Статья "Этапы развития способностей к техническому творчеству у младших школьников"
Этапы развитие способностей к техническому творчеству у младших школьников.
Современное общество все чаще выдвигает перед школой неуклонно, возрастающие требования повышения качества образования, а также практической подготовки выпускников к будущей трудовой деятельности. Быстро меняющиеся условия современной жизни ставят перед обществом ряд вызовов, задача школы вовремя реагировать на все изменения и запросы, стремительно обновляющегося мира.
На сегодняшний день мало дать детям только багаж фактических знаний, необходимо научить умению ориентироваться в бурном потоке разнообразной информации, научить анализировать , творчески мыслить, стремиться к саморазвитию, не бояться конкуренции.
Именно такими навыками должен обладать будущий выпускник, поэтому прививать их необходимо с первых школьных лет.
Педагоги все чаще отмечают, что современные первоклассники существенно отличаются от сверстников прошлых лет, и зачастую не в лучшую сторону. Уже в семилетнем возрасте половина школьников страдает гиподинамией, у многих ярко выражены проблемы речи,
часто дети не умеют играть в самые простые, на наш взгляд, игры , не могут поймать мяч, им трудно научится прыгать на скакалке и т.д. , но при этом они даже в двухлетнем возрасте легко справляются с самыми сложными гаджетами, не умея читать находят в сети Интернет любимые мультфильмы и необходимую информацию, справляются с радиоуправляемыми моделями машин намного быстрее чем взрослые. Наблюдая за современными первоклассниками, невольно напрашивается вывод - это дети новой формации, дети нового, еще не до конца нами понятного мира, это мы взрослые , педагоги не можем угнаться за стремительно изменяющейся реальностью, а они - уже «жители будущего».
Может быть поэтому все чаще не работают общепринятые методики обучения, может стоит поменять подход и зайти с другой стороны? Естественным становится такой подход к обучению, при котором обучающемуся самому захочется понять, как все создается, познать смысл творческой деятельности, самому создать новую машину, самому научится управлять созданным, и самому же понять, что без необходимого багажа начальных знаний это сделать невозможно. Таким образом, одной из важнейших задач современной школы является развитие у учащихся творческой инициативы и самостоятельности, конструкторских и рационализаторских навыков. В связи с этим повышается роль технического творчества в формировании личности способной в будущем к высокопроизводительному труду, само понятие техническое творчество является зависимым понятием от творчества в целом, только гармоническое взаимодействие всех видов творчества, художественного, музыкального, научного, технического и многих других его видов способны развить в ребенке все те позитивные качества, которые впоследствии сформируют цельную и многогранную личность, способную самостоятельно противостоять всем вызовам и соответствовать запросам, которые диктует мировой экономический рынок труда.
Техническое творчество - это вид творчества, целью которого является создание технических решений, обладающих объективной (мировой) новизной и общественной значимостью.
Вовлекать учащихся в занятие техническим творчеством нужно начинать с самых первых дней в школе и тут, несомненно, нужно выбирать те формы и методы работы, которые смогут заинтересовать ребенка, помогут выявить способности к данному виду творчества и вовлечь его в работу на длительное время. Сейчас существует разнообразное количество всевозможных конструкторов для детского творчества, например конструкторы « ЛЕГО», наборы для технического конструирования, эти и многие другие средства обучения используются на уроках технологии, но оптимальных результатов в решении задач по развитию технического творчества учащихся можно достичь только при тесной взаимосвязи учебной и внеурочной форм деятельности. Именно внеурочная деятельность дает возможность для эффективного познания окружающего мира техники, является основой для дальнейшего профессионального обучения, возможность применять приобретенные знания в жизни и учебной деятельности. В идеале, на уроках технологии необходимо предоставлять возможность учащимся, занимающимся техническим творчеством во внеурочное время, делать сообщения о проделанной работе, связанной с темой урока, о своих творческих находках, решениях и т. п. Важно осуществлять тесную взаимосвязь между урочной и внеурочной деятельностью, путем обогащения методики проведения учебной работы на уроках технологии формами и методами, получившими широкое признание во внеурочной деятельности. На начальном этапе, для вовлечения как можно большего количества учеников в процесс технического творчества целесообразно использовать элементы художественного конструирования, так в первом классе на уроке изобразительного искусства дети рисуют эскиз будущей модели, а дальше реализуют задуманное на уроках технологии и на внеурочных занятиях. В реализации такого рода задний важно правильно спланировать работу, сформировать устойчивый интерес к процессу деятельности, направленной на конечный результат. Иными словами ребенок должен учится доводить начатое дело до конца, с момента «изобретательства» до создания задуманной модели. Исходя из вышесказанного начинать работу по вовлечению обучающихся в работу с конструкторским материалом нужно поэтапно: где на первом этапе целесообразно увлечь учащихся предлагаемой работой ,в то же время сформировать навыки выполнения заданий по инструкции учителя, а позже научить выполнению по описанию или чертежам в учебнике. Многие обучающиеся испытывают трудности в выполнение данных заданий не только в первом, но и в последующих класса, что свидетельствует о том, что такому виду работы преподавателем было уделено недостаточнее количество внимания и необходимые навыки не были сформированы к концу первого года обучения.
На втором этапе необходимо уделить внимание развитию творческой фантазии, смекалки, инициативы ,посредством вариативности работ и свободы выбора. На уроке технологии школьникам предлагается много вариантов объектов труда, способов выполнения работы, оформления поделок. Ученик должен выбрать одно из предлагаемых средств или придумать свой вариант решения.
Третий этап – этап реализации собственных проектов , где ученик выступает в роли изобретателя, создает собственную модель начиная с чертежа и заканчивая воплощением задуманной модели в жизнь. На этом этапе - главная задача в достижение технического решения, обладающего мировой новизной и общественной значимостью, то есть создание изобретение.
Для реализации всех трех этапов важно грамотно использовать внеклассную работу по техническому творчеству в сочетании с учебными занятиями на уроках технологии, воспитывать трудолюбие, дисциплинированность, культуру труда, умение работать в коллективе, умение работать с инструкцией и создавать собственные проекты.
Таким образом конечной целью развития технических способностей обучающихся является воспитание цельной, всесторонне развитой личности , вооруженной глубокими и прочными знаниями в области технических наук и при этом способную принимать неординарные решения, рассматривать проблему с разных точек зрения, практически применять и использовать полученные знания, что в последствии поможет определиться с будущее профессией.
Список использованной литературы
1.Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. - Казань. Издательство Казанского университета, 1988. с. 98
2.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1991. с 205
3. Пономарев А.А. Психология творчества и педагогика. - М.: Педагогика, 1976. с. 103
4. Библер В.С. Мышление, как творчество. - М., 1975. с.163
5. Философский словарь / под ред. М.М. Розенталя, П.Ф. Юдина. Изд. 2-е. - М.: Политиздат, 1968. с.174
6. Психологический словарь / под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др. - М.: Педагогика, 1983. с.54
7. Блощицина Л.П. Развитие творческого воображения в процессе обучения младших школьников. // Начальная школа плюс До и После. - 2003. с.87; 63
8. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества.-Ростов-на-Дону, 1983. с.152
9. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. - М.: Знание, 1981. с.189
10. Бостоногова Л. Творческие задания для детей 6 лет. // Начальная школа-2001 - №4. с.113
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ремех Елена Николаевна
→ Елена9468 27.03.2018 0 1956 40 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы