Подготовка руки к письму
Автор: Маханькова Асия Ханзатовна
АНО ДО "Планета детства "Лада" д/с № 161 "Лесовичок"
г. Тольятти
Материал скачан с сайта Интернет-сообщества учителей http://pedsovet.su/
Подготовка к обучению письму.
Подготовка к обучению письму требует особого воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнений и заданий. Это должна быть не механическая тренировка, а осознанная творческая деятельность ребёнка под руководством взрослого. Детям, у которых недостаточно развита координация движений пальцев рук, преодолеть отставание помогут систематические занятия рисованием, лепкой, конструированием и пр. Установлено, что больше всего различий в степени школьной зрелости у мальчиков и девочек регистрируется в уровне развития моторики. Девочки гораздо успешнее выполняют тесты, требующие высокого уровня развития моторных функций. У них, как правило, лучше координация движений пальцев рук. Поэтому в школе у девочек меньше проблем с выполнением письменных работ, у них обычно лучше почерк.
Для детей старшего дошкольного возраста определены свои задачи
и учебное содержание по таким направлениям:
Развитие руки.
* Необходимо сформировать правильный захват орудия письма: карандаш держат тремя пальцами – большим, указательным и средним (щепоть). При этом карандаш лежит на левой стороне среднего пальца. Большой палец поддерживает карандаш слева, а указательный сверху. При правильном захвате указательный палец должен легко приподниматься, при этом карандаш не падает. Для развития щепоти используются пальчиковые игры (особенно для большого и указательного пальцев), упражнения с карандашом (покрути карандаш двумя пальцами, тремя пальцами)
- "Катаем шарик". Упражнение проводится с детьми средней группы с использованием шарика, диаметр которого 15 мм (в течение 30 сек.); со старшими дошкольниками - с шариком (горошиной), диаметр которого 10 мм (в течение 1 мин.). Ребенок катает шарик (горошину) тремя пальцами (щепотью). Работа начинается в медленном темпе, который по мере совершенствования навыка убыстряется.
Упражнение можно сопровождать словами. Например:
Маленькие пальчики любят поиграть,
Гладкую горошину любят покатать.
И катают, и катают, и не устают.
Веселятся пальчики и весело поют:
- Катись, катись, горошина!
(Последняя строка произносится несколько раз в течение времени, которое необходимо для выполнения движения в соответствии с возрастной нормой.)
Все! Устали пальчики. Пора им отдыхать.
Кладем свои горошины. Не будем их катать.
- "Урожай" (упражнение для большого и указательного пальцев). Большой и указательный пальцы правой руки соединены с одноименными пальцами левой руки. Остальные пальцы на обеих руках согнуты и прижаты к ладоням. С помощью ненапряженных больших и указательных пальцев дети изображают репку (контур подземной части овоща). Затем, напрягая пальцы, изображают свеклу. При максимальном напряжении пальцев - морковь. Необходимо чередовать напряжение пальцев с расслаблением ("репка" - "свекла" - "морковка" - "свекла" - "репка" и т.п.).
Выполнение движений можно сопровождать словами.
Вырастала репка
Желтая и крепкая.
И свеколка удалась,
Поедим ее мы всласть.
И морковки урожай,
Сладкой, сочной, собирай.
При многократном повторении упражнения можно использовать стишок, позволяющий педагогу контролировать количество выполненных движений.
Эй, ребята, не зевай!
Собираем урожай!
С этой грядки - репку,
С этой грядки - свеклу,
Здесь возьмем морковку.
Положили? И опять
Начинаем собирать.
Здесь возьмем морковку,
За морковкой - свеклу,
А теперь - и репку,
Что сидит так крепко.
Положили? И опять
Начинаем собирать.
Хоть и пальчики устали,
Урожай мы весь собрали.
(Упражнение можно повторить несколько раз.)
* Выполнять упражнения для правильного распределения мышечной нагрузки руки.
Такое распределение подразумевает быстрое чередование силового напряжения и расслабления (напряжение – когда пишем сверху вниз; расслабление – когда пишем снизу вверх). Формирование правильного распределения мышечной нагрузки руки осуществляется в играх типа: «Мозаика», «Лего», «Конструктор», при работе со штампами, в ручном труде (например, задания с иголкой), в процессе лепки.
Работа со штампами. При выполнении такой работы происходит быстрая неоднократная смена тонуса мускулатуры руки: напряжение, расслабление, силовое напряжение, расслабление. Кроме того, у ребенка развивается умение удерживать штамп за ручку в положении захвата тремя пальцами, то есть продолжает формироваться щепоть. Штампы для игр можно приобрести в магазинах, а можно изготовить самостоятельно. Например, взять карандаш с твердым ластиком на конце и срезать острым лезвием конец ластика под углом в 45 градусов. Перед началом работы необходимо показать ребенку, как правильно держать карандаш-штамп, поинтересоваться, какой по форме останется от него след на бумаге. Чтобы повысить эффективность работы с карандашом-штампом, желательно перед выполнением каждого упражнения рассказать детям маленькую сказку или историю.
Развитие мелкой моторики руки. Этот вид работы предполагает
систематическое развитие мелкой моторики доминирующей руки. Выполнение движений сопровождается стихами, рассказами, которые произносит взрослый или сами дети.
Ниткопись - выкладывание ниток по контуру какого-либо изображения. Работа проводится в основном с детьми не младше четырех лет (индивидуально или с небольшими подгруппами). С помощью ниткописи выкладываются сначала контуры простых предметов, затем более сложных (цветок, рыбка, домик, машинка и т.д.). Старшие дошкольники выкладывают геометрические фигуры и буквы, а также контуры предметов по замыслу. Когда ребенок хорошо освоит технику ниткописи, ему можно предложить выкладывать сюжетные картинки с использованием ниток нескольких цветов.
Для занятий понадобятся ворсистые нитки (шерстяные, мохеровые и т.п.) и бархатная бумага. Нитки и бумага должны быть контрастных цветов. Дети, слегка прижимая нить пальцем, укладывают ее по краю вырезанной из бархатной бумаги фигуры — это самый простой вариант. (Нить легко отделяется от бумаги, что позволяет ребенку исправлять неточности в работе.) Есть и более трудоемкий для взрослого (при подготовке материала), но интересный и эффективный для ребенка вариант. Бархатная бумага разного цвета наклеивается на плотный картон различной геометрической формы (квадрат, треугольник, овал и т.д.). Изготавливаются трафареты с вырезанными по контуру предметами и объектами. Дети выбирают трафарет по своему желанию. Воспитатель прикрепляет трафарет к картону с бархатной бумагой (например, с помощью скрепки). После окончания работы трафарет убирают, и на бумаге остается выложенный из ниток контур предмета.
Бисерография - выкладывание изображения предмета (сюжета) с помощью ниток с нанизанным на них бисером, отдельных бусинок, мелких пластмассовых шариков. Занятия по бисерографии следует начинать с детьми четырех-пяти лет. Ребенок выкладывает на пластилиновой основе контуры предметов нитками с бисером, который был нанизан заранее взрослым. Старшие дошкольники начинают выкладывать предметы и сюжеты, заполняя отдельными бусинами все пространство внутри контуров ("бусинка к бусинке"). Дети действуют с помощью пинцета. Такая много раз повторяющаяся операция способствует развитию щепоти и формированию правильного распределения мышечной нагрузки руки. Подобная работа в старших группах детского сада обычно проводится вне занятий (индивидуально или с небольшими подгруппами); она растянута во времени. Данную технику рекомендуется использовать для коллективных работ.
Развитие тактильных ощущений - определение предмета на ощупь (материала, из которого он изготовлен, геометрической формы и т.д.).
С детьми трех-пяти лет работа начинается с рассматривания и ощупывания объектов; после пяти лет - без предварительного визуального и тактильного контроля.
«Чудесный мешочек». В непрозрачный мешочек складываются предметы в зависимости от поставленной задачи (от 5 до 8 предметов). В данном случае указывается конкретный предмет, который ребенку надо найти на ощупь. Задания:
- Достань расческу (карандаш, зубную щетку, ложку, пуговицу и т.д.).
- Достань металлический (пластмассовый, бумажный, резиновый и т.д.) предмет.
- Достань предмет квадратной (треугольной, овальной и др.) формы.
В старшем дошкольном возрасте с помощью тактильных ощущений определяют и называют буквы. Их можно доставать из мешочка или прощупывать через наложенный на них лист бумаги.
Пальчиковые игры широко используются для развития мелкой моторики рук. С их помощью передают события (эпизоды и т.д.) сказок, стихов и др. - получаются своеобразные инсценировки. При проведении пальчиковых игр важно придерживаться принципа, который связан с возрастными особенностями речевого развития дошкольников: примерно до четырех-пяти лет дети только действуют пальчиками, а текст говорит взрослый; старшие дошкольники начинают сопровождать такие игры словами.
Пальчиковые игры можно условно разделить на три группы: игры без предметов; с использованием атрибутики; игры с предметами.
Пальчиковые игры без предметов обычно сопровождаются стихотворениями, потешками. К ним относятся игры на загибание и разгибание пальцев рук ("Пальчик, пальчик, где ты был?", "Раз, два, три, четыре, пять, хотят пальчики поспать" и описанные выше игровые упражнения "Скакалочка", "Урожай" и многие другие).
Использование атрибутики повышает интерес к пальчиковым играм. При этом сами атрибуты никакой развивающей нагрузки не несут, они как бы украшают упражнение, делая его для ребенка более привлекательным. В качестве атрибутов можно использовать перчатки, где на каждом пальце вышиваются (приклеиваются) глаза, нос, рот или характерные для животных детали (усы, длинные уши и т.д.).
Очень нравится детям использовать изображения небольших фигурок (7-8 см) из журналов, открыток, старых книг и т.д. Выбранный персонаж приклеивается на картон и вырезается по контуру. Затем к фигурке пришивают круглую резинку, диаметр которой должен быть таким, чтобы она плотно облегала основания детских пальцев (среднего и указательного или указательного, среднего и безымянного).
Зарядка. Дети выбирают понравившиеся им фигурки и надевают на основания среднего и безымянного пальцев. Эти пальцы - ноги, указательный и мизинец - руки. Большой палец прижат к ладони. Воспитатель предлагает сделать зарядку (на столе): ходьба - шагаем на месте, высоко поднимаем ноги (средний и безымянный пальцы); шагаем вперед; останавливаемся - раз, два.
Упражнения для рук (указательный палец и мизинец): подняли обе руки - опустили (несколько раз). Подняли правую руку - опустили; подняли левую руку - опустили; подняли обе руки - опустили (несколько раз).
Упражнения для ног (средний и безымянный пальцы): вытянули вперед одну ногу, согнули в коленке, опустили; вытянули другую ногу, согнули в коленке, опустили. Повторить один-два раза.
Пальчиковые игры с предметами.
Любимые колпачки (шапочки) для пальчиков. Для выполнения упражнений каждому ребенку понадобятся колпачки. Их можно сделать из бумаги или срезать верхушки со старых детских перчаток.
Дети выполняют действия по ходу рассказа (говорит педагог). "Жили-были пальчики. Они многое умели делать: и трудиться, и веселиться. Очень любили пальчики наряжаться в свои любимые колпачки (шапочки). Утром вставали и сразу колпачки (шапочки) надевали. (Дети надевают колпачки (шапочки) на все пальцы ведущей руки.) Весело проходил день, а ближе к ночи пальчики уставали и ложились спать. Перед сном они снимали колпачки (шапочки)". (Дети снимают каждый колпачок (шапочку) при помощи других пальцев этой же руки. Пальцы другой руки не помогают.)
«Физкультминутка для волшебных пальчиков».
Упражнение «Колечки». Давайте в такт счету собирать пальцы в колечки, смыкая большие пальцы поочередно на обеих руках с указательными, средними, безымянными и мизинцами, а затем продолжим движение в противоположном направлении.
Упражнение «Кулак — ребро — ладонь». Участникам показываются три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющие друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь, ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Участники выполняют упражнение двумя руками вместе, произнося команды вслух.
Упражнение «Гусеница». Участникам предлагают перекрестно соединить большие и указательные пальцы обеих рук, произвести ими поступательные движения вперед, убыстряя темп.
Вырезание. Работа с ножницами упражняет ребенка в быстрой смене напряжения и расслабления мелкой мускулатуры руки. Поэтому чем больше ребенок действует ножницами, тем лучше получаются его работы, тем совершеннее смена тонуса руки.
Обрывание листа бумаги. Эта работа связана с содружеством обеих рук. Технику обрывания и вырезание используют на занятиях по аппликации, ручному и художественному труду. Для развития рук желательно предлагать детям задания не только на произвольное обрывание, но и по контуру (геометрические фигуры, предметы, животные)
Лабиринты.
Лабиринты хорошо развивают крупную
моторику (движения руки и предплечья),
внимание, безотрывную линию. Следите,
чтобы ребенок изменял положение руки,
а не листа бумаги.
Игры
с песком.
Летом прекрасным тренажером для
развития мелкой моторики является
песок. Дети оставляют на влажном песке
отпечатки ладоней, глубоко погружают
руки в чистый сухой песок, просеивают
его между ладонями. Строительство
дорог, туннелей, гор, мостов, рисование
по мокрому песку пальцами или палочкой,
выкладывание узоров из мелких камешков
- увлекательное занятие.
С удовольствием дошкольники играют в "археологов" - проводят раскопки в песке. Используя палочки, щетки и кисточки, малыши "обнаруживают" в песочнице спрятанные воспитателем "старинные замки", "древние клады", мелкие игрушки и т.д.
2. Подготовка к технике письма включает в себя развитие пространственной ориентировки в зависимости от своих возможностей ребёнок учится ориентироваться в пространстве относительно себя, относительно какого-либо предмета и относительно человека, стоящего напротив. Прежде всего, ребёнок должен знать, где у него правая (левая) рука, сторона туловища. Во время физкультурных минуток можно отработать знания детей по ориентировке, как в своих частях тела, так и ориентировке относительно себя (над головой – верх, под ногами – низ, за спиной – сзади, перед собой – спереди).
При выполнении заданий по ориентировке используются игровые упражнения типа «Ты на право (налево, вверх, вниз) посмотри. Что ты видишь, назови» Самым сложным для ребёнка является ориентировка по отношению к человеку, который стоит напротив. На практике это может быть педагог. «Зеркальное» отражение ребёнок запоминает труднее, но и это он должен усвоить с помощью упражнений.
Полученные знания по ориентировке в пространстве дети должны «перенести» на лист бумаги. Насколько правильно ориентируется ребёнок на листе, можно определить с помощью диктанта «Перед вами лежит лист бумаги. Нарисуйте в правом верхнем углу солнышко. В нижнем правом углу нарисуйте цветок». Диктант продолжается, пока не будут заполнены все углы и середина листа.
Можно использовать сюжетную картинку и предложить выполнить задания:
- покажи, какая из птиц сидит на дереве, а какая внизу, какая сидит выше и т.д.
- покажи, что на картинке изображено далеко, а что близко;
- какие предметы выше, а какие ниже, какие расположены справа, какие слева;
У детей, испытывающих трудности в различении левой и правой сторон, при обучении грамоте часто возникают затруднения в усвоении зрительного образа букв (изображают их «зеркально»). Поэтому на занятиях с таким ребёнком следует использовать дополнительные пояснения и достаточное количество упражнений для определения формы, величины предметов, их пространственного расположения по отношению к самому ребёнку и друг к др. 3. Аналитико-синтетическая деятельность.
- Процесс письма подразумевает умение ребёнка проводить анализ и синтез графического образа букв.
Старшие дошкольники работают только с печатными буквами, выполняя игровые упражнения, основанные на анализе и синтезе упрощённых графических изображений, состоящих из знакомых детям элементов (что позволяет ребёнку назвать части, из которых состоит рисунок).
Существует несколько известных способов шифрования слов, которые давно уже используются в методиках и упоминаются в детской художественной литературе.
П
ервый
— слово, записанное с помощью элементов
букв, которые требуется достроить.
Это упражнение способствует развитию узнавания графического образа буквы.
- ГОЛОВОЛОМКИ С ПАЛОЧКАМИ различны по степени сложности, характеру преобразования. В ходе решения задачи ребенком включается в активную умственную деятельность, стремясь достигнуть конечной цели – видоизменить или построить пространственную фигуру.
Задание: Переложить 1 палочку так, чтобы домик был перевернут в другую сторону.
4. Формирование элементарных графических умений.
Предложить выполнить упражнения, подготавливающие к написанию элементов школьного шрифта «Клубочки», «Волны». Упражнения следует выполнять ежедневно.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Маханькова Асия Ханзатовна
→ Маханькова 19.03.2010 1 7140 1816 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.