Статья "Педагогические условия обучения младших школьников методу проектов"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Автор загружаемого материла |
Ярополова Светлана Вадимовна |
Место работы, должность автора |
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 93 с углублённым изучением отдельных предметов» г. Кемерово, учитель начальных классов |
Класс |
Начальная школа |
Название статьи |
Педагогические условия обучения младших школьников методу проектов |
Используемая литература |
1. Землянская, Е.Н. Учебные проекты младших школьников [Текст] / Е.Н. Землянская// Нач.школа журнал. – 2005. - №9. – С. 55 – 58. 2. Назарова, Е.В. Метод проектов в процессе формирования основ экологического сознания учащихся [Текст]/ Е.В. Назарова, Н.А. Искусова// Нач. школа журнал. – 2009. - № 4. – С.68 – 72. 3. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст]: Учебное пособие/ Г.К.Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с. 4. Хирьянова, И.С. Информационные технологии и организация учебных проектов в начальной школе [Текст]/ И.С. Хирьянова// Нач. школа плюс до и после журнал. – 2009. - № 1. – С. 10 – 15.
|
Педагогические условия обучения младших школьников
методу проектов
Статья посвящена актуальной проблеме – обучение младших школьников методу проектов. Автором выделены педагогические условия обучения и представлена модель обучения младших школьников методу проектов.
Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь их приобретать все в большем объеме, уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации.
Изучив по данной проблеме научную литературу и выделив педагогические условия, направленные на обучение младших школьников методу проектов, мною была разработана модель организации проектной деятельности в начальных классах, которая включает цели, задачи, содержание деятельности, организационные формы и методы обучения.
Анализ работы с младшими школьниками показал, что существует ряд проблем, затрудняющих переход учащихся на следующую ступень обучения:
Низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;
Неумение следовать прочитанной инструкции, что подразумевает невнимательное прочтение детьми задания, а соответственно частичного его выполнения;
Разрыв между поисковой деятельностью и практическими упражнениями, в ходе которых отрабатываются навыки.
Решить данные проблемы можно за счёт внедрения в практику обучения метода проектов. Проект – это специальное задание, замысел, путь решения какой – либо проблемы, в результате которого должно получиться что – то новое: книга, сценарий, презентация, продукт.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником У.Х. Килпатриком.
Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.
Метод проектов привлёк внимание и русских педагогов. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. В 1931 году Постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осуждён, а его использование в школе - запрещено.
В данный момент этот метод является образовательной технологией XXI века. «Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить», - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Мы понимаем, что проекты в младших классах – это трудная задача. Дети еще слишком малы для проектирования. Скорее всего, речь не будет идти о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно. Это будут лишь элементы проектной деятельности в ее классическом понимании. Но для малыша это будет его проект. Каждый проект легко выполним для ученика, который точно знает цели, может предвидеть затруднения, составить план своей работы. Несложность выполнения проектов обеспечивает успех их выполнения, даёт силы и желания к работе над другими проектами.
Базовая модель урока или внеклассного мероприятия, построенного на основе технологии метода проектов, предполагает три основных этапа (рис.1)
Этапы работы
над проектом
I этап II этап III этап
постановка осуществление защита
проблемы замысла проекта
Рис.1. Модель работы над проектом
Работая над проектами, учащиеся знакомятся с разнообразием окружающего мира, получают представление об его устройстве, о способах получения знания о нём, учатся самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать её, у ребят формируется ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с партнёрами.
Познакомимся ближе с моделью обучения младших школьников методу проектов, которая используется мною в практической деятельности. Для этого определим систему действий учителя и учащихся на разных этапах работы над проектом (таблица 1).
Таблица 1
Система действий учителя и обучающихся
на разных этапах работы над проектами
Этапы работы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
I. Разработка проектного задания |
Ставит перед детьми проблему |
|
1.1 Выбор темы |
Самостоятельно определяет темы и предлагает их обучающимся |
Обсуждают и выбирают одну из тем, предложенных учителем. |
|
Определяет тему совместно с обучающимися |
Группа обучающихся подбирает темы совместно с учителем |
|
Участвует в обсуждении тем, предложенных обучающимися. |
Обучающиеся самостоятельно подбирают темы и предлагают их для обсуждения. |
1.2 Выделение подтем проекта |
Разбивает тему на подтемы и предлагает обучающимся |
Каждый ученик выбирает себе подтему или предлагает новую |
1.3 Формирование творческих групп |
Предлагает разделиться по группам, в зависимости от выбранной подтемы |
Группируются по выбранной подтеме или по интересам |
1.4 выбор форм представления проекта |
Предлагает различные формы реализации проекта |
В классе, а затем в группах обсуждают формы представления результатов работы |
II. Разработка проекта |
Консультирует, направляет работу учащихся |
Ведут поисковую, исследовательскую деятельность |
III.Защита проекта |
Организует оценочную деятельность |
Представляют результат работы (презентация, книжка, альбом) |
В начальной школе учащиеся овладевают азами проектной деятельности в процессе выполнения заданий практического характера – как обучающего, так и творческого. Их тематику предлагает учитель, либо выбирают сами учащиеся после изучения отдельных тем или целого тематического блока. В зависимости от сложности темы творческие задания (проекты) могут носить индивидуальный характер. Темы проектной деятельности нужно чётко продумывать. Предметный материал необходимо выстраивать в соответствующей логической последовательности. Учебно-познавательную деятельность младших школьников необходимо проектировать так, чтобы она отражала логику научно-познавательной деятельности.
Таким образом, применение «технологии проектов» даёт возможность учащимся научиться самостоятельно добывать и применять полученные знания, самостоятельно принимать решения, быстро адаптироваться в новой ситуации. Реалии нашей жизни таковы, что востребованным оказываются люди, способные активно откликаться на возникающие перед обществом проблемы, умеющие системно мыслить, анализировать, сравнивать, делать выводы. При использовании технологии проекта:
- учащиеся берут на себя большую ответственность за своё образование, чем во время обычных занятий;
- у учащихся растёт уверенность в своих знаниях, развиваются способности к обучению;
- появляется возможность развития разносторонних навыков, формируется новый тип мышления, ребята находят ответы на поставленные вопросы, учатся работать в коллективе, общаться друг с другом.
Работать, используя метод проекта, очень интересно. Ценно то, что знания и умения добываются в результате собственного труда. В каждом деле есть свои изюминки, только надо их увидеть и раскрыть, верить, что главное дело получится.
Используя метод проектов, каждый учитель может внести свой вклад в совершенствование общего образования.
Литература:
1. Землянская, Е.Н. Учебные проекты младших школьников [Текст] / Е.Н. Землянская// Нач.школа журнал. – 2005. - №9. – С. 55 – 58.
2. Назарова, Е.В. Метод проектов в процессе формирования основ экологического сознания учащихся [Текст]/ Е.В. Назарова, Н.А. Искусова// Нач. школа журнал. – 2009. - № 4. – С.68 – 72.
3. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст]: Учебное пособие/ Г.К.Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
4. Хирьянова, И.С. Информационные технологии и организация учебных проектов в начальной школе [Текст]/ И.С. Хирьянова// Нач. школа плюс до и после журнал. – 2009. - № 1. – С. 10 – 15.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ярополова Светлана Вадимовна
→ Svet@ 30.01.2011 2 4483 575 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.