Программа деятельности по профилактике различных видов зависимостей
Горчакова Светлана Александровна
Преподаватель ОБЖ и КБЖ
Программа деятельности по профилактике различных видов зависимостей МОУ «СОШ №17»
Пояснительная записка.
Все мы теперь знаем, что наркотики - это плохо. Зайдите в любой школьный класс, и практически все учащиеся хором вам подтвердят это. Но тогда возникает вопрос: «Откуда берутся наркоманы?» Поэтому можно предположить, что открытая профилактика наркомании необходима, но недостаточна.
К сожалению, как показывают наблюдения, слово «профилактика» в большинстве случаев не вызывает интереса у учащихся. Можно много говорить о наркотиках, их вреде здоровью, часто произносить слово «наркомания», и учащиеся будут знать все о наркотиках, их разновидностях, где они продаются, но и этого будет недостаточно. Этим можно снять у них лишь некое поверхностное, познавательное любопытство к наркотикам.
Снять любопытство к наркотикам простыми рассказами о них, на мой взгляд, невозможно. Если вы часто будете говорить о них, склонять слово «наркотик», то это может вызвать даже обратную реакцию. Поэтому произносить его лучше реже, но так, чтобы учащиеся эмоционально отреагировали, вздрогнули.
Я предлагаю метод косвенной и скрытой профилактики наркомании. В этом случае при взаимодействии преподавателя с учащимися должны затрагиваться ненаркотические темы, казалось бы, не имеющие отношения к проблеме наркомании.
В рамках процесса преподавания прием косвенного внушения против наркомании и алкоголизма можно применять практически во всех школьных предметах. Почти всегда можно связать проблему наркомании с изучаемой темой. Для этого нужно: выбрать занимательную тему; вывести ее на психологическую или философскую проблему (переживания, настроения, смысл жизни, смерти, поведения, ценностей и т. д.); показать, как усложняется разрешение этой проблемы в случае потребления алкоголя или наркотиков.
Так, например, через феномен пьянства, который описывается в том или ином произведении, можно всегда перейти к феномену настроения. От какого-то маленького отрывка из рассказа можно всегда плавно выйти на проблему настроения.
Возьмем уроки химии. Есть вещество, молекула и ее химическая формула. Это - яд, который разлагает мозг вот таким-то образом. Запугивания не было, а просто рассматривался химический процесс разложения организма. Аналогично можно рассмотреть процесс разложения организма наркомана на уроке биологии.
Таким образом, проявляя изобретательность, можно в любой курс аккуратно внедрить (но не грубо и не часто!) тему, направленную на скрытую профилактику наркомании.
Главное: необходимо так сформировать представления школьника о настроении, ценностях жизни и смысле, о свойствах наркотических веществ, чтобы мы могли быть уверенными, что юноша никогда не потребит наркотическое средство. Преподаватель должен уметь на основании того, как говорит учащийся, как он держится, судить о его склонности к наркотику. Школьник, обладающий большим творческим потенциалом, способный в малом видеть многое, любящий и любимый родителями, скучать не будет. Он не рискует стать наркоманом, за исключением того случая, если его обманным или насильственным способом подсадят на иглу».
Учитель на уроке химии или биологии должен понятно, донести до учащихся, что не наркотик и не алкоголь пьянят человека, а те вещества настроения, которые с помощью алкоголя и наркотика выжимаются». Поэтому после потребления с утра чаще бывает плохое настроение (феномен похмельного синдрома).
Цель программы: Способствовать формированию жизненной позиции учащихся направленной на умение противостоять любым видам зависимостей и тем людям, которые пытаются к ним приобщить; формирование навыков здорового образа жизни.
Задачи:
Информировать о негативных последствиях различных видов зависимостей для психофизического и социального здоровья;
Объяснить опасность и последствия наркотической зависимости;
Формировать устойчивую жизненную позицию по противостоянию любым видам зависимостей, как одного из путей сохранения психофизического и социального здоровья.
I блок – учебная деятельность, средствами уроков ОБЖ
№п\п |
Наименование разделов и тем курса |
Кол-во часов |
Организационная форма |
Примечание |
1. |
Раздел: Предупреждение наркомании, алкоголизма и курения среди школьников. |
3 ч. |
|
|
|
Тема 1. Влияние наркотических веществ на здоровье человека. |
1 ч. |
Интегрированный урок (ОБЖ и литература) |
анализ произведения Булгакова «Морфий» |
|
Тема 2. Правда об алкоголе |
1 ч. |
Интегрированный урок (ОБЖ, химия, биология) |
|
|
Тема 3. Курение – одна из вредных привычек человека. |
1 ч. |
Конференция. Тест: «Что я знаю и чего не знаю». |
Сообщение учащихся по данной теме. |
2. |
Раздел: Венерические заболевания и их профилактика. СПИД. |
3 ч. |
|
|
|
Тема 1. Понятие о венерических болезнях. Течение сифилиса и гонореи. |
1 ч. |
Лекция. |
Показ видеофильма |
|
Тема 2. Профилактика венерических заболеваний. |
1 ч. |
Беседа. |
Врач из Центра медицинской профилактики |
|
Тема 3. СПИД – болезнь века. |
1 ч. |
Экскурсия в СПИД-лабораторию |
|
3. |
Раздел: Личная гигиена школьника. |
3 ч. |
|
|
|
Тема 1. Гигиена одежды и обуви. |
1 ч. |
Интегрированный урок Групповая работа с дополнительной литературой.
|
Составление буклетов |
|
Тема 2. Гигиена кожи, ногтей, волос. |
1ч. |
Интегрированный урок Групповая работа. |
Презентация |
|
Тема 3. Роль закаливания в укреплении здоровья. |
1 ч. |
Беседа. |
Итоговое тестирование по данной теме. |
4. |
Раздел: Репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него
|
2 ч. |
Урок на базе ЦМП |
2 класса, отдельно девочки и мальчики |
5. |
Итоговый урок Мы осуждаем наркоманию |
2 ч. |
Пресс-конференция |
Приглашение специалистов: психолог, сотрудника отдела межведомственного взаимодействия в сфере профилактики, представителя Р\ц «Спасение» |
Формы контроля:
фронтальный опрос;
тестирование;
самостоятельные домашние задания;
проектная работа.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Учащиеся должны знать:
об отрицательном воздействии на организм вредных привычек;
правила гигиены, сохраняющие здоровье человека;
факторы, разрушающие здоровье человека;
этические нормы межличностных отношений.
Учащиеся должны уметь:
объяснять отрицательное воздействие вредных привычек на организм человека;
соблюдать правила личной и общественной гигиены;
работать с литературой: с текстами, рисунками,
проводить самонаблюдения,
II блок – внеурочная деятельность по предмету.
Упражнение 1.
«Отказ в типичных ситуациях, связанных с употреблением спиртного, наркотиков и других ПАВ»
Время: около 45 минут
Цели:
1. Ученики анализируют и определяют несколько типичных ситуаций, связанных с употреблением спиртного, наркотиков и других ПАВ.
2.Ученики осознают, что употребление спиртного и значительной части ПАВ в нашем обществе является распространенным явлением.
3. Ученики понимают причины и следствия потребления спиртного и других ПАВ, вытекающие из убеждения, что:
- алкоголь и другие ПАВ доставляют приятные ощущения, улучшая самочувствие, на время заглушая душевную боль;
- алкоголь и другие ПАВ помогают устанавливать и поддерживать контакты различного рода...,
- алкоголь и другие ПАВ отвлекает от работы, учебы, решения насущных проблем;
- алкоголь и другие ПАВ разрушает здоровье, семью, дружбу, любовь и будущее.
4. Ученики обдумывают возможные последствия отказа распития спиртного и употребления ПАВ в нескольких типичных ситуациях. Вспомогательные материалы: пять комплектов черно-белых или цветных картинок, подготовленных учениками. Они должны представлять типичные ситуации, во время которых употребляют спиртное (например, в кафе, в ресторане, на дискотеке, на вечеринке, на семейном торжестве, на стройке - рабочими; в парке - молодежью) и другие ПАВ.
Методы: общая групповая работа.
Ход занятия:
1. Учитель делит класс на группы, состоящие из 5-6 человек. Каждой группе дается комплект картинок и таблица для заполнения. Определяется задание: анализируя картинки, ученики должны заполнить таблицу, отвечая на вопросы: кто, когда, где, почему пьет и употребляет другие ПАВ, можно ли отказаться от этого в отделенных ситуациях?
2. Ученики выполняют задания.
3. Представители групп показывают всему классу полученные результаты. 4. Дискуссия с участием всего класса. Согласование результатов. Определение выводов.
Упражнение 2.
Учащиеся и взрослые говорят: «Спасибо, нет!»
Время: 2-3 занятия по 45 минут, внеклассное анкетирование 1-2 часа.
Цели: ученики знакомятся с аргументами, которые можно использовать, отказываясь пить. Ученики проводят интервью.
Методы: дискуссия, интервью в различных кругах.
Вспомогательные материалы: магнитофон, диктофон.
Ход занятия:
Учитель предлагает классу провести дискуссию на тему: «Какими аргументами можно пользоваться, отказываясь пить спиртное и употреблять другие ПАВ в ситуациях, когда на ученика оказывается давление?»
Представленные классом аргументы записываются на доске, а потом на листочках, которые сохраняются как документ.
Список можно дополнить, предлагая ученикам провести в школе ряд интервью среди своих ровесников.
Учитель начинает дискуссию по следующим вопросам:
- какие аргументы встречаются в обоих списках;
- что отличает оба списка;
- как молодые люди могут отказаться от распития спиртного и употребления других ГIАВ в компании;
- какие аргументы представили участвующие в интервью жениjины; - какие аргументы представили участвующие в интервью мужчины;
- какие способы отказа от употребления алкоголя и употребления других ПАВ являются «женскими», а какие - «мужскими»;
- какие аргументы наиболее эффективны?
Вопросов может быть и больше.
Упражнение 3.
Отказ от ПAB в группе ровесников
Время: около 45 минут.
Цели:
1. Ученики самостоятельно высказывают предложения о том, что могло стать причиной употребления алкоголя и других ПАВ в данном случае.
2. Ученики самостоятельно высказывают предложения о том, что могло стать причиной употребления алкоголя и других ПАВ в данном случае.
3. Ученики в ходе обсуждения высказывают предложения относительно фактов распития спиртных напитков и употребления других ПАВ детьми и подростками.
4. Ученики ищут причины, по которым дети и подростки должны отказываться от распития спиртного и употребления других ПАВ. Вспомогательные материалы: специальная анкета, предназначенная для
каждого ученика.
Методы: дидактическая игра в форме интервью журналиста, дискуссия с участием всего класса.
Ход занятия:
Действующие лица (возможный вариант): журналист, Павлик, отец Павлика, мать Павлика.
Журналист сообщает: «Вчера вечером в городскую больницу был доставлен 11-летний мальчик Павлик, обнаруженный в состоянии алкогольного опьянения в автобусе. К счастью, первый контакт мальчика с алкоголем не закончился трагически. Как это произошло?». Павлик рассказывает.
Журналист обращается к матери Павла: «А может быть Вы знаете причины вчерашнего «приключения» сына'?». Мать Павла: «Мой сын немного ниже ростом его ровесников в классе. Может быть, отсюда все его комплексы, а может таким образом он хотел понравиться друзьям? Вероятно, Павел хотел доказать. Что он сильный мужчина?
Журналист: «Конечно, здесь мы имеем дело с «неформальным» случаем. Но как могло это произойти'?».
В этот момент подключается преподаватель: сначала давайте ответим на вопрос, как вел себя Павлик и его друзья'? Если кто-то что-то делает, то, вероятно, для этого существуют какие-либо причины. Давайте подумаем над ответом на вопрос: почему именно так вели себя Павлик и его друзья, а не иначе. Если каждый ответит самостоятельно на эти вопросы в анкете, которую он получил, то мы попробуем найти причины, по которым дети и подростки употребляют спиртное, а также определить, правильно ли запрещают детям и подросткам употреблять алкоголь.
Аналогичная история рассматривается и в отношении употребления никотина и наркотиков.
Упражнение 4.
Судебное разбирательство
Время: около 45 минут.
Цели: ученики знакомятся с принципами и процедурой судебного разбирательства.
Вспомогательные материалы: судебные реквизиты.
Методы: дидактическая игра.
Ход занятия:
Подготовка судебного процесса может стать для подростков возможностью обсуждения вопроса, посвященного потреблению алкоголя и других ПАВ, возможностью знакомства с системой правосудия и законов, связанным с проблемами ПАВ. План предусматривает распределение ролей между 12-20 учениками и воссоздание событий, связанных с правонарушением или преступлением, совершенным под воздействием алкоголя или другого ПАВ. Игра позволяет обсудить возможность применения наказания нарушителей как формы общественного контроля. В ходе инсценировки судебного разбирательства ученики имеют возможность познакомиться со специальными материалами, касающимися юридических вопросов, медицинских и уголовных проблем.
Упражнение 5.
Ответ: «Нет»
Время: около 45 минут.
Цели: учащиеся учатся говорить «нет» в различных ситуациях.
Методы: дидактическая игра в форме инсценировки.
Ход занятия:
1. Следует выбрать несколько ситуаций из представленных ниже или предложить свой сценарий. Один ученик будет играть роль человека, на которого оказывают давление, и он должен найти выход из создавшегося положения, говоря «нет». Остальные могут избрать роль ровесников, которые оказывают давление. Стоит обратить внимание на то, что сценка должна быть представлена в наиболее приближенной к действительности форме. Важно, чтобы каждый ученик мог в такой ситуации, и сказать «нет».
Твой друг предлагает тебе:
- украсть несколько конфет;
- прогулять занятия;
- убежать из дома;
- выпить пиво;
- покурить;
- употребить наркотик;
- списать контрольную работу;
-сделать кому-нибудь пакость.
Незнакомый взрослый человек уговаривает тебя:
- пойти прогуляться вместе с ним;
- выгородить его, сказав кому-то неправду.
- купить таблетки или другие лекарства;
- не слушаться родителей;
- рассказать о себе.
Группа друзей хочет, чтобы:
- ты тихо ушел ночью из дома и встретился с ними;
- ты украл для них образец контрольной работы;
- покурил с ними;
- ты попросил своего старшего брата купить им пива; - ты с ними выпил;
- ты с ними употребил наркотики.
2. После того, как все представленные ситуации будут сыграны, стоит похвалить каждого ученика за решимость, с которой он говорил «нет», и просить, есть ли еще какие-либо способы выйти из похожей ситуации принуждения, не теряя достоинства и своего «лица». Затем наступает время обсуждения последствий отказа (ответа «нет») и защиты своих точек зрения (например, потеря друга, очень плохое самочувствие). Какие могли бы возникнуть в этой ситуации проблемы, если бы ты не сказал «нет»?
Горчакова Светлана Александровна МОУ «СОШ №17» г. Краснотурьинск
На странице приведен фрагмент.
Автор: Горчакова Светлана Александровна
→ svetla 31.05.2009 0 6429 1467 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.