Статья "Методика формирования функциональной грамотности по оказанию первой помощи"
МЕТОДИЧЕСКАЯРАЗРАБОТКА
преподавателя–организатораОБЖ-ЛещиковаС.А.
«ГимназииимениА.С.Пушкина»,г.Сыктывкар.
«Методика формирования функциональной грамотностипооказанию первой помощи на основе решения контекстных задачприизучениипредметаОБЖ».
Подфункциональнойграмотностьюобычнопонимаетсяспособностьчеловекавступатьвотношениясвнешнейсредойимаксимальнобыстроадаптироватьсяифункционироватьвней.
Степень функциональной грамотности определяется знаниями, умениями инавыками,обеспечивающимифункционированиеличностивсистемесоциальныхотношений.
Функциональнаяграмотностькакметапредметныйобразовательныйрезультат и уровень образованности подразумевает - использование полученныхзнаний для решения актуальных проблем обучения и общения, социального иличностного взаимодействия.
Ситуационнаязадачапредставляетсобойописаниеситуации,которуюнадорешить, ответив на вопросы, носящие проблемный характер и (или) выполнивзадания,которыедемонстрируютдейственностьзнаний.
Такие задания могут представлять собой проект, памятку, инструкцию, другойпрезентуемый практический результат выполнения задания. Для ситуационныхзаданийобычноподбираютсяназвания,которыеотражаютлибоосновноесодержаниеситуации,либопроблему,нарешениекоторойситуациянаправлена.
Многие ситуационные задачи предусматривают работу с текстами разных видов(справочными,популярными,научными,художественными),обсуждениеианализкоторыхразвивает«читательскуюграмотность».
Рекомендуетсяиспользоватьнаборвзаимосвязанныхситуационныхзадач,вызывающихинтерес,чувствосопереживания.
Всодержаниеситуационныхзадач,какправило,включаютсяреальные,типичныесовременныесюжеты.
Для эффективного формированияфункциональной грамотностиприменимы коммуникативные, творческие и игровые методы, дискуссии, дебаты,проекты,упражнения иигровые задания.
Коммуникативныеумения–уменияясноичеткоизлагатьмысли,убеждать,аргументировать, слушать и слышать (понимать и правильно интерпретироватьинформацию),взаимодействоватьвпроцессеобщенияи т.п.
Данныеуменияпозволяютиспользоватьадекватныеситуации(социальномуконтексту)речевыесредстваприсозданиисобственныхтекстовдляпредставленияразличныхвидовинформации,полученнойвпроцессеинформационнойпереработкитекста,представленноговразличныхформах,осуществлятьтоилииноеречевоедействиевусловияхрешениякоммуникативных задач и на основе выработанных навыков и приобретенныхзнаний.
Косновнымкоммуникативнымумениямотносятсяследующиеумения:
-
извлекатьнужнуюинформацию(полноиличастично),пониматьиправильноинтерпретироватьинформацию(понятьзадание,текст;проникнутьвсмыслвысказыванияи т.п.);
-
убеждать,аргументировать,отстаиватьпозицию;
-
собиратьисистематизироватьматериалвсоответствиисзадачей;
-
определятьпонятие;составлятьплан;
-
формулироватьвопросы;
-
использоватьразличныетипыречи(описание,рассуждение);
-
редактироватьтекст;
-
четко, логично излагать мысли, отбирать и использовать речевые средствадляразвернутогоответавсоответствиис нормами языка.
Отличительныеособенности контекстных задач, применяемых приобучении:
-
-
значимость (познавательная, общекультурная, социальная) получаемогорезультата,чтообеспечиваетпознавательнуюмотивацию;
-
условие задачи сформулировано как сюжет, ситуация или проблема, дляразрешениякоторойнеобходимоиспользоватьзнанияизразличных
-
предметов, на которые нет явного указания в тексте задачи; информация иданные задачи могут быть представлены в различной форме (рисунок,таблица, схема, диаграмма, график и т.д.), что потребует распознаванияобъектов(втом числе и информационных);
-
-
явное или неявное указание области применения результата,полученного прирешении задач.
-
Кконтекстнымзадачампредъявляютследующиетребования:
-
Задача должна опираться на реально имеющийся у учащихся жизненный опыт,представления,знания(втомчислежитейские,донаучные),взгляды,мнения,предпочтенияит.д.,чтопозволитпреодолетьформализмзнаний,
которыйпроистекаетизнесовпадения,разрывамеждуустойчивымижитейскимипредставлениямииновыминаучнымипонятиями;
-
Задача должна обладать принципиальной неопределенностью и открытостью,неиметь эталона«правильности», а предполагать множествовариантовответовирешений,чтоустраняетвозможностьпоявлениявнутреннегопрепятствия:страха перед неудачей, боязни сделать ошибку – и делаетзадание нетрудным для учащихся, хотя уровень сложности его может бытьразным;
-
Задача должна быть нестандартна, оригинальна, иногда даже парадоксальна посодержанию,обеспечиваяэффектновизны,вызываяинтерес,интригуя;
-
Это задача-ловушка, в ней в неявном, свернутом виде заключена проблема,котораясоответствуетосновнойидееучебногозанятия,егосверхзадаче,включаясь в процесс ее решения, ученики неизбежно выйдут на учебнуюпроблему,которая,вырастаяизконтекстапредыдущейдеятельности,становитсяличностнозначимой.
ВчемжедостоинствапримененияконтекстныхзадачнаурокеОБЖ?
Данные задачи повышаютинтерес детей; решаютличностно значимыепроблемы,задачиспособствуютформированиюкритическогомышления,обогащаютжизненным опытом,учатделатьвыбори т.д.
Сейчасяпредлагаювампосмотретьсвоиконтекстныезадачипоразделу
«Основы медицинских знаний и оказание первой помощи».по теме - «Оказаниепервойпомощи при кровотечениях», данная тема актуальна т.к. дети изучают еёнауроках«Биологии»и науроках«ОБЖ»:
№ |
Задача |
Класс |
1. |
Задача–1«Правилаостановкиартериальногокровотечения». |
8 |
2. |
Задача–2«Инструкцияпоприменениюмедицинскихсредствприоказании первойпомощи». |
9 |
3. |
Задача–3«Правилаоказанияпервойпомощипривенозномкровотечении». |
8 |
4. |
Задача–4«Правилаоказанияпервойпомощиприсиндромедлительногосдавливания». |
8 |
5. |
Задача – 5 «Правила оказания первой помощи прикапиллярномкровотечении». |
8 |
6. |
Задача–6«Задачанасопоставлениевидовкровотеченийиспособовостановки». |
8 |
Задача№-1
-
Характеристики
задания
Описаниехарактеристик
Класс
8класс
Тематическая
принадлежность
Основымедицинскихзнанийиоказаниепервойпомощи
Основы оказания первой помощи.Перваяпомощьприкровотечении.
Уровень сложностизадания
Базовыйуровень
Формазадания
Заданиесразвёрнутымответом, требуетсоставлениеинструкции сопоройна
предложенные понятия и указания ксодержаниюинструкции.
Содержаниезадания(условие,вопрос,инструкцияповыполнению)
Составьтеинструкциюпоостановкеартериальногокровотечения,включающую 6–7 обязательных пунктов.Учитывайте, что инструкция –документ,содержащийправила,указанияилируководства,устанавливающие порядок и способ выполнения или осуществления чего-либо.
Для написания документа обязательноиспользуйтеследующие понятия:резиновый жгут, марлевая повязка (стерильная), палочка-закрутка, бинт,листбумаги,мягкаяткань(кусок ткани),кровотечение.
ВнаписанииинструкцииВампомогутследующиеизображения.
Инструкция
поопределениювидакровотеченияиостановкеегоспомощьюжгута
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Образец(описание)ответа
Правильныйответдолженсодержатьследующиеэлементы:
-
-
указанияксодержаниюинструкции:
-
-
Освободитепредплечьеотодежды.
-
Установитевидкровотечения.
-
Вышеместараненияположитемягкуюткань.
-
Поверхмягкойтканиналожитерезиновыйжгут.
-
Завяжитежгут узломистянитедеревяннойпалочкой-закруткой.
-
Прикрепитекжгутулистбумагисуказаниемвремениегоналожения.
-
Нараневуюповерхностьналожитестерильнуюмарлевуюповязкуизабинтуйте;
-
-
винструкциидолжныбытьиспользованы7понятийизсписка.
-
Критерииоценки
Критерииоценивания |
Баллы |
|||
Критерий1.Правильностьответа |
|
|||
Правильноприведены6–7 указанийииспользованы7–8перечисленных понятий |
в |
заданной |
последовательности, |
3 |
Правильноприведены4–5 указанийииспользованы5-6перечисленных понятий |
в |
заданной |
последовательности, |
2 |
Правильноприведенылюбые3указания,ииспользованы3-4перечисленных понятий |
1 |
Приведенытолько1–2указания,ииспользованоменее3перечисленныхпонятий. ИЛИОтветнеправильный |
0 |
Критерий2.Речевоеоформлениеответа 1баллпокритерию2можетбытьвыставлентольковслучае,еслипокритерию1выставленонеменее1балла |
|
Качестворечинезатрудняетпониманиясмыславысказывания |
1 |
Низкоекачестворечисущественнозатрудняетпониманиесмыславысказывания |
0 |
Максимальныйбалл |
4 |
Задача№-2
-
Характеристики
задания
Описаниехарактеристик
Класс
8класс
Тематическаяпринадлежность
Основы медицинских знаний и оказаниепервой помощи
Основы оказания первой помощи.Перваяпомощьприкровотечении.
Уровень сложностизадания
Базовыйуровень
Формазадания
Заданиесразвёрнутымответом, требуетсоставлениеинструкции сопоройна
предложенные понятия и указания ксодержаниюинструкции.
Содержаниезадания(условие,вопрос,инструкцияповыполнению)
Составьтеинструкциюпоостановкевенозногокровотечения,включающую5 – 6обязательныхпунктов.
Учитывайте,чтоинструкция–документ,содержащийправила,указанияилируководства,устанавливающиепорядокиспособвыполненияилиосуществлениячего-либо.
Для написания документа обязательноиспользуйтеследующие понятия:бинт (стерильный и нестерильный), медицинские ножницы, медицинскиеперчатки,стерильные салфетки.
ВнаписанииинструкцииВампомогутследующиеизображения.
|
|
Инструкция
по определению оказанию первой помощи при венозномкровотечении
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Образец(описание)ответа
Правильныйответдолженсодержатьследующиеэлементы:
-
Для более продолжительной остановки кровотечения можно использовать -давящуюповязку.
-
Передоказаниемпервойпомощинеобходимопозаботитьсяосвоейбезопасностииодетьмедицинскиеперчатки.
-
При ее наложении следует соблюдать общие принципы наложения бинтовыхповязок:наранужелательноположитьстерильныесалфеткиизаптечки,бинтдолжен раскатываться по ходу движения,по окончании наложения повязкуследуетзакрепить,завязавсвободныйконецбинтавокругконечности.
-
Поскольку основная задача повязки – остановить кровотечение, онадолжнанакладываться с усилием (давлением).
-
Если повязка начинает пропитываться кровью, то поверх нее накладываютещенесколькостерильных салфеток итугоприбинтовывают.
Задача№-3
-
Характеристики
задания
Описаниехарактеристик
Класс
9класс
Тематическая
принадлежность
Основымедицинскихзнанийиоказаниепервойпомощи
Основы оказания первой помощи.Перваяпомощьприкровотечении.
Уровень сложностизадания
Базовыйуровень
Формазадания
Заданиесразвёрнутымответом,
требует
составлениеинструкции сопоройнапредложенные понятия и указания
ксодержаниюинструкции.
Содержаниезадания(условие,вопрос,инструкцияповыполнению)
Составьтеинструкциюпоприменениюмедицинскихсредствприоказании первойпомощи,включающую9–10обязательных пунктов.
Учитывайте,чтоинструкция–этодокумент,содержащийправила,указания или руководства, устанавливающие порядок и способ выполненияилиосуществлениячего-либо.
Длянаписаниядокументаобязательноиспользуйтеследующиепонятия:резиновыйжгут,палочка-закрутка,бинт(стерильныйинестерильный),блокнот и ручка, медицинские ножницы, перевязочный пакет, медицинскиеперчатки,одеялоспасателя.
ВнаписанииинструкцииВампомогутследующиеизображения.
Призаписиответаиспользуйтеприведённуюнижеформуинструкции.
Соблюдайтенормылитературнойписьменнойречи,пишитеаккуратноиразборчиво.
Инструкция
поприменениюмедицинскихсредств приоказаниипервой помощи
-
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Задание№-4
-
Характеристикизадания
Описаниехарактеристик
Класс
8класс
Тематическаяпринадлежность
Основы медицинских знаний и оказаниепервой помощи
Основы оказания первой помощи.Перваяпомощьприкровотечении.
Уровень сложностизадания
Повышенныйуровень
Формазадания
Заданиесразвёрнутымответом, требуетсоставлениеинструкции сопоройна
предложенные понятия и указания ксодержаниюинструкции.
Содержаниезадания(условие,вопрос,инструкцияповыполнению)
Составьте инструкцию по оказанию первой помощи при следующейситуации:
-
Давлениенателочастямиавтотранспортаприегодеформацииилиопрокидывании.
Длительноесдавлениетканей(более
6часов)приводитктяжелымосложнениямиз-запоступлениявкровяноеруслопродуктовраспада.
Тяжесть состояния пострадавшегоусугубляется еще и тем, что вповрежденную конечность при еёосвобожденииустремляется большоеколичествожидкости-до2-3литров
плазмы(жидкая частькрови).
Составьтеинструкциюпооказаниюпервойпомощиприсиндромедлительногосдавливания,включающую6–7обязательныхпунктов.
Учитывайте,чтоинструкция–документ,содержащийправила,указанияилируководства,устанавливающиепорядокиспособвыполненияилиосуществлениячего-либо.
Длянаписаниядокументаобязательноиспользуйтеследующиепонятия:
резиновыйжгут,марлеваяповязка(стерильная),палочка-закрутка,бинт,листбумаги,мягкаяткань(кусокткани).ВнаписанииинструкцииВампомогутследующееизображение.
Инструкция
пооказаниюпервойпомощиприсиндромедлительногосдавливания
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
6. |
7. |
Образец(описание)ответа:
Правильныйответдолженсодержатьследующиеэлементы:
-
Доосвобожденияотсдавленияобложитьдоступныеучасткитканейгипотермическимипакетами,бутылкамисхолоднойводой,льдом;
-
Дать пострадавшему обезболивающее средство и обильное теплоепитье;
-
Сцельюпредотвращенияпоступлениявкровьтоксиновнеобходимо перед освобождением от сдавливания или сразу посленего наложить жгутвышеместа сдавливания;
-
Тугозабинтоватьповрежденныеконечности;
-
Продолжитьиспользованиехолодаиобильногопитья.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Лещиков Сергей Александрович
→ Публикатор 13.06.2022 0 981 102 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.