Статья " Развитие устной и письменной речи посредством обогащения словарного запаса младших школьников" Современный учебный словарь"


В программе по русскому языку указано, что «наша задача сейчас состоит не только в том, чтобы научить детей писать грамотно, но и выражать свои мысли, изучать язык, всесторонне развивать и обогащать устную и письменную речь учащихся в широком смысле слова». Поэтому сейчас задача развития устной и письменной речи в начальных классах имеет важное значение.
Одно из главных направлений работы в начальных классах – развитие связной речи учащихся. От успешности решения его во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания младших школьников. Работа по развитию речи детей начинается с первых уроков обучения грамоте. Развитие речи – это один из сложнейших разделов программы начальных классов, поэтому задача учителя систематически проводить работу по развитию речи на уроках. Содержание работы по развитию речи включает: обогащение словарного запаса, овладение нормами устной и письменной речи (правильным произношением и ударением), обучение построению предложения и текста (пересказ, письменное изложение текста, словесные импровизации, составление текстов разных жанров). Обучение связной речи на уроках русского языка включается в общую систему занятий языком. Грамматические знания, речевые и орфографические умения могут считаться осознанными и прочными лишь в том случае, если они будут применяться учащимися в устных и письменных высказываниях, в различного рода творческих работах.
На уроках русского языка предусматриваются преимущественно письменные творческие работы типа изложений и сочинений, в то время как на уроках литературного чтения главным образом устные формы работы (пересказы, рассказы на определённую тему). Упражнения, направленные на развитие устной и письменной речи, теснейшим образом связаны друг с другом. Они способствуют формированию комплекса речевых умений: умения правильно и точно воспринимать чужую речь, передавать её содержание, создавать свой текст. Никто, надеемся, не будет возражать, что и в повседневной жизни, и на учебных занятиях или праздничных встречах мы с особым интересом слушаем того, кто говорит чисто и правильно, легко находит нужное слово для защиты и убеждения, прекрасно рассказывает. С сожалением или недоверием относимся к тем, кто не может грамотно выразить своё мнение, путается в мыслях и словах.
В помощь учителю в организации систематических занятий по развитию речи в начальных классах я разработала дидактический материал, предлагаю его в виде отдельных карточек заданий, что даёт возможность разобраться в содержании, самостоятельно разбираться в заданиях к текстам, вырабатывает орфографическую зоркость и значительно облегчает работу учителя по развитию речи.
В первой части предлагаются карточки для работы по развитию речи на уроках в первом – втором классах. Основная часть работ в первом классе проводится в устной форме: ответы на вопросы, формируется умение не только отвечать на вопросы , но учимся правильно задавать вопросы, даются тексты и к ним надо нарисовать рисунки, отгадать загадки, придумать самим загадки. Работа по этим карточкам может проводиться не только на уроках обучения грамоте, литературного чтения или русского языка. Материал подобран так, что темы перекликаются с уроками математики, окружающего мира, изобразительного искусства и внеклассными мероприятиями (викторины, игры, праздники). Темы:
1.«Первый день в школе»
2. «В нашей школе»
3. «Портфель»
4. «Мой товарищ, моя подруга»
5. «Летние каникулы»
6. «Летом на реке»
7. «Золотая осень»
8. «Календарь природы и труда людей»
9. «Тело человека», «Семья», «Наши помощники», «Животные»
Так, как словарный запас у учащихся на первой ступени обучения беден, в помощь учителем предлагается в каждом задании словарь.
Важную роль в успешности развития речи младшего школьника играет мотивация. Есть ли желание у ребёнка высказаться? Ведь такое желание возникает только в том случае, если ребёнок заинтересован. Поэтому работу по развитию речи лучше начинать с внеклассных мероприятий, которые проводятся в виде игры. Например, цикл уроков по развитию речи в первом классе предваряет викторины «Зимушка-Зима», «Учимся, играя», «Слова играют в прятки», «Угадайка». Такие весёлые викторины, игры и праздники вызывают у младших школьников наибольший интерес. Во время такого непринужденного общения пополнение словарного запаса детей происходит наиболее активно. Только на первых этапах детям предлагаются готовые сценарии, а в дальнейшем они сами включаются в работу и с удовольствием участвуют в разработке отдельных номеров: сочиняют стихи, сказки, маленькие сценки и рассказики.
В 3-4 классе продолжается работа по обогащению словарного запаса учащихся в ходе лексической работы и анализа состава слова, работы с текстом. Обогащение грамматического строя речи конструкциями с однородными членами, сложными предложениями. Развитие связной устной речи в ходе работы с языковым материалом, чтения текстов. Развитие связной письменной речи (написание свободных диктантов, изложений, сочинений по картинам и опорным словам).
Материал по развитию речи в 3 и 4 классах подобран по разделам и даётся в следующем порядке.
Раздел 1. Деление сплошного текста на отдельные предложения.
Раздел 2. Составление связного текста из деформированных предложений.
Раздел 3. Составление рассказа из данных предложений.
Раздел 4. Свободный диктант.
Раздел 5. Письменные ответы на вопросы.
Раздел 6. Образные слова и выражения в нашей речи.
Раздел 7. Составление рассказа по данному плану.
Раздел 8. Изложение по самостоятельно составленному плану.
Раздел 9. Составление сокращенного рассказа.
Раздел 10. Составление рассказа по его началу.
Раздел 11. Составление рассказа по его концу.
Раздел 12. Замена в тексте лица рассказчика.
Раздел 13. Рассказ с элементами описания.
Раздел 14. Выборочное выписывание из текста по заданию.
Раздел 15. Сочинение по примерным образцам.
Раздел 16. Темы для составления рассказа.
Тексты по разделам не одинаковы по количеству слов, по лексике, по структуре предложений. Это даёт возможность использовать карточки дифференцированно, в зависимости от состава учащихся и их подготовленности.
В некоторых разделах даны художественные тексты, богатые по языку, например отрывки из произведений А.Н.Толстого, отрывки из стихотворений А.Пушкина, И.Никитина, И.Сурикова, С.Есенина, Ф.Тютчева и др., которые позволяют проводить интересную работу над образными словами и выражениями.
Особо следует остановиться на словарной работе. Прежде чем предложить учащимся карточку для работы, учитель сам просматривает тексы, находит слова, которые непонятны, и объясняет их, используя толковый словарь, или учащиеся объясняют сами. При работе над словами, близкими или противоположными по значению, учащимся указывается на точное употребление слов в
нашей речи. Выясняются оттенки в значениях слов, близких по смыслу(бураны, вьюги, метели, пурга; мёрзнет, стынет, дрожит; горит, освещает). Учащиеся видят, что слова, близкие или противоположные по значению, помогают устранить однообразное употребление слов в речи и могут быть выражены именем прилагательным, именем существительным, глаголом.
В 15 разделе даны примерные образцы сочинений и заданий к ним. Такого вида работы не следует избегать, так, как учащиеся часто и не представляют себе, что и о чём писать в сочинении. Приведённые тексты являются примерными. Они взяты из окружающей действительности, близки и понятны детям.
«Я живу в городе» (дети читают текст, составляют устный рассказ об интересной жизни ребят своей школы и по предложенному плану пишут рассказ о своей школе). «Апрель» (разбирают содержание данного теста, проводят словарную работу над образными словами и выражениями и пишут сочинение на тему «Весна пришла»). «В лесу» (читают текст, записывают рассказ с таким же заголовком по собственным наблюдениям), «Топа» (это рассказ о черепахе, на основании прочитанного учащиеся пишут свой рассказ о животном, за которым они ухаживали, вырастили, отмечают, что подметили, что узнали об этом животном).
Одним из эффективных средств развития речи, обогащения, уточнения и активизации словарного запаса детей, развития памяти, наблюдательности и творческой воображения (фантазии) является написание сочинений по картине. Это интереснейший вид упражнений по развитию связной речи. Сочинения по картинам отличаются разнообразием. Как устные, так и письменные сочинения по картинам могут быть классифицированы по источнику материала, типу текста, степени самостоятельности учащихся при создании собственных текстов. Сочинение – это попытка ребёнка выразить окружающий мир во внутреннем своём отображении, высказать свою точку зрения. Сочинение заставляет ученика упорядочить свои мысли в соответствии с требованиями, обогащает язык и учит грамотности. Искусство в жизни человека играет большую роль. Оно учит видеть и познавать окружающий мир, вносит подлинную красоту в нашу жизнь. Именно поэтому сочинения по картинам занимают видное место. Они приобщают к прекрасному, учат понимать, любить и ценить произведения искусства, формируют художественный вкус.
«…думают, что с возрастом воображение слабеет, тускнеет, теряет живость, богатство и разнообразие. Но это большая ошибка, противоречащая всему ходу развития человеческой души. Воображение ребёнка и беднее, и слабее, и однообразнее, чем у взрослого человека. Лишь под влиянием воспитания может сформироваться то творческое воображение, которое характерно для деятельности ученого, художника» К.Д.Ушинский. «Фантазия помогает осознать действия ребёнка, понять, что творится в его душе».
Мир живописи богат и сложен. Для того чтобы вступать в него не как в тёмный лес, необходимо познакомить детей с основными жанрами живописи (пейзаж, натюрморт, портрет).
Необходимы дополнительные источники для словарной работы.
Приложение 1

Варианты сочинений по картинам.
Сочинение – описание по картине В.М.Васнецова «Алёнушка»

1. ПОДГОТОВКА К ВОСПРИЯТИЮ КАРТИНЫ
Картина Васнецова рассматривается после чтения русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Сказка повествует нам об Алёнушке, но описания героини в сказке нет. После прочтения сказки можно дать детям задание: представить Алёнушку, её внешний облик, подобрать слова, характеризующие девушку, нарисовать рисунки.

2.РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИНЫ.
Вопросы учителя:
-В сказке мы узнаём, что происходит с Алёнушкой. А какой она вам представляется? (используем карточки со словами из словаря настроений и чувств)
- Когда и в какой момент вы особенно переживали за героиню сказки?
- А как вы представляете себе облик Алёнушки в тот момент, когда случилась беда?
- Художник Васнецов поможет нам увидеть Алёнушку. Он написал свою картину по мотивам русской народной сказки. Отличается ли ваше представление об Алёнушке от представлений художника? Эта картина, на которой Васнецов показывает нам как бы обобщенный образ русской девушки, выражает своё отношение к ней.
Работу по рассматриванию картины можно сопровождать задумчивой, грустной музыкой.

3.БЕСЕДА ПО КАРТИНЕ.
Работа с использованием карточек с лексическим словарём настроений. Учитель помогает учащимся с подбором слов, характеризующих настроение героини, и одновременно записывает слова на доске.

4.РАБОТА ПО РАСКРЫТИЮ ЗАМЫСЛА КАРТИНЫ.

5.СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА СОЧИНЕНИЯ.

6.СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО КАРТИНЕ.

Можно предложить несколько устных описаний:
- описание Алёнушки
- описание леса
- описание озера
- описание приближающейся осени
- описание осенних звуков

7. ПИСЬМЕННОЕ СОЧИНЕНИЕ ПО КАРТИНЕ.
Материалы к сочинению.
Сочинение – повествование по картине В.М.Васнецова «Иван-Царевич на сером волке».
Сочинение-описание по картине А.А.Пластова «Первый снег»

Полный текст материала Статья " Развитие устной и письменной речи посредством обогащения словарного запаса младших школьников" Современный учебный словарь" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Веретельник Марина Владимировна  Поляша
31.10.2010 3 15118 780

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК