«Основы безопасности и спасательных работ» профиль МЧС 10-11 классы
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение, цель которого - повысить качество общего образования, обеспечить глубокую и специализированную подготовку учащихся с учетом их индивидуальных склонностей и способностей.
Профильное обучение - один из ведущих процессов, определяющих сегодня развитие отече¬ственной системы образования. По своим целевым установкам и предметному содержанию про¬фильное обучение занимает промежуточное положение между средним общим образованием и профессиональным образованием, обеспечивая функциональную взаимосвязь и преемственность между ними.
Профильное обучение – это средство дифференциации и индивидуализации обучения, позво¬ляющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
Большинство авторских программ (Латчук В.Н.; Смирнов А.Т.) по ОБЖ рассчитано на оборонно-спортивный профиль в общеобразовательном учреждении, поэтому возникла необходимость в создании программы для пожарно-спасательного профиля, где будет больше времени отведено для изучения таких тем как: чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, автономное существование в условиях природной среды, а также первой доврачебной помощи.
При разработке данной программы, за основу взята государственная программа для учащихся общеобразовательных учреждений подготовленная В.Н.Латчуком, С.К.Мироновым, С.Н. Вангородским (в полном объёме), кроме того, увеличено количество часов на разделы «безопасность и защита человека в среде обитания» и «оказание первой доврачебной помощи» (программа В.Г.Бубнова «Основы медицинских знаний»).
В содержании программы включены темы отражённые в нормативных документах: Конституции и федеральных законах Российской Федерации.
В своей предметной ориентации предлагаемая программа нацеливает педагогический процесс на решение следующих задач:
• Освоение учащимися знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, здоровье и здоровом образе жизни, государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций, об обязанностях граждан по защите государства;
• Воспитание у школьников ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни, чувства уважения к героическому наследию России и её государственной символике, патриотизма и стремления выполнить долг по защите Отечества;
• Развитие у учеников черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы, бдительности в отношении актов терроризма, ведения здорового образа жизни;
• Обучение учащихся умению оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья, правильно действовать в чрезвычайных ситуациях, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим.
В программе представлены три раздела, в каждом из которых выделены образовательные линии.
Раздел I «Безопасность и защита человека в среде обитания» включает темы: «Правила безопасного поведения в социальной среде», «Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях», «Государственная система защиты и обеспечения безопасности населения».
Раздел II «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» предусматривает изучение тем: «Основы медицинских знаний» «Основы здорового образа жизни».
Раздел III «Основы военной службы» включает темы: «Основы обороны государства», «Воинская обязанность», «Основы подготовки к военной службе».
Предполагаемый в программе объём материала является достаточным для завершения формирования у учащихся 10-11 профильных классов основных понятий в области безопасности жизнедеятельности и предполагает наряду с изучением проблем личной безопасности, получение определённых знаний по вопросам национальной безопасности.
Поэтому главной функцией программы не только ориентация её на личную безопасность человека в среде обитания, но и понимание школьниками проблем национальной безопасности страны и необходимости выполнения своего конституционного долга по защите Отечества. Учащиеся получают знания об основных направлениях деятельности государственных организаций по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, правовых аспектах обеспечения безопасности и защиты населения, о международном гуманитарном праве по защите жертв вооружённых конфликтов, знакомятся с организацией Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), Гражданской обороны (ГО) Российской Федерации как системой общегосударственных оборонных мероприятий, а также с государственными службами по охране здоровья и обеспечению безопасности граждан.
Большое внимание в программе уделено вопросам здорового образа жизни. Особый акцент сделан на практических навыках сохранения здоровья с учётом существующих опасных факторов среды обитания. Программа предусматривает целенаправленное и целеустремлённое освоение учащимися элементов здорового образа жизни, а также методов укрепления здоровья и профилактики различных заболеваний для гармоничного духовного и физического развития.
Программой предусмотрено совместное обучение юношей и девушек основам медицинских знаний. Это обусловлено тем, что приёмами и навыками оказания помощи пострадавшим должны владеть и юноши и девушки. Материал раздела выстроен в единой логической последовательности, обеспечивающей его системное изучение.
В соответствии с Федеральным законом РФ «О воинской обязанности и военной службе» в программу включён раздел «Основы военной службы» (программа В.Н.Латчука). При изучении этого раздела обучаемые получают необходимые знания об обороне и вооружённой защите государства, о положениях Конституции Российской Федерации и законов РФ по вопросам воинской обязанности, военной службы, альтернативной гражданской службы.
Программа рассчитана на 136 учебных часов и направлена на формирование у учащихся умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций по следующим направлениям:
• формирование цельного представления о безопасности жизнедеятельности и её значении для благополучного развития личности, общества и государства;
• ознакомление с особенностями здорового образа жизни и рационального поведения в различных ситуациях;
• изучение правил оказания и овладение навыками первой медицинской помощи в сложных случаях при острой необходимости;
• ознакомление с задачами и структурами государственных организаций, занимающихся вопросами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
• изучение правовых основ подготовки граждан к военной службе и воинской обязанности;
• оценка и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и повседневной жизни требований личной и общественной безопасности;
• умение отстаивать свою гражданскую позицию, формировать мировоззренческие взгляды;
• осуществление осознанного выбора пути продолжения образования и будущей профессии.
Требования к уровню подготовки выпускников.
В результате изучения программы ученик должен:
Знать:
основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности;
потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
предназначение, структуру и задачи РСЧС;
предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;
основы российского законодательства об обороне государства, о воинской обязанности и военной службе граждан;
состав и предназначение Вооружённых сил Российской Федерации;
основные права и обязанности граждан по призыву на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
особенности прохождения военной службы по призыву, по контракту и альтернативной гражданской службы.
Уметь:
перечислить последовательность действий при возникновении пожара в жилище и подручные средства, которые можно использовать для ликвидации возгорания;
перечислить порядок действий населения по сигналу «Внимание всем!» и назвать минимально необходимый набор предметов, который нужно взять с собой в случае эвакуации;
объяснить элементарные способы самозащиты, применяемые в конкретной ситуации криминогенного характера;
назвать способы ориентирования на местности, подачи сигналов бедствия и другие приёмы обеспечения безопасности в случае автономного существования в природных условиях;
показать порядок использования средств индивидуальной защиты;
рассказать о предназначении и задачах гражданской организации гражданской обороны.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ведения здорового образа жизни;
действий в опасных и чрезвычайных ситуациях;
пользования бытовыми приборами;
безошибочного назначения лекарственных препаратов и средств бытовой химии;
соблюдения общих правил безопасности дорожного движения;
соблюдения мер пожарной безопасности дома и на природе;
соблюдения мер безопасного поведения на водоёмах в любое время года;
соблюдения мер профилактики инфекционных заболеваний;
оказания первой медицинской помощи в неотложных состояниях;
вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующих служб экстренной помощи;
подготовки себя к профессиональной деятельности, в том числе к военной службе и службе в рядах МЧС.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Божидомова Елена Александровна
→ ElenaBozh 30.03.2011 0 7147 908 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
А вы знали?
Инструкции по ПК