Статья "ИКТ во внеурочной деятельности"



Учитель начальных классов

МОУ СОШ№83 г.Краснодара

Веретельник Марина Владимировна


Интерактивные формы работы во

внеурочной деятельности

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. и государственной программе “Развитие и воспитание детей в РФ до 2010 г.” четко сформулированы требования к современной школе и обоснован социальный заказ. На современном этапе развития нашего общества перед школой, учителями и родителями стоит задача чрезвычайной важности: растить будущих граждан не только здоровыми, трудоспособными и сознательными, но и инициативными, думающими работниками, способными на творческий, рациональный подход к любому делу. Сегодня востребована активная жизненная позиция работника, способность мыслить творчески, если предоставляется возможность самосовершенствования. Другими словами от школы ждут сегодня не “нашпигованных” знаниями выпускников, а людей, способных на протяжении всей жизни добывать и применять новые знания, следовательно, быть профессионально и социально мобильными.

Во всем мире наблюдается значительный рост интереса к проблемам развивающего образования. Это связано с совершенствованием техники, компьютеризацией, научно-техническим прогрессом. Нестандартные, креативные методы и стиль мышления проникают во все отрасли знаний.

Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Учителя начальной школы призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, опираясь на имеющийся жизненный опыт, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию.

Ученику предстоит проделать трудный, но увлекательный путь познания, самосовершенствования. Помочь ему в этом, поддержать – задача учителя, семьи.

В настоящее время педагогическим коллективам даны широкие возможности выбора форм и методов работы с детьми. В первую очередь это проявляется в праве самим определять приоритеты своей деятельности не только с учетом потребностей общества, но и особенностей уровня компетентности педагогического коллектива, имеющейся в его распоряжении материальной базы, интересов родителей. Родители сегодня стремятся устроить своего ребенка в такое образовательное учреждение, где созданы условия, обеспечивающие ребенку психологический комфорт, его развитие, где идет ориентация на ребенка как на личность

Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России в последние годы наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий в телевидении оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Сочетая в себе возможности книги, калькулятора, телевизора, видеомагнитофона, являясь уникальной игрушкой, способной имитировать другие игрушки и самые различные игры, современный компьютер вместе с тем является для ребенка тем равноправным партнером, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы, которого ему порой не хватает.

Одним из средств, обеспечивающих высокий уровень мыслительной, эмоциональной и поведенческой активности учащихся, как мне представляется, является использование занимательности при проведении внеурочных мероприятий. Использование современных информационных технологий пробуждает у ребёнка интерес, в результате чего у него появляется желание учиться, а познание увлекает и доставляет ему радость. Внедрение информационных технологий в учебный процесс привело к тому, что использование компьютера стало более широким: не только на уроках, но и во время внеурочной работы. Использование компьютеров во внеурочной деятельности школы выглядит очень естественным, с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создание благоприятного эмоционального фона.

Экспериментально установлено, что при устном изложении материала учащийся за минуту воспринимает и способен переработать до 1 тысячи условных единиц информации, а при “подключении” органов зрения до 100 тысяч таких единиц. У младшего школьника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьника положительные эмоции.

Каждый из нас знает, что от создания активности в обучении во многом зависит успех урока, занятия, беседы любого воспитательного мероприятия. Только знание своего предмета не даёт возможности хорошего обучения. Необходимо создать интерес, который ведёт к активной деятельности детей. Опыт работы свидетельствует, что правильная организация внеурочных мероприятий вызывает у учителя определённые трудности.

Принципы организации внеурочных мероприятий сформированы на основе обобщения педагогического опыта и результатов научных исследований. При подготовке внеурочных мероприятий необходимо помнить о следующей системе принципов: связь теории с практикой; научность; систематичность и последовательность; доступность; сознательность и активность учащихся; наглядность.

Принцип научности требует, чтобы на внеурочных мероприятиях использовались новейшее современное оборудование, новейшие достижения науки и техники.

Занимательность для нас важна как средство, которое сокращает путь к познанию и зажигает «огонёк любознательности» (В.А. Сухомлинский), а не как сиюминутное состояние учащихся. Я вижу занимательность на своих мероприятиях, прежде всего в выборе таких форм занятий, подборе таких заданий, которые способны у учащихся вызвать удивление своей необычностью, увлечь и заинтересовать их. Одной из таких форм проведения занятий является использование информационных технологий, внедрение которых в образовательный процесс неизбежно. Такие формы предполагают иные отношения учителя и ученика, иные формы общения.

Урок имеет один недостаток: он имеет временные рамки и не допускает отвлечений, даже когда ребята интересуются каким-либо вопросом. Внеурочное мероприятие – другое дело. Учитель не связан жесткими временными и плановыми мерками. Внеурочная работа строится по принципу добровольности, а её создание должно отвечать личным интересам школьника. Именно такая работа развивает алгоритмический стиль мышления, даёт широкие возможности для реализации личностно-ориентированного обучения через проектную деятельность. Вне рамок урока создаётся особый психологический настрой.

Федеральный компонент государственного стандарта, разработанный с учётом основных направлений модернизации образования, ориентирован “не только на знаниевый, но в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребёнка. Поэтому не случайно одной из главных целей на ступени общего образования является развитие познавательной активности учащихся. Познавательная активность обеспечивает познавательную деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебного предмета, необходимыми способами деятельности, умениями, навыками. Наличие познавательной активности – психологический фактор, который обеспечивает достижение целей обучения.

Целью обучения является не только овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, но и формирование ведущих качеств личности. Одно из таких качеств личности – познавательная активность” – Т.И. Шамова.

Факторы, формирующие познавательную активность учащихся можно выстроить в следующую цепочку:

Мотивы обуславливают познавательные интересы учащихся и их избирательность, самостоятельность учения, обеспечивают его активность на всех этапах.

Учитывая, что мотивы учащихся формируются через их потребности и интересы (потребность интерес мотив), все усилия учитель должен направить на развитие познавательных интересов учащихся.

Познавательные процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление – выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того, чтобы удовлетворить свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Поэтому без участия познавательных процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как неотъемлемые внутренние моменты. Они развиваются в деятельности, и сами представляют собой виды деятельности.

Развитие человеческих задатков, превращение их в способности – одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знаний и развития познавательных способностей нельзя.

Воображение и память как познавательные процессы.

Воображение можно определить, как способность ребёнка волевым усилием восстановить и представить в образной форме те ощущения и восприятия, которые были раньше, или придумать и представить нечто новое, чего не было раньше ни в ощущениях, ни в восприятии. Образы воображения не обязательно должны соответствовать тому, что они в действительности собой представляют. В отличие от этого образы памяти обычно в той или иной степени соответствуют той действительности, которую они отражают, и почти не несут в себе элементов фантазии. С помощью своего воображения ребёнок творчески преобразовывает мир, и оно, как процесс, органично включено в творчество. Благодаря воображению человек имеет возможность как бы видеть наперёд, представлять то, что ещё предстоит сделать. Память в жизни людей играет ещё более существенную роль. Без памяти человек не мог бы ничему научиться, запомнить то, что усвоено, сохранить на будущее впечатления о правильных действиях и допущенных ошибках.

Участие мышления в процессах познания.

Полноценное человеческое познание окружающего мира без мышления и речи было бы практически невозможно. Все предметы материальной и духовной культуры, которыми люди пользуются для удовлетворения своих интересов и потребностей, имеют названия, все они созданы при участии мышления. Лишившись мышления, человек перестал бы вообще быть человеком. Мысль человека в процессе познания практически участвует во всех его видах, без неё не могут существовать ни ощущения, ни восприятие, ни воображение, ни память, так как во всех процессах человеку постоянно приходится решать разнообразные задачи.

Роль внимания в познании.

Под вниманием понимается избирательность в работе всех органов чувств. Внимание среди всех познавательных процессов выполняет особую роль. Она состоит в том, чтобы, во-первых, разделить всю воспринимаемую и неперерабатываемую человеком информацию на части по степени важности; во-вторых, способствовать выделению и наилучшей психологической переработке именно той части информации, которая в данный момент наиболее существенна.

Учитель начальной школы обязан научить детей учиться, сохранить и развить познавательную потребность учащихся, обеспечить познавательные средства, необходимые для усвоения основ наук. Поэтому одна из главных целей – развивать познавательные процессы.

3. Диагностика уровня познавательных способностей учащихся класса.

Проводимая диагностика уровня познавательных способностей учащихся даёт возможность учителю увидеть уровень класса и наметить дальнейшие пути в работе.

Современные школьники отличаются от детей пятнадцати – двадцатилетней давности любознательностью и большей информированностью. Современные программы дают возможности учителю при проведении занятий с одной стороны, ответить на вопросы ребят и удовлетворить их любопытство, а с другой – обеспечить усвоение необходимых знаний. Учебники содержат избыточные знания, которые ребята могут усвоить и избыточные задания, которые ученики могут выполнить. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания и составляющие сравнительно небольшую часть курса, должны усвоить все ученики. Дополнительный материал для любознательных даёт возможность учителю проводить интересную внеурочную работу по предмету, использовать современные информационные технологии.

Современные цели образования служат предпосылками применения образовательных мультимедиа:

- прежде всего, мультимедиа стимулируют восприятие и осознание информации;

- мультимедиа повышают мотивацию учащихся;

- мультимедиа помогают в развитии навыков совместной работы и коллективного познания учащихся;

- учебные мультимедиа теоретически развивают у учащихся более глубокий подход к обучению, и, следовательно, помогают в формировании более глубокого понимания.

Применение информационных технологий оказывает существенную помощь учащимся, когда во время устного выступления учителя или ученика на экране появляются заранее подготовленные ключевые слова, основные тезисы, краткие цитаты, разнообразный иллюстрированный материал. Например внеурочное мероприятие во 2 классе после изучения темы «Моря и океаны» - «Загадки подводного мира». Всё это очень помогает выступающему контролировать собственную речь, подсказывает ему очередной поворот темы, задаёт оптимальный темп и ритм изложения.

Мультимедиа является исключительно полезной и плодотворной образовательной технологией благодаря присущим ей качествам интерактивности, гибкости, и интеграции различных типов мультимедийной учебной информации, а также благодаря возможности учитывать индивидуальные особенности учащихся и способствовать повышению их мотивации.

Главное во внеурочной работе является информация, которую мы преподносим детям, так как школа теперь воспитывает не только общую культуру мышления, но и закладывает основы информационной культуры школьника. В жизни человека с каждым годом всё большее место занимает «информационная» деятельность: получение, хранение, преобразование, передача и управление информацией. Именно поэтому современное общество всё чаще называют информационным. Компьютерные занятия – презентации позволяют мне использовать в своей деятельности большое количество качественного иллюстрированного материала, заранее подготовленные таблицы, опорные схемы, практические задания, проецирующиеся с экрана. Слайды, выведенные на большой экран, - это наглядный материал, который применяется для оживления внеклассных мероприятий. Этот материал может быть разным. В своей работе я применяю несколько способов:

* обычная иллюстрация;

* использование анимации в слайдах;

* мультимедиа-панорама;

*создание фильма.

Интерактивные возможности программы Power Point дают возможность использовать появление, исчезновение какой–либо информации в соответствии с ходом занятия. Эффективность практической работы учащихся значительно возрастает, повышается интерес детей к занятиям, улучшается взаимоотношения с учителем, «говорящим» с детьми на одном

Подготовка таких занятий требует много свободного времени учителя, которого часто не хватает, поэтому большую помощь оказывает программа «КМ школа». Уроки в «КМ-Школе» представляют собой мультимедийные презентации, состоящие из последовательности слайдов. На слайдах могут быть размещены: текст, информационные объекты, ссылки на статьи энциклопедии и тестовые задания. Учитель может воспользоваться готовым материалом не меняя его, воспользоваться готовым уроком из контента «КМ –школы» отредактировав его, или создать свой урок или занятие.

Анимация: интересно всем

Мы говорим «анимация» и сразу вспоминаем любимые мультфильмы. Рисованные герои и их истории вызывают теплое отношение, объединяют детей и взрослых. Сегодня анимация как технология создания движущегося (изменяющегося) рисованного изображения используется при создании средств обучения. Основная дидактическая функция анимированных моделей - формирование наглядных представлений, источник информации, повышение информационной плотности занятий.

Интерактивные карты

Формирование наглядных представлений особенно важно при изучении структуры, функций сложных объектов, воспроизведении сложных действий.

Интерактивная карта/модель представляет собой анимированное изображение в сочетании с набором инструментов управления, позволяющих пользователю взаимодействовать с данным ИО, последовательно выделять структурные элементы модели, детализировать отдельные участки карты.

Основная дидактическая функция - формирование наглядных представлений, источник информации. При управлении щелчком мыши можно выделять и укрупнять структурные элементы карты или схемы.

Мультимедиа панорамы: образовательное путешествие во времени и пространстве

Назовите свои ассоциации к слову «панорама». Может быть, Бородинская панорама? Может быть, «объемное изображение»?

Мультимедиа панорама позволяет сформировать наглядные представления за счет возможности по собственному выбору детализировать элементы изображения, получать дополнительную текстовую и зрительную информацию, передвигаться по ленте во времени и в пространстве.
Интересные викторины, тестовые задания.

К подготовке внеурочных мероприятий стараюсь подключать и детей. Ребята с удовольствием принимают участие в создании сценариев, подборе материалов, иллюстраций. Сейчас уже у меня в 3 классе есть дети, которые увлекаются и принимают активное участие в создании компьютерных презентаций. После изучения 1 части учебника «окружающий мир» ребятам предлагалось мероприятия выступить в роли мера города и разработать свою программу по защите природы и здоровья граждан. Несколько учеников выступили со своей программой и представили её в виде презентаций.

Современные реалии предъявляют всё большие требования к уровню компьютерной грамотности человека. И хотя большинство обучающихся с компьютером на «ты», для многих из них он является, прежде всего, средством развлечения. Иной подход к функциональной полезности информационных технологий должна формировать школа.

Думаю, что в своей работе учитель должен двигаться вперёд, обогащаться новым опытом, вести поиск творческих идей, воплощать в жизнь новые проекты, а учащиеся должны быть полноправными партнёрами. «Завтра» наших детей – это информационное общество. Учиться использовать новые информационные технологии необходимо.





















































8


Слайд 1
Слайд 2
Кредо: «Активно использовать  информационные технологии  как новую возможность  развития  и интеллектуального роста  младшего школьника»
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
мотив мотив Познавательный Познавательныйинтерес интерес Познавательная Познавательнаяактивность активность Познавательная Познавательная деятельность деятельность
Слайд 8
Познавательные  процессы воображение •   память •   мышление •   внимание •
Слайд 9
Слайд 10
• • • • • Детёнышей тюленей называют бельками. Они одеты в пушистый и мягкий белый мех. Длинные усы морского зайца помогают ему отыскивать придонных животных. Разные виды тюленей отличаются по окраске. Моржи пользуются своими бивнями как рычагами, когда выходят на берег из воды. Арктические поморники отбирают пищу у других птиц.
Слайд 11
• Совершая погружение для исследования остатков затонувших кораблей, нельзя предугадать, что находится на морском дне. Там можно обнаружить странные существа, скрывающиеся в глубинах, или сокровища, захороненные в песке. • Этот корабль затонул много лет назад. Сейчас он весь покрыт кораллами.
Слайд 12
ЗАРОСЛИ БУРЫХ ВОДОРОСЛЕЙ • Гигантские бурые водоросли – самые быстрорастущие растения в мире. • Они растут со скоростью 60 сантиметров в день. • Огромные подводные леса дают приют тысячам живых существ. • Из бурых водорослей люди получают вещество, необходимое для изготовления мороженого и красок. • Гигантские осьминоги крепко хватают добычу своими щупальцами.
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Что любят делать дети?
Слайд 16
Что любят делать дети На нашей на планете?
Слайд 17
Слайд 18
Что любят мальчики,
Слайд 19
Слайд 20
А что любят девочки больше всего на свете?
Слайд 21
Слайд 22
Слайд 23
Слайд 24
Слайд 25
Слайд 26
Слайд 27
Слайд 28
Источники: • • • • • • • • «КМ – школа» комплексный проект информатизации образовательных учреждений Информационно – образовательные ресурсы «КМ – школы». Медиотеки. http://www.km-school.ru/r1/media/a4.asp Мультимедиа уроки в «КМ – школе» http://www.km-school.ru/r1/media/a2.asp Горячев А.В. Информатика и ИКТ. 1, 2, 3, 4 кл. (2006 г., Баласс) – Образовательная система «Школа 2100». Стандарт основного общего образования по информатике и ИКТ http://www.school.edu.ru/dok_edu.asp http://fantasyflash.ru/anime/index.php?kont=flowers&n=2

Полный текст материала Статья "ИКТ во внеурочной деятельности" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Веретельник Марина Владимировна  Поляша
15.11.2010 1 4769 555

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК