Доклад,тема:Совместная работа семьи и школы в организации досуга и воспитание здорового образа жизни детей,на педсовете
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА № 613
Московского района, города Санкт-Петербурга.
ДОКЛАД
ТЕМА: «СОВМЕСТНАЯ РАБОТА СЕМЬИ И ШКОЛЫ
В ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА
И ВОСПИТАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
ДЕТЕЙ.
Педагог-организатор Суворова Т.В.
То, что состояние здоровья детей школьного возраста в России ухудшается – стало фактом. Медицина и образование не успевают адекватно реагировать на это.
Важнейшим профилактическим направлением работы является формирование здорового образа жизни, а школа пока является единственным доступным каналом, через который можно воздействовать не только на каждого ребенка, но и на его окружение.
В школе на различных уроках и внеклассных мероприятиях ученики получают знания о ЗОЖ, приобретают необходимые умения. Но эти знания мало применяются самим учеником. Знать – еще не значит использовать.
Итоги мониторинга показывают, что у всех детей, даже у самых маленьких, есть свой опыт в данной области, свои оценки. Не учитывать этого нельзя.
Чтобы создать условия для принятия детьми ЗОЖ, мы должны выступать не в роли лекторов, а постараться стать партнерами ребенка, сотрудничая с ним, признавать его взгляды на самого себя, право на здоровье и ответственность за него. Любому педагогу, классному руководителю важно усвоить, что лишь совместная работа с учащимися поможет понять, что они знают о здоровье, что их интересует, беспокоит, тревожит больше всего, что бы они хотели сделать, чтобы помочь своему здоровью и здоровью других людей.
Вряд ли кто-нибудь из нас не понимает необходимости помогать детям в том, чтобы их образ жизни стал более здоровым. Учителя должны совместно с детьми, родителями, медиками работать над формированием ЗОЖ детей.
Трудностями здесь являются:
Изменение поведенческих привычек, многие из которых формируются в раннем детстве и поэтому очень устойчивы (например, привычка питания).
Особенности образа жизни семей. «Правильные» знания, полученные в школе, не подкрепляются, а чаще противоречат стилю жизни семьи, ведущей неправильный, нездоровый образ жизни.
Я проводила анкетирование-сочинение «Что такое здоровье?» Результаты оказались
настоящим откровением. Дети озабочены перспективой здоровья своего и всех людей.
Дети хотят знать о здоровье, о ЗОЖ, хотят знать о сохранении здоровья своего и своих будущих детей, и всех людей. Хотят знать о сохранении здоровья своего и своих будущих детей, «всех людей». Работа по ЗОЖ на других уроках и во внеурочное время. Возможности включения тем по «ЗОЖ» в разные виды творчества детей:
Техническое творчество.
В слесарном деле:
Разговор о престижности и красоте труда рабочего, о необходимости физических упражнений для здоровья любого человека, о ПМП при травмах.
В столярном деле:
О единстве человека и природы, о невосполнимости лесных потерь. Каким лес оставляют люди после себя.
В переплётном деле:
Беседы о значении книг для духовного, нравственного здоровья детей. Роль сказок в воспитании личности. Что потеряет ребёнок, если он будет лишён сказок?
О доброте и милосердии - это качества, которые помогают здоровью тем, которые ими обладают.
Юные натуралисты (на уроках биологии).
Темы – значение растений для здоровья людей, невозможность жизни без растений (пища, кров, место обитания животных, воздух и т.д.)
III. Физкультура и спорт.
Темы – физкультура, спорт, здоровье.
Что дают человеку занятие физкультурой?
Физкультура и цель жизни.
Физкультура и общение, друзья.
Физкультура как альтернатива вредным привычкам.
Модные виды спорта.
Модная фигура и здоровье.
Музыкальное творчество.
Всем известна терапия музыкой. Физиолог Тарханов доказал, что мелодии доставляют человеку радость, оказывает благотворное действие на сердечно – сосудистую систему: замедляют пульс, расширяют сосуды, нормализуют давление. Мелодичная музыка нормализует секрецию желудочного сока. Симфонические произведения Моцарта и Бетховена помогают быстрому заживлению язвы желудка. И так, музыкотерапия способствует более эффективному и быстрому излечению многих болезней. Исходя из вышесказанного - важно прививать детям любовь к музыке, как важной составляющей ЗОЖ и действенному фактору здоровья. И если двигаться к цели формирования ЗОЖ, то необходимо привлечь внимание учащихся к музыкальным жанрам, которые благотворно действуют на здоровье (классическая и народная музыка). Одна из возможностей общения с детьми - в музыкальных кружках. Музыка – помогает почувствовать красоту природы, человека, приносит радость и успокоение, вызывает стремление быть лучше.
В разных темах – можно найти повод для дискуссии о здоровье. И наоборот вредное воздействие на здоровье - плееров, рок музыки , громкая музыка, шумы, передозировка музыки.
Художественное творчество.
При подготовке к различным школьным праздникам, художественное слово можно обсудить: «Слово и здоровье». Можно поставить сатирические сценки о современном обрезе жизни. Изобразить пародии на современную моду (модная фигура). Инсценировка антирекламы. Всего того, что наносит вред здоровью: нездоровый образ жизни во всех его проявлениях (нерациональное питание – то, что особенно касается детей, - сладкие чипсы, напитки и др.; низкая физическая активность, вредные привычки). Программа для агитбригады на темы ЗОЖ, опасности вредных привычек.
Участие в конкурсах рисунков на темы: «Здоровье – глазами детей». Рисунки учащихся являются действенной формой настенной пропаганды ЗОЖ (некоторые рисунки висят на стенде в кабинете ОБЖ). Они хорошо действуют на улучшение здоровья всего школьного сообщества. Учащиеся обмениваются идеями о том, как рисунки могут быть использованы для пропаганды ЗОЖ.
Участие в танцах.
Здесь можно организовать дискуссию на тему связи движения и здоровья, модная фигура и здоровье. Всем известна польза от танцев на здоровье (движение).
Участи ев акции – «Накорми солдата, Подари радость ветерану, Сбор семян для монумента и др.» Здесь уместен разговор о добрых делам, милосердии. Доброта и здоровье – как они связаны друг с другом?
Эстетика быта.
Занятия на факультативах по художественном труду, при вышивании – хороший повод для разговора о семье, её значении в жизни человека, об образе жизни семьи, об особенностях многодетной семьи, о воспитании в них. На этих уроках учащиеся могут поразмышлять о том, как спокойная, приятная работа может влиять на здоровье, успокаивает человека, вызывает положительные эмоции, помогает ослабить реакцию стресса. Обсудить – как занятие рукоделием могут быть альтернативой вредным привычкам. Может состояться ещё один разговор – о бабушках, как носителях семейных традиций и народной культуры, о значении связи поколений, о милосердии к старикам. Огромную пользу приносит подготовка и проведение выставок по декоративно прикладному искусству на уроках и факультативах по швейному делу – можно обсуждать проблемы сегодняшнего свободного образа жизни. Мода в разные века и здоровье. Современный идеал женской и мужской красоты и здоровья, физическая и духовная. Современная одежда, её модные атрибуты и риск для здоровья. Модная обувь и болезни позвоночника, атрибуты модного имиджа и риск сексуального насилия. Ранней беременности их последствия. И так, уроки, кружки, факультативы, конкурсы, школьные праздники – всё это даёт возможность для размышлений над проблемой выбора образа жизни. Очень важно, что бы общение с детьми не превратилось в нравоучительный монолог учителя, а стало общей, задушевной беседой, где мнение каждого может быть уважаемо. Важно, что бы эти беседы стали для ребят обращением к собственной жизни, жизни своих друзей, своего класса, школы, что бы учащиеся побуждались к действиям, помогающим здоровью.
Общие задачи работы в школе состоят в том, чтобы:
Повысить уровень знаний детей в области ЗОЖ,
Мотивировать детей на выбор поведения, не наносящего ущерба здоровью, в том. Числе через включение собственного опыта детей.
Активизировать действия в защиту ЗОЖ
Все ребятам надо помочь осознать, что иметь хорошее здоровье для человека полезно, выгодно, интересно, престижно.
Полезно не болеть, потому, что хорошее здоровье даёт хорошие возможности, более высокую работоспособность, выносливость, облегчает общение, человек становиться физически привлекательным.
Интересно – лучше усваиваются знания.
Престижно – нет ограничений для выбора любого дела, любой цели в жизни.
Классные часы для нового поколения. Беседы, игры, инсценировки.
Остановлюсь на партнерстве и взаимодействии семьи и школы в движении к здоровью для всех.
В школьной образовательной программе введены темы ЗОЖ. Учащиеся получают знания и навыки ЗОЖ. Но реальность такова, что «правильные» знания, полученные в школе противоречат практике жизни в семье, ведущей «неправильный» образ жизни. В результате знания становиться для детей оторванными от жизни. Они становятся перед выбором своего поведения. Необходимо, что бы семья стала партнёром школы в формировании ЗОЖ. Каков же реальный образ жизни семей, где воспитываются наши дети! Условно здоровым образ жизни считается, когда у всех членов семьи нет хронический неинфекционный заболеваний. К ним относятся болезни сердца и сосудов (инфаркт, инсульты, гипертоническая болезнь, атеросклероз), рак, сахарный диабет. Эти болезни являются причиной ранней инвалидности и смертности. Доказано, что основными факторами риска хронических заболеваний, связанных с поведенческими привычками человека и определяющими его образ жизни, являются несбалансированное питание (злоупотребление продуктов с высоким содержание холестерина, сахара, соли), низкая физическая активность, курение, злоупотребление алкоголем, хронический стресс. Анкетирование родителей показало, что курят более 70% и матери и отцы. Большинство матерей курят в присутствии детей, пассивному курению подвергаются дети. Доказано, что если бы матери не курили, число пассивно курящих детей уменьшилось бы. В семьях – отцы хотели бы ради здоровья детей бросить курить, а матери – нет. Таких не оказалось. Физическая активность низкая, нет времени, много времени проводят у телевизора. Питание. Особенности – высокое потребление сладостей, хлебо-булочных изделий, макаронных изделий, большое количество соли, острая пища. Любовь к чипсам. Малое потребление овощей и фруктов. Не все соблюдают режим питания. Трудность работы по формированию ЗОЖ в том, что нужно не только формировать правильное поведение, а корригировать уже сложившиеся поведенческие стереотипы идущие из семьи. Родители несут ответственность за свой здоровье, здоровье своих детей – выбирая тот или иной образ жизни. Здоровье детей – это та цель, где сохраняться интересы семьи и школы. Общность интересов в том, что бы вырастить здоровых детей, жить в здоровой стране. Каждый классный руководитель, знает какие семьи и какой образ жизни в семье (Жукова А. заявляет «Мама мне разрешает курить») на родительских собраниях классный руководитель должен говорить о ЗОЖ детей, семей. Проводить просветительскую работу (знания о здоровье) и свой кругозор расширит. Приглашать к сотрудничеству всех желающих (бабушек , родителей, других родных, живущих вместе). Можно послушать рассказы о семьях детей. Показать родителям рисунки о семье. Можно обсудить «Мы и наш образ жизни сегодня». Можно разделить на две части: 1. Рассказ о семье и её образе жизни. 2. Рассказ о школьном классом клубе (картинки, фото). Можно поговорить о свободном времени. Кто как его проводит. Свободное время – не означает безделье. На самом деле это время никакое не свободное. Свободное оно только от учёбы и работы. В это время можно заниматься тысячью интересных и приятных дел. Хорошо, если эти занятия укрепляют здоровье, тренируют тело, учат чему-то новому, создают хорошее настроение. Тогда можно сказать, что время проводится с пользой. Сложно организовать праздник «Твоё свободное время и здоровье» (см. приложение). Таким образом – образ жизни в семье – источник здоровья. Сохранение покоя и тишины в доме. Необходимость отдыха и полноценного сна (сколько раз слышал «Не выспался, т.к. папа всю ночь пьяный ругался») Вряд ли можно представить себе ЗОЖ без духовного, нравственного здоровья. Нравственное здоровье – основная составляющая любой проблемы, обсуждаемой в классе, клубе. Особое внимание – дефицит добра в нашем обществе, во взаимоотношениях между членами семьи. Милосердии к тем, кто лаб. Может быть имеет смысл обратиться к истокам – к сказкам о добре. Привлечь бабушек высказаться на эту тему. Можно вспомнить слова, где есть корень «добро», пословицы на тему добра. Можно прокомментировать следующие высказывания:
добро всё, что является благом для других,
добро даёт защиту каждому,
добро объединяет
внимание друг к другу – основа жизни по законам добра.
А самое главное – проанализировать реальные поступки, отношения в семье, где добра не знают. Рассмотрим следующие вопросы:
Как связаны между собой доброта и здоровье!
В чём причина дефицита добра и милосердия в нашем обществе.
Как действуют добрые дела и поступи на тех, на кого они направлены, и на тех, кто их творит.
Можно ли одновременно любить своих бабушек и дедушек и не замечать остальных пожилых людей и даже испытывать к ним ненависть.
Можно ли такого человека с двойным лицом назвать добрым и считать нравственно здоровым. Поиск форм доброты (уступить место, подать руку помощи, перевести через дорогу, сходить за покупками, поделиться вещами).
Предполагается участие родителей. Влияние родителей на детей – аксиома. А вот влияние детей на поступки – измерить трудно, но воздействие может быть сильным. Дети могут придумать и показать сценки из жизни своей семьи (режим дня семьи, курение в семье и др.) всё это сплачивает семью. Начать совместную работу с родителями можно с опросника для родителей, поблагодарите их за помощь.
Свою работу по воспитанию ЗОЖ детей я начала с высказываний детей:
О здоровье.
Как помочь здоровью
Провела мониторинг. На уроках ОБЖ мы изучаем темы по ЗОЖ. На внеклассных занятиях и в период проведения недели ОБЖ проводим беседы, сценки о вредных привычках, участвовали в городском конкурсе – Класс – свободный от курения, где учащиеся выпускали газету, изготавливали поделки из дерева, шитьё и др. Конкурс слоганов о ЗОЖ, принимаем участие в городском конкурсе «Здоровье глазами детей», рисунки наших учащихся демонстрировались на 5-ом ТВ канале СПб. Ребята знают, как заботиться о здоровье, но не всегда используют в практике. Я организую внеурочную деятельность школьников в соответствии с детской программой действий в защиту здоровья. Программу сформулировали сами дети. И так: мы вместе с ребятами создали в школе клуб ЗОЖ. Девизом является: «Мы выбираем здоровье. Начали с предварительной работы – обсудили с детьми как мы можем реализовать идею учащихся по сближению детского коллектива. Выбор совета клуба:
Спортивный сектор – Якушев К, Ярошинский Ю.,
Информационный сектор – Зенькевич С, Ямкина О. (главная задача – просветительская «Пятиминутки здоровья»)
Сектор дизайнеров (агентство рекламы и здоровья) – Ковальчук
Сектор экологии – Никитина Ю. (контроль за чистотой внутришкольной среды – чистота класса, воздуха, озеленение класса и рекреаций. Мероприятия «Природа и здоровье» (куратор – Капельян И.Н.)
Сектор досуга – организация свободного времени (куратор Яковлева С.С.) – ответственная – Молочник Н.
Сектор «Не любителей» курения, алкоголя и т.д.
Секция «Мода и здоровье» – Грознов В., Ларина А.( не забывай, что не всё, что модно, полезно для здоровья) некоторые модные увлечения могут быть вредными и даже опасными для здоровья.
Секция малыши и няньки – Жукова, Поташкина, Иванова. – весёлые переменки; игры, мероприятия по азбуке здоровья.
Сектор «Дежурство по здоровью» детский контроль за выполнением самых простых гигиенических правил.
Ребята клуба «Здоровье» создали свою агитбригаду и часто выступают перед школьниками с интересными мини-спектаклями, сценками по ЗОЖ.
В день столетия молодежного движения ребята выступали на Фестивале детских общественных объединений Московского района «Единство времени и поколений».
Члены клуба провели Мастер-класс «Радуга здоровья» во ДДЮТ Московского района в рамках просветительско-профилактической программы « Живи с плюсом»
В каждом классе можно создать свою классную команду «Команда здоровья». Организатором должен быть классный руководитель. Учитель и его класс проводят много времени вместе поэтому имеют общие риски для здоровья. Работа в команде будет помогать самому учителю преодолевать свои негативные поведенческие привычки и оздоровлению собственного стиля жизни. В этом смысле работа выгодна и его здоровью. Подробно о работе секций см. в приложении №….
Очень действует на ребят в воспитании ЗОЖ то, что ФК «Зенит» участвует в социальном проекте «Здоровье». Игроки клуба всегда готовы собственным примером поддержать молодежь нашего города расти здоровыми, сильными. Футболисты призывают вести ЗОЖ, оценить все его преимущества. «Зенит» с вами, ребята! Такими словами футболисты поддерживают участников ЗОЖ. В плане нашего школьного клуба «Здоровье» есть встреча с футболистами «Зенита», получить автографы и напутственные слова.
И так сейчас модно вести ЗОЖ. Вредные привычки, губящие организм – нынче не в моде. А для того, что бы это случилось – надо приложить усилия нам взрослым и детям. Такова здоровье сберегающая технология.
Используемая литература:
1.Л.В. Баль,С.В.Барканов. «Педагогу о здоровом образе жизни».М.»Просвещение» 2005
На странице приведен фрагмент.
Автор: Суворова Татьяна Вячеславовна
→ 230224 28.11.2011 0 4801 831 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.