Статья "Организация и проведение олимпиад в начальной школе"
Организация и проведение олимпиад
в начальной школе.
Одной из форм, способствующих развитию талантов, являются предметные олимпиады. В энциклопедии читаем: «Олимпиада – соревнование учащихся на лучшее выполнение определённых заданий в какой-либо области знаний».
Олимпиада – это нестандартная ситуация, в которую попадает младший школьник. Экстремальные условия работы, необычное содержание заданий, ограниченность во времени их выполнения, необходимость принятия самостоятельных решений, желание победить – всё это создаёт определённые трудности, которые должен учитывать учитель или организатор олимпиад. Важно тщательно продумывать задачи, которые предлагаются на различных этапах олимпиад.
Проведение олимпиады позволяет определить, на сколько глубоки знания по русскому языку, высокая речевая культура, начитанность, смекалка учащихся.
Очень важно для проводящего олимпиаду по русскому языку понимать, что вопросы и задания не должны выходить за рамки школьной программы для этого класса. Нужно только так их сформулировать, чтобы они не повторяли заданий учебника.
Поэтому цели проведения предметных олимпиад следующие:
- всестороннее развитие личности младшего школьника через привитие интереса к предмету;
- развитие умения и желания детей самостоятельно приобретать знания и применять их на практике;
- правильно воспринимать задания нестандартного характера повышенной трудности;
-
преодолевать психологическую нагрузку при работе в незнакомой обстановке.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ОЛИМПИАДЫ
-
Повышение интереса учащихся начальных классов общеобразовательных школ города к изучению школьных предметов;
-
Повышение общего уровня и интеллекта младших школьников.
-
Активизация всех форм внеклассной и внешкольной работы с учащимися начальной школы.
-
Выявление наиболее одаренных детей для дальнейшей их поддержки, оказания посильной помощи в полном раскрытии их способностей.
-
Организация обмена опытом между преподавателями,
-
Содействие повышению их квалификации.
Требования к составлению заданий.
Задания для младшего школьника не могут быть столь многообразны, как в старших классах. Характер заданий определяется, прежде всего, оптимальным объёмом умений и навыков по предметам для каждого класса. Но они не должны дублировать материал учебника, быть стандартными. Необходимо, чтобы задания вызывали интерес учащихся. Полезно в задачах прибегать к образам из окружающего мира, иногда и к сказочным сюжетам.
При составлении заданий должен выполняться ряд требований:
- несколько заданий должно быть посильно всем участникам;
- часть заданий должна допускать несколько подходов к поиску решения;
- обязательно должны быть включены задания творческого характера, так как именно они способствуют выявлению одаренных учащихся;
- все задания подбираются так, чтобы учащиеся могли творчески использовать базовые знания программы данного класса (комбинаторные, логические, развивающего характера, на сообразительность);
- участник олимпиады должен покинуть соревнования, не только продемонстрировав свои знания, но и получив новые;
- объём самостоятельной работы планируется так, чтобы выполнение заданий не занимало бы больше часа.
Организация и проведение олимпиад.
Для успешного решения олимпиадных задач необходим соответствующий тренинг, в результате которого учащиеся овладевают умениями "олимпиадного мышления", способностью в короткий срок наметить пути решения и выбрать оптимальный.
За неделю до назначенного срока учитель предупреждает детей об олимпиаде. Знакомит участников с тренировочными упражнениями по предмету, системой оценки, правилами оформления и регламентом. Обязательным этапом олимпиады является финальный разбор и комментирование заданий сразу после сдачи работ всеми участниками, для того, чтобы ученики могли оценить уровень своего выступления и удовлетворить своё любопытство «по горячим следам».
Олимпиада по русскому языку обычно проводится в несколько туров.
I тур предполагает участие всех учащихся класса (или школы). Поэтому олимпиадные задания на этом этапе должны быть наиболее доступными, рассчитанными даже на слабоуспевающего ученика. I тур олимпиады обычно проводится учителем как письменное домашнее задание. Следует ограничить время выполнения этого задания. Наиболее благоприятным является срок от 3 до 7 дней. За это время каждый ученик имеет возможность пойти в библиотеку, подобрать рекомендованную учителем литературу, изучить ее, возможно, обратиться за помощью к родителям. Такую возможность следует поощрять. Может быть, заинтересовавшись, некоторые родители в следующий раз помогут организовать и провести другие формы внеклассной работы по русскому языку, станут активными помощниками учителя в воспитании интереса к предмету.
II тур олимпиады проводится в классе. Его участниками становятся победители I тура. При удачном подборе заданий для первого тура, учитывающем уровень знаний учащихся этого класса, ко II туру допускаются более 50% школьников. Итоги I тура обсуждаются учителем с ребятами на одном из уроков, совместно разбираются те задания, с которыми учащиеся не справились. Этот этап олимпиады особенно важен, так как ученики, не допущенные к участию во П туре, должны обязательно узнать оценку их работы, должны быть поощрены учителем к дальнейшему изучению науки о языке.
Задания для II тура олимпиады должны быть несколько сложнее, чем задания I тура. Однако учителю, готовящему эти задания, следует помнить, что формулировки вопросов не должны значительно отличаться от того, с чем учащиеся уже сталкивались. Многие ученики теряются от неожиданных формулировок вопросов. Однако победители II тура должны отличаться находчивостью, сообразительностью, начитанностью в художественной и научной литературе.
Критерии оценивания олимпиад.
При оценивании заданий следует руководствоваться следующими критериями:
- задания оцениваются суммой баллов, соответствующей количеству верных ответов. Безупречный ответ – 2 балла, неточный – 1, неверный – 0;
- творческие задания оцениваются по следующим критериям: содержание, форма выражения, оригинальность (от 0 до 2 баллов за каждый критерий);
После проверки всех заданий баллы суммируются, и выставляется окончательный балл за каждую работу. После этого определяются победители.
Подведение итогов и награждение проводится в торжественной обстановке, с вручением грамот и памятных призов.
По результатам проведения школьного тура олимпиад по различным предметам в 4 классах формируются группы для подготовки к участию в городском туре предметных олимпиад.
Задания для олимпиад
Русский язык
Цель: а) Выявить наиболее способных учащихся по русскому языку с целью поддержки и развития их способностей.
б) Оценить подготовленность учащихся по русскому языку.
в) Оценить уровень сформированности мыслительных действий у учащихся в процессе решения предметных задач в нестандартных условиях.
1 класс
1. Отгадай загадку, напиши отгадку.
Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы –
Уши больше головы?
2. Какие буквы повторяются в словах: дымок, сыч, лыжник, рыба?
3. Запишите пять слов со звуком [о]
4.Закончите предложение, поставив вместо точек подходящее по смыслу слово.
На огороде выросли красные ….
5. Подберите к данным словам слова с противоположным значением: медленно - …; холодно - ….
6. Прочитайте отрывок из сказки. Назовите автора.
Белка песенки поет
Да орешки все грызет….
7. Замените в слове печка первую букву так, чтобы получилось другое слово. Запишите как можно больше таких слов.
8. Найдите в слове полк новое слово.
9. "Лесенка".
Допишите недостающие буквы так, чтобы получились слова.
л -
л - -
л - - -
л - - - -
л - - - - -
10. Разгадайте ребус.
КА
ВА
2 класс
1. Диктант. У лесника.
Мой дед – лесник. Он изучал жизнь птиц. Ворону он научил говорить. Летом я живу у деда в лесу. Утром бегу на речку. Я умываюсь речной водой. По пути рву лесные ягоды. Дедушка научил меня узнавать птиц по пению.
Выдели корень в однокоренных словах.
2. Запиши столбики слов. Найди в каждом “лишние” слова. Подчеркни их. Объясни, почему они “лишние”.
воробьи крыльцо
пьет вьет
Ольга деньги
ручьи большой
Илья пеньки
3. Напишите: а) название языка, в котором пишется две буквы с;
б) название дорожки, обсаженной деревьями, в котором пишется две буквы л;
в) название дня недели, в котором пишется две буквы б.
4. Расставьте буквы в нужном порядке, чтобы получилось слово: маиз, шиамна, теевр, акша.
5. Поставьте ударение в словах: библиотека, документ, ворота, звонит, столяр, добыча.
6. Спиши слова, рядом запиши их множественное число.
курица -
чудо -
небо -
ребенок -
человек -
7. Соедини слова правого и левого столбиков так, чтобы получились новые.
сено овод
банк рот
стол ежи
зал глас
свет ода
яр вал
воз очки
газ елка
гриб марка
хор он
бор яр
8. Напишите три слова к схеме:
9 . Выпиши слова, в которых только твёрдые согласные: водит, пашешь, верит, смех, мел, можешь, матч.
10. От прилагательного синий образуй имена существительные и глаголы.
3 класс
1. Спиши предложения. Вставь пропущенные буквы и укажи падежи имён существительных.
Тр…пинка п…тляла от деревн… к деревн… и стр…лой вых…дила на дорогу. Мама пост…лила на стол скатерть. Со…нце согр…вало оттаявшее поле.
2. Запиши «лишнее» слово по типу склонения.
Речь, весть, просека, власть.
Поляна, рука, черёмуха, рот.
Костя, Павлодар, поезд, вокзал.
Отвага, капель, жимолость, гордость.
Детство, приключение, достояние, техника.
Народ, остров, корзина, дар.
Тепло, наследие, гора, богатство.
Ягода, чаша, огонь, дружина.
3. Запиши предложения по схеме: определение, подлежащее, сказуемое.
Мы ждём поезда.
Вырос младший брат.
Птицы громко поют.
Жёлтые листья опадают.
Воскресный день закончился.
Птичьи голоса звенят.
4. Спиши имена существительные. Образуй от них имена прилагательные, запиши их, подчеркни непроизносимые согласные.
Ярость - …, прелесть - …, радость - …, известие - … .
5. Найди слова, что не меняются,
Когда с конца они читаются.
6. Спиши. Вставь пропущенные окончания имён прилагательных и укажи их падеж.
На ручей ряб… и пёстр…
За листком летит листок,
И струёй сух… и остр…
Набегает холодок.
7. Поставь данные имена существительные в родительном падеже.
Сапоги, земли, апельсины, носки.
8. Предлагаемые фразеологизмы замени одним словом.
Зарубить на носу - …
Клевать носом - …
Бить баклуши - …
Знать на зубок - …
9. Из данных слов, не меняя количество букв, образуй новые слова. Укажи, к какому склонению они относятся.
Тьма, банка, кукла.
10. Образуйте как можно больше слов из слова реклама.
4 класс
1. Диктант.
На полянке были разбросаны кусты можжевельника. Среди них на краю полянки поднималась высокая ель. На верхушке её сидел певчий дрозд.
2. Выпишите из текста диктанта любое имя существительное, укажите всё, что вы о нём знаете. Морфологический разбор.
3. Запишите 10 имён существительных с безударной гласной в корне слова на тему "Школа".
4. Спишите, вставьте пропущенные буквы, поставьте ударение в словах: алф…вит, др…мота, кр…пива, щ…вель, р…мень, к…мбайнер, к…л…метр.
5. Напиши цепочку из 7 словарных слов так, чтобы первая буква последующего слова была такой же, как последняя буква предыдущего слова.
6. Спиши, укажи части речи.
а) Бабка Дарья холст чернила,
Внучка пролила чернила.
б) Снежное покрывало всё поле покрывало.
7. Письменно объясни, как вы понимаете эти выражения.
Делать из мухи слона.
Как кошка с собакой.
8. Замени одним словом фразеологизмы: мозолить глаза, точить лясы.
9. Отгадайте слова, запишите отгадки.
Корень мой ищи в "цене",
В "очерке" найди приставку мне,
Суффикс мой в "тетрадке" все встречали,
Вся же – в дневнике я и в журнале.
Корнем с "дорогой" роднится,
В "сборе" приставка таится,
Суффикс – как в слове "родник",
Целым же в космос летит.
Мой корень – родственник "сраженью".
приставка – в слове "заявление",
В "наборщике" есть суффикс мой,
А весь – тружусь я под землёй.
10. Составь и запиши рассказ по его началу.
Кот Васька и старик часто рыбачили. Старик удил рыбу. Васька сидел рядом. Однажды…
На странице приведен фрагмент.
Автор: Денисенко Алла Петровна
→ Публикатор 02.12.2019 0 4444 383 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.