Технологии формирования здорового и безопасного образа жизни младшего школьника.


Технологии формирования здорового и безопасного образа жизни младшего школьника.

Современное развитие российского общества осуществляется в соответствии с реформой образовательной системы. Новые веяния времени порождают новые требования к образованию, вследствие чего возникает необходимость разработки нового поколения образовательных стандартов. В 2008 году я стала участником опытно-экспериментальной работы по апробации федерального государственного образовательного стандарта 2 поколения.

В БУП экспериментальных классов, кроме традиционных учебных предметов, введена развивающая внеучебная деятельность по различным направлениям.

М аланина Елена Владимировна, учитель начальных классов высшей категории




















Одно из них «ОБЖ и уроки здоровья». Введение данного курса способствует реализации одного из основных направлений программы - ориентация участников образовательного процесса на здоровый образ жизни.

Актуальность проблемы повышения уровня безопасности и здоровья человека сегодня очевидна. Состояние здоровья зависит от социального, экономического и духовного развития личности, от его образа жизни, а также от здоровой окружающей среды. Решение этой проблемы возможно только через образование. Необходимо обучать людей (и особенно подрастающее поколение) безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей среде. Учёными доказано, что здоровье человека лишь на 7 % зависит от здравоохранения, на 20 % - от наследственности, на 20 % от экологии и более чем на 50% от образа жизни, который он ведёт, т. е. от знаний и умений сохранять его самим человеком.

В процессе изучения курса «ОБЖ и уроки здоровья» на первый план я выдвигаю задачу формирования у младших школьников основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека, о выработке у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих и приобретению способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях. Более того, не приняв на себя ответственности за собственное здоровье в младшем возрасте, ребёнок, по-видимому, уже не сделает этого и в последующие годы.

Какие факторы влияют на сохранение и укрепление здоровья? Я считаю, что это:

  1. Легкий и правильный режим дня.

  2. Высокая двигательная активность, достаточная физическая нагрузка.

Постоянное общение с природой, использование благотворных её факторов: свежего воздуха, воды и солнца. Безусловно, люди сильно отличаются друг от друга образом жизни. Но научить детей правилам безопасности на улице, если “чужой” пришел в дом, рассмотреть ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого человека и научить детей, как действовать в таких ситуациях, можно, поскольку курс “ОБЖ и уроки здоровья” призван помочь:

  • распознавать и оценивать опасности среды обитания человека;

  • определять способы защиты от них;

  • приобретать навыки в ликвидации последствий экстремальных ситуаций;

  • оказывать помощь и взаимопомощь в случае их необходимости.

Мною поставлена цель: обеспечение здорового образа жизни, сохранение здоровья, обеспечение личной безопасности учащихся моего класса. Достичь эту цель поможет освоение знаний:

  • о здоровом образе жизни;

  • правилах безопасного поведения на улицах и дорогах, правилах дорожного движения;

  • о возможных причинах возникновения пожара и мерах пожарной безопасности;

  • об опасных ситуациях и правилах поведения на воде;

  • об основных правилах пользования бытовыми приборами, средствами бытовой химии;

  • об опасных ситуациях и мерах предосторожности в местах большого скопления людей;

  • о мерах предосторожности при угрозе совершения террористического акта. О поведении при похищении или захвате в качестве заложника

Изучение курса “ОБЖ и уроки здоровья” во внеучебной деятельности на первой ступени обучения позволяет мне закладывать базу необходимых знаний. Младшие школьники по-разному усваивают знания, с неодинаковой скоростью и разными способами. В повседневной жизни они усваивают информацию из разговоров с семьей и с друзьями, радио и телепередач. Поэтому я рационально использую самые разнообразные способы обучения, охватывающие все виды восприятия материала:

Зрительный: эффективный способ восприятия усвоения материала для младших школьников. Воспринимается в виде красочных картин, таблиц, слайдов, фильмов.

Слуховой: использование аудиокассет, CD дисков.

Осязательный: предполагает возможность потрогать что-то собственными руками. Это для некоторых обучаемых младших школьников намного важнее, чем возможность увидеть или услышать.

Кинестетический: усвоение информации достигается в том случае, если учащиеся сами участвуют в занятиях.

При проведении занятий, для достижения определённых целей, я использую эти способы восприятия в совокупности.

Материал, подобранный мною к занятиям, рассчитан не на механическое заучивание, а на осмысленное восприятие разнообразной информации, на выработку способности самостоятельно искать решение многочисленных проблем, возникающих в жизни каждого человека. Поэтому мои занятия могут иметь различные формы: игра, экскурсия, КВН, конкурс, прогулка, викторина и т.д.

Применение игровых технологий во внеучебной деятельности в комплексе с другими приемами и методами организации занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей. ИГРА – это процесс, когда проигрываются ситуации, требующие наличия практических навыков в действиях, предпринимаемых в опасных или аварийных ситуациях. Игра – отличная возможность для учащихся проверить себя, потренироваться и одновременно выявить наиболее характерные ошибки, постараться пережить ситуацию, осмыслить, чтобы впоследствии в определённый момент воспользоваться полученными знаниями и применить их на практике. Такие игры позволяют лучше подготовить школьников к правильным и умелым действиям в реальных ситуациях. Особое место среди активных форм обучения в моей работе занимают сюжетно-ролевые игры, которые позволяют моделировать различные жизненные ситуации и отношения. Они оригинальны по форме и тем самым включают один из основных внутренних мотивов учащихся к изучению предмета – интерес. Игры дают возможность рассматривать изучаемые темы с различных позиций, показывают школьникам окружающий мир таким, каков он есть на самом деле, со всеми его противоречиями.

ЭКСКУРСИЯ - это практические занятия по отработке навыков ПДД, носящее развивающий и познавательный характер. Посещение музеев, выставок, библиотек, бассейна - одно из любимых занятий учащихся. В зависимости от маршрута, дети могут сами побывать в роли экскурсовода, дополняя мой рассказ. Поскольку занятия проводятся в нетрадиционной увлекательной форме,

дети с удовольствием слушают, не утомляются, легко усваивают новый материал, а главное то, что каждое путешествие ребенка оказывается маленьким открытием огромного.

Проведение занятий в форме КВН – позволяет мне обобщать и систематизировать знания учащихся по различным темам, явлениям, процессам и закономерностям. Подобное занятие развивает способности обобщать и систематизировать изученный материал, позволяет устанавливать причинно-следственные связи, а также развивает мышление учащихся и их творческие способности, воспитывает в учащихся чувство товарищества, умение работать в коллективе, ответственность и самостоятельность, развивает у детей познавательный интерес к курсу “ОБЖ и уроки здоровья”.

КОНКУРС – это занятие, позволяющее мне проверить прочность усвоения учащимися теоретических знаний, практических умений и навыков за весь курс, а также систематизировать знания учащихся, формировать у них добросовестное отношение к работе, сознательное отношение к выполнению заданий. Используя в работе данную форму проведения занятия, я воспитываю у детей волю к победе, развиваю у них самостоятельность мышления, творческую инициативу и активность.

Используя в своей работе различные технологии, я проявляю заботу не только о знаниях, полученных моими учениками в ходе изучения курса “ОБЖ и уроки здоровья”, но также и об их здоровье, поскольку оно самый драгоценный дар, который человек получает от природы. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия

общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Поэтому для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих  целостного здоровья человека,  в своей работе я использую здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи - сохранить здоровье самого ребенка. Малоподвижность во время занятий негативно влияет на здоровье учащихся. Учитывая это, я не требую от учеников сохранения неподвижной позы в течение всего занятия. Физкультминутки, динамические паузы – естественный элемент внеучебной деятельности в экспериментальных классах, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление.

Очевидно, что здоровье и безопасность в нашем понимании этого слова лежат в основе благополучия любого человека. Только здоровый человек может в полной мере стать творцом своей судьбы, добиться определённых успехов в карьере и личной жизни, продуктивно проводить свой досуг, быть созидателем в окружающем его мире. Как утверждал Н. М. Амосов, «…чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем».




Полный текст материала Технологии формирования здорового и безопасного образа жизни младшего школьника. смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Маланина Елена Владимировна  переменка
06.10.2010 1 11917 973

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК