Подготовка руки к письму


Автор: Маханькова Асия Ханзатовна

АНО ДО "Планета детства "Лада" д/с № 161 "Лесовичок"

г. Тольятти


Материал скачан с сайта Интернет-сообщества учителей http://pedsovet.su/


Подготовка к обучению письму.

Подготовка к обучению письму требует особого воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнений и заданий. Это должна быть не механическая тренировка, а осознанная творческая деятельность ребёнка под руководством взрослого. Детям, у которых недостаточно развита координация движений пальцев рук, пре­одолеть отставание помогут систематичес­кие занятия рисованием, лепкой, конструи­рованием и пр. Установлено, что больше всего различий в степени школьной зрело­сти у мальчиков и девочек регистрируется в уровне развития моторики. Девочки гораздо успешнее вы­полняют тесты, требующие высокого уров­ня развития моторных функций. У них, как правило, лучше координация движений пальцев рук. Поэтому в школе у девочек меньше проблем с выполнением письмен­ных работ, у них обычно лучше почерк.

Для детей старшего дошкольного возраста определены свои задачи

и учебное содержание по таким направлениям:

  1. Развитие руки.

* Необходимо сформировать правильный захват орудия письма: карандаш держат тремя пальцами – большим, указательным и средним (щепоть). При этом карандаш лежит на левой стороне среднего пальца. Большой палец поддерживает карандаш слева, а указательный сверху. При правильном захвате указательный палец должен легко приподниматься, при этом карандаш не падает. Для развития щепоти используются пальчиковые игры (особенно для большого и указательного пальцев), упражнения с карандашом (покрути карандаш двумя пальцами, тремя пальцами)

- "Катаем шарик". Упражнение проводит­ся с детьми средней группы с использовани­ем шарика, диаметр которого 15 мм (в тече­ние 30 сек.); со старшими дошкольниками - с шариком (горошиной), диаметр которого 10 мм (в течение 1 мин.). Ребенок катает шарик (горошину) тремя пальцами (щепотью). Работа начинается в медленном темпе, который по мере совер­шенствования навыка убыстряется.

Упражнение можно сопровождать слова­ми. Например:

Маленькие пальчики любят поиграть,

Гладкую горошину любят покатать.

И катают, и катают, и не устают.

Веселятся пальчики и весело поют:

- Катись, катись, горошина!

(Последняя строка произносится не­сколько раз в течение времени, которое необходимо для выполнения движения в соот­ветствии с возрастной нормой.)

Все! Устали пальчики. Пора им отдыхать.

Кладем свои горошины. Не будем их катать.

- "Урожай" (упражнение для большого и указательного пальцев). Большой и указа­тельный пальцы правой руки соединены с одноименными пальцами левой руки. Ос­тальные пальцы на обеих руках согнуты и прижаты к ладоням. С помощью ненапряженных больших и указательных пальцев дети изображают репку (контур подземной части овоща). Затем, напрягая пальцы, изобража­ют свеклу. При максимальном напряжении пальцев - морковь. Необходимо чередовать напряжение пальцев с расслаблением ("реп­ка" - "свекла" - "морковка" - "свекла" - "репка" и т.п.).

Выполнение движений можно сопровож­дать словами.

Вырастала репка

Желтая и крепкая.

И свеколка удалась,

Поедим ее мы всласть.

И морковки урожай,

Сладкой, сочной, собирай.

При многократном повторении упражне­ния можно использовать стишок, позволяю­щий педагогу контролировать количество выполненных движений.

Эй, ребята, не зевай!

Собираем урожай!

С этой грядки - репку,

С этой грядки - свеклу,

Здесь возьмем морковку.

Положили? И опять

Начинаем собирать.

Здесь возьмем морковку,

За морковкой - свеклу,

А теперь - и репку,

Что сидит так крепко.

Положили? И опять

Начинаем собирать.

Хоть и пальчики устали,

Урожай мы весь собрали.

(Упражнение можно повторить несколько раз.)

* Выполнять упражнения для правильного распределения мышечной нагрузки руки.

Такое распределение подразумевает быстрое чередование силового напряжения и расслабления (напряжение – когда пишем сверху вниз; расслабление – когда пишем снизу вверх). Формирование правильного распределения мышечной нагрузки руки осуществляется в играх типа: «Мозаика», «Лего», «Конструктор», при работе со штампами, в ручном труде (например, задания с иголкой), в процессе лепки.

Работа со штампами. При выполнении такой работы происхо­дит быстрая неоднократная смена тонуса мускулатуры руки: напряжение, расслабле­ние, силовое напряжение, расслабление. Кроме того, у ребенка развивается умение удерживать штамп за ручку в положении за­хвата тремя пальцами, то есть продолжает формироваться щепоть. Штампы для игр можно приобрести в мага­зинах, а можно изготовить самостоятельно. Например, взять карандаш с твердым ластиком на конце и срезать острым лезвием конец лас­тика под углом в 45 градусов. Перед началом работы необходимо показать ребенку, как правильно держать карандаш-штамп, поинтересоваться, какой по форме останется от него след на бумаге. Чтобы повысить эффективность работы с карандашом-штампом, желательно перед выполнением каждого упражнения рассказать детям маленькую сказку или историю.

Развитие мелкой моторики руки. Этот вид работы предполагает

системати­ческое развитие мелкой моторики домини­рующей руки. Выполнение движений сопровождается стихами, рассказами, которые произносит взрослый или сами дети.

Ниткопись - выкладывание ниток по контуру какого-либо изображения. Работа проводится в основном с детьми не младше четырех лет (индивидуально или с небольшими подгруппами). С помощью ниткописи выкладываются сначала контуры простых предметов, затем более сложных (цветок, рыбка, домик, ма­шинка и т.д.). Старшие дошкольники выкла­дывают геометрические фигуры и буквы, а также контуры предметов по замыслу. Когда ребенок хорошо освоит технику ниткописи, ему можно предложить выкладывать сюжет­ные картинки с использованием ниток не­скольких цветов.

Для занятий понадобятся ворсистые нит­ки (шерстяные, мохеровые и т.п.) и бархат­ная бумага. Нитки и бумага должны быть контрастных цветов. Дети, слегка прижимая нить пальцем, укладывают ее по краю выре­занной из бархатной бумаги фигуры — это самый простой вариант. (Нить легко отделяется от бумаги, что позволяет ребенку исправлять неточно­сти в работе.) Есть и более трудоемкий для взрослого (при подготовке материала), но интересный и эффективный для ребенка ва­риант. Бархатная бумага разного цвета на­клеивается на плотный картон различной геометрической формы (квадрат, треуголь­ник, овал и т.д.). Изготавливаются трафаре­ты с вырезанными по контуру предметами и объектами. Дети выбирают трафарет по сво­ему желанию. Воспитатель прикрепляет тра­фарет к картону с бархатной бумагой (на­пример, с помощью скрепки). После оконча­ния работы трафарет убирают, и на бумаге остается выложенный из ниток контур пред­мета.

Бисерография - выкладывание изобра­жения предмета (сюжета) с помощью ниток с нанизанным на них бисером, отдельных бусинок, мелких пластмассовых шариков. Занятия по бисерографии следует начи­нать с детьми четырех-пяти лет. Ребенок выкладывает на пластилиновой основе кон­туры предметов нитками с бисером, который был нанизан заранее взрослым. Старшие дошкольники начинают выкладывать пред­меты и сюжеты, заполняя отдельными буси­нами все пространство внутри контуров ("бусинка к бусинке"). Дети действуют с по­мощью пинцета. Такая много раз повторяю­щаяся операция способствует развитию ще­поти и формированию правильного распре­деления мышечной нагрузки руки. Подобная работа в старших группах дет­ского сада обычно проводится вне занятий (индивидуально или с небольшими подгруп­пами); она растянута во времени. Данную технику рекомендуется использовать для коллективных работ.


Развитие тактильных ощущений - оп­ределение предмета на ощупь (материала, из которого он изготовлен, геометрической формы и т.д.).

С детьми трех-пяти лет рабо­та начинается с рассматривания и ощупыва­ния объектов; после пяти лет - без предва­рительного визуального и тактильного кон­троля.

«Чудесный мешочек». В непрозрачный мешочек складываются предметы в зависи­мости от поставленной задачи (от 5 до 8 предметов). В данном случае указывается конкретный предмет, который ребенку надо найти на ощупь. Задания:

- Достань расческу (карандаш, зубную щетку, ложку, пуговицу и т.д.).

- Достань металлический (пластмассо­вый, бумажный, резиновый и т.д.) предмет.

- Достань предмет квадратной (треуголь­ной, овальной и др.) формы.

В старшем дошкольном возрасте с помо­щью тактильных ощущений определяют и называют буквы. Их можно доставать из ме­шочка или прощупывать через наложенный на них лист бумаги.

Пальчиковые игры широко используют­ся для развития мелкой моторики рук. С их помощью передают события (эпизо­ды и т.д.) сказок, стихов и др. - получаются своеобразные инсценировки. При проведении пальчиковых игр важно придерживаться принципа, который связан с возрастными особенностями речевого развития дошкольников: примерно до четы­рех-пяти лет дети только действуют пальчи­ками, а текст говорит взрослый; старшие до­школьники начинают сопровождать такие игры словами.

Пальчиковые игры можно условно разде­лить на три группы: игры без предметов; с использованием атрибутики; игры с предме­тами.

Пальчиковые игры без предметов обычно сопровождаются стихотворениями, потешками. К ним относятся игры на загиба­ние и разгибание пальцев рук ("Пальчик, пальчик, где ты был?", "Раз, два, три, четыре, пять, хотят пальчики поспать" и описанные выше игровые упражнения "Скакалочка", "Урожай" и многие другие).

Использование атрибутики повышает интерес к пальчиковым играм. При этом са­ми атрибуты никакой развивающей нагруз­ки не несут, они как бы украшают упражне­ние, делая его для ребенка более привлека­тельным. В качестве атрибутов можно ис­пользовать перчатки, где на каждом пальце вышиваются (приклеиваются) глаза, нос, рот или характерные для животных детали (усы, длинные уши и т.д.).

Очень нравится детям использовать изоб­ражения небольших фигурок (7-8 см) из журналов, открыток, старых книг и т.д. Вы­бранный персонаж приклеивается на кар­тон и вырезается по контуру. Затем к фигур­ке пришивают круглую резинку, диаметр ко­торой должен быть таким, чтобы она плотно облегала основания детских пальцев (сред­него и указательного или указательного, среднего и безымянного).

Зарядка. Дети выбирают понравившие­ся им фигурки и надевают на основания среднего и безымянного пальцев. Эти паль­цы - ноги, указательный и мизинец - руки. Большой палец прижат к ладони. Воспита­тель предлагает сделать зарядку (на столе): ходьба - шагаем на месте, высоко поднима­ем ноги (средний и безымянный пальцы); шагаем вперед; останавливаемся - раз, два.

Упражнения для рук (указательный палец и мизинец): подняли обе руки - опустили (несколько раз). Подняли правую руку - опустили; подняли левую руку - опустили; подняли обе руки - опустили (несколько раз).

Упражнения для ног (средний и безымян­ный пальцы): вытянули вперед одну ногу, согнули в коленке, опустили; вытянули дру­гую ногу, согнули в коленке, опустили. По­вторить один-два раза.


Пальчиковые игры с предметами.

Любимые колпачки (шапочки) для пальчиков. Для выполнения упражнений каждому ребенку понадобятся колпачки. Их можно сделать из бумаги или срезать вер­хушки со старых детских перчаток.

Дети выполняют действия по ходу рас­сказа (говорит педагог). "Жили-были пальчики. Они многое умели делать: и трудиться, и веселиться. Очень лю­били пальчики наряжаться в свои любимые колпачки (шапочки). Утром вставали и сразу колпачки (шапочки) надевали. (Дети наде­вают колпачки (шапочки) на все пальцы ве­дущей руки.) Весело проходил день, а ближе к ночи пальчики уставали и ложились спать. Перед сном они снимали колпачки (шапоч­ки)". (Дети снимают каждый колпачок (ша­почку) при помощи других пальцев этой же руки. Пальцы другой руки не помогают.)

«Физкультминутка для волшебных пальчиков».

Упражнение «Колечки». Да­вайте в такт счету собирать паль­цы в колечки, смыкая большие пальцы поочередно на обеих ру­ках с указательными, средними, безымянными и мизинцами, а затем продолжим движение в противоположном направлении.

Упражнение «Кулак — ребро — ладонь». Участникам показыва­ются три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющие друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь, ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плос­кости стола. Участники выполня­ют упражнение двумя руками вместе, произнося команды вслух.

Упражнение «Гусеница». Уча­стникам предлагают перекрестно соединить большие и указатель­ные пальцы обеих рук, произве­сти ими поступательные движе­ния вперед, убыстряя темп.

Вырезание. Работа с ножницами упраж­няет ребенка в быстрой смене напряжения и расслабления мелкой мускулатуры руки. По­этому чем больше ребенок действует нож­ницами, тем лучше получаются его работы, тем совершеннее смена тонуса руки.

Обрывание листа бумаги. Эта работа связана с содружеством обеих рук. Технику обрывания и вырезание используют на за­нятиях по аппликации, ручному и художест­венному труду. Для развития рук желатель­но предлагать детям задания не только на произвольное обрывание, но и по контуру (геометрические фигуры, предметы, живот­ные)

Лабиринты. Лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья), внимание, безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги.
Игры с песком. Летом прекрасным тренажером для раз­вития мелкой моторики является песок. Дети оставляют на влажном песке отпечат­ки ладоней, глубоко погружают руки в чис­тый сухой песок, просеивают его между ла­донями. Строительство дорог, туннелей, гор, мостов, рисование по мокрому песку пальцами или палочкой, выкладывание узоров из мелких камешков - увлекатель­ное занятие.

С удовольствием дошкольники играют в "археологов" - проводят раскопки в песке. Используя палочки, щетки и кисточки, ма­лыши "обнаруживают" в песочнице спря­танные воспитателем "старинные замки", "древние клады", мелкие игрушки и т.д.


2. Подготовка к технике письма включает в себя развитие пространственной ориентировки в зависимости от своих возможностей ребёнок учится ориентироваться в пространстве относительно себя, относительно какого-либо предмета и относительно человека, стоящего напротив. Прежде всего, ребёнок должен знать, где у него правая (левая) рука, сторона туловища. Во время физкультурных минуток можно отработать знания детей по ориентировке, как в своих частях тела, так и ориентировке относительно себя (над головой – верх, под ногами – низ, за спиной – сзади, перед собой – спереди).

При выполнении заданий по ориентировке используются игровые упражнения типа «Ты на право (налево, вверх, вниз) посмотри. Что ты видишь, назови» Самым сложным для ребёнка является ориентировка по отношению к человеку, который стоит напротив. На практике это может быть педагог. «Зеркальное» отражение ребёнок запоминает труднее, но и это он должен усвоить с помощью упражнений.

Полученные знания по ориентировке в пространстве дети должны «перенести» на лист бумаги. Насколько правильно ориентируется ребёнок на листе, можно определить с помощью диктанта «Перед вами лежит лист бумаги. Нарисуйте в правом верхнем углу солнышко. В нижнем правом углу нарисуйте цветок». Диктант продолжается, пока не будут заполнены все углы и середина листа.

Можно использовать сюжетную картинку и предложить выполнить задания:

- покажи, какая из птиц сидит на дереве, а какая внизу, какая сидит выше и т.д.

- покажи, что на картинке изображено далеко, а что близко;

- какие предметы выше, а какие ниже, какие расположены справа, какие слева;

У детей, испытывающих трудности в различении левой и правой сторон, при обучении грамоте часто возникают затруднения в усвоении зрительного образа букв (изображают их «зеркально»). Поэтому на занятиях с таким ребёнком следует использовать дополнительные пояснения и достаточное количество упражнений для определения формы, величины предметов, их пространственного расположения по отношению к самому ребёнку и друг к др. 3. Аналитико-синтетическая деятельность.

- Процесс письма подразумевает умение ребёнка проводить анализ и синтез графического образа букв.

Старшие дошкольники работают только с печатными буквами, выполняя игровые упражнения, основанные на анализе и синтезе упрощённых графических изображений, состоящих из знакомых детям элементов (что позволяет ребёнку назвать части, из которых состоит рисунок).

Существует несколько известных способов шифрования слов, которые давно уже ис­пользуются в методиках и упоминаются в детской художественной литературе.

П
ервый — слово, записанное с помощью элементов букв, которые требуется достро­ить.

Это упражнение способствует развитию узнавания графического образа буквы.


- ГОЛОВОЛОМКИ С ПАЛОЧКАМИ различны по степени сложности, характеру преобразования. В ходе решения задачи ребенком включается в активную умственную деятельность, стремясь достигнуть конечной цели – видоизменить или построить пространственную фигуру.


Задание: Переложить 1 палочку так, чтобы домик был перевернут в другую сторону.



4. Формирование элементарных графических умений.

Предложить выполнить упражнения, подготавливающие к написанию элементов школьного шрифта «Клубочки», «Волны». Упражнения следует выполнять ежедневно.











Полный текст материала Подготовка руки к письму смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Маханькова Асия Ханзатовна  Маханькова
19.03.2010 1 7140 1816

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК