Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Лето на старте"


 

 

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Саратовской области «Школа-интернат г.Пугачева»

 

Принята на заседании

педагогического совета

 

от " " 2021 г.

Протокол № ___________________

Утверждаю:

Директор ГБОУ СО «Школа-интернат г.Пугачёва»

__________ /М.А. Урабасова/

__"__" ______________ 20__ г.

Приказ №

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

физкультурно-спортивной направленности

«Лето на старте»

 

Возраст обучающихся: 8 - 12 лет.

 

Срок реализации: 3 месяца

 

 

 

 

 

Автор-составитель:

Бусыгина О. Ю.

Учитель физической культуры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Пугачев 2021

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

1

Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы Стр.

 

 

1.1.

Пояснительная записка 3-4

 

1.2.

Учебный план 5

 

1.3.

Содержание учебного плана 5-7

 

1.4.

Формы аттестации планируемых результатов 7

 

1.5.

Календарный учебный график 7-8

 

2.

Комплекс организационно-педагогических условий

 

 

2.1.

Методическое обеспечение программы 8-10

 

2.2.

Условия реализации 10

 

2.3.

Оценочные материалы 10-11

 

2.4.

Список литературы 12

 

 

3.

Тематическое планирование 13

 

 

 

  1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.


 

    1. Пояснительная записка

Лето – это прекрасная пора отдыха и бесконечного удовольствия от новых впечатлений. Летние каникулы даны школьникам для укрепления их здоровья, физической закалки, восстановления сил после долгого учебного года. Летние каникулы - это время открытий, знакомств, самореализации. Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряжённости, восстановление израсходованных сил, здоровья.

Для множества родителей, администрации и педагогов ГБОУ СО «Школа – интернат г. Пугачева» лето - время организации летней программы для детей. И в приоритете, конечно же, является оздоровление детского организма. Именно летом у детей есть прекрасная возможность получить заряд здоровья на весь год.

 

Разработка данной программы вызвана следующими факторами:

невозможностью ребенка самостоятельно распланировать свой досуг в период летних каникул;

повышение спроса родителей и детей на организованный отдых;

рост правонарушений и асоциальных действий подростков в летний период;

спад творческой активности детей в летний период;

модернизацией старых форм работы с детьми в каникулярный период и введением новых;

необходимость использования богатого творческого потенциала школьников и педагогов в реализации цели и задач программы.

Новизна данной дополнительной образовательной программы заключается в том, что по форме организации образовательного процесса она является модульной. Каждый из модулей имеет свою специфику и направлен на решение своих собственных целей и задач.

Актуальность программы определяется современными требованиями

общества и государства к занятости детей в летний период времени. Организация летнего отдыха - один из важных аспектов образовательной деятельности. Организованная деятельность детей в летний период позволяет сделать педагогический процесс непрерывным в течение всего года. Каникулы являются благоприятным временем для развития у воспитанников личностных качеств: способности к самореализации, любознательности, умения общаться в группе, соблюдение правил и норм ЗОЖ, безопасного поведения.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что занятия позволяют решить проблему занятости детей в свободное время, пробуждение интереса к разным видам спорта. Программа является одной из составляющих частей системы физического воспитания, основная цель которой – всестороннее развитие личности посредством формирования физической культуры ребенка.

Отличительная особенность данной программы состоит в том, что в ней прослеживается изучение различных видов спортивной подготовки с применением специальных упражнений на развитие координационных способностей, силы, силовой выносливости, беговой выносливости, скорости в беге, овладение техникой двигательных действий и тактическими приемами в игровой деятельности.

Важным условием выполнения данной программы является сохранение ее образовательной направленности.

 

Нормативная правовая база

 

- Федеральный закон от 29 декабря 2012года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации (методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);

- СанПиНов 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 -- объем программы;

- формы обучения и виды занятий по программе;

- режим занятий.

По данной программе могут заниматься дети с разным уровнем спортивной подготовки.

Программа рассчитана на три месяца обучения и предназначена для детей младшего и среднего школьного возраста. Количество часов занятий определено учебным планом, утверждаемым ежегодно. Форма обучения очная.

 

Цель:

 

Создание условий для полноценного физического развития и укрепления здоровья школьников посредством приобщения к регулярным занятиям спортивной направленности, формирование навыков здорового образа жизни, многогранное и гармоничное развитие физических и духовных сил ребенка.

 

Задачи

  • способствовать нормальному росту организма и укреплению здоровья воспитанника;

  • развивать и совершенствовать его физические и психомоторные качества, обеспечивающие высокую дееспособность;

  • прививать жизненно важные гигиенические навыки;

  • содействовать развитию познавательных интересов, творческой активности и инициативы;

  • стимулировать развитие волевых и нравственных качеств, определяющих формирование личности ребенка;

  • помогать в овладении и закреплении разнообразных навыков и умений;

  • обеспечивать эффективный отбор и своевременную спортивную подготовку одаренных детей, способных достичь высоких спортивных результатов

  • организация летнего досуга обучающихся.


 


 

    1. Учебный план


 

п/п

Название модуля

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1

Модуль №1.

Теоретические знания

1

1

 

  • Опрос; беседа; тестирование.

2

Модуль №2.

Общая физическая подготовка

2

 

2

Сдача тестов, мониторинг, диагностика, наблюдение

3

Модуль №3.

Легкая атлетика

3

 

3

Сдача тестов, сдача нормативов, участие в спортивных мероприятиях

4

Модуль № 4

Спортивные и подвижные игры

3

 

3

диагностика, мониторинг, наблюдение, 

5

Модуль № 5

ГТО

3

 

3

диагностика, мониторинг, наблюдение, тестирование

 

 

12

1

11

 

 

    1. Содержание учебного плана

Содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и школьной педагогики, выстроено по принципу развивающего обучения, включает несколько модулей.

Модуль 1.

Теоретические знания

Основы здорового образа жизни

Гигиенические требования к спортивной одежде и обуви для занятий физкультурной деятельностью

Влияние физических упражнений на организм школьника

Безопасное поведение на занятиях физической культуры и спорта

Цель: осмысление самой спортивной деятельности, непосредственно связанных с ней явлений, процессов влияющих на развитие интеллектуальных способностей, без которых не мыслится достижение значительных целей. 

Задачи: создание предпосылок для более эффективного освоения и использования детьми специальных знаний, которые обеспечат сознательные его действия в условиях тренировочной и соревновательной деятельности.

Модуль №2

Общая физическая подготовка (ОФП)

Общеразвивающиеупражнения: силовые упражнения, упражнения на развитие гибкости, упражнения на развитие координации, упражнения на развитие скоростных качеств, упражнения на развитие выносливости, упражнения на развитие ловкости,
эстафеты, полоса препятствий.

 

Цель: развитие общей физической подготовки учащихся.

 

Задачи: формирование основных двигательных навыков; включение детей в физкультурно – спортивную деятельность; развитие образного мышления и воображения.

 

Модуль №3

Легкая атлетика.

Бег на короткие дистанции, бег на средние дистанции, прыжок в длину с места, прыжок в высоту, метание малого мяча, круговая эстафета, встречная эстафета, линейная эстафета, специальные беговые упражнения

Цель: формирование полноценного крепкого подрастающего поколения.

Задачи: подготовка здоровых, волевых, дисциплинированных, обладающих высоким уровнем развития обучающихся.

 

Модуль № 4

Спортивные и подвижные игры

 

Пионербол, баскетбол по упрощенным правилам

Подвижные игры: «Заяц без логова», «Цепи скованные», «Третий лишний», «Пустое место», «Вызов номеров», «Черное – белое».

Эстафеты с предметами и без предметов; игры с элементами волейбола и баскетбола.

 

Цель: формирование мотива, потребности в активной двигательной деятельности; развитие коммуникативных навыков.

 

Задачи: расширение двигательного опыта и обогащение его новыми, более сложными движениями; развитие творческих возможностей и физических качеств у детей

 

Модуль № 5

ГТО

 

Подготовка к сдаче тестов – нормативов ГТО (бег 60 метров, бег 1000м, подтягивания на высокой и низкой перекладине, наклон вперед из положения стоя прямыми ногами, поднимание туловища из положения лежа на спине за 1 мин, челночный бег, прыжок в дину с места, сгибание и разгибание рук в упоре лежа.

 

Цель: создание положительной мотивации у детей для занятия спортом; совершенствование физических качеств; приобщение обучающихся к физической культуре и спорту.

 

Задачи: формирование у детей осознанной потребности в занятиях спортом и, в целом, здоровом образе жизни.

 

 

Планируемые результаты

 

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметные результаты

  • договариваться и приходить к общей согласованности во время проведения занятий;

  • формирование представлений об этических идеалах и ценностях;

  • договариваться и приходить к общей согласованности во время проведения игр, учитывая разные точки зрения;

  • Формирование дружелюбия, коммуникабельности, интереса к сотрудничеству, дисциплинированности;

  • Укрепление навыков здорового образа жизни.

 

  • Соблюдать санитарно-гигиенические правила, режим дня;

  • Понимать необходимость ЗОЖ и соблюдать правила безопасного поведения

  • демонстрировать уровень физической подготовленности

  • Управлять своими эмоциями;

  • Взаимодействовать с коллективом, находить компромисс, слушать и понимать других;

  • Раскрывать на примерах личностного опыта положительного влияния подвижных игр на физическое, личностное, социальное развитие

  • Сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение;

  • Знать и различать упражнения спортивной направленности;

  • Выполнять комплексы физических упражнений для формирования правильной осанки;

  • Организовывать и проводить самостоятельные формы занятий;

 

 

 

 

 

 

 

 

- в результате освоения программы «Лето на старте» обучающиеся должны освоить теоретический аспект данных физических упражнений, знать их название, технику выполнения;

- в результате освоения программы обучаемые должны участвовать в соревнованиях различного уровня (лагерные, межлагерные), знать правила освоенных ими подвижных игр

- знать основы знаний о здоровом образе жизни, гигиене и технике безопасности на занятиях

 

    1. Формы аттестации планируемых результатов.

Эффективность проводимой работы с детьми в рамках деятельности по реализации программы определяется с помощью диагностического комплекса, который предусматривает как психологическую, так и педагогическую оценку развития навыков и умений физкультурно – спортивной деятельности.

Этот комплекс включает:

  • собеседование с детьми;

  • открытые занятия;

  • участие в соревнованиях.

 

    1. Календарный учебный график

Продолжительность обучение по программе составляет 12 недель: с 7 июня по 29 августа.

Организация работы по представляемой программе предусматривает проведение 1 занятие один раз в неделю. Занятие имеет продолжительность 45 минут.

Дети могут быть приняты на обучение, как на полный курс обучения, так и на отдельный этап в соответствии с возрастом ребенка.

 

Календарный учебный график

N п/п

Число/ Месяц

Время проведения занятия

Форма организации занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

  1. Теоретические знания. 1 час

1.1

07.06.

12.00

Спортивная секция

1

Вводное занятие.

Учебный класс

Беседа, опрос

  1. Общая физическая подготовка. 2 часа

2.1

14.06.

02.08

12.00

12.00

Спортивная секция

2

Развитие общей физической подготовки спортсменов

Спортивная площадка оздоровительного лагеря

Сдача нормативов, участие в соревновании

3.Легкая атлетика. 3 часа

 

28.06

19.07

16.08

12.00

12.00

12.00

Спортивная секция

3

Овладение техникой л/а упражнений

Спортивная площадка оздоровительного лагеря

Практическая работа:

Сдача тестов, участие в спортивных мероприятиях

4. Спортивные и подвижные игры. 4 часа

 

21.06

12.07

26.07

 

12.00

12.00

12.00

 

Спортивная секция, участие в соревнованиях

3

Развитие навыков двигательных действий

Спортивная площадка оздоровительного лагеря

Практическая игровая

деятельность

5. ГТО. 3 часа

 

05.07

09.08

23.08

12.00

12.00

12.00

Спортивная секция

3

Развитие практического навыка в сдаче нормативов ГТО

Спортивная площадка оздоровительного лагеря

Практическая работа: сдача тестов - нормативов

 

 

 

  1. Комплекс организационно-педагогических условий

 

2.1 Методическое обеспечение программы.

Методы обучения

Подготовка юных спортсменов осуществляется путем обучения и тренировки, которые являются единым педагогическим процессом, направленным на формирование и закрепление определенных навыков, на достижение оптимального уровня физического развития. Успешное осуществление учебно-тренировочного процесса возможно при соблюдении принципа единства всех сторон подготовки, а именно, общефизической, специальной физической, технической, тактической и морально-волевой. Успешное решение учебно-тренировочных задач возможно при использовании двух групп методов: общепедагогических и спортивных.

 

Формы организации деятельности обучающихсяна занятии

  • фронтальная

  • поточный способ

  • групповая

  • индивидуальная

  • круговая тренировка

 

Приемы и методы организации образовательного процесса

  • словестный (устное изложение, беседа и т.д.)

  • наглядный (показ видеоматериалов, иллюстрации, наблюдение, показ педагогом)

  • практический (упражнения).

Методика проведения занятий

Учебные занятия, являясь основной формой обучения, имеют ряд особенностей, отличающих их от всех других форм физической культуры:

1) содержание учебных занятий строится на основе разработанной программы обучения (тематического плана) и включает в себя разучивание и совершенствование отдельных упражнений, приемов и действий; изучение основных способов и методов проведения тренировки по развитию физических качеств; формирование и совершенствование методических знаний, умений и навыков;

2) учебные занятия проводятся в сетке расписания занятий оздоровительного лагеря и не могут быть отменены;

3) учебные занятия проводят лица, прошедшие предварительную подготовку по данному разделу, как правило, это преподаватели, имеющие специальное образование;

4) в процессе учебных занятий не только формируются и совершенствуются навыки, но и развиваются физические, морально-волевые и психологические качества.

При организации и проведении учебно-тренировочных занятий по программе «Лето на старте» необходимо учитывать следующее:

- выполнение упражнений в своей основе предполагает достижение предельных нагрузок, согласно возрасту обучающихся; большинство упражнений требует максимальной амплитуды движений в минимальный промежуток времени, что обусловливает обязательное проведение тщательной разминки;

- занятия проводятся на спортивной площадке оздоровительного летнего лагеря;

- подготовка мест для занятий не требует больших затрат, при этом могут использоваться самые разнообразные подручные средства, особенности рельефа местности, естественные и искусственные препятствия;

- при хорошей организации занятий, может заниматься одновременно большое количество обучаемых;

- специфика проведения занятий, насыщенность достаточно сложными упражнениями и высокая физическая нагрузка при часто встречающейся неоднородности в уровне физической подготовленности обучаемых предполагают широкое использование индивидуального подхода в обучении, внесение определенных изменений по ходу занятий (время разминки, нагрузка упражнений и др.) и тщательный контроль за состоянием занимающихся со стороны педагога и медицинского персонала;

- учебные занятия решают определенные образовательные и воспитательные задачи(поэтому проведение каждого занятия требует тщательной подготовки руководителя).

Структура занятий по программе «Лето на старте»

Каждое занятие должно отвечать следующим требованиям:

1) содержать общие (выполняемые за счет серии занятий) и частые (выполняемые в течение одного занятия) задачи;

2) иметь правильную методическую направленность ;

3) носить воспитывающий характер;

4) учитывать контингент обучаемых (пол, возраст, уровень физической и функциональной подготовленности);

5)содержать упражнения, содействующие разностороннему физическому развитию, укреплению здоровья;

6) быть интересным для обучаемых;

7) иметь целостность и законченность и сочетаться с предыдущими и последующими занятиями.

В зависимости от преимущественной направленности по программе «Лето на старте» проводятся теоретические за­нятия и практические занятия (учебные, тренировочные, контрольные).

Занятия состоят из трех частей: под­готовительной (разминка), основной, заключительной.

 

2.2 Условия реализации программы.

Цели и задачи программы определяют систему следующих психолого-педагогических принципов, используемых при ее реализации.

Принцип развития. Основная задача – это развитие ребенка, и в первую очередь – целостное развитие его личности и готовность личности к дальнейшему развитию.

Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.

Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребенка ориентироваться в мире (или в образе мира) и действовать (или вести себя) в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.

Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое путем решения доступных проблемных задач. Используемые в процессе обучения игровые моменты, радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию, а преодоление возникающих в процессе учения интеллектуальных и личностных трудностей развивает волевую сферу.

Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Не нужно делать вид, что того, что уже сложилось в голове ребенка до нашего появления, нет, а следует опираться на предшествующее спонтанное (или, по крайней мере, прямо не управляемое), самостоятельное, «житейское» развитие.

Принцип креативности. В соответствии со сказанным ранее необходимо учить творчеству, т.е. «выращивать» у школьников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

Принцип индивидуальности. Развитие ребенка проводится с учетом его индивидуальных особенностей в соответствии с рекомендациями психолога.

Занятия проводятся по группам на спортивной площадке оздоровительного лагеря «Радуга». Каждый ребенок должен иметь обязательную  одежду  и  обувь  для  занятия.

Коллективная форма проведения занятий даёт возможность более продуктивно влиять на выработку у детей норм и правил высоконравственного поведения, добиваться сплочения коллектива, наладить дружбу, здоровые отношения между членами коллектива чему способствует дружеская атмосфера совместной деятельности, делового содружества, взаимопонимания и полного доверия между педагогами и детьми.

Учебный материал, предусмотренный программой, распределён в определённой последовательности. Постепенно, от занятия к занятию, материал усложняется. Поначалу необходимо заинтересовать ребёнка, развить желание заниматься в коллективе и только потом переходить к целенаправленному формированию физических умений и навыков.

 

    1. Оценочные материалы

Главным экспертом в оценке личностного и творческого роста обучающихся, конечно, должен быть сам руководитель с помощью метода наблюдения и метода включения детей в спортивную деятельность.

Механизмом оценки роста и восхождения является: «обратная связь» обучающегося и педагога; уровень задач, которые ставят перед собой обучающийся и коллектив: а также достижения не только творческого характера, но и личностного.

Если «обратная связь» от участника передает готовность продолжать тренироваться, учиться, участвовать и это находит выражение в труде и настойчивости, а при этом уровень притязаний личности растет соответственно достижениям, значит с личностью все в порядке, она растет и развивается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Список литературы

 

 

  • С.А. Кувватова, Активный отдых детей на свежем воздухе. Ростов н/Д. Феникс, 2011.

  • Портных Ю.И., Лосин Б.Е., Кит Л.С., Луткова Н.В., Минина Л.Н.. Игры в тренировке баскетболистов: Учебно-методическое  пособие. /СПб. ГУФК им. П.Ф.Лесгафта, 2008г. -62 с.

  • В.И. Лях «Мой друг физкультура: 1-4 кл.» – М.: Просвещение, 2015 г.

  • Ф.М. Баршай «Активные игры для детей.» – Ростов н/Д: Феникс, 2001.

  • Программы для общеобразовательных учреждений». Физическая культура 1- 11 классы». А.П.Матвеев, Т.В.Петрова. «Дрофа» 2004г.

  • В.С.Кузнецов, Г.А.Колодницкий. « Силовая подготовка детей школьного возраста» Издательство НЦ ЭНАС 2003г

  • Аникеева, Н.П. Воспитание игрой. - М., 1987.

  • Волохов, А.В. Фришман И.И. Внимание, каникулы! Методическое пособие. М.: ЦГЛ. 2005.

  • Прокофьева Д.Д. Физкультурно – спортивный комплекс ГТО. Нормы ГТО и поиск новой идеологии в России / Д.Д. Прокофьева // Культура физическая и здоровье. 2016. № 2 (57). С. 17-19.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

  1. Календарный тематический план

 

Тема занятий, содержание

Количество часов

Дата

1

Организационное занятие. Техника безопасности на занятиях физической культурой и спортом. Беседа на темы: «Основы здорового образа жизни», «Гигиенические требования к спортивной одежде и обуви для занятий физкультурной деятельностью», «Влияние физических упражнений на организм школьника».

1

07.06

2

Общая физическая подготовка: бег в среднем темпе, ОРУ на месте, упражнения на мышцы брюшного пресса, упражнения на различные мышечные группы рук, упражнения на развитие гибкости, изометрические упражнения.

1

14.06

3

Спортивные и подвижные игры. Проведение подвижных игр: «Заяц без логова», «Третий лишний». Проведение эстафет с предметами (обручи, скакалки, эстафетные палки, кегли, резиновые мячи).

1

21.06

4

Легкая атлетика: техника высокого старта и техника бега на короткие дистанции; обучение специальнобеговым упражнениям. Прыжок в длину с места – обучение и совершенствование.

1

28.06

5

ГТО. Сдача тестов – нормативов (бег 60 метров, сгибание и разгибание рук, поднятие туловища из положения лежа на спине).

1

05.07

6

Спортивные и подвижные игры. Обучение правилам игры и проведение спортивной игры «Пионербол».

Проведение подвижной игры «Вызов номеров»

1

12.07

7

Легкая атлетика: бег на средние дистанции, обучение технике метания малого мяча, метание малого мяча на расстояние.

1

19.07

8

Спортивные и подвижные игры. Проведение подвижных игр: «Цепи скованные», «Черное – белое». Проведение эстафет с предметами (теннисные мячи, ракетки, баскетбольные и волейбольные мячи).

1

26.07

9

Общая физическая подготовка: бег в среднем темпе, ОРУ на месте, упражнения на мышцы брюшного пресса, упражнения на различные мышечные группы рук, упражнения на мышцы бедер, полоса препятствий на спортивной площадке

1

02.08

10

 

ГТО. Сдача тестов – нормативов (челночный бег, подтягивания на высокой и низкой перекладине, наклон из положения стоя).

1

09.08

11

Легкая атлетика: эстафеты с передачей эстафетной палочки (обучение и проведение), прыжок в высоту с прямого разбега (обучение и совершенствование).

1

16.08

12

ГТО. Сдача тестов – нормативов (бег 1000 м, поднятие туловища за 1 мин., прыжок в длину с места).

1

23.08


 

16

 


Полный текст материала Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Лето на старте" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Бусыгина Ольга Юрьевна  Публикатор
03.06.2021 0 1929 172

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК