Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности


Муниципальное учреждение «Управление образования» исполнительного комитета

Арского муниципального района Республики Татарстан
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Лесхозская СОШ»

Арского муниципального района Республики Татарстан













Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

туристско-краеведческой направленности











Разработал: Шакиров Илдар Хидиятович

Учитель физической культуры МБОУ «Лесхозская СОШ»


Возраст обучающихся: 7-17 лет

Срок реализации программы: 4 года














2019






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Туризм» разработана на основе следующих нормативных документов:


1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - статья 2 пункты 9, 10, 14; статья 10, пункт 7; статья 12 пункты 1, 2, 4; статья 23 пункты 3, 4; статья 28 пункт 2; статья 48 пункт 1; 75 пункты 1-5; 76

2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 №1726-р)

3. План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей (утверждён распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.04.2015 №729-р)

4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утверждён Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 №196)

5. СанПин 2.4.4.3.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (утверждены постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 №41)

6. «Об утверждении Общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодёжной политики, применяемых при расчёте объёма субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением» (утверждены пунктом 4.1 приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2015 №1040)

7. «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» (Приложение к письму департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей МО и Н РФ от 11.12.2006 №06-1844)

8. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»

9. «Экспертиза программ дополнительного образования детей, внеурочной деятельности и элективных курсов» (приложение к журналу «Внешкольник» - Бюллетень «Региональный опыт развития воспитания и дополнительного образования детей и молодёжи» № 4, 2014 г.)

10. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)» (направлены письмом Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242)

11. Приказ МОиН РТ № 1465/14 от 20 марта 2014 г. «Об утверждении Модельного стандарта качества муниципальной услуги по организации предоставления дополнительного образования детей в многопрофильных организациях дополнительного образования в новой реакции»

12. Приказ МоиН РТ № 2529/14 от 6 мая 2014 г. «Об утверждении Модельного стандарта качества муниципальной услуги по организации предоставления дополнительного образования детей в общеобразовательных организациях»

13. Положение об общеобразовательных общеразвивающих программах МБУ ДО «Дворец школьников» Арского муниципального района РТ от 29.08.2017 г.


Спортивный туризм, как доступное средство формирования физической культуры личности разного возраста, является признанным видом спорта и переживает новые изменения. Спортивные звания и разряды в спортивном туризме присваиваются по двум видам: спортивные походы и туристское многоборье. Туристское многоборье позволяет будущим спортсменам, начиная с юного возраста, заниматься спортивным туризмом и выполнять разрядные требования. Занимаясь в секциях спортивного туризма, в частности туристского многоборья, школьники получают необходимые знания, умения и навыки преодоления естественных различных препятствий, которые встречаются во время туристических путешествий. Зачастую они встречаются и в реальной повседневной жизни. Приобретенные во время учебно-тренировочных занятий по туристскому многоборью знания, умения и навыки способствуют повышению адаптационных возможностей школьника к изменяющимся условиям самостоятельной жизнедеятельности. Содержание программы способствует решению задач по физическому воспитанию, умственному воспитанию, нравственному воспитанию, эстетическому воспитанию, трудовому воспитанию, экологическому воспитанию занимающихся.

В настоящей программе большое количество часов запланированы решению практических задач: выполнению отдельных технических приемов преодоления препятствий, вооружение занимающихся начальными туристскими навыками, оказание первой медицинской помощи. Основная идея программы направлена, наряду с повышением уровня общей и специальной физической подготовленности занимающихся, развитию умственных способностей и тактического мышления туристов-многоборцев. Необходимое количество часов (40) предусмотрено по обеспечению безопасности во время учебно-тренировочных занятиях и в процессе соревновательной деятельности, что является актуальным вопросом воспитания и дополнительного образования подрастающего поколения.

Раздел «Последовательное прохождение этапов на дистанциях» был составлен по правилам проведения соревнований в виде короткой технической дистанции. Раздел «Общая физическая подготовка» содержит физические упражнения, направленные на развитие различных двигательных качеств.

Кроме часов, включенных в основное расписание, запланированы также занятия по «скользящему графику», как правило, в выходные дни. В содержание данного раздела входят учебно-тренировочные походы выходного дня, выезды на районные соревнования и участие в туристических слетах. Полноценная и эффективная реализация программы по туристскому многоборью зависит от состояния учебно-материальной базы образовательного учреждения и от планов проведения туристских мероприятий вышестоящими структурными подразделениями. Как теоретические, так и практические занятия проводятся с мальчиками и девочками в смешанной группе с учетом индивидуальных физических, физиологических и психологических особенностей каждого школьника. Рекомендуемый


возраст занимающихся по данной программе – средние и старшие классы. Продолжительность учебно-тренировочного занятия составляет 2 академических часа.

Прогнозируемыми результатами реализации образовательной программы по туристскому многоборью для дополнительных образовательных учреждений являются: умение выполнять тактические и технические приемы на отдельных этапах, предъявляемые на дистанциях до третьего класса сложности; умение решать специальные задания в нестандартных соревновательных условиях; умение правильно организовать туристский бивак. Для выявления уровня общей физической подготовленности занимающихся необходимо организовать практическое тестирование с помощью общепринятых физических упражнений из содержания образовательных программ по предмету «Физическая культура» для образовательных учреждений в начале, в середине и в конце учебного года. Выявление уровня специальной физической подготовленности юных туристов-многоборцев проводится в соревновательных условиях в виде прохождение дистанций первого, второго и третьего классов сложностей на время в течение всего учебного года.

Новизна программы состоит в использовании игровой, соревновательной формы, которая дает возможность ребятам как-то проявить свои знания и умения: решение задач на сообразительность, упражнения по топографии, конкурсы, викторины по краеведению, соревнования на местности по технике пешеходного туризма и ориентированию.

Актуальность программы заключается в том, что она дает ребятам возможность освоить все премудрости пешеходного туризма, а значит, дает им путевку в большой туризм, на всю жизнь прививает им страсть к путешествиям, к познанию, к самосовершенствованию.

Педагогическая целесообразность программы определяется возможностью общего разностороннего развития личности учащегося в процессе предлагаемой ему деятельности. Программа предполагает использование методов активного обучения, что позволяет решать проблемы активизации учебной деятельности.

Туристско-краеведческая деятельность способствует всестороннему развитию личности ребенка, совершенствованию его интеллектуального, духовного и физического развития, способствует становлению сферы предметного общения внутри детского коллектива, формированию позитивных жизненных ценностей.

Целью данной программы является: обучить, воспитать, развивать и оздоровлять детей в процессе занятий туристским многоборьем, создать условия для развития личности, воспитать нравственные чувства, совершенствовать интеллектуальное, духовное и физическое развитие, способствовать изучению истории Родины, приобретению навыков самостоятельной деятельности.



Задачи программы:

Образовательные: обучить умениям и навыкам туристического мастерства пешеходного туризма;

Развивающие: развивать координацию, выносливость, ловкость;

Воспитательные: воспитывать любовь к родному краю, к окружающей природе, формировать здоровый образ жизни.

Отличительные особенности программы заключаются в том, что процесс обучения идет по спирали: возвращаясь к старым темам, ребята глубже знакомятся с историей развития туризма в России, с современной организацией его в стране, с постановлениями правительства о его развитии, углубляют знания правил организации самодеятельных походов, детальнее изучают вопросы топографии и ориентирования, техники и тактики пешеходного туризма, вопросы туристского хозяйства, гигиены и медицинской помощи в походных условиях. Здесь особенно важно не только научить ребят, привить им те или иные туристские навыки, но и морально подготовить их к преодолению любых трудностей и лишений в пути, к умению брать на себя большую часть работы, воспитать готовность каждого в любой момент прийти на помощь товарищу.

Продолжительность образовательного процесса – 4 года.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Наполняемость групп: 8-10-12-15 обучащихся. Занятия проходят в МБУ ДО «Дворец школьников» Арского муниципального района.

Формы организации детей на занятиях: индивидуальная, фронтальная и групповая.

В зависимости от содержания формами проведения занятий могут быть: лекция, беседа, игра, викторина, соревнования, самостоятельная работа, поход, учебно-тренировочное занятие, творческое и коллективно – творческое дело.

Напрвленность программы: туристско-краеведческая.

По типу программ: модифицированная.

По сроку реализации: долгосрочная.

По форме организации содержания: однопрофильная, интегрированная.

По цели обучения: социальная адаптация, оздоровления, мотивационное творческое развитие и профессиональное самоопределение личности.

Ожидаемые результаты:

Учащиеся будут знать:

1. Правила техники безопасности по курсу «Техника пешеходного туризма».

2. Знать терминологию, связанную с тематикой курса.

3. Знать основы гигиены туриста.


4. Знать теорию организации и проведения походов.

Учащиеся будут уметь:

1. Владеть картографическими навыками.

2. Ориентироваться на местности по компасу и местным признакам.

3. Уметь подбирать и использовать личное и групповое снаряжение в походе.

4. Применять простейшие туристические навыки на практике.

Формы и методы контроля

Степень подготовленности учащихся в конце года обучения определяется в походе различных степеней сложности, техническая подготовка проверяется на открытых соревнованиях по спортивному туризму различных уровней. Общая физическая подготовка проверяется два раза в год при сдаче контрольных нормативов.























Примерное почасовое распределение

образовательного курса по годам обучения


п/п

Разделы программы

Годы обучения

(часы)

1

2

3

4


I. Теоретический раздел





1

Туристское многоборье, как один из видов спортивного туризма

2

2

4

5


II. Практический раздел





2

Обеспечение безопасности

во время учебно-тренировочных занятий

2

2

5

5

3

Специальное снаряжение

туриста-многоборца

2

2

4

-

4

Доврачебная медицинская помощь

в туристском многоборье

4

4

4

-

5

Специальные задания

на туристических слетах

16

14

19

18

6

Естественные и искусственные

препятствия в соревнованиях

по туристскому многоборью

44

50

82

90

7

Последовательное прохождение этапов на дистанциях

22

22

45

53

8

Общая физическая подготовка (ОФП)

24

20

53

45

9

Задания по лыжной технике

в туристском многоборье

28

28




Дополнительные занятия по «скользящему» графику (соревнования, походы)

(40)

(40)

(60)

(60)


Всего:

144

(40)

144

(40)

216

(60)

216

(60)


Примерный учебно-тематический план

дополнительной образовательной программы


п/п

Разделы и темы

Кол-во

часов

1

2

3


I. Теоретический раздел


1.

Туристское многоборье, как один из видов спортивного туризма

13

1.1.

Школьный туризм


1.2.

Развитие туристского многоборья в субъектах РФ


1.3.

Развитие туристского многоборья в России


1.4.

Организационные основы школьного туризма


1.5.

Классы дистанций


1.6.

Разрядные требования по туристскому многоборью


1.7.

Регламент соревнований по туристскому многоборью



II. Практический раздел


2.

Обеспечение безопасности во время учебно-тренировочных занятий и соревновательной деятельности

14

2.1.

Меры безопасности во время проведения занятий


2.2.

Меры безопасности во время передвижения


2.3.

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований


2.4.

Обеспечение безопасности на соревнованиях


2.5.

Меры безопасности в различных климатических условиях


3.

Специальное снаряжение туриста-многоборца

8

3.1.

Веревки


3.2.

Карабины


3.3.

Страховочная система


3.4.

Зажимы


3.5.

Тормозные устройства


3.6.

Опорные петли и дополнительные системы


3.7.

Блоки и полиспасты


3.8.

Средства транспортировки условно пострадавшего участника


4.

Доврачебная медицинская помощь в туристском многоборье

12

4.1.

Остановка кровотечений


4.2.

Удушье


4.3.

Правильное положение «пострадавшего» при транспортировке


4.4.

Потеря сознания


4.6.

Травмы и переломы


4.7.

Боли


5.

Специальные задания на туристических слетах

67

5.1.

Определение сторон горизонта


5.2.

Определение точки своего стояния


5.3.

Определение азимута на предмет


5.4.

Определение высоты предмета


5.5.

Типы и назначения костров


5.6.

Определение расстояния до предмета


5.7.

Определение крутизны склона по карте


5.8.

Вязка узлов


5.9.

Укладка рюкзака


5.10.

Основы топографии


5.11.

Задания по краеведению


5.12.

Движение по азимуту


5.13.

Оборудование навесного тента


5.14.

Ремонт лыжного инвентаря


5.15.

Разжигание костра, пережигание нити


5.16.

Разжигание примуса, печки


5.17.

Разжигание костра, кипячение воды


5.18.

Проведение поисково-спасательных работ (ПСР)


5.19.

Устройство «укрытия в экстремальных условиях»


5.20.

Организация ночлега в экстремальных условиях, в межсезонье


5.21.

Установка и снятие палатки


6.

Естественные и искусственные препятствия в соревнованиях по туристскому многоборью

266

6.1.

Подъем по склону


6.2.

Спуск по склону


6.3.

Переправа по бревну


6.4.

Преодоления препятствия по навесной переправе


6.5.

Переправа по веревке с перилами


6.6.

Траверс склона


6.7.

Переправа по тонкому льду


6.8.

Переправа через водную преграду «вброд»


6.9.

Преодоление заболоченного участка


6.10.

Транспортировка условно пострадавшего участника


6.11.

Преодоление комбинированных этапов


7.

Последовательное прохождение этапов на дистанциях

142

7.1.

Примерная дистанция по ТМ первого класса сложности


7.2.

Примерная дистанция по ТМ второго класса сложности


7.3.

Примерная дистанция по ТМ третьего класса сложности


8.

Общая физическая подготовка (ОФП)

142

8.1.

Физические упражнения на развитие гибкости


8.2.

Физические упражнения на развитие ловкости


8.3.

Физические упражнения на развитие быстроты


8.4.

Физические упражнения на развитие силы


8.5.

Физические упражнения на развитие выносливости


8.6.

Подвижные и спортивные игры


8.7.

Кроссовая подготовка


9.

Задания по лыжной технике в туристском многоборье

56

9.1.

Подъем на лыжах «елочкой»


9.2.

Подъем на лыжах «лесенкой»


9.3.

Подъем на лыжах «зигзагом»


9.4.

Скоростной спуск


9.5.

Спуск по бугристому склону


9.6.

Спуск на лыжах «зигзагом»


9.7.

Спуск на лыжах «лесенкой»


9.8.

Прокладывание лыжни


9.9.

Траверс склона на лыжах


9.10.

Преодоление чащобного участка, завала


9.11.

Спуск с торможением


9.12.

Спуск с поворотами


9.13.

Спуск с остановкой в указанной зоне


9.14.

Подъем «серпантином»


Всего:

720


Примерный план учебно-тренировочных занятий в объединении

«Туристское многоборье» (1-ый год обучения)


п/п

Разделы и темы

Кол-во часов

1

2

3


I. Теоретический раздел


1.

Туристское многоборье, как один из видов спортивного туризма

2

1.1.

Школьный туризм


1.2.

Классы дистанций


1.3.

Разрядные требования по туристскому многоборью


1.4.

Регламент соревнований по туристскому многоборью



II. Практический раздел


2.

Обеспечение безопасности во время учебно-тренировочных занятий и соревновательной деятельности

2

2.1.

Меры безопасности во время проведения занятий


2.2.

Меры безопасности во время передвижения


3.

Специальное снаряжение туриста-многоборца

2

3.1.

Веревки


3.2.

Карабины


3.3.

Страховочная система


4.

Доврачебная медицинская помощь в туристском многоборье

4

4.1.

Остановка кровотечений


4.2.

Удушье


4.3.

Правильное положение «пострадавшего» при транспортировке


5.

Специальные задания на туристических слетах

16

5.1.

Определение сторон горизонта


5.2.

Определение точки своего стояния


5.3.

Определение высоты предмета


5.4.

Определение расстояния до предмета


5.5.

Основы топографии


5.6.

Определение азимута на предмет


5.7.

Укладка рюкзака


5.8.

Вязка узлов


5.9.

Типы и назначения костров


5.10

Установка и снятие палатки


6.

Естественные и искусственные препятствия в соревнованиях по туристскому многоборью

44

6.1.

Подъем по склону


6.2.

Спуск по склону


6.3.

Переправа по бревну


6.4.

Переправа по веревке с перилами


6.5.

Траверс склона


6.6.

Переправа по тонкому льду


6.7.

Переправа через водную преграду «вброд»


6.8.

Преодоление заболоченного участка


6.9.

Транспортировка условно пострадавшего участника


7.

Последовательное прохождение этапов на дистанциях

22

7.1.

Примерная дистанция по ТМ первого класса сложности


8.

Общая физическая подготовка (ОФП)

24

8.1.

Физические упражнения на развитие гибкости


8.2.

Физические упражнения на развитие ловкости


8.3.

Подвижные и спортивные игры


8.4.

Кроссовая подготовка


9.

Задания по лыжной технике в туристском многоборье

28

9.1.

Прокладывание лыжни


9.2.

Подъем на лыжах способом «лесенка»


9.3.

Скоростной спуск


9.4.

Подъем на лыжах способом «елочка»


9.5.

Спуск с поворотами


9.6.

Спуск с торможением



Всего:

144


Содержание программы 1-го года обучения

I. Теоретический раздел

1. Туристское многоборье, как один из видов спортивного туризма.

1.1. Школьный туризм.

Туристско-массовые мероприятия в школе. Связь школьного туризма с общешкольными предметами. Соревнования по группам дисциплин «Дистанция – пешеходная» и «Дистанция – лыжная» в рамках внеклассного мероприятия. Туристические слеты и походы с участием школьников.

1.2. Классы дистанций.

Дистанция первого класса сложности. Возможные искусственные и естественные препятствия. Требования к подготовке дистанции первого класса. Обеспечение безопасности во время соревнований. Определение сложности дистанции. Дисциплины «Дистанция – пешеходная» и «Дистанция – лыжная».

1.3. Разрядные требования по туристскому многоборью.

Участники на дистанции первого класса сложности. Определение ранга соревнований. Нормативы по выполнению разрядов на дистанции первого класса сложности. Уровень соревнований на дистанции первого класса.

1.4. Регламент соревнований по туристскому многоборью.

Подготовка и прием-сдача дистанции по туристскому многоборью. Положение о соревнованиях (Цели и задачи соревнований. Время и место. Руководство подготовкой и проведением. Участники. Программа. Заявки и сроки ее подачи. Условия приема участников. Определение результатов и награждение). Условия дистанции по туристскому многоборью. Отчет о соревнованиях по туристскому многоборью.

II. Практический раздел

2. Обеспечение безопасности во время учебно-тренировочных занятий и соревновательной деятельности.

2.1. Меры безопасности во время проведения занятий.

Меры безопасности при работе с электрическими приборами. Требования к одежде и обуви занимающихся. Правила использования туристических снаряжений. План эвакуации из спортивного зала (класса). Основы первой медицинской помощи.

2.2. Меры безопасности во время передвижения.

Правила транспортировки и хранения режущих и колящих инструментов. Меры безопасности при работе с топором и другими инструментами. Правила дорожного движения. Инструктаж по использованию туристических снаряжений. Распределение обязанностей и требования к дежурным у костра, участникам соревнований.



3. Специальное снаряжение туриста-многоборца.

3.1. Веревки.

Основные веревки. Вспомогательные веревки. Предназначение веревок: перильная веревка, страховочная веревка, сопровождающая веревка. Система для сброса перильной веревки. Конструкция веревок. Требования к веревкам в соревнованиях.

3.2. Карабины.

Предназначение карабина. Строение карабинов. Работа с карабинами. Карабин с муфтой. Автоматический карабин. Полуавтоматический карабин.

3.3. Страховочная система.

Обвязка. Беседка. Основные требования к страховочной системе по УИАА. Блокировка страховочной системы. Страховочные «усы», применяемые в спортивном туризме. Подключение специальных устройств к страховочной системе туриста-многоборца.

4. Доврачебная медицинская помощь.

4.1. Остановка кровотечений.

Симптомы остановки кровообращения. Необходимые первоначальные меры. Физиологическая характеристика остановки кровообращения. Поэтапное оказание доврачебной помощи. Виды кровотечений. Наружное кровотечение. Внутреннее кровотечение. Носовое кровотечение.

4.2. Удушье.

Первые симптомы. Физиологическая характеристика удушья. Поэтапное оказание доврачебной помощи.

4.3. Правильное положение «пострадавшего» при транспортировке.

Правильное положение в бессознательном состоянии. Поэтапное выполнение действий.

5. Специальные задания на туристических слетах.

5.1. Определение сторон горизонта.

Определение сторон горизонта по положению солнца. Определение сторон горизонта по солнцу и часам. Определение сторон горизонта по Полярной звезде, по местным предметам, по компасу.

5.2. Определение точки своего стояния.

Определение точки своего стояния по ближайшим местным предметам на глаз. Определение точки своего стояния обратной засечкой.

5.3. Определение высоты предмета.

Определение высоты предмета артиллерийским вычислением. Определение высоты предмета глазомерным измерением. Определение высоты предмета по тени (своего и предмета). Определение высоты предмета с помощью прямоугольного треугольника. Определение высоты предмета с помощью шеста.

5.4. Определение расстояния до предмета.

Определение расстояния до предмета обычным шагом. Определение расстояния по времени движения. Определение расстояния до предмета на слух. Определение дальности горизонта, математическим вычислением. Определение ширины препятствия на расстоянии с использованием геометрических вычислений. Определение ширины препятствия на расстоянии с помощью подручных средств и предметов.

5.5. Основы топографии.

Виды топографических знаков: рельеф, растительность, строения, дорожная сеть, вода. Масштабные и немасштабные знаки. Топографическая карта. Задания по карточкам: расшифровка топознаков, зарисовка топознаков.

5.6. Определение азимута на предмет.

Ориентирование на местности без карты. Строение компаса. Работа с компасом. Ориентирование на местности по карте и компасу.

5.7. Укладка рюкзака.

Конструкция рюкзаков: с мягкой конструкцией, с внутренними «жесткостями», каркасные. Составные части рюкзака. Укладка личного снаряжения. Укладка командного снаряжения. Укладка бивачного снаряжения. Укладка продуктов питания.

5.8. Вязка узлов.

Методика изучения и техника завязывания узлов, применяемых в спортивном туризме. Узлы: «прямой», «проводник», «проводник восьмеркой», «схватывающий», петля «Прусика», «стремя», «карабинная удавка», «двойной булинь», маркировка веревки.

5.9. Типы и назначения костров.

Виды костров: «шалаш», «колодец», «звезда», «таежный», «нодья». Подготовка места для костра, растопки для костра (природные материалы, кусочек оргстекла, свечка). Условия разжигания костра во время соревнований.

5.10. Установка и снятие палатки.

Строение палаток. Комплект палатки. Установка палатки. Снятие палатки. Укладка палатки в рюкзак.

6. Естественные и искусственные препятствия в соревнованиях по туристскому многоборью.

6.1. Подъем по склону.

Подъем по травянистому склону без страховки. Подъем по склону с альпенштоком. Подъем по склону с использованием наведенных перил. Подъем по наведенным перилам с использованием самостраховки. Транспортировка снаряжения.



6.2. Спуск по склону.

Спуск по травянистому склону без страховки. Спуск по склону с альпенштоком. Спуск по склону с использованием перил спортивным способом. Спуск по наведенным перилам с использованием самостраховки. Транспортировка снаряжения.

6.3. Переправа по бревну.

Переправа по заранее уложенному бревну без страховки. Переправа по заранее уложенному бревну с использованием наведенных перил. Транспортировка снаряжения.

6.4. Переправа по веревке с перилами.

Преодоление препятствия по наведенным перилам на ровном месте. Преодоление препятствия по наведенным перилам через овраг (реку). Задание в усложненных условиях: преодоление препятствия по слабо натянутым перилам. Транспортировка снаряжения.

6.5. Траверс склона.

Траверс склона без страховки. Траверс склона с использованием альпенштока. Траверс склона с использованием перил. Задание в усложненных условиях: траверс склона по слабо натянутым перилам. Транспортировка снаряжения.

6.6. Переправа по тонкому льду.

Переправа по открытому льду без страховки. Переправа по льду по наведенным перилам с самостраховкой. Транспортировка снаряжения.

6.7. Переправа через водную преграду «вброд».

Переправа через реку «вброд» «стенкой». Переправа через реку «вброд» «кругом». Переправа через реку «вброд» парой. Переправа через реку «вброд» по одному с шестом. Подготовка и транспортировка снаряжения.

6.8. Преодоление заболоченного участка.

Преодоление заболоченного участка по кочкам. Преодоление заболоченного участка по кладям из жердей. Транспортировка снаряжения.

6.9. Транспортировка условно пострадавшего участника.

Требования к транспортировке «пострадавшего». Транспортировка «пострадавшего» парами. Транспортировка «пострадавшего» на носилках.

7. Последовательное прохождение этапов на дистанциях.

7.1. Примерная дистанция по ТМ первого класса сложности:

- подъем по склону – траверс склона – вязка узлов – спуск по склону;

- установка палатки – спуск по склону альпенштоком – подъем по склону альпенштоком – снятие палатки;

- подъем по склону с альпенштоком – переправа по заранее уложенному бревну – укладка рюкзака – спуск по склону с альпенштоком;



- переправа по веревке с перилами – разжигание костра – задание по топографии – переправа по бревну.

8. Общая физическая подготовка.

8.1. Физические упражнения на развитие гибкости.

Активные движения с постепенно увеличивающейся амплитудой. Наклоны туловища. Маховые и пружинящие движения. Задания с предметными ориентирами. Упражнения с активной помощью партнера. Задания в виде теста.

8.2. Физические упражнения на развитие ловкости.

Выполнение известных упражнений в необычных сочетаниях. Усложнение упражнения дополнительными движениями. Смена способов выполнения упражнения. Задания в виде теста.

8.3. Подвижные и спортивные игры.

Игры на местности: «Ориентировка по слуху», «Невидимки», «Следопыты», «Двенадцать палочек», «Казаки-разбойники».

Общеразвивающие игры: «Передача мяча над головой», «Гонка мячей по кругу», «Быстро по местам», «Космонавты», «Совушка».

Подготовительные игры: «Картошка», «Охотники и утки», «Мяч в центр».

Специальные игры: «Рывок за мячом», «Перемена мест», «Мостик и кошка», «Салки с прыжками через коня», «Челнок».

Народные игры: «Маляр и краски», «Иголочка-ниточка», «Сокол и лиса».

Военизированные игры: «Пушкари», «Часовые», «Марш-бросок», «Защита укрепления», «Боевое задание».

Спортивные игры: Баскетбол, Пионербол, Мини-футбол, т.д.

8.4. Кроссовая подготовка.

Кросс по ровной местности. Кросс по пересеченной местности. Кроссовая подготовка на лыжах. Контрольный кросс на разные дистанции (до 2 км).

9. Задания по лыжной технике в туристском многоборье.

9.1. Прокладывание лыжни.

Условия этапа. Организация этапа на открытом месте или в редком лесу с глубоким снегом. Правила выполнения задания. Индивидуальное прокладывание лыжни. Работа на этапе парами. Командное прокладывание лыжни со сменой ведущего участника. Тактика командного прохождения этапа. Выполнение усложненных заданий.

9.2. Подъем на лыжах способом «лесенка».

Правила этапа. Выполнение подъема способом «лесенка» на ровном месте. Подъем способом «лесенка» по пологому склону (до 15 градусов). Подъем способом «лесенка» по



склону с использованием лыжных палок (до 25 градусов). Выполнение задания в усложненных условиях: подъем способом «лесенка» без лыжных палок; подъем способом «лесенка» первые или последние 15-20 метров склона; подъем способом «лесенка» по крутому склону (до 45 градусов); подъем способом «лесенка» по глубокому снегу.

9.3. Скоростной спуск.

Правила этапа. Скоростной спуск по пологому склону (до 15 град.). Скоростной спуск по склону крутизной до 25 градусов. Скоростной спуск по склону крутизной до 45 градусов. Выполнение задания в усложненных условиях: спуск без лыжных палок; спуск с прокладыванием лыжни; спуск друг за другом командой.

9.4. Подъем на лыжах «елочкой».

Правила этапа. Пробное выполнение подъема способом «елочка» на ровном месте. Подъем способом «елочка» по пологому склону (до 15 градусов). Подъем способом «елочка» по склону с использованием лыжных палок (до 25 градусов). Выполнение задания в усложненных условиях: подъем способом «елочка» без лыжных палок; подъем способом «елочка» первые или последние 15-20 метров склона; подъем способом «елочка» по крутому склону (до 45 градусов); подъем способом «елочка» по глубокому снегу.

9.5. Спуск с поворотами.

Спуск с поворотами по лыжне по склону крутизной до 15 градусов. Спуск с поворотами по склону крутизной до 25 градусов. Спуск с поворотами прохождением ворот (флажки). Командный спуск с поворотами. Выполнение задания в усложненных условиях: спуск без лыжных палок; спуск с прохождением узких ворот; спуск с грузом.

9.6. Спуск с торможением.

Спуск с торможением способом «полуплуг» с опорой на лыжные палки. Спуск с торможением способом «плуг» с опорой на лыжные палки. Командный спуск с торможением. Выполнение задания в усложненных условиях: спуск с торможением без опоры на лыжные палки; скоростной спуск с началом торможения с середины склона; спуск с торможением по склону крутизной до 25 градусов.


Примерный план учебно-тренировочных занятий в объединении

«Туристское многоборье» (2-ой год обучения)

п/п

Разделы и темы

Кол-во

часов

1

2

3


  1. Теоретический раздел



1.

Туристское многоборье, как один из видов спортивного туризма

2

1.1.

Развитие туристского многоборья в субъектах РФ


1.2.

Классы дистанций


1.3.

Разрядные требования по туристскому многоборью


1.4.

Регламент соревнований по туристскому многоборью



  1. Практический раздел



2.

Обеспечение безопасности во время учебно-тренировочных занятий и соревновательной деятельности

2

2.1.

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований


3.

Специальное снаряжение туриста-многоборца

2

3.1.

Зажимы


3.2.

Тормозные устройства


3.3.

Опорные петли и дополнительные системы


4.

Доврачебная медицинская помощь в туристском многоборье

4

4.1.

Потеря сознания


4.2.

Травмы и переломы


4.3.

Боли


5.

Специальные задания на туристических слетах

14

5.1.

Вязка узлов


5.2.

Разжигание костра, пережигание нити


5.3.

Задания по краеведению


5.4.

Движение по азимуту


5.5.

Ремонт лыжного инвентаря


5.6.

Оборудование навесного тента


5.7.

Разжигание примуса, печки


5.8.

Определение крутизны склона по карте


5.9.

Разжигание костра, кипячение воды


6.

Естественные и искусственные препятствия в соревнованиях по туристскому многоборью

50

6.1.

Подъем по склону


6.2.

Спуск по склону


6.3.

Переправа по бревну


6.4.

Переправа по веревке с перилами


6.5.

Траверс склона


6.6.

Переправа по тонкому льду


6.7.

Переправа через водную преграду «вброд»


6.8.

Преодоление заболоченного участка


6.9.

Транспортировка условно пострадавшего участника


6.10.

Преодоление препятствия по навесной переправе


7.

Последовательное прохождение этапов на дистанциях

22

7.1.

Примерная дистанция по ТМ первого класса сложности


7.2.

Примерная дистанция по ТМ второго класса сложности


8.

Общая физическая подготовка (ОФП)

20

8.1.

Физические упражнения на развитие ловкости


8.2.

Физические упражнения на развитие быстроты


8.3.

Подвижные и спортивные игры


8.4.

Кроссовая подготовка


9.

Задания по лыжной технике в туристском многоборье

28

9.1.

Преодоление чащобного участка, завала


9.2.

Спуск по бугристому склону


9.3.

Спуск с остановкой в указанной зоне


9.4.

Спуск на лыжах способом «зигзаг»


9.5.

Спуск на лыжах способом «лесенка»


9.6.

Подъем способом «серпантин»


9.7.

Подъем на лыжах способом «зигзаг»


9.8.

Траверс склона на лыжах



Всего:

144


Содержание программы 2-го года обучения

I. Теоретический раздел

1. Туристское многоборье, как один из видов спортивного туризма.

1.1. Развитие туристского многоборья в субъектах РФ.

Первые соревнования по туристскому многоборью в регионе. Туристские слеты в регионе. Требования к выполнению спортивных нормативов в регионе. Соревнования, проводимые на территории региона.

1.2. Классы дистанций.

Дистанция второго класса сложности. Возможные искусственные и естественные препятствия. Требования к подготовке дистанции второго класса. Обеспечение безопасности во время соревнований. Определение сложности дистанции. Дисциплины «Дистанция – пешеходная – группа» и «Дистанция – лыжная – группа».

1.3. Разрядные требования по туристскому многоборью.

Участники на дистанции второго класса сложности. Определение ранга соревнований. Нормативы по выполнению разрядов. Масштаб соревнований на дистанции второго класса сложности.

1.4. Регламент соревнований по туристскому многоборью.

Условия дистанции. Техническая характеристика дистанции. Оборудование этапов. Маркировка дистанции. Подготовка дистанции. Прием-сдача дистанции.

II. Практический раздел

2. Обеспечение безопасности во время учебно-тренировочных занятий и соревновательной деятельности.

2.1. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований.

Санитарно-гигиенические требования к снаряжениям. Санитарно-гигиенические требования к одежде и обуви. Гигиена питания и сна. Соблюдение требований при использовании и хранении продуктов питания.

3. Специальное снаряжение туриста-многоборца.

3.1. Зажимы.

Виды зажимов. Жумар. Десантер. Принцип работы зажимов. Выполнение технических приемов с помощью зажимов.

3.2. Тормозные устройства.

Виды тормозных устройств. «Восьмерка». «Лепесток». Принцип работы тормозного устройства. Выполнение технических приемов с помощью тормозных устройств.

3.3. Опорные петли и дополнительные системы.

«Накопители». Локальная петля. Система «Паук». Страховочные петли. Подводные и отводные перила.


4. Доврачебная медицинская помощь в туристском многоборье.

4.1. Потеря сознания.

Симптомы потери сознания. Необходимые меры действия. Запрещающие приемы во время оказания доврачебной помощи. Поэтапное оказание доврачебной медицинской помощи.

4.2. Травмы и переломы.

Травма головы. Травма лица. Травма носа. Травма зубов. Травма глаза. Травма уха. Травма позвоночника. Травма грудной клетки. Травма живота. Переломы конечностей.

4.3. Боли.

Головная боль. Зубная боль. Ушная боль. Боли в грудной клетке. Боли в спине. Боли в животе.

5. Специальные задания на туристических слетах.

5.1. Вязка узлов.

Туристские узлы: «удавка», «шкотовый», «брамшкотовый», «академический», «встречный», «ткацкий», «грейпвайн», «австрийский проводник».

5.2. Разжигание костра, пережигание нити.

Условия разжигания костра. Расположение и оборудование этапа. Порядок выполнения действий.

5.3. Задания по краеведению.

Знание родного края. Определение растительности. Определение разреза почвы. Определение расхода воды в реке (в роднике).

5.4. Движение по азимуту.

Работа с картой с помощью компаса. Составление азимутального хода. Подготовка данных для движения по азимуту. Порядок и техника движения по азимуту.

5.5. Ремонт лыжного инвентаря.

Замена крепления. Ремонт сломанной лыжи. Ремонт лыжной палки.

5.6. Оборудование навесного тента.

Оборудование тента между деревьями. Оборудование тента с помощью стоек.

5.7. Разжигание примуса, печки.

Условия для разжигания примуса, печки. Правила безопасной работы с примусом. Туристские печки и меры безопасности.

5.8. Определение крутизны склона по карте.

Определение крутизны склона с помощью линейки или на глаз. Определение крутизны склона вычислением. Определение крутизны склона по шкале заложения. Определение крутизны склона с помощью эклиметра.



5.9. Разжигание костра, кипячение воды.

Условия для разжигания костра. Правила безопасной работы. Кипячение воды. Условия и правила в соревнованиях.

6. Естественные и искусственные препятствия в соревнованиях по туристскому многоборью.

6.1. Подъем по склону.

Преодоление каменистого, заснеженного склона. Подъем с прикреплением к участнику лыж. Транспортировка снаряжения. Подъем со страховкой по перилам. Подъем на лыжах по перилам. Штрафные баллы за неправильный прием. Тактика индивидуального прохождения.

6.2. Спуск по склону.

Спуск по склону с использованием перил спортивным способом. Спуск по наведенным перилам с использованием самостраховки. Спуск первого участника в команде. Штрафные баллы за неправильный прием. Тактика индивидуального прохождения этапа.

6.3. Переправа по бревну.

Переправа по заранее уложенному бревну без страховки. Переправа по заранее уложенному бревну с использованием наведенных перил. Тактика индивидуального прохождение этапа. Штрафные баллы за неправильный прием.

6.4. Переправа по веревке с перилами.

Преодоление препятствия по наведенным перилам на ровном месте. Преодоление препятствия по наведенным перилам через овраг (реку). Тактика индивидуального прохождения этапа. Задание в усложненных условиях: преодоление препятствия по слабо натянутым перилам. Транспортировка снаряжения. Штрафные баллы за неправильный прием.

6.5. Траверс склона.

Траверс склона с использованием наведенные перила. Траверс склона по наведенным перилам с самостраховкой. Задание в усложненных условиях: траверс по слабо натянутым перилам. Транспортировка снаряжения. Тактика индивидуального прохождение этапа. Штрафные баллы за неправильный прием.

6.6. Переправа по тонкому льду.

Переправа по открытому льду без страховки. Переправа по наведенным перилам с самостраховкой. Тактика индивидуального прохождения этапа. Штрафные баллы за неправильный прием.





6.7. Переправа через водную преграду «вброд».

Переправа через реку «вброд» стенкой. Переправа через реку «вброд» по наведенным перилам. Тактика индивидуального прохождения этапа. Штрафные баллы за неправильный прием.

6.8. Преодоление заболоченного участка.

Преодоление заболоченного участка по кочкам. Преодоление заболоченного участка по кладям из жердей. Вертикальный маятник. Тактика индивидуального прохождения этапа. Штрафные баллы за неправильный прием.

6.9. Транспортировка условно пострадавшего участника.

Транспортировка пострадавшего парами. Транспортировка пострадавшего на носилках. Транспортировка «пострадавшего» на волокушах. Штрафные баллы за неправильный прием.

6.10. Преодоление препятствия по навесной переправе.

Преодоление препятствия по заранее наведенным перилам. Крутонаклонная навесная переправа (вниз). Задание в усложненных условиях: переправа по слабонатянутой периле. Штрафные баллы за неправильный прием. Тактика индивидуального прохождения этапа.

7. Последовательное прохождение этапов на дистанциях.

7.1. Примерная дистанция по ТМ первого класса сложности:

- спуск по склону – траверс склона – подъем по склону – узлы;

- спуск по склону с альпенштоком – укладка рюкзака – траверс склона – подъем по склону с альпенштоком;

- переправа по веревке с перилами – разжигание костра, пережигание нити – узлы – переправа по заранее уложенному бревну без страховки;

- подъем по склону с использованием заранее наведенных перил – траверс по склону с альпенштоком – определение топознаков по карточкам – переправа по бревну с использованием заранее наведенных перил.

7.2. Примерная дистанция по ТМ второго класса сложности:

- установка палатки – вязка узлов – транспортировка «пострадавшего» - снятие палатки;

- переправа по веревке с перилами – преодоление чащобного буреломного участка – зачет по топографии (карточки) – переправа по бревну по заранее наведенным перилам;

- спуск по склону с использованием наведенных перил – преодоление заболоченного участка с использованием жердей – оказание доврачебной медицинской помощи – Подъем по склону с использованием наведенных перил;



- навесная переправа по наведенным перилам – преодоление осыпного участка – определение расстояния до предмета – переправа по веревке с перилами.

8. Общая физическая подготовка.

8.1. Физические упражнения на развитие ловкости.

Выполнение ранее изученных физических упражнений в различных условиях. Усложнение упражнений дополнительными движениями. Смена способов выполнения упражнений. Выполнение заданий в виде теста.

8.2. Физические упражнения на развитие быстроты.

Непродолжительные, простые по координации упражнения. Упражнения в затрудненных условиях (отягощения). Упражнения в облегченных условиях (лидирование, бег под уклон). Выполнение упражнений при эмоционально насыщенных условиях (подвижные игры, спортивные игры, бег на месте). Выполнение заданий в виде теста.

8.3. Подвижные и спортивные игры.

Игры на местности: «К флажку», «Погоня за лисицами», «Поиски пропавшей группы», «Разведчики следопыты», «Прятки».

Общеразвивающие игры: «Отгадай, чей голосок», «Мяч на полу», «Тяни в круг», «Перетягивание в парах», «Выталкивание из круга».

Подготовительные игры: «Перестрелка», «Встречная волейбольная пасовка над сеткой», «Эстафета с ведением мяча», «Мяч капитану», «Не давай мяч водящему».

Специальные игры: «Кто выше», «Обведи и забей», «Круговая эстафета», «Четыре мяча», «На перегонки с мячом». Народные игры: «Это не я, а мой сосед справа», «Подхват», «Серый кот», «Перепрыгни через ров», «Русская лапта». Военизированные игры: «Бой петухов», «Артиллеристы», «Прыжок десантника», «Похитить чучело», «Часовые и разведчики». Спортивные игры: Баскетбол, мини-футбол и др..

8.4. Кроссовая подготовка.

Кросс по ровной местности. Кросс по пересеченной местности. Кроссовая подготовка на лыжах. Контрольный кросс на разные дистанции (до 2 км).

9. Задания по лыжной технике в туристском многоборье.

9.1. Преодоление чащобного участка, завала.

Использование естественных участков леса. Использование заросших густым подлеском участки. Преодоление первого участника команды. Индивидуальное прохождение этапа. Границы и протяженность

9.2. Спуск по бугристому склону.

Границы и протяженность этапа. Характер рельефа. Техника спуск по бугристому склону. Спуск с поворотами. Спуск с торможением.



9.3. Спуск с остановкой в указанной зоне.

Оборудование этапа. Границы и протяженность этапа. Индивидуальное прохождение этапа. Ппоследовательное прохождение этапа.

9.4. Спуск на лыжах способом «зигзаг».

Оборудование этапа. Границы и протяженность этапа. Техника преодоления этапа. Тактика командного и личного прохождения этапа.

9.5. Спуск на лыжах способом «лесенка».

Оборудование этапа. Границы и протяженность этапа. Техника движения. Тактика командного и личного прохождения этапа.

9.6. Подъем способом «серпантин».

Техника передвижения. Одноколенный серпантин. Двухколенный серпантин. Способ поворота. Тактика командного прохождения.

9.7. Подъем на лыжах способом «зигзаг».

Оборудование этапа. Границы и протяженность этапа. Техника преодоления этапа. Тактика командного, в связках и индивидуального прохождения этапа.

9.8. Траверс склона на лыжах.

Оборудование этапа. Границы и протяженность этапа. Техника преодоления этапа. Тактика командного, в связках и индивидуального прохождения этапа. Способы применения специального снаряжения.


Примерный план учебно-тренировочных занятий в объединении

«Туристское многоборье» (3-ий год обучения)

п/п

Разделы и темы

Кол-во часов

1

2

3


I. Теоретический раздел


1.

Туристское многоборье как один из видов спортивного туризма

4

1.1.

Развитие туристского многоборья в России


1.2.

Классы дистанций


1.3.

Разрядные требования по туристскому многоборью


1.4.

Регламент соревнований по туристскому многоборью



II. Практический раздел


2.

Обеспечение безопасности во время учебно-тренировочных занятий и соревновательной деятельности

5

2.1.

Обеспечение безопасности на соревнованиях


3.

Специальное снаряжение туриста-многоборца

4

3.1.

Блоки и полиспасты


3.2.

Средства транспортировки условно пострадавшего участника


4.

Доврачебная медицинская помощь в туристском многоборье

4

4.1.

Потеря сознания


4.2.

Травмы и переломы


5.

Специальные задания на туристических слетах

19

5.1.

Вязка узлов


5.2.

Устройство «укрытия в экстремальных условиях»


5.3.

Проведение поисково-спасательных работ (ПСР)


6.

Естественные и искусственные препятствия в соревнованиях по туристскому многоборью

82

6.1.

Подъем по склону


6.2.

Спуск по склону


6.3.

Переправа по бревну


6.4.

Переправа по веревке с перилами


6.5.

Траверс склона


6.6.

Переправа по тонкому льду


6.7.

Переправа через водную преграду «вброд»


6.8.

Преодоление заболоченного участка


6.9.

Транспортировка условно пострадавшего участника


6.10.

Преодоление препятствия по навесной переправе


6.11.

Преодоление комбинированных этапов


7.

Последовательное прохождение этапов на дистанциях

45

7.1.

Примерная дистанция по ТМ второго класса сложности


7.2.

Примерная дистанция по ТМ третьего класса сложности


8.

Общая физическая подготовка

53

8.1.

Физические упражнения на развитие быстроты


8.2.

Физические упражнения на развитие выносливости


8.3.

Подвижные и спортивные игры


8.4.

Кроссовая подготовка



Всего:

216




Содержание программы 3-го года обучения

I. Теоретический раздел

1. Туристское многоборье как один из видов спортивного туризма

    1. Развитие туристского многоборья в России.

Исторический обзор Всероссийских соревнований по туристскому многоборью. Туристские слеты, проводимые на территории РФ. Соревнования по туристскому многоборью, проводимые в РФ.

    1. Классы дистанций.

Дистанция третьего класса сложности. Возможные искусственные и естественные препятствия. Требования к подготовке дистанции третьего класса. Обеспечение безопасности во время соревнований. Определение сложности дистанции. Дисциплины «Дистанция – пешеходная – связка» и «Дистанция – лыжная – связка».

    1. Разрядные требования по туристскому многоборью.

Участники на дистанции третьего класса сложности. Определение ранга соревнований. Нормативы по выполнению разрядов на дистанции третьего класса. Масштаб соревнований на дистанции третьего класса сложности.

    1. Регламент соревнований по туристскому многоборью.

Судейство соревнований по туристскому многоборью. Работа судей на старте. Работа судей на финише. Судейская бригада на этапах.





II. Практический раздел

2. Обеспечение безопасности во время учебно-тренировочных занятий и соревновательной деятельности.

2.1. Обеспечение безопасности на соревнованиях.

Правила выбора места для проведения соревнований. Подготовка дистанции в соответствии с требованиями настоящих Правил, Положения, Условий. Поддержания порядка и дисциплины во время соревнования. Организация надежной связи между этапами. Организация медицинских профилактических мероприятий во время соревнований. Организация противопожарных мероприятий. Соответствие спортивной и психологической подготовки участников сложности дистанции.

3. Специальное снаряжение туриста-многоборца.

3.1. Блоки и полиспасты.

Устройство блоков. Предназначение блоков. Система полиспаст. Требования к полиспастам. Использование блоков и полиспастов на дистанции по туристскому многоборью.

3.2. Средства транспортировки условно пострадавшего участника.

Транспортировка «пострадавшего» на несущем. Транспортировка «пострадавшего» на носилках. Транспортировка «пострадавшего» на волокуше. Переправа «пострадавшего» через искусственные и естественные препятствия. Требования к средствам транспортировки.

4. Доврачебная медицинская помощь в туристском многоборье.

4.1. Потеря сознания.

Обморок. Судороги. Шок. Нарушение дыхания. Отравление. Тепловой удар. Переохлаждение.

4.2. Травмы и переломы.

Ожоги. Обморожения. Поражение электрическим током. Укусы насекомых. Укусы змей. Укусы животных. Переломы конечностей.

5. Специальные задания на туристических слетах.

5.1. Вязка узлов.

Узлы-петли: повторяется, совершенствуется ранее изученные узлы.

5.2. Устройство «укрытия в экстремальных условиях».

Устройство ветрозащитной стенки из снежных блоков. Сооружение снежной хижины, «Иглу» или снежной пещеры. Устройство укрытия на одного – двух человек из подручных средств.




5.3. Проведение поисково-спасательных работ (ПСР).

Оборудование участка. Характер спасательных работ. Условия выполнения задания (в летнее время).

6. Естественные и искусственные препятствия в соревнованиях по туристскому многоборью.

6.1. Подъем по склону.

Подъем в кошках. Подъем с использованием жумара. Тактика работы в парах.

6.2. Спуск по склону.

Спуск по склону с использованием командных перил. Спуск по перилам с использованием командной страховки. Оборудование этапа. Спуск «пострадавшего». Тактика работы в парах.

6.3. Переправа по бревну.

Переправа по бревну без опор. Переправа по бревну способом «маятник». Переправа первого участника команды. Работа в связках. Оборудование этапа силами команды. Тактика работы в парах.

6.4. Переправа по веревке с перилами.

Организация этапа силами команды. Переправа первого участника команды. Работа в связках. Задание в усложненных условиях: преодоление препятствия по слабо натянутым перилам. Транспортировка снаряжения. Тактика работы в парах.

6.5. Траверс склона.

Организация этапа силами команды. Вертикальный траверс. Комбинированный траверс. Работа в связках. Задание в усложненных условиях: траверс по слабо натянутым перилам. Транспортировка снаряжения. Тактика работы в парах.

6.6. Переправа по тонкому льду.

Организация этапа силами команды. Переправа первого участника команды. Требования к личному и командному снаряжению. Тактика работы в парах.

6.7. Переправа через водную преграду «вброд».

Организация этапа силами команды. Наведение и снятие перил. Переправа первого участника команды. Страховка участников команды. Тактика работы в парах.

6.8. Преодоление заболоченного участка.

Преодоление заболоченного участка по кочкам. Преодоление заболоченного участка по кладям из жердей. Тактика работы в парах. Организация этапа.

6.9. Транспортировка условно пострадавшего участника.

Транспортировка «пострадавшего» на несущем. Транспортировка «пострадавшего» парами. Транспортировка «пострадавшего» на носилках. Требования к носилкам. Транспортировка «пострадавшего» на волокуше.

6.10. Преодоление препятствия по навесной переправе.

Организация этапа силами команды. Переправа первого участника команды. Тактика работы в парах.

6.11. Преодоление комбинированных этапов.

Примерная комбинация этапов: спуск + подъем, подъем + спуск, спуск + траверс + подъем, навесная переправа по перилам + траверс, горизонтальный траверс + вертикальный траверс.

7. Последовательное прохождение этапов на дистанциях.

7.1. Примерная дистанция по ТМ второго класса сложности:

- снятие палатки – транспортировка «пострадавшего» – вязка узлов – установка палатки;

- переправа по бревну по заранее наведенным перилам – зачет по топографии (карточки) – преодоление чащобного буреломного участка – переправа «вброд» без наведенных перил;

- спуск по склону по заранее наведенным перилам – оказание доврачебной медицинской помощи – преодоление заболоченного участка с использованием жердей – подъем по склону с использованием заранее наведенных перил;

- переправа по веревке с перилами – определение расстояния до предмета – преодоление осыпного участка – навесная переправа по наведенным перилам.

7.2. Примерная дистанция по ТМ третьего класса сложности:

- подъем по склону с использованием командных перил – Знания о краеведении – переправа по заранее уложенному бревну с использованием командных перил – спуск по склону с использованием командных перил;

- преодоление реки (оврага) по заранее наведенной навесной переправе – вязка узлов – подъем, траверс, спуск с самостраховкой по заранее наведенным перилам – переправа «вброд» с использованием командных перил;

- укладка бревна через реку (овраг) и преодоление препятствия с использованием командных перил – доврачебная медицинская помощь и транспортировка «пострадавшего» – переправа по веревке с перилами – преодоление реки (оврага) по навесной переправе с использованием командных перил;

- подъем по склону с наведением командных перил – зачет по топографии (карточки) – траверс склона – спуск по перилам с самостраховкой.

8. Общая физическая подготовка.

8.1. Физические упражнения на развитие быстроты.

Не продолжительные простые по координации упражнения. Упражнения в затрудненных условиях (отягощения). Упражнения в облегченных условиях (лидирование, бег под уклон). Выполнение упражнений при эмоционально насыщенных условиях (подвижные игры, спортивные игры, бег на месте). Задания в виде теста.

8.2. Физические упражнения на развитие выносливости.

Бег на средние и длинные дистанции. Лыжные гонки. Плавание. Многократное выполнение специальных силовых упражнений. Задания в виде теста.

8.3. Подвижные и спортивные игры.

Игры на местности. Общеразвивающие игры. Подготовительные игры. Специальные игры. Народные игры. Военизированные игры. Баскетбол. Мини-футбол. Волейбол. Игры на лыжах.

8.4. Кроссовая подготовка.

Кросс по ровной местности. Кросс по пересеченной местности. Кроссовая подготовка на лыжах. Контрольный кросс на разные дистанции (до 3 км).


Примерный план учебно-тренировочных занятий в объединении

«Туристское многоборье» (4-ый год обучения)

п/п

Разделы и темы

Кол-во часов

1

2

3


I. Теоретический раздел


1.

Туристское многоборье как один из видов спортивного туризма

5

1.1.

Организационные основы школьного туризма


1.2.

Классы дистанций


1.3.

Разрядные требования по туристскому многоборью


1.4.

Регламент соревнований по туристскому многоборью



II. Практический раздел


2.

Обеспечение безопасности во время учебно-тренировочных занятий и соревновательной деятельности

5

2.1.

Меры безопасности в различных климатических условиях


5.

Специальные задания на туристических слетах

18

5.1.

Вязка узлов


5.2.

Организация ночлега в экстремальных условиях, в межсезонье


5.3.

Проведение поисково-спасательных работ (ПСР)


6.

Естественные и искусственные препятствия в соревнованиях по туристскому многоборью

90

6.1.

Подъем по склону


6.2.

Спуск по склону


6.3.

Переправа по бревну


6.4.

Переправа по веревке с перилами


6.5.

Траверс склона


6.6.

Переправа по тонкому льду


6.7.

Переправа через водную преграду «вброд»


6.8.

Преодоление заболоченного участка


6.9.

Транспортировка условно пострадавшего участника


6.10.

Преодоление препятствия по навесной переправе


6.11.

Преодоление комбинированных этапов


7.

Последовательное прохождение этапов на дистанциях

53

7.1.

Примерная дистанция по ТМ второго класса сложности


7.2.

Примерная дистанция по ТМ третьего класса сложности


8.

Общая физическая подготовка

45

8.1.

Физические упражнения на развитие выносливости


8.2.

Физические упражнения на развитие силы


8.3.

Подвижные и спортивные игры


8.4.

Кроссовая подготовка



Всего:

216




Содержание программы 4-го года обучения

I. Теоретический раздел

1. Туристское многоборье как один из видов спортивного туризма.

1.1. Организационные основы школьного туризма.

Виды школьных соревнований по спортивному туризму. Организаторы туристического кружка в школе. Дворец школьников, станция юных туристов, районный центр туризма.

1.2. Классы дистанций.

Дистанция четвертого класса сложности. Возможные искусственные и естественные препятствия. Требования к подготовке дистанции четвертого класса сложности. Обеспечение безопасности во время соревнований. Определение сложности дистанции. Дисциплины «Дистанция – пешеходная» и «Дистанция – лыжная».

1.3. Разрядные требования по туристскому многоборью.

Участники на дистанции четвертого класса сложности. Определение ранга соревнований. Нормативы по выполнению разрядов на дистанции четвертого класса сложности. Уровень соревнований на дистанции четвертого класса.

1.4. Регламент соревнований по туристскому многоборью.

Характеристика дистанции. Отчет о соревнованиях. Итоговые протоколы. Выполнение разрядных нормативов.

II. Практический раздел

2. Обеспечение безопасности во время учебно-тренировочных занятий и соревновательной деятельности.

2.1. Меры безопасности в различных климатических условиях.

Меры безопасности во время грозы. Меры безопасности резкого снижения температуры (в зимнее время). Предупреждение перегрева и теплового удара.

5. Специальные задания на туристических слетах.

5.1. Вязка узлов.

Вспомогательные узлы: повторяется и совершенствуется все ранее изученные узлы.

5.2. Организация ночлега в экстремальных условиях, в межсезонье.

Установка палатки. Разжигание костра. Разжигание печки. Приготовление пищи. Организация бивака. Заготовка дров. Работа с примусами.

5.3. Проведение поисково-спасательных работ (ПСР).

Оборудование участка. Характер спасательных работ. Условия выполнения задания (в зимнее время).

6. Естественные и искусственные препятствия в соревнованиях по туристскому многоборью.

6.1. Подъем по склону.

Командное прохождение препятствия с наведением и снятием перил. Подъем «пострадавшего». Подъем с использованием вспомогательных средств передвижения. Тактика командных действий.

6.2. Спуск по склону.

Командное прохождение препятствия с наведением и снятием перил. Спуск «пострадавшего». Спуск с использованием вспомогательных средств передвижения. Тактика командных действий.

6.3. Переправа по бревну.

Командное прохождение препятствия с наведением и снятием перил. Переправа «пострадавшего». Переправа по бревну с использованием разных способов преодоления препятствия. Тактика командных действий.

6.4. Переправа по веревке с перилами.

Командное прохождение препятствия с наведением и снятием перил. Переправа «пострадавшего». Переправа по веревке с перилами с использованием разных способов преодоления препятствия. Тактика командных действий.

6.5. Траверс склона.

Командное прохождение препятствия с наведением и снятием перил. Переноска «пострадавшего». Траверс склона с использованием разных способов преодоления препятствия. Тактика командных действий.

6.6. Переправа по тонкому льду.

Командное прохождение препятствия с наведением и снятием перил. Переправа «пострадавшего». Переправа по тонкому льду с использованием разных способов преодоления препятствия. Тактика командных действий.

6.7. Переправа через водную преграду «вброд».

Командное прохождение препятствия с наведением и снятием перил. Переправа «пострадавшего». Переправа «вброд» с использованием разных способов преодоления препятствия. Тактика командных действий.



6.8. Преодоление заболоченного участка.

Командное прохождение препятствия с наведением и снятием перил. Переправа «пострадавшего». Прохождение заболоченного участка с использованием разных способов преодоления препятствия. Тактика командных действий.

6.9. Транспортировка условно пострадавшего участника.

Транспортировка пострадавшего на «несущем». Транспортировка «пострадавшего» парами. Транспортировка «пострадавшего» на носилках. Транспортировка «пострадавшего» на волокушах. Тактика командных действий.

6.10. Преодоление препятствия по навесной переправе.

Командное прохождение препятствия с наведением и снятием перил. Переправа «пострадавшего». Переправа по навесной переправе с использованием разных способов преодоления препятствия. Тактика командных действий.

6.11. Преодоление комбинированных этапов.

Примерные комбинированные этапы организуются в трех вариантах: все этапы с наведением и снятием силами команды (участника, связки); по наведенным перилам; смешанный вариант (наведенный этап + этап с наведением).

7. Последовательное прохождение этапов на дистанциях.

7.1. Примерная дистанция по ТМ второго класса сложности:

- спуск по склону с использованием командных перил – переправа по заранее уложенному бревну с использованием командных перил – Знания о краеведении – подъем по склону с использованием командных перил;

- подъем, траверс, спуск по заранее наведенным перилам с использованием самостраховки – преодоление реки (оврага) по заранее наведенным перилам - вязка узлов - переправа «вброд» с использованием командных перил;

- спуск по склону с использованием командных перил – переправа по веревке с перилами – оказание доврачебной медицинской помощи и транспортировка «пострадавшего» – укладка бревна через реку (овраг) и переправа с использованием командных перил - подъем по склону с использованием командных перил;

- спуск по склону с использованием командных перил – переправа «вброд» - зачет по топографии по карточкам - преодоление реки (оврага) по навесной переправе с использованием командных перил - подъем по склону с самостраховкой по перилам.

7.2. Примерная дистанция по ТМ третьего класса сложности:

- укладка бревна с наведением перил – спуск по склону с использованием командных перил – подъем по склону с наведением командных перил – преодоление навесной переправы по судейским перилам;

- переправа по веревке с перилами – переправа «вброд» с шестом – подъем, траверс, спуск с самостраховкой по перилам, наведенным командой;

- преодоление реки (оврага) по навесной переправе, наведенной командой – оказание доврачебной медицинской помощи и транспортировка «пострадавшего» – подъем по перилам, наведенным командой – спуск по перилам со страховкой, наведенным командой;

- подъем по склону с использованием перил, наведенных командой – переправа по веревке с перилами – укладка бревна через реку (овраг) с наведением перил – спуск по склону с использованием перил, наведенных командой.

8. Общая физическая подготовка.

8.1. Физические упражнения на развитие выносливости.

Бег на средние и длинные дистанции. Лыжные гонки. Плавание. Многократное выполнение специальных силовых упражнений. Тестовые задания.

8.2. Физические упражнения на развитие силы.

Подтягивание на перекладине. Разгибание и сгибание рук из положения «упор лежа». Сгибание и разгибание рук на брусьях из положения «в упоре». Технические упражнения силового характера.

8.3. Подвижные и спортивные игры.

Игры на местности. Общеразвивающие игры. Подготовительные игры. Народные игры. Военизированные игры. Баскетбол. Мини-футбол. Волейбол. Игры на лыжах. Тестовые задания.

8.4. Кроссовая подготовка.

Кросс по ровной местности. Кросс по пересеченной местности. Кроссовая подготовка на лыжах. Контрольный кросс на разные дистанции (до 3 км).






















Методическое обеспечение

программы дополнительного образования


Разделы

Форма

занятий

Специальные снаряжения

и дидактический материал

Используемая

литература

Проверка знаний

и умений

1.

беседа

литература

1,2,4,5,7,9,10,11,12,14,25,27,32,33

Устный ответ, тест

2.

беседа,

практика

литература

6,12,13,20,21,25,29,32,33

Показ

3.

беседа,

игра

специальные туристические снаряжения, правила соревнований

8,9,10,12,24,25,26

Выполнение

на время

4.

беседа,

практика

литература, медицинская аптечка

13,18,20,23,25,30

Выполнение

заданий

5.

беседа, соревнования, практика

правила соревнований, специальные приспособления, спортивная карта, литература, компас

3,18,25,26,28

Выполнение специальных заданий

6.

соревнование, поход

правила соревнований, веревки, страховочная система, карабины, дополнительные устройства

3,14, 16,18,25,28

Выполнение

на время

7.

соревнование, поход

правила соревнований, веревки,

страховочная система, карабины, дополнительные устройства

4,7,9,25,28,32,33

Задания

8.

практика

тренажерный зал, спортивный зал, спортивная площадка

17,19,25,31

Тестовые задания

9.

практика

туристический лыжный инвентарь

15,18,19,25

Тестовые задания

Список использованной литературы


  1. Абзалов, Р.А. Теория физической культуры (курс лекций) / Р.А.Абзалов. – Казань: изд-во «Матбугат йорты», 2002. - 206 с.

  2. Арефьев В. Е. Введение в туризм. Барнаул, 2002

  3. Временные Правила соревнований по туристскому многоборью. – 2002.

  4. Ганопольский, В.И. Туризм и спортивное ориентирование / В.И.Ганопольский, Е.Я.Безносиков, В.Г.Булатов. – М.: «Физкультура и спорт», 1987. – 240 с.

  5. Евдокимова, Е.М. Основы безопасности жизнедеятельности. Охрана труда и здоровый образ жизни / Е.М.Евдокимова. – М., 2001.

  6. Клименко А. И. Карта и компас - мои друзья. М., Детская литература, 2005. – 50 с.

  7. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 №1726-р)

  8. Лесогор Н. А., Толстой Л. А., Толстая В. В. Питание туристов в походе. М., Пищевая промышленность, 2008. – 90 с.

  9. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)» (направлены письмом Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242)

  10. Минхаиров, Ф.Ф. Турист на дистанции / Ф.Ф.Минхаиров. – Казань: «Школа», 2004. – 148 с.

  11. О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» (Приложение к письму департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей МО и Н РФ от 11.12.2006 №06-1844)

  12. Об утверждении Общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодёжной политики, применяемых при расчёте объёма субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением» (утверждены пунктом 4.1 приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2015 №1040)

  13. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»

  14. План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей (утверждён распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.04.2015 №729-р)

  15. Положение об общеобразовательных общеразвивающих программах МБУ ДО «Дворец школьников» Арского муниципального района РТ от 29.08.2017г

  16. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утверждён Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 №196)

  17. Правила соревнований по спортивному туризму. – М., 2008.

  18. Приказ МОиН РТ № 1465/14 от 20 марта 2014 г. «Об утверждении Модельного стандарта качества муниципальной услуги по организации предоставления дополнительного образования детей в многопрофильных организациях дополнительного образования в новой реакции»

  19. Приказ МОиН РТ № 2529/14 от 6 мая 2014 г. «Об утверждении Модельного стандарта качества муниципальной услуги по организации предоставления дополнительного образования детей в общеобразовательных организациях»

  20. Рабочая программа по курсу «Техника безопасности на производстве». - Казань: КГПУ, ФФК. - 2003.

  21. СанПин 2.4.4.3.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (утверждены постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 №41)

  22. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - статья 2 пункты 9, 10, 14; статья 10, пункт 7; статья 12 пункты 1, 2, 4; статья 23 пункты 3, 4; статья 28 пункт 2; статья 48 пункт 1; 75 пункты 1-5; 76

  23. Хурамшин, И.Г. «Спортивный туризм» / Методическое пособие // И.Г.Хурамшин. – Казань: КГПУ, 2003. – 36 с.

  24. Хурамшин, И.Г. «Туризм»/ Методическое пособие // И.Г.Хурамшин. – Казань: КГПУ, 2003. – 36 с.

  25. Экспертиза программ дополнительного образования детей, внеурочной деятельности и элективных курсов» (приложение к журналу «Внешкольник» - Бюллетень «Региональный опыт развития воспитания и дополнительного образования детей и молодёжи» № 4, 2014 г.)





Полный текст материала Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шакиров Илдар Хидиятович  Публикатор
16.04.2020 0 2377 33

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК