Слайд 1
Характеристики «Отличие Взрослого человека от Ребенка»
1) Возраст,
2) Социальный статус,
3) Зависимость от…
4) Принятия решений, и принятие ответственности…
5) Условия проживания,
6) Ресурсы,
7) Права
Домашняя
работа
Лекция. Общие понятия о здоровье
(2 часа)
Цель: рассмотреть понятия «здоровье», «медицинский осмотр», «рациональное питание», «вредные привычки», рассмотреть особенности профессиональных заболеваний и риски их возникновения, способы их профилактики; влияние вредных привычек на профессиональное долголетие.
Задачи:
Продолжить формирование учебно-познавательной и коммуникативной компетенций у обучающихся путем проведения фронтального и индивидуального опроса;
Развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формулировать определение ключевых понятий темы;
Воспитание чувства ответственности за свое будущее и будущее своей страны через осознание значимости рационального использования личностных ресурсов, бережное отношение к окружающей среде, уважительное отношение к обществу.
Профессиональный компонент: значение здоровья при допуске к профессиональным работам. Медицинский осмотр. Особенности и профилактика профессиональных заболеваний. Риск профессиональных заболеваний и способы их профилактики. Забота о жизни и здоровье специалистов при проведении работ на производственных участках. Региональные условия для занятия спортом и оздоровления граждан. Влияние вредных привычек на профессиональное долголетие
Организационный момент
Приветствие.
Проверка присутствующих.
Основная литература: Косолапова, Н. В. Основы безопасности жизнедеятельности : учебник для студ. учреждений СПО / Н. В. Косолапова, Н. А. Прокопенко. – 7-е изд., стер. – Москва : Академия, 2020. – 368 с. – ISBN 978-5-4468-9246-4.
Актуализация
Проверка домашнего задания. Составление характеристики «Отличие Взрослого человека от Ребенка».
1) Возраст,
2) Социальный статус,
3) Зависимость от…
4) Принятия решений, и принятие ответственности…
5) Условия проживания,
6) Ресурсы,
7) Права
(фронтальный опрос).
О каком понятии идет речь: «…это первая и важнейшая потребность человека, определяющая его способность к труду и обеспечивающая гармоничное развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека» (Здоровье).
Обозначить тему и цели сегодняшнего занятия.
Изучение нового материала. План учебного занятия
Общие понятия о здоровье.
Существует целый ряд определений, которые содержат критерии, определяющие здоровья человека:
Здоровье - это полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие (Устав Всемирной организации здравоохранения);
Здоровье - это нормальное функционирование организма в системе «человек-окружающая среда»;
Здоровье - это умение приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде;
Здоровье - это отсутствие болезни;
Здоровье - это способность к полноценному выполнению основных социальных функций.
Индивидуальное здоровье каждого из нас в основном зависит от четырех факторов:
Биологические факторы (наследственность) - 20%;
Окружающая среда (природная, техногенная, социальная) - 20%;
Служба здоровья - 10%;
Индивидуальный образ жизни - 50%;
Исходя из этого, следует вывод, что состояние здоровья каждого человека на 90% индивидуально, так как зависит от наследственности, факторов окружающей среды и в основном от индивидуального образа жизни (поведения, привычек, поступков, стремлений).
Медицинский осмотр
Согласно Федеральному закону от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Статья 46. Медицинские осмотры, диспансеризация
Медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития.
В соответствии с Трудовым кодексом РФ. Статья 213. Медицинские осмотры некоторых категорий работников, и приказом Минздрава России от 28.01.2021 N 29н все сотрудники, которые работают в условиях, признанных вредными и опасными, обязаны проходить 3 вида врачебного контроля:
1. Предварительные медосмотры. Они проводятся перед приемом сотрудника на работу. По закону организует и оплачивает медосмотр работодатель. После прохождения всех установленных проверок врач должен сообщить об отсутствии или наличии заболеваний, которые не позволяют сотруднику выполнять свои функции.
2. Периодические медосмотры. Они проводятся с частотой 1 раз в 1-2 года в зависимости от отрасли и должности сотрудника. За организацию медосмотров отвечает работодатель, он же оплачивает их. Кроме того, законом установлено, что время, необходимое для проверки, считается рабочим для сотрудника. Основная задача периодических медосмотров – выявить у сотрудника профессиональные заболевания.
3. Внеочередные медосмотры. Они могут проводиться по требованию государственных органов или по инициативе работодателя. Цель и порядок их проведения совпадают с периодическими проверками.
Проверка предполагает посещение врача общего профиля, а также специалистов узкого профиля: отоларинголога; офтальмолога; дерматовенеролога; хирурга и так далее.
Полный список врачей, которых должен посетить работник в ходе медосмотра, содержится в Приложении №1 к Приказу Минздрава России от 28.01.2021 N 29н. Он зависит от опасных факторов, выявленных на данном рабочем месте по результатам специальной оценки условий труда.
Профессиональные заболевания работников химической промышленности
Своевременно проведенное медицинское обследование позволяет на начальной стадии выявить профессиональные заболевания и наличие противопоказаний к работе в определенных условиях. От ранней диагностики во многом зависит эффективность лечения и сохранение трудового потенциала работников.
Опасные факторы, которые воздействуют на сотрудников комбинатов и других предприятий, можно условно разделить на две группы: физические и химические. Рассмотрим их более подробно.
К физическим факторам можно отнести следующие:
1. Высокий уровень шума. Его длительное воздействие может привести к частичной, а затем и к полной потере слуха. К числу наиболее распространенных заболеваний, которые вызывает постоянный шум, можно отнести кохлеарный неврит. Данный фактор преимущественно связан с постоянной работой оборудования.
2. Вибрация. Как и высокий уровень шума, ее вызывают работающие станки и другие устройства. Длительное воздействие вибрации негативно влияет на многие системы человеческого организма, в том числе опорно-двигательный аппарат, нервную и сердечно-сосудистую систему.
3. Микроклимат. Для работы с химическими веществами и реактивами зачастую нужны определенные условия. Они касаются температурного режима, уровня влажности и так далее. Тем не менее, работа людей в таких условиях может быть сопряжена с риском.
4. Тяжесть и напряженность труда. Многие сотрудники, работающие в химической промышленности, поднимают и переносят тяжести, работают в стесненных условиях и так далее. Все эти аспекты негативно сказываются на здоровье и могут привести к заболеваниям опорно-двигательного аппарата и других систем организма.
Вторая группа опасных факторов связана с воздействием на организм химических веществ. Контакт с ними – непосредственная часть обязанностей многих сотрудников. Зачастую токсичные вещества воздействуют на организм даже при использовании всех мер безопасности. Результатом могут быть:
анатомические повреждения;
постоянные и временные расстройства;
комбинированные повреждения.
Опасность усугубляется тем, что многие патологии, вызванные химическими веществами, невозможно различить визуально. Диагностировать их можно только в ходе медицинского осмотра. Степень и характер повреждений и нарушений зависят от воздействующего вещества, пути его попадания в организм, времени воздействия, дозы, концентрации и растворимости, характеристик окружающей среды.
По своему воздействию на организм человека химические вещества можно разделить на несколько групп:
Токсические. Это вещества, которые обладают общеотравляющим действием. К их числу относят ароматические углеводороды и их производные, тетраэтилсвинца, фосфорорганические вещества, хлорированные углеводороды и многие другие.
Раздражающие. При попадании в организм они вызывают воспалительную реакцию. Чаще всего от них страдают органы дыхания, кожа и глаза. К данной категории относятся кислоты, щелочи, хлор-, фтор-, серо-, и азотосодержащие соединения.
Сенсибилизирующие. Эти вещества при попадании в организм вызывают в нем повышенную чувствительность к себе. При следующем контакте у человека начинаются бурные реакции, подобные аллергическим. Они могут вызвать поражения кожи и органов дыхания, а также ряда внутренних органов. К данной группе веществ можно отнести, например, соединения ртути, платину, альдегиды.
Канцерогенные. К этой группе относятся вещества, которые при попадании в организм провоцируют развитие злокачественных опухолей. Во многих случаях лечение таких патологий невозможно. К группе канцерогенных веществ относятся пыль асбеста, некоторые углеводороды, а также другие продукты химической промышленности.
Мутагенные. Вещества из этой группы поражают зародышевые клетки организма, провоцируют процессы их необратимого изменения и уничтожения. Их воздействие может вызвать раннее старение организма, снижение функции иммунитета, а также ряд других патологий, многие из которых плохо поддаются лечению. Мутагенными свойствами обладают этилендиамин, уретан, органические перекиси, иприт, формальдегид.
Влияющие на репродуктивную функцию. Вещества из данной группы негативно влияют на половую систему человека. При их длительном воздействии может развиться ряд серьезных заболеваний, в том числе бесплодие, эректильная дисфункция и так далее. К данной группе относятся, например, бензол и его производные, сероуглерод, свинец, сурьма, марганец, ядохимикаты, никотин, соединения ртути.
Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества.
Культура здоровья - это компонент социокультуры. У людей, ведущих ЗОЖ, изменяется мировоззрение, приоритетными становятся духовные ценности, обретается смысл жизни; исчезает физиологическая и психологическая зависимость от алкоголя, табака, наркотиков.
Образ жизни человека, его поведение и мышление, обеспечивающие охрану и укрепление здоровья, называют здоровым образом жизни.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это рационально организованный, трудовой, активный, основанный на принципах нравственности способ существования, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды и позволяющий до глубокой старости сохранять физическое, психическое и нравственное здоровье.
Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех органов и систем.
Психическое здоровье - зависящее от состояния головного мозга, характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств человека.
Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основной социальной жизнью человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья является овладеть сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни.
Нравственное здоровье считается высшей мерой общечеловеческих качеств, которые и делают человека настоящим гражданином.
Целостность человеческой личности проявляется во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Здоровый, духовно развитый человек счастлив- он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремясь к самосовершенствованию, достигает неувядающей молодости духа и внутренней красоты.
Первым шагом к созданию индивидуальной системы здорового образа жизни является выработка твердой мотивации. К здоровому образу жизни нельзя прийти без глубокого осмысления его необходимости. Человек должен быть твердо убежден в том, что иного пути к здоровью просто не существует.
Перечисляя составляющие здорового образа жизни:
режим жизнедеятельности
оптимальный двигательный режим
общая гигиена организма
закаливание
рациональное питание
В идеале здоровый образ жизни предполагает не отказ от вредных привычек, но изначальное их отсутствие. К вредным привычкам в первую очередь относят курение, пристрастие к алкоголю и наркотикам.
Немаловажное значение оказывает на здоровье наследственность и состояние окружающей среды.
Для сохранения и укрепления здоровья нужны постоянные и значительные усилия. Заменить их нельзя ничем. Человек настолько совершенен, что в его силах вернуть здоровье, пока болезнь не запущена окончательно.
Нормативно правовая база реализации ЗОЖ в Российской Федерации
Основные международные и отечественные документы в области охраны здоровья ребенка
Конвенция ООН о правах ребенка (ратифицирована в России 1990 г.);
Конституция РФ;
Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (1993 г.);
Семейный Кодекс Российской Федерации (1995 г.);
Федеральный закон от 24 июля 1998 г.; № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
О физической культуре и спорте в Российской Федерации. Федеральный закон от 29 апреля 1999 г. № 80-ФЗ.
Об ограничении курения табака. Федеральный закон от 10 июля 2001 г. №87-ФЗ.
Закрепление знаний
Давайте закрепим полученные знания, ответив на ключевые вопросы:
Что такое здоровье?
От чего или от кого зависит здоровье?
Как влияет состояние здоровья на профессиональную деятельность?
Влияет ли профессиональная деятельность на состояние здоровья?
Как сохранить свое здоровье?
Выводы
Д.з.
Прочитать лекцию, знать понятия.
Ответить на вопросы:
Какие мероприятия, направленные на заботу о жизни и здоровье специалистов при проведении работ на производственных участках, вы предложили работодателю, начальнику цеха, коллегам по работе?
Есть ли в вашем регионе условия для занятия спортом и оздоровления граждан?
Как влияют вредные привычки на профессиональное долголетие?
Приложение 1 к Лекции №3-4
Предельное значение для всех молодых и здоровых - не менее 60 и не более 180 уд/мин., для пожилых людей - не более 130-150 уд/мин.
Комплексная (интегральная) оценка величины дневной нагрузки - физической и эмоциональной активности, умственной деятельности
Если разница ЧСС в покое утром (в постели, перед подъемом) и вечером (перед отходом ко сну) не превышает 7 ударов в минуту, то "день был лёгкий".
При разнице - от 8 до 15 уд/мин - дневная нагрузка оценивается как средняя.
Если больше 15 уд/мин - был "тяжёлый день", необходим основательный отдых.
Автор: Антонов Андрей Андреевич
→ Публикатор 17.01.2023 0 1082 5 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы