Статья "Методика формирования функциональной грамотности по оказанию первой помощи"


МЕТОДИЧЕСКАЯРАЗРАБОТКА

преподавателяорганизатораОБЖ-ЛещиковаС.А.

«ГимназииимениА.С.Пушкина»,г.Сыктывкар.

«Методика формирования функциональной грамотностипооказанию первой помощи на основе решения контекстных задачприизучениипредметаОБЖ».

Подфункциональнойграмотностьюобычнопонимаетсяспособностьчеловекавступатьвотношениясвнешнейсредойимаксимальнобыстроадаптироватьсяифункционироватьвней.

Степень функциональной грамотности определяется знаниями, умениями инавыками,обеспечивающимифункционированиеличностивсистемесоциальныхотношений.

Функциональнаяграмотностькакметапредметныйобразовательныйрезультат и уровень образованности подразумевает - использование полученныхзнаний для решения актуальных проблем обучения и общения, социального иличностного взаимодействия.

Ситуационнаязадачапредставляетсобойописаниеситуации,которуюнадорешить, ответив на вопросы, носящие проблемный характер и (или) выполнивзадания,которыедемонстрируютдейственностьзнаний.

Такие задания могут представлять собой проект, памятку, инструкцию, другойпрезентуемый практический результат выполнения задания. Для ситуационныхзаданийобычноподбираютсяназвания,которыеотражаютлибоосновноесодержаниеситуации,либопроблему,нарешениекоторойситуациянаправлена.

Многие ситуационные задачи предусматривают работу с текстами разных видов(справочными,популярными,научными,художественными),обсуждениеианализкоторыхразвивает«читательскуюграмотность».

Рекомендуетсяиспользоватьнаборвзаимосвязанныхситуационныхзадач,вызывающихинтерес,чувствосопереживания.

Всодержаниеситуационныхзадач,какправило,включаютсяреальные,типичныесовременныесюжеты.

Для эффективного формированияфункциональной грамотностиприменимы коммуникативные, творческие и игровые методы, дискуссии, дебаты,проекты,упражнения иигровые задания.

Коммуникативныеумения–уменияясноичеткоизлагатьмысли,убеждать,аргументировать, слушать и слышать (понимать и правильно интерпретироватьинформацию),взаимодействоватьвпроцессеобщенияи т.п.

Данныеуменияпозволяютиспользоватьадекватныеситуации(социальномуконтексту)речевыесредстваприсозданиисобственныхтекстовдляпредставленияразличныхвидовинформации,полученнойвпроцессеинформационнойпереработкитекста,представленноговразличныхформах,осуществлятьтоилииноеречевоедействиевусловияхрешениякоммуникативных задач и на основе выработанных навыков и приобретенныхзнаний.

Косновнымкоммуникативнымумениямотносятсяследующиеумения:

  • извлекатьнужнуюинформацию(полноиличастично),пониматьиправильноинтерпретироватьинформацию(понятьзадание,текст;проникнутьвсмыслвысказыванияи т.п.);

  • убеждать,аргументировать,отстаиватьпозицию;

  • собиратьисистематизироватьматериалвсоответствиисзадачей;

  • определятьпонятие;составлятьплан;

  • формулироватьвопросы;

  • использоватьразличныетипыречи(описание,рассуждение);

  • редактироватьтекст;

  • четко, логично излагать мысли, отбирать и использовать речевые средствадляразвернутогоответавсоответствиис нормами языка.

Отличительныеособенности контекстных задач, применяемых приобучении:

    1. значимость (познавательная, общекультурная, социальная) получаемогорезультата,чтообеспечиваетпознавательнуюмотивацию;

    2. условие задачи сформулировано как сюжет, ситуация или проблема, дляразрешениякоторойнеобходимоиспользоватьзнанияизразличных

предметов, на которые нет явного указания в тексте задачи; информация иданные задачи могут быть представлены в различной форме (рисунок,таблица, схема, диаграмма, график и т.д.), что потребует распознаванияобъектовтом числе и информационных);

    1. явное или неявное указание области применения результата,полученного прирешении задач.

Кконтекстнымзадачампредъявляютследующиетребования:

  1. Задача должна опираться на реально имеющийся у учащихся жизненный опыт,представления,знания(втомчислежитейские,донаучные),взгляды,мнения,предпочтенияит.д.,чтопозволитпреодолетьформализмзнаний,

которыйпроистекаетизнесовпадения,разрывамеждуустойчивымижитейскимипредставлениямииновыминаучнымипонятиями;

  1. Задача должна обладать принципиальной неопределенностью и открытостью,неиметь эталона«правильности», а предполагать множествовариантовответовирешений,чтоустраняетвозможностьпоявлениявнутреннегопрепятствия:страха перед неудачей, боязни сделать ошибку – и делаетзадание нетрудным для учащихся, хотя уровень сложности его может бытьразным;

  2. Задача должна быть нестандартна, оригинальна, иногда даже парадоксальна посодержанию,обеспечиваяэффектновизны,вызываяинтерес,интригуя;

  3. Это задача-ловушка, в ней в неявном, свернутом виде заключена проблема,котораясоответствуетосновнойидееучебногозанятия,егосверхзадаче,включаясь в процесс ее решения, ученики неизбежно выйдут на учебнуюпроблему,которая,вырастаяизконтекстапредыдущейдеятельности,становитсяличностнозначимой.

ВчемжедостоинствапримененияконтекстныхзадачнаурокеОБЖ?

Данные задачи повышаютинтерес детей; решаютличностно значимыепроблемы,задачиспособствуютформированиюкритическогомышления,обогащаютжизненным опытом,учатделатьвыбори т.д.

Сейчасяпредлагаювампосмотретьсвоиконтекстныезадачипоразделу

«Основы медицинских знаний и оказание первой помощи».по теме - «Оказаниепервойпомощи при кровотечениях», данная тема актуальна т.к. дети изучают еёнауроках«Биологии»и науроках«ОБЖ»:

 

 

Задача

Класс

1.

Задача1«Правилаостановкиартериальногокровотечения».

8

2.

Задача2«Инструкцияпоприменениюмедицинскихсредствприоказании первойпомощи».

9

3.

Задача–3«Правилаоказанияпервойпомощипривенозномкровотечении».

8

4.

Задача4«Правилаоказанияпервойпомощиприсиндромедлительногосдавливания».

8

5.

Задача – 5 «Правила оказания первой помощи прикапиллярномкровотечении».

8

6.

Задача–6«Задачанасопоставлениевидовкровотеченийиспособовостановки».

8

 

 

Задача-1


 

Характеристики

задания

Описаниехарактеристик

Класс

8класс

Тематическая

принадлежность

Основымедицинскихзнанийиоказаниепервойпомощи

Основы оказания первой помощи.Перваяпомощьприкровотечении.

Уровень сложностизадания

Базовыйуровень

Формазадания

Заданиесразвёрнутымответом, требуетсоставлениеинструкции сопоройна

предложенные понятия и указания ксодержаниюинструкции.

 

Содержаниезадания(условие,вопрос,инструкцияповыполнению)

Составьтеинструкциюпоостановкеартериальногокровотечения,включающую 6–7 обязательных пунктов.Учитывайте, что инструкция –документ,содержащийправила,указанияилируководства,устанавливающие порядок и способ выполнения или осуществления чего-либо.

Для написания документа обязательноиспользуйтеследующие понятия:резиновый жгут, марлевая повязка (стерильная), палочка-закрутка, бинт,листбумаги,мягкаяткань(кусок ткани),кровотечение.

ВнаписанииинструкцииВампомогутследующиеизображения.

 

 

 

 


 

 

 

Инструкция

поопределениювидакровотеченияиостановкеегоспомощьюжгута

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

 

 

 

Образец(описание)ответа

Правильныйответдолженсодержатьследующиеэлементы:

    1. указанияксодержаниюинструкции:

  1. Освободитепредплечьеотодежды.

  2. Установитевидкровотечения.

  3. Вышеместараненияположитемягкуюткань.

  4. Поверхмягкойтканиналожитерезиновыйжгут.

  5. Завяжитежгут узломистянитедеревяннойпалочкой-закруткой.

  6. Прикрепитекжгутулистбумагисуказаниемвремениегоналожения.

  7. Нараневуюповерхностьналожитестерильнуюмарлевуюповязкуизабинтуйте;

    1. винструкциидолжныбытьиспользованы7понятийизсписка.

 

Критерииоценки

 

Критерииоценивания

Баллы

Критерий1.Правильностьответа

 

Правильноприведены6–7 указанийииспользованы7–8перечисленных

понятий

в

заданной

последовательности,

3

Правильноприведены4–5 указанийииспользованы5-6перечисленных

понятий

в

заданной

последовательности,

2

Правильноприведенылюбые3указания,ииспользованы3-4перечисленных

понятий

1

Приведенытолько1–2указания,ииспользованоменее3перечисленныхпонятий.

ИЛИОтветнеправильный

0

Критерий2.Речевоеоформлениеответа

1баллпокритерию2можетбытьвыставлентольковслучае,еслипокритерию1выставленонеменее1балла

Качестворечинезатрудняетпониманиясмыславысказывания

1

Низкоекачестворечисущественнозатрудняетпониманиесмыславысказывания

0

Максимальныйбалл

4

 

 

Задача№-2

 

Характеристики

задания

Описаниехарактеристик

Класс

8класс

Тематическаяпринадлежность

Основы медицинских знаний и оказаниепервой помощи

Основы оказания первой помощи.Перваяпомощьприкровотечении.

Уровень сложностизадания

Базовыйуровень

Формазадания

Заданиесразвёрнутымответом, требуетсоставлениеинструкции сопоройна

предложенные понятия и указания ксодержаниюинструкции.

 

Содержаниезадания(условие,вопрос,инструкцияповыполнению)

Составьтеинструкциюпоостановкевенозногокровотечения,включающую5 – 6обязательныхпунктов.

Учитывайте,чтоинструкция–документ,содержащийправила,указанияилируководства,устанавливающиепорядокиспособвыполненияилиосуществлениячего-либо.

Для написания документа обязательноиспользуйтеследующие понятия:бинт (стерильный и нестерильный), медицинские ножницы, медицинскиеперчатки,стерильные салфетки.

 

ВнаписанииинструкцииВампомогутследующиеизображения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

Инструкция

по определению оказанию первой помощи при венозномкровотечении

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Образец(описание)ответа

Правильныйответдолженсодержатьследующиеэлементы:

 

  1. Для более продолжительной остановки кровотечения можно использовать -давящуюповязку.

  2. Передоказаниемпервойпомощинеобходимопозаботитьсяосвоейбезопасностииодетьмедицинскиеперчатки.

  3. При ее наложении следует соблюдать общие принципы наложения бинтовыхповязок:наранужелательноположитьстерильныесалфеткиизаптечки,бинтдолжен раскатываться по ходу движения,по окончании наложения повязкуследуетзакрепить,завязавсвободныйконецбинтавокругконечности.

  4. Поскольку основная задача повязки – остановить кровотечение, онадолжнанакладываться с усилием (давлением).

  5. Если повязка начинает пропитываться кровью, то поверх нее накладываютещенесколькостерильных салфеток итугоприбинтовывают.

 

Задача-3

 

Характеристики

задания

Описаниехарактеристик

Класс

9класс

Тематическая

принадлежность

Основымедицинскихзнанийиоказаниепервойпомощи

Основы оказания первой помощи.Перваяпомощьприкровотечении.

Уровень сложностизадания

Базовыйуровень

Формазадания

Заданиесразвёрнутымответом,

требует

составлениеинструкции сопоройнапредложенные понятия и указания

ксодержаниюинструкции.

 

 

Содержаниезадания(условие,вопрос,инструкцияповыполнению)

Составьтеинструкциюпоприменениюмедицинскихсредствприоказании первойпомощи,включающую910обязательных пунктов.

Учитывайте,чтоинструкция–этодокумент,содержащийправила,указания или руководства, устанавливающие порядок и способ выполненияилиосуществлениячего-либо.

Длянаписаниядокументаобязательноиспользуйтеследующиепонятия:резиновыйжгут,палочка-закрутка,бинт(стерильныйинестерильный),блокнот и ручка, медицинские ножницы, перевязочный пакет, медицинскиеперчатки,одеялоспасателя.

ВнаписанииинструкцииВампомогутследующиеизображения.

 

 

 

 

Призаписиответаиспользуйтеприведённуюнижеформуинструкции.

 

Соблюдайтенормылитературнойписьменнойречи,пишитеаккуратноиразборчиво.

 

 

 

Инструкция

поприменениюмедицинскихсредств приоказаниипервой помощи

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Задание-4

 


 

Характеристикизадания

Описаниехарактеристик

Класс

8класс

Тематическаяпринадлежность

Основы медицинских знаний и оказаниепервой помощи

Основы оказания первой помощи.Перваяпомощьприкровотечении.

Уровень сложностизадания

Повышенныйуровень

Формазадания

Заданиесразвёрнутымответом, требуетсоставлениеинструкции сопоройна

предложенные понятия и указания ксодержаниюинструкции.

 

Содержаниезадания(условие,вопрос,инструкцияповыполнению)

Составьте инструкцию по оказанию первой помощи при следующейситуации:

 

 

Давлениенателочастямиавтотранспортаприегодеформацииилиопрокидывании.

Длительноесдавлениетканей(более

6часов)приводитктяжелымосложнениямиз-запоступлениявкровяноеруслопродуктовраспада.

Тяжесть состояния пострадавшегоусугубляется еще и тем, что вповрежденную конечность при еёосвобожденииустремляется большоеколичествожидкости-до2-3литров

плазмы(жидкая частькрови).

 

Составьтеинструкциюпооказаниюпервойпомощиприсиндромедлительногосдавливания,включающую67обязательныхпунктов.

Учитывайте,чтоинструкция–документ,содержащийправила,указанияилируководства,устанавливающиепорядокиспособвыполненияилиосуществлениячего-либо.

Длянаписаниядокументаобязательноиспользуйтеследующиепонятия:

резиновыйжгут,марлеваяповязка(стерильная),палочка-закрутка,бинт,листбумаги,мягкаяткань(кусокткани).ВнаписанииинструкцииВампомогутследующееизображение.


 

 

 

Инструкция

пооказаниюпервойпомощиприсиндромедлительногосдавливания

 

 

 

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Образец(описание)ответа:

Правильныйответдолженсодержатьследующиеэлементы:

 

 

  1. Доосвобожденияотсдавленияобложитьдоступныеучасткитканейгипотермическимипакетами,бутылкамисхолоднойводой,льдом;

  2. Дать пострадавшему обезболивающее средство и обильное теплоепитье;

  3. Сцельюпредотвращенияпоступлениявкровьтоксиновнеобходимо перед освобождением от сдавливания или сразу посленего наложить жгутвышеместа сдавливания;

  4. Тугозабинтоватьповрежденныеконечности;

  5. Продолжитьиспользованиехолодаиобильногопитья.

 


Полный текст материала Статья "Методика формирования функциональной грамотности по оказанию первой помощи" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Лещиков Сергей Александрович  Публикатор
13.06.2022 0 981 102

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК