Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Лето на старте"
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Саратовской области «Школа-интернат г.Пугачева»
Принята на заседании педагогического совета
от " " 2021 г. Протокол № ___________________ |
Утверждаю: Директор ГБОУ СО «Школа-интернат г.Пугачёва» __________ /М.А. Урабасова/ __"__" ______________ 20__ г. Приказ №
|
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
«Лето на старте»
Возраст обучающихся: 8 - 12 лет.
Срок реализации: 3 месяца
Автор-составитель:
Бусыгина О. Ю.
Учитель физической культуры
г. Пугачев 2021
|
Оглавление |
|
1 |
Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы Стр.
|
|
1.1. |
Пояснительная записка 3-4 |
|
1.2. |
Учебный план 5 |
|
1.3. |
Содержание учебного плана 5-7 |
|
1.4. |
Формы аттестации планируемых результатов 7 |
|
1.5. |
Календарный учебный график 7-8 |
|
2. |
Комплекс организационно-педагогических условий
|
|
2.1. |
Методическое обеспечение программы 8-10 |
|
2.2. |
Условия реализации 10 |
|
2.3. |
Оценочные материалы 10-11 |
|
2.4. |
Список литературы 12
|
|
3. |
Тематическое планирование 13 |
|
-
Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
-
-
Пояснительная записка
-
Лето – это прекрасная пора отдыха и бесконечного удовольствия от новых впечатлений. Летние каникулы даны школьникам для укрепления их здоровья, физической закалки, восстановления сил после долгого учебного года. Летние каникулы - это время открытий, знакомств, самореализации. Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряжённости, восстановление израсходованных сил, здоровья.
Для множества родителей, администрации и педагогов ГБОУ СО «Школа – интернат г. Пугачева» лето - время организации летней программы для детей. И в приоритете, конечно же, является оздоровление детского организма. Именно летом у детей есть прекрасная возможность получить заряд здоровья на весь год.
Разработка данной программы вызвана следующими факторами:
• невозможностью ребенка самостоятельно распланировать свой досуг в период летних каникул;
• повышение спроса родителей и детей на организованный отдых;
• рост правонарушений и асоциальных действий подростков в летний период;
• спад творческой активности детей в летний период;
• модернизацией старых форм работы с детьми в каникулярный период и введением новых;
• необходимость использования богатого творческого потенциала школьников и педагогов в реализации цели и задач программы.
Новизна данной дополнительной образовательной программы заключается в том, что по форме организации образовательного процесса она является модульной. Каждый из модулей имеет свою специфику и направлен на решение своих собственных целей и задач.
Актуальность программы определяется современными требованиями
общества и государства к занятости детей в летний период времени. Организация летнего отдыха - один из важных аспектов образовательной деятельности. Организованная деятельность детей в летний период позволяет сделать педагогический процесс непрерывным в течение всего года. Каникулы являются благоприятным временем для развития у воспитанников личностных качеств: способности к самореализации, любознательности, умения общаться в группе, соблюдение правил и норм ЗОЖ, безопасного поведения.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что занятия позволяют решить проблему занятости детей в свободное время, пробуждение интереса к разным видам спорта. Программа является одной из составляющих частей системы физического воспитания, основная цель которой – всестороннее развитие личности посредством формирования физической культуры ребенка.
Отличительная особенность данной программы состоит в том, что в ней прослеживается изучение различных видов спортивной подготовки с применением специальных упражнений на развитие координационных способностей, силы, силовой выносливости, беговой выносливости, скорости в беге, овладение техникой двигательных действий и тактическими приемами в игровой деятельности.
Важным условием выполнения данной программы является сохранение ее образовательной направленности.
Нормативная правовая база
- Федеральный закон от 29 декабря 2012года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации (методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
- СанПиНов 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 -- объем программы;
- формы обучения и виды занятий по программе;
- режим занятий.
По данной программе могут заниматься дети с разным уровнем спортивной подготовки.
Программа рассчитана на три месяца обучения и предназначена для детей младшего и среднего школьного возраста. Количество часов занятий определено учебным планом, утверждаемым ежегодно. Форма обучения очная.
Цель:
Создание условий для полноценного физического развития и укрепления здоровья школьников посредством приобщения к регулярным занятиям спортивной направленности, формирование навыков здорового образа жизни, многогранное и гармоничное развитие физических и духовных сил ребенка.
Задачи
-
способствовать нормальному росту организма и укреплению здоровья воспитанника;
-
развивать и совершенствовать его физические и психомоторные качества, обеспечивающие высокую дееспособность;
-
прививать жизненно важные гигиенические навыки;
-
содействовать развитию познавательных интересов, творческой активности и инициативы;
-
стимулировать развитие волевых и нравственных качеств, определяющих формирование личности ребенка;
-
помогать в овладении и закреплении разнообразных навыков и умений;
-
обеспечивать эффективный отбор и своевременную спортивную подготовку одаренных детей, способных достичь высоких спортивных результатов
-
организация летнего досуга обучающихся.
-
-
Учебный план
-
№ п/п |
Название модуля |
Количество часов |
Формы контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1 |
Модуль №1. Теоретические знания |
1 |
1 |
|
|
2 |
Модуль №2. Общая физическая подготовка |
2 |
|
2 |
Сдача тестов, мониторинг, диагностика, наблюдение |
3 |
Модуль №3. Легкая атлетика |
3 |
|
3 |
Сдача тестов, сдача нормативов, участие в спортивных мероприятиях |
4 |
Модуль № 4 Спортивные и подвижные игры |
3 |
|
3 |
диагностика, мониторинг, наблюдение, |
5 |
Модуль № 5 ГТО |
3 |
|
3 |
диагностика, мониторинг, наблюдение, тестирование |
|
|
12 |
1 |
11 |
|
-
-
Содержание учебного плана
-
Содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и школьной педагогики, выстроено по принципу развивающего обучения, включает несколько модулей.
Модуль 1.
Теоретические знания
Основы здорового образа жизни
Гигиенические требования к спортивной одежде и обуви для занятий физкультурной деятельностью
Влияние физических упражнений на организм школьника
Безопасное поведение на занятиях физической культуры и спорта
Цель: осмысление самой спортивной деятельности, непосредственно связанных с ней явлений, процессов влияющих на развитие интеллектуальных способностей, без которых не мыслится достижение значительных целей.
Задачи: создание предпосылок для более эффективного освоения и использования детьми специальных знаний, которые обеспечат сознательные его действия в условиях тренировочной и соревновательной деятельности.
Модуль №2
Общая физическая подготовка (ОФП)
Общеразвивающиеупражнения: силовые упражнения, упражнения на развитие гибкости, упражнения на развитие координации, упражнения на развитие скоростных качеств, упражнения на развитие выносливости, упражнения на развитие ловкости,
эстафеты, полоса препятствий.
Цель: развитие общей физической подготовки учащихся.
Задачи: формирование основных двигательных навыков; включение детей в физкультурно – спортивную деятельность; развитие образного мышления и воображения.
Модуль №3
Легкая атлетика.
Бег на короткие дистанции, бег на средние дистанции, прыжок в длину с места, прыжок в высоту, метание малого мяча, круговая эстафета, встречная эстафета, линейная эстафета, специальные беговые упражнения
Цель: формирование полноценного крепкого подрастающего поколения.
Задачи: подготовка здоровых, волевых, дисциплинированных, обладающих высоким уровнем развития обучающихся.
Модуль № 4
Спортивные и подвижные игры
Пионербол, баскетбол по упрощенным правилам
Подвижные игры: «Заяц без логова», «Цепи скованные», «Третий лишний», «Пустое место», «Вызов номеров», «Черное – белое».
Эстафеты с предметами и без предметов; игры с элементами волейбола и баскетбола.
Цель: формирование мотива, потребности в активной двигательной деятельности; развитие коммуникативных навыков.
Задачи: расширение двигательного опыта и обогащение его новыми, более сложными движениями; развитие творческих возможностей и физических качеств у детей
Модуль № 5
ГТО
Подготовка к сдаче тестов – нормативов ГТО (бег 60 метров, бег 1000м, подтягивания на высокой и низкой перекладине, наклон вперед из положения стоя прямыми ногами, поднимание туловища из положения лежа на спине за 1 мин, челночный бег, прыжок в дину с места, сгибание и разгибание рук в упоре лежа.
Цель: создание положительной мотивации у детей для занятия спортом; совершенствование физических качеств; приобщение обучающихся к физической культуре и спорту.
Задачи: формирование у детей осознанной потребности в занятиях спортом и, в целом, здоровом образе жизни.
Планируемые результаты
Личностные результаты |
Метапредметные результаты |
Предметные результаты |
|
|
|
- в результате освоения программы «Лето на старте» обучающиеся должны освоить теоретический аспект данных физических упражнений, знать их название, технику выполнения;
- в результате освоения программы обучаемые должны участвовать в соревнованиях различного уровня (лагерные, межлагерные), знать правила освоенных ими подвижных игр
- знать основы знаний о здоровом образе жизни, гигиене и технике безопасности на занятиях
-
-
Формы аттестации планируемых результатов.
-
Эффективность проводимой работы с детьми в рамках деятельности по реализации программы определяется с помощью диагностического комплекса, который предусматривает как психологическую, так и педагогическую оценку развития навыков и умений физкультурно – спортивной деятельности.
Этот комплекс включает:
-
собеседование с детьми;
-
открытые занятия;
-
участие в соревнованиях.
-
-
Календарный учебный график
-
Продолжительность обучение по программе составляет 12 недель: с 7 июня по 29 августа.
Организация работы по представляемой программе предусматривает проведение 1 занятие один раз в неделю. Занятие имеет продолжительность 45 минут.
Дети могут быть приняты на обучение, как на полный курс обучения, так и на отдельный этап в соответствии с возрастом ребенка.
Календарный учебный график
N п/п |
Число/ Месяц |
Время проведения занятия |
Форма организации занятия |
Кол-во часов |
Тема занятия |
Место проведения |
Форма контроля |
|
|||||||
1.1 |
07.06. |
12.00 |
Спортивная секция |
1 |
Вводное занятие. |
Учебный класс |
Беседа, опрос |
|
|||||||
2.1 |
14.06. 02.08 |
12.00 12.00 |
Спортивная секция |
2 |
Развитие общей физической подготовки спортсменов |
Спортивная площадка оздоровительного лагеря |
Сдача нормативов, участие в соревновании |
3.Легкая атлетика. 3 часа |
|||||||
|
28.06 19.07 16.08 |
12.00 12.00 12.00 |
Спортивная секция |
3 |
Овладение техникой л/а упражнений |
Спортивная площадка оздоровительного лагеря |
Практическая работа: Сдача тестов, участие в спортивных мероприятиях |
4. Спортивные и подвижные игры. 4 часа |
|||||||
|
21.06 12.07 26.07
|
12.00 12.00 12.00
|
Спортивная секция, участие в соревнованиях |
3 |
Развитие навыков двигательных действий |
Спортивная площадка оздоровительного лагеря |
Практическая игровая деятельность |
5. ГТО. 3 часа |
|||||||
|
05.07 09.08 23.08 |
12.00 12.00 12.00 |
Спортивная секция |
3 |
Развитие практического навыка в сдаче нормативов ГТО |
Спортивная площадка оздоровительного лагеря |
Практическая работа: сдача тестов - нормативов |
-
Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Методическое обеспечение программы.
Методы обучения
Подготовка юных спортсменов осуществляется путем обучения и тренировки, которые являются единым педагогическим процессом, направленным на формирование и закрепление определенных навыков, на достижение оптимального уровня физического развития. Успешное осуществление учебно-тренировочного процесса возможно при соблюдении принципа единства всех сторон подготовки, а именно, общефизической, специальной физической, технической, тактической и морально-волевой. Успешное решение учебно-тренировочных задач возможно при использовании двух групп методов: общепедагогических и спортивных.
Формы организации деятельности обучающихсяна занятии
-
фронтальная
-
поточный способ
-
групповая
-
индивидуальная
-
круговая тренировка
Приемы и методы организации образовательного процесса
-
словестный (устное изложение, беседа и т.д.)
-
наглядный (показ видеоматериалов, иллюстрации, наблюдение, показ педагогом)
-
практический (упражнения).
Методика проведения занятий
Учебные занятия, являясь основной формой обучения, имеют ряд особенностей, отличающих их от всех других форм физической культуры:
1) содержание учебных занятий строится на основе разработанной программы обучения (тематического плана) и включает в себя разучивание и совершенствование отдельных упражнений, приемов и действий; изучение основных способов и методов проведения тренировки по развитию физических качеств; формирование и совершенствование методических знаний, умений и навыков;
2) учебные занятия проводятся в сетке расписания занятий оздоровительного лагеря и не могут быть отменены;
3) учебные занятия проводят лица, прошедшие предварительную подготовку по данному разделу, как правило, это преподаватели, имеющие специальное образование;
4) в процессе учебных занятий не только формируются и совершенствуются навыки, но и развиваются физические, морально-волевые и психологические качества.
При организации и проведении учебно-тренировочных занятий по программе «Лето на старте» необходимо учитывать следующее:
- выполнение упражнений в своей основе предполагает достижение предельных нагрузок, согласно возрасту обучающихся; большинство упражнений требует максимальной амплитуды движений в минимальный промежуток времени, что обусловливает обязательное проведение тщательной разминки;
- занятия проводятся на спортивной площадке оздоровительного летнего лагеря;
- подготовка мест для занятий не требует больших затрат, при этом могут использоваться самые разнообразные подручные средства, особенности рельефа местности, естественные и искусственные препятствия;
- при хорошей организации занятий, может заниматься одновременно большое количество обучаемых;
- специфика проведения занятий, насыщенность достаточно сложными упражнениями и высокая физическая нагрузка при часто встречающейся неоднородности в уровне физической подготовленности обучаемых предполагают широкое использование индивидуального подхода в обучении, внесение определенных изменений по ходу занятий (время разминки, нагрузка упражнений и др.) и тщательный контроль за состоянием занимающихся со стороны педагога и медицинского персонала;
- учебные занятия решают определенные образовательные и воспитательные задачи(поэтому проведение каждого занятия требует тщательной подготовки руководителя).
Структура занятий по программе «Лето на старте»
Каждое занятие должно отвечать следующим требованиям:
1) содержать общие (выполняемые за счет серии занятий) и частые (выполняемые в течение одного занятия) задачи;
2) иметь правильную методическую направленность ;
3) носить воспитывающий характер;
4) учитывать контингент обучаемых (пол, возраст, уровень физической и функциональной подготовленности);
5)содержать упражнения, содействующие разностороннему физическому развитию, укреплению здоровья;
6) быть интересным для обучаемых;
7) иметь целостность и законченность и сочетаться с предыдущими и последующими занятиями.
В зависимости от преимущественной направленности по программе «Лето на старте» проводятся теоретические занятия и практические занятия (учебные, тренировочные, контрольные).
Занятия состоят из трех частей: подготовительной (разминка), основной, заключительной.
2.2 Условия реализации программы.
Цели и задачи программы определяют систему следующих психолого-педагогических принципов, используемых при ее реализации.
Принцип развития. Основная задача – это развитие ребенка, и в первую очередь – целостное развитие его личности и готовность личности к дальнейшему развитию.
Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.
Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребенка ориентироваться в мире (или в образе мира) и действовать (или вести себя) в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.
Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое путем решения доступных проблемных задач. Используемые в процессе обучения игровые моменты, радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию, а преодоление возникающих в процессе учения интеллектуальных и личностных трудностей развивает волевую сферу.
Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Не нужно делать вид, что того, что уже сложилось в голове ребенка до нашего появления, нет, а следует опираться на предшествующее спонтанное (или, по крайней мере, прямо не управляемое), самостоятельное, «житейское» развитие.
Принцип креативности. В соответствии со сказанным ранее необходимо учить творчеству, т.е. «выращивать» у школьников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
Принцип индивидуальности. Развитие ребенка проводится с учетом его индивидуальных особенностей в соответствии с рекомендациями психолога.
Занятия проводятся по группам на спортивной площадке оздоровительного лагеря «Радуга». Каждый ребенок должен иметь обязательную одежду и обувь для занятия.
Коллективная форма проведения занятий даёт возможность более продуктивно влиять на выработку у детей норм и правил высоконравственного поведения, добиваться сплочения коллектива, наладить дружбу, здоровые отношения между членами коллектива чему способствует дружеская атмосфера совместной деятельности, делового содружества, взаимопонимания и полного доверия между педагогами и детьми.
Учебный материал, предусмотренный программой, распределён в определённой последовательности. Постепенно, от занятия к занятию, материал усложняется. Поначалу необходимо заинтересовать ребёнка, развить желание заниматься в коллективе и только потом переходить к целенаправленному формированию физических умений и навыков.
-
-
Оценочные материалы
-
Главным экспертом в оценке личностного и творческого роста обучающихся, конечно, должен быть сам руководитель с помощью метода наблюдения и метода включения детей в спортивную деятельность.
Механизмом оценки роста и восхождения является: «обратная связь» обучающегося и педагога; уровень задач, которые ставят перед собой обучающийся и коллектив: а также достижения не только творческого характера, но и личностного.
Если «обратная связь» от участника передает готовность продолжать тренироваться, учиться, участвовать и это находит выражение в труде и настойчивости, а при этом уровень притязаний личности растет соответственно достижениям, значит с личностью все в порядке, она растет и развивается.
-
-
Список литературы
-
-
С.А. Кувватова, Активный отдых детей на свежем воздухе. Ростов н/Д. Феникс, 2011.
-
Портных Ю.И., Лосин Б.Е., Кит Л.С., Луткова Н.В., Минина Л.Н.. Игры в тренировке баскетболистов: Учебно-методическое пособие. /СПб. ГУФК им. П.Ф.Лесгафта, 2008г. -62 с.
-
В.И. Лях «Мой друг физкультура: 1-4 кл.» – М.: Просвещение, 2015 г.
-
Ф.М. Баршай «Активные игры для детей.» – Ростов н/Д: Феникс, 2001.
-
Программы для общеобразовательных учреждений». Физическая культура 1- 11 классы». А.П.Матвеев, Т.В.Петрова. «Дрофа» 2004г.
-
В.С.Кузнецов, Г.А.Колодницкий. « Силовая подготовка детей школьного возраста» Издательство НЦ ЭНАС 2003г
-
Аникеева, Н.П. Воспитание игрой. - М., 1987.
-
Волохов, А.В. Фришман И.И. Внимание, каникулы! Методическое пособие. М.: ЦГЛ. 2005.
-
Прокофьева Д.Д. Физкультурно – спортивный комплекс ГТО. Нормы ГТО и поиск новой идеологии в России / Д.Д. Прокофьева // Культура физическая и здоровье. 2016. № 2 (57). С. 17-19.
-
Календарный тематический план
№ |
Тема занятий, содержание |
Количество часов |
Дата |
1 |
Организационное занятие. Техника безопасности на занятиях физической культурой и спортом. Беседа на темы: «Основы здорового образа жизни», «Гигиенические требования к спортивной одежде и обуви для занятий физкультурной деятельностью», «Влияние физических упражнений на организм школьника». |
1 |
|
2 |
Общая физическая подготовка: бег в среднем темпе, ОРУ на месте, упражнения на мышцы брюшного пресса, упражнения на различные мышечные группы рук, упражнения на развитие гибкости, изометрические упражнения. |
1 |
14.06 |
3 |
Спортивные и подвижные игры. Проведение подвижных игр: «Заяц без логова», «Третий лишний». Проведение эстафет с предметами (обручи, скакалки, эстафетные палки, кегли, резиновые мячи). |
1 |
21.06 |
4 |
Легкая атлетика: техника высокого старта и техника бега на короткие дистанции; обучение специальнобеговым упражнениям. Прыжок в длину с места – обучение и совершенствование. |
1 |
28.06 |
5 |
ГТО. Сдача тестов – нормативов (бег 60 метров, сгибание и разгибание рук, поднятие туловища из положения лежа на спине). |
1 |
05.07 |
6 |
Спортивные и подвижные игры. Обучение правилам игры и проведение спортивной игры «Пионербол». Проведение подвижной игры «Вызов номеров» |
1 |
12.07 |
7 |
Легкая атлетика: бег на средние дистанции, обучение технике метания малого мяча, метание малого мяча на расстояние. |
1 |
19.07 |
8 |
Спортивные и подвижные игры. Проведение подвижных игр: «Цепи скованные», «Черное – белое». Проведение эстафет с предметами (теннисные мячи, ракетки, баскетбольные и волейбольные мячи). |
1 |
26.07 |
9 |
Общая физическая подготовка: бег в среднем темпе, ОРУ на месте, упражнения на мышцы брюшного пресса, упражнения на различные мышечные группы рук, упражнения на мышцы бедер, полоса препятствий на спортивной площадке |
1 |
02.08 |
10
|
ГТО. Сдача тестов – нормативов (челночный бег, подтягивания на высокой и низкой перекладине, наклон из положения стоя). |
1 |
09.08 |
11 |
Легкая атлетика: эстафеты с передачей эстафетной палочки (обучение и проведение), прыжок в высоту с прямого разбега (обучение и совершенствование). |
1 |
16.08 |
12 |
ГТО. Сдача тестов – нормативов (бег 1000 м, поднятие туловища за 1 мин., прыжок в длину с места). |
1 |
23.08 |
На странице приведен фрагмент.
Автор: Бусыгина Ольга Юрьевна
→ Публикатор 03.06.2021 0 2197 182 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.