличностные отношения», «страх», «личность», «дружба»
- «бестактность», «эгоизм», «одиночество»
- «Отечество», «хозяин», «гость»
- содержание и уметь правильно объяснять нравственные понятия, правила поведения на празднике, в гостях и дома, нравственные нормы в отношениях между людьми
Учащийся должен уметь:
- следовать основным нравственным требованиям к себе
- выбрать подарок и подарить его
- правильно вести себя в гостях и принимать гостей
- организовать игру со сверстниками
- пригласить на танец и ответить на приглашение
Список используемой литературы
Научно-методический журнал «Классный руководитель»» для заместителей директоров по воспитательной работе, классных руководителей и кураторов, учителей начальной школы № 3 Москва 2007 год.
Тематическое планирование
4 класс
№ |
№ |
Тема |
Количество часов |
Дата |
|
|
Введение. Этика общения и правила этикета в жизни человека |
2 |
|
1. |
1. |
Уточнение понятий «этика» и «этикет». Этика, этикет и жизнь человека |
1 |
|
2. |
2. |
Религиозная этика. Заповеди Божьи – нравственные корни человека |
1 |
|
|
|
Мое Отечество |
7 |
|
|
|
а) Человек и Родина |
2 |
|
3. |
1. |
Понятия «Отечество», «патриотизм», «гражданин» |
1 |
|
4. |
2. |
Хорошее отношение к Родине начинается с добросовестного отношения к учебе и труду - 1 |
1 |
|
|
|
б) Нравственные традиции России |
1 |
|
5. |
1. |
Понятия «традиция». «Домострой» и первые правила, записанные на Руси. «Юности честное зерцало», или Показание к житейскому обхождению». Правила приличия 1880 года. Правила хорошего тона 1889 года |
1 |
|
|
|
в) Традиции семьи и быта на Кубани |
4 |
|
6. |
1. |
Понятие «быт», «культура быта», «бытовые традиции», «традиции в семье»
|
1 |
|
7. |
2. |
Казачество – коренное население Кубани |
1 |
|
8. |
3. |
Быт и традиции Казачества. Одежда, особенности речи, занятия |
1 |
|
9. |
4. |
Отношение казачества к Отечеству |
1 |
|
|
|
Нравственное сознание человека |
6 |
|
|
|
а) Добро, зло |
1 |
|
10. |
1. |
Сущность понятий добра, зла, справедливости, несправедливости, хорошего и плохого. Особенности понимания добра и зла в России |
1 |
|
|
|
б) Долг – важнейшее качество человека |
1 |
|
11. |
1. |
Понятие долга. Долг как потребность. Долг и обязанность. Долг в повседневной жизни. Долг и отношение человека к себе |
1 |
|
|
|
в) Совесть – чувство ответственности перед самим собой |
2 |
|
12. |
1. |
Понятия «совесть», «вина», «стыд», «страх». Чувство совести и чувство вины. Совесть как средство самоконтроля |
1 |
|
13. |
2. |
Чувство долга и совесть: их формирование и развитие |
1 |
|
|
|
г) Честь и достоинство |
2 |
|
14. |
1. |
Понятие «честь» и «достоинство», их общие и отличительные признаки – 1 час
|
1 |
|
15. |
2. |
Честь, достоинство человека и его поступки |
1 |
|
|
|
Нравственные отношения |
8 |
|
|
|
а)Межличностные отношения |
2 |
|
16. |
1. |
Понятия «общение», «межличностные общения», «личность», «индивидуальность». Виды и формы межличностных отношений |
1 |
|
17. |
2. |
Вежливость, любезность, корректность в межличностном общении
|
1 |
|
|
|
б) Дружба как форма нравственных отношений |
2 |
|
18. |
1. |
Дружба как особый вид межличностных отношений. Избирательность, индивидуальность и сокровенность дружеских отношении |
1 |
|
19. |
2. |
Возраст и дружба. Бескорыстие, преданность, честность, верность. Что значит «старый друг лучше новых двух»? |
1 |
|
|
|
в) Нравственные отношения в коллективе |
2 |
|
20. |
1. |
Понятия «коллектив», «класс», «школа». Личность и коллектив |
1 |
|
21. |
2. |
Эгоизм, одиночество, одиночество и коллектив |
1 |
|
|
|
г) Отношение к старшему поколению как хранителю традиций народа
|
2 |
|
22. |
1. |
- Старшее поколение как хранители духовной и материальной культуры, традиций народа
|
1 |
|
23. |
2. |
Забота о людях старшего поколения – необходимость жизни общества
|
1 |
|
|
|
Этикет в жизни человека |
11 |
|
|
|
а) Основные правила этикета |
2 |
|
24. |
1. |
Из истории этикета |
1 |
|
25. |
2. |
Правила этикета. Вежливость – закон для всех |
1 |
|
|
|
б) Праздники в жизни человека |
1 |
|
26. |
1. |
Роль праздников в жизни человека. Основные праздники в нашей стране 1 час
|
1 |
|
|
|
в) Визит в гости |
2 |
|
27. |
1. |
Понятия «хозяин», «гость», «внешний вид», «тактичность», «настроение», «бестактность», «шутка», «комплимент». Тебя пригласили в гости. Прием и отказ от предложения. Отношения между гостями |
1 |
|
28. |
2. |
Настроение, развлечения в гостях, угощение. Прощание, уход из гостей
|
1 |
|
|
|
г) Прием гостей |
2 |
|
29. |
1. |
Приглашение гостей. Одежда к приему гостей |
1 |
|
30. |
2. |
Угощение гостей, развлечение гостей. Завершение приема гостей. Прощание |
1 |
|
|
|
д) Подарки в жизни человека |
2 |
|
31. |
1. |
Виды подарков (литературные, музыкальные, живые, съедобные и др.)
|
1 |
|
32. |
2. |
Правила дарения и приема подарков у разных народов |
1 |
|
|
|
ж) Цветы в жизни человека |
2 |
|
33. |
1. |
Легенды о цветах. Цветы как символы в жизни человека |
1 |
|
34. |
2. |
Цветы и традиции. Цветы как подарок, украшение интерьера
|
1 |
|
5.Основные принципы реализации инновационного проекта «Этикет и этика»
- принцип гуманно-личностного подхода к детям
- принцип ориентации ребенка на самосовершенствование
- получение удовольствия и удовлетворения ответственности за свои поступки, дела перед близкими, окружающими и обществом.
6.Механизм реализации инновационного проекта «Этикет и этика»
Координацию деятельности по реализации проекта осуществляет администрация гимназии
Главными исполнителями проекта являются:
- заместитель директора по УВР
- учитель начальных классов
- преподаватели дополнительного образования
- заведующая библиотекой гимназии
- родительский комитет класса
Этапы реализации инновационного проекта
«Этикет и этика»
1 этап – проектно-мобилизационный август 2010 год
Целью этого этапа является разработка проектного замысла инновационного проекта «Этикет и этика» в воспитательной системе.
2 этап – поисково-преобразовательный с 1.09.2010 г. по 1.09.2014 г.
Целью этого этапа является - реализация инновационного проекта «Этика и этикет»
3 этап – обобщающий 2014г.
На завершающем этапе будет рассматриваться осуществление намеченного, обобщение выполненного, презентация опыта работы
Оценка эффективности реализации инновационного проекта «Этикет и этика»
В результате осуществления инновационного проекта «Этикет и этикет» ожидаются результаты:
- учащиеся будут верить в свои силы и возможности
- повышение уровня воспитанности образования у детей
- успешная адаптация ребенка в обществе
- усвоение правил и норм поведения в обществе
Значение ожидаемых результатов для развития образовательной системы
- Создание системы воспитательной работы начальной школы по реализации закона Краснодарского края № 1539
- Разработка новых форм и методов работы с детьми и родителями по воспитанию у ребенка высоких нравственных качеств
- Осуществление правильного нравственного воспитания детей
- Обобщение и распространение передового опыта работы гимназии по организации работы с детьми и родителями по повышению уровня воспитанности учащихся младших классов
Предложения по возможному распространению результатов в системе образования эксперимента
Вышеизложенные результаты предлагаем распространить через цикл семинаров для педагогических работников.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Фролова Ольга Ивановна
→ andronnikova_olg 30.08.2014 0 3692 420 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.