Статья "Модель эффективного обучения ОБЖ в средней школе"
Модель эффективного обучения ОБЖ в средней школе
Главный для каждого педагога вопрос «Как учить?» выводит на одну из важнейших категорий - педагогическую категорию методов обучения.
Методы - это средство, с помощью которого преподаватель решает стоящие перед ним задачи по обучению учащихся.
Слово «метод» происходит от греческого «methooles», что в дословном переводе на русский язык означает «путь исследования, теория» и способ достижения какой-либо цели или решения конкретной задачи.
Поскольку учёные-дидакты не пришли к единому пониманию и толкованию сути самого понятия «метод обучения», то не прекращаются и дискуссии вокруг подхода к данной проблеме классификации этих методов. Укажем важнейшие подходы к данной проблеме и предложенные в соответствии с ними классификации.
Первое наиболее полное описание системы методов, сложившихся в 60-е годы прошлого столетия, дал Е.Я. Голант. Позже по вопросам классификации методов в структуре общих работ по дидактике выступили М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, Б.П. Есипов, М.А. Данилов и другие. В настоящее время известны десятки классификаций по различным основаниям: по источнику передачи информации (СИ. Петровский, Е.Я. Голант), по назначению (М.А. Данилов, Б.П. Есипов), по типу познавательной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин), по дидактическим целям (Г.И. Щукина, И.Т. Огородников), на основе сочетания методов преподавания и методов учения (М.И. Махмутов), на основе целостного деятельностного подхода (Ю.К. Бабинский) и другие.
Приведу примеры принципов классификации методов обучения. По внешним признакам деятельности преподавателя и учащихся:
- лекция;
- беседа;
- рассказ;
- инструктаж;
- демонстрация;
- упражнения.
Логический подход:
- инструктивный;
- аналитический;
- дидактический;
- синтетический.
По источнику получения знаний:
- словесные;
- наглядные;
- практические.
По степени активности познавательной деятельности:
- объяснительно-иллюстрационный;
- проблемный;
- частично-поисковый;
- исследовательский.
Словесные методы:
- рассказ;
- объяснение;
- беседа;
- лекция;
- инструктаж;
- самостоятельная работа с литературой;
- письменное инструктирование.
Наглядно-демонстрационные методы:
- демонстрация;
- показ;
- иллюстрация.
Практические методы:
- упражнения;
- практические работы (опыты);
- работа на тренажёрах.
Методы развития самостоятельности учащихся:
- самостоятельное наблюдение;
- экскурсия;
- решение задач (на основах безопасности жизнедеятельности - в основном ситуационных);
- семинар;
- домашние задания.
Все эти методы можно использовать на занятиях по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». И чем разнообразнее они будут проводиться, тем лучше будет достигнута цель занятия.
Способствует успеху:
1. Хорошее знание материала занятия.
2. Бодрое самочувствие.
3. Продуманный план занятия.
4. Правильный выбор методов обучения.
5. Разнообразие методов обучения.
6. Занимательность изложения.
7. Ярко выраженное эмоциональное отношение преподавателя к излагаемому материалу.
8. Богатство интонаций, выразительная мимика, образная жестикуляция преподавателя.
Затрудняют проведение занятия:
1. Неуверенность в своих знаниях.
2. Безразличное отношение.
3. Рыхлая композиция занятия.
4. Скованность движений.
5. Неумение учащихся работать предложенными методами обучения.
Ведущими условиями выбора методов обучения являются:
- учёт специфики предмета, содержание темы, раздела;
- учёт дидактической цели занятия;
- уровень подготовленности учащихся и их познавательных возможностей;
- личный опыт;
- отношения к данному предмету и преподавателю;
- учёт учебно-материальной базы;
- учёт личных и профессиональных качеств преподавателя.
Практика показывает, что необходимо разумно сочетать различные методы обучения. Об эффективности сочетания свидетельствуют следующие факты:
- человек удерживает в памяти около 10% прочитанного;
- 20% услышанного;
- 30% увиденного;
- 50% запоминает того, что видит и слышит одновременно;
- 70%) того, что говорит, проговаривает;
- 90% того, что проговаривает и делает одновременно.
Охарактеризованные методы обучения принято называть традиционными, но в современной педагогической технологии они являются базовыми, так как на их основе развиваются новые и сравнительно новые методы.
Какие же методы можно отнести к новым?
Это: проблемное обучение, программирование, алгоритмизация, информационные педагогические технологии, модульное обучение, элементы педагогического менеджмента, тестовые методики, рейтинговая система оценки знаний и так далее.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Чиндин Андрей Александрович
→ Публикатор 27.11.2019 0 1749 377 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.