Статья "Уклад жизни кадетской школы, как основа гражданско-патриотического воспитания обучающихся"


Преподаватель – организатора ОБЖ

МБОУ «СОШ № 45 г. Белгорода»

С.Н.Рабыко




Уклад жизни кадетской школы, как основа гражданско — патриотического воспитания обучающихся.


«Историческое значение каждого русского

человека измеряется его заслугами Родине, его

человеческое достоинство — силой его

патриотизма».

Н. Чернышевский



Главной целью деятельности педагогов нашей школы на 2 и 3 ступенях обучения является воспитание подлинного гражданина и патриота, любящего свою «малую» и «большую» Родину.

Частью патриотического воспитания является создание в школе кадетского движения.

Первый кадетский класс был открыт в 1999-2000 году на базе 9-11 классов. С января 2008 года в кадетское движение включены обучающиеся начиная с 5-го класса - один класс на параллели получал статус кадетского. В настоящее время в кадетское движение вовлечены учащиеся 19 классов среднего и старшего звена, и мы можем говорить о создании в школе системы патриотически - ориентированного образовательного пространства, в рамках работы кадетской школы «Спасатель».

Формы организации деятельности кадетской школы определяются укладом ее жизни.

А уклад определяется понятием «Кадет, т. е. готовящийся к офицерскому званию», поэтому неотъемлемой частью кадетской школы является военизированная составляющая, которая включает такие элементы как:

  • Знамя кадетской школы.

  • Эмблема и девиз кадетской школы.

  • Кадетская форма.

  • Кадетские ритуалы.


  • Посвящение в кадеты.

  • Торжественное построение в Дни Воинской славы России.

  • Парад Победы.

  • Прощание с кадетским знаменем.

  • Кодекс чести кадета (определяет правила и нормы взаимоотношений между кадетами).

  • Построение до и после окончания урока, доклад командира взвода о готовности класса к началу урока

  • Система поощрения в форме присвоения кадетских званий и размещения фотографий лучших кадет на школьной «Доске почета» в номинации лучший кадет


Организационная структура кадетских классов.

Кадетский класс - взвод делится на три отделения. У каждого кадетского взвода есть свой девиз и своя строевая песня. Для организации качественной системы управления кадетским классом и приближения ее структуры к требованиям общевойсковых уставов и традиций Российской Армии из числа учащихся назначаются командир взвода и командиры отделений, обязанности которых определяются положением о кадетском классе.

Учащимся старших классов необходимо предоставить возможность для самореализации, они являются активными организаторами и участниками всех дел кадетской школы. Поэтому важной формой организации уклада кадетской школы является разновозрастное сотрудничество между кадетами младшего, среднего и старшего возраста. Кадеты 8-11 классов являются шефами для учащихся младших классов. В рамках подгтовки к Посвящению в кадеты они проводят классный час «Кто такой кадет», совместно со своими подшефными изучают Кодекс чести кадета, готовят их к смотру строя и песни, проводят уроки Мужества, посвященные Дням Воинской славы России. Важно поддерживать усилия подростков и отмечать их успехи. Поэтому по итогам смотра Строя и песни старшим кадетам, подготовившим команды победителей и призеров среди учащихся 5 — 7 классов на общем построении объявляется благодарность с занесением в личную карточку кадета. Данная форма работы способствует возникновению у подростков ответственности за достижение результатов, заинтересованности в работе, убеждения в её социальной необходимости, что ведёт к формированию положительного отношения к патриотической деятельности.

Одной из важнейших частей организации уклада школьной жизни является система внеурочной деятельности и дополнительного образования кадет, которые выстраиваются на основе интересов и собственном выборе форм занятий кадетами. Система дополнительного образования кадет включает такие направления деятельности как:

  • патриотическое воспитание;

  • духовно - нравственное воспитание;

  • художественно-эстетическое воспитание;

  • спортивно - оздоровительное воспитание;

  • профессиональная подготовка.

Педагогический коллектив при организации деятельности учащихся кадетских классов применяем самые разнообразные формы организации внеурочной деятельности. Такие как:

  • Работа с ветеранами ВОВ

  • Шефская помощь

  • Встречи

  • Праздники микрорайона

  • Создание Книги Памяти о ветеранах войны - жителях нашего
    микрорайона.

  • Работа в зале Боевой славы.

  • Трудовой десант по благоустройству памятников героям ВОВ

  • Участие в городской спартакиаде кадетских классов.

  • Посещения экспозиций и выставок в музее - Диораме «Курская битва. Белгородское направление».

  • Участие в патриотической акции «Георгиевская ленточка».

  • Участие в митинге, посвященном жертвам локальных войн.

  • Участие в военно - патриотических слетах и фестивалях кадетских классов международного и всероссийского уровня.

  • Экскурсии в воинскую и пожарную часть.

  • Участие в кадетском балу.

  • Участие во Всероссийском детско - юношеском движении «Школа безопасности» и полевом лагере «Юный спасатель».

  • Во Всероссийском фестивале творчества кадет «Юные таланты Отчизны».

  • Открытие Поста № I,

  • Вахта Памяти у «Вечного огня».

  • Выпуск еженедельных и праздничных Боевых листков.

  • Вовлечение обучающихся в кружковую деятельность


  • «Юный спасатель»

  • «Спортивный туризм»

  • «Юный пожарный»

  • «Бальные танцы»

  • «Духовой оркестр»

При организации работы с кадетскими классами важно учитывать возрастной подход к построению процесса патриотического воспитания.

Учащиеся 5 -7 -х классов занимают промежуточное положение между младшим школьным и старшим подростковым возрастом. Целесообразно, чтобы в школе существовала традиция перехода ученика из детства (начальная школа) в отрочество. Такой традицией в нашей школе является ритуал «Посвящение в кадеты», способствующий возникновению нового отношения взрослеющего человека к себе и оформлению нового отношения общества к нему.

Для учащихся 5-х классов характерно такая форма самосознания как «чувство взрослости», определяющая основные отношения младших подростков с миром. «Чувство взрослости» появляется в потребности равноправия, уважения и самостоятельности, в требовании серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых, но в этом возрасте данное чувство еще не подкрепленное реальной ответственностью. Школе важно предложить учениками средств реализации их чувства взрослости, в стенах нашей школы таким средством является вовлечение пятиклассников в кадетское движение.

Пятикласснику, который становится кадетом, осознает себя частью кадетской школы, ему необходимо наладить добрые взаимные отношения в новом коллективе, научиться уважать культуру и традиции кадетской школы.

Военизированный уклад жизни кадетского класса способствует формированию у пятиклассника таких качеств как ответственность, умение

ставить задачу, планировать и точно соблюдать намеченное, умение подчиняться.

Для детей в младшем подростковом возрасте актуально осознание себя личностью в процессе общения. Подросток оценивает свои способности, моральный облик, свои недостатки, завоёвывает уважение и доверие окружающих. В этом возрасте важно проводить классные часы, беседы на нравственные темы, которые помогут учащимся в осмыслении важнейших нравственных качеств: «совесть», «честь», «благородство», «достоинство»; изучать лучшие традиции российского воинства, примеры деятельности выдающихся предков. Методы, используемые коллективом в процессе воспитания патриотизма самые различные, например использование метод проектов, который в последние годы утвердился как один из актуальных и действенных в формировании активной и инициативной позиции учащихся в воспитании. В патриотическом воспитании применение проектов нацелено на главный результат - приобретение учащимися действенных патриотических убеждений и опыта патриотической деятельности

При организации внеурочной деятельности кадет главное помнить, что патриотизм носит деятельный характер, поэтому воспитательный процесс в кадетских классах осуществляется в процессе организации разнообразной познавательной и практической деятельности.





Полный текст материала Статья "Уклад жизни кадетской школы, как основа гражданско-патриотического воспитания обучающихся" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Рабыко Сергей Николаевич  rabyko31
07.05.2013 0 5436 547

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК