Опыт работы по теме "Формирование коммуникативной компетентности младших школьников в рамках деятельностного подхода"


Слайд 1
Формирование коммуникативной компетентности младших школьников в рамках деятельностного подхода Выполнила: учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 65» с углублённым изучением английского языка г.Перми Тютрюмова А.А.
Слайд 2
Коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми, т.е. система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в ситуации межличностного общения.
Слайд 3
Коммуникативная компетентность, согласно психолого-педагогическим исследованиям, включает следующие компоненты  эмоциональный (включает эмоциональную отзывчивость, эмпатию, чувствительность к другому, способность к сопереживанию и состраданию, внимание к действиям партнеров);  когнитивный (связан с познанием другого человека, включает способность предвидеть поведение другого человека, эффективно решать различные проблемы, возникающие между людьми);  поведенческий (отражает способность ребенка к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативность, адекватность в общении, организаторские способности и т.п.).
Слайд 4
Актуальность темы:    Во-первых, коммуникативная компетентность самым непосредственным образом влияет на учебные успехи ученика. Простой пример: если ученик поначалу стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетентности) будет хуже имеющихся у него знаний, а его оценка, соответственно, окажется ниже. Значит полученный негативный опыт, отрицательно повлияет на его последующую учебную деятельность. Во-вторых, от уровня достигнутой коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребенка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном воспитательном коллективе. Как известно, школьная адаптация подразделяется на учебную и социально-психологическую. Переступая порог школы, ребенок должен привыкнуть не только к новому для него виду деятельности (обучению), но и к окружающим его людям. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то, естественно, имеет в своем распоряжении значительно больший эмоционально-психологический резерв социальнопсихологического развития. И напротив, неумение контактировать с ровесниками сужает круг его друзей, вызывает ощущения отверженности, «непринятости другими», влечет за собой тяготы одиночества в классном коллективе, а сверх того, может даже спровоцировать асоциальные формы поведения. В-третьих, коммуникативная компетентность учащихся в школьном учебновоспитательном процессе может рассматриваться не только как условие сегодняшнего благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.
Слайд 5
Цель работы:  Развитие способностей к общению и формирование коммуникативных умений.
Слайд 6
Задачи:  создать на уроке психологический климат,     благоприятный для деятельности детей, обстановку сотрудничества и сотворчества; создать на уроках условия для формирования речевой деятельности учащихся( проблемные ситуации, постановка задач, решение которых стимулирует речевую деятельность); обучить детей разным видам речевой деятельности; познакомить учащихся с приёмами и способами конструктивного общения; готовить учащихся к выполнению широкого спектра социальных ролей.
Слайд 7
Методы:  групповая работа;  создание проблемных ситуаций;  ролевые и деловые игры;  обсуждения и дискуссии;  сообщения , презентации;  учебные исследования и проекты;  рецензирование;  элементы психологического тренинга.
Слайд 8
Виды коммуникативных умений:  межличностного взаимодействия;  межличностной коммуникации;  межличностного восприятия.
Слайд 9
Способности к общению включают в себя: 1.  желание вступать в контакт с окружающими;
Слайд 10
2.  умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, проявлять эмпатию, умение решать конфликтные ситуации;
Слайд 11
3.  знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (этические,коммуникативные,речевые)
Слайд 12
Под коммуникативными способностями младших школьников как средства их социальной адаптации выделяют  комплекс индивидуально-психологических качеств     личности младшего школьника социальной направленности (контактность, эмпатия, доброжелательность); уровень знаний, умений и навыков социальнокоммуникативной деятельности (знание законов бесконфликтного общения с окружающими, навыки культуры поведения, умение быстро ориентироваться в знакомой и незнакомой ситуации и др.); желание и потребность вступать в социальнокоммуникативную деятельность; умение анализировать и адекватно оценивать социальнокоммуникативные ситуации и отслеживать своё состояние в деловых и личностных контактах с окружающими.
Слайд 13
 Младший школьный возраст оптимальный период для формирования коммуникативных способностей, активного обучения социальному поведению, искусству общения между детьми разного пола, усвоение коммуникативных, речевых умений, способов различения социальных ситуаций.
Слайд 14
Литература:      -Выготский Л.С. «Психология развития ребёнка»;М.: Издательство Смысл, издательство Эксмо, 2006г. Граник Г.Г., Соболева О.В. «Путешествие в Изумрудный город с приключениями и открытиями или учимся понимать текст», М.: НПО «Образование», 2004г. Песняева Н.А. «Эффективность развития речевой деятельности младших школьников в учебном диалоге», ж. «Начальная школа» №5, 2005г. Романовская З.И. «Чтение и развитие младших школьников», учеб.- метод. Пособие для учителей, М.Педагогика 2002г. Материалы курсов повышения квалификации , ГОУ ВПО ПГПУ по теме «Формирование компетентностей в процессе обучения младших школьников» и модульной образовательной программы по теме «Развитие коммуникативной компетентности младших школьников», 2010г.

Полный текст материала Опыт работы по теме "Формирование коммуникативной компетентности младших школьников в рамках деятельностного подхода" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Тютрюмова Александра Анатольевна  Тютрюмова
23.09.2014 0 3637 521

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК