Статья «Безотметочное успешное обучение в начальной школе»
Статья для публикации
«Безотметочное успешное обучение в начальной школе»
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №11»
Зайцева Е.А., учитель начальных классов
Оценивание ЗУНов в начальной школе происходит по пятибалльной системе со 2 класса 2 полугодия. Эта система несовершенна и не создает условия для успешного обучения ребенка. Поэтому для того, чтобы дети могли учиться радостно, оптимистично, творчески, могли видеть результаты своего труда, мы применяем игровые способы контроля за успеваемостью, за переживанием каждого конкретного ученика, за успешностью его обучения.
В нашей работе мы стремимся к тому, чтобы у учеников не было страха, чтобы каждый ученик в своем темпе все - таки усваивал школьную программу. Но в тоже время важно, чтобы дети и их родители видели результаты учебного труда, да и нам нужно конкретно представлять уровень обученности учащихся.
Для определения уровня обученности (для нас) мы используем следующую систему контроля:
проверочная работа;
устранение пробелов и дифференцированная работа;
контрольный срез;
в конце четверти этот вопрос включается в контрольную работу.
Результаты контрольных точек и другого учебного труда детей фиксируются на экранах успеваемости. Такие экраны Шаталов использовал в своей работе со старшеклассниками на уроках математики и физики, а мы адаптировали их для работы в начальных классах. Вместо отметок все ребята получают одинаковые цветочки, как только тема будет ими изучена и усвоена. Все дети получают одинаковые цветочки, независимо от того, какую контрольную точку они выполнили. Из таблицы видно, что какие-то дети усваивают темы быстрее, а каким-то ребятам на это усвоение нужно больше времени.
Сами дети с удовольствием отмечают свое передвижение. С помощью этой таблицы можно нацелить ребенка: «Посмотри, ты еще не научился находить основу предложения, в этой колонке у тебя нет цветочка. Давай позанимаемся, и ты тоже усвоишь эту тему – получишь цветочек». Зная, таким образом, свои пробелы и недочеты, дети часто занимаются в группе продленного дня с воспитателем или дома с родителями по данной теме. Это облегчает работу родителям: они знают, что именно не умеет их ребенок, и стараются по возможности ему помочь. Педагоги четко знают, какие темы уже усвоены детьми, к каким темам нужно вернуться еще раз и чему уделить свое внимание при индивидуальной работе.
В 1 и во 2 классах за дополнительно решенные задания, правильно выполненную работу мы награждаем каждого ребенка «яблочком», которое малыш приклеивает на свое деревце. И ребенок сам может наблюдать за своими успехами. Аналогично «цветочки на поляне»
С помощью игрушки можно контролировать качество ведения тетрадей, приучать школьников работать аккуратно. Например, Мишутка к себе на столик берет только те тетради, в которых ему понравилась последняя работа.
Очень слабых ребят нужно хвалить и поощрять чаще. Со временем у нас появилась такая игра: Мишутка отмечает в тетрадях те элементы, упражнения, задания, которые ребенок выполнил с особой тщательностью, вложил много труда. Эта отметка очень проста – рядом с красиво написанным словом или даже буквой, цифрой Мишутка «ставит» свою лапку. У слабых детей появляется смысл, желание и интерес продолжить писать хорошо, несмотря на предыдущие неудачи. На строке у слабого ученика может стоять от двух до пяти «лапок», а у сильного – одна «лапка», но на полях. Она оценивает всю строку. Обычно такие тетради дети оставляют себе на память и подсчитывают сколько «лапок» у них накопилось.
Используя данную методику, каждый ребенок получает возможность увидеть свое продвижение вперед. Пусть маленькое, очень медленное, но все же продвижение. Вместо того, чтобы накапливать «двойки» и «тройки», ребенок постоянно видит только то, что он еще не умеет, чему еще не научился, мы предлагаем акцентировать внимание на то, что он уже умеет, чему уже научился.
Зайцева Елена Александровна
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №11», г. Кемерова
учитель начальных классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Автор (фамилия, имя, отчество полностью) загружаемого материла |
Зайцева Елена Александровна |
Место работы (полное наименование ОУ, город, область), должность |
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №11», г. Кемерова, учитель начальных классов |
Предмет |
учитель начальных классов |
Название статьи для публикации |
«Безотметочное успешное обучение в начальной школе» |
Описание статьи |
В данной статье описывается опыт учителей начальных классов по использованию игровых способов контроля за успеваемостью учеников начальной школы в безотметочный период обучения.
|
Имя пользователя на сайте |
Lenoknacalka2.77 |
На странице приведен фрагмент.
Автор: Зайцева Елена Александровна
→ нш11 27.10.2010 4 5132 743 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.