Дополнительная общеобразовательная программа "Волейбол"


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ МО «КАМЕНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

 

 

 

ПРИНЯТА

на заседании

методического совета

протокол №

от « » 2021 г.

 

 

 

 

УТВЕРЖДЕНА:

директор МАУ ДО «Центр дополнительного образования»

Е.В. Брусянина

приказ № от « » 2021 г.

 

 

Дополнительная общеобразовательная программа

«Волейбол»

 

 

 

Возраст обучающихся: 8 – 18 лет

Срок реализации - 5 лет

 

 

Автор-составитель:

Матвеев Евгений Мартемьянович,

педагог дополнительного образования,

высшая квалификационная категория

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

пгт. Мартюш

2021 год.

 

 

1.Пояснительная записка

Игра в волейбол – одна из захватывающих, интересных и популярных игр на сегодняшний день. Технические приемы, тактические действия заключают в себе большие возможности для расширения и развития физических способностей, а также помогают в нравственном воспитании детей и подростков.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волейбол» разработана согласно требованиям следующих нормативных документов:

- Федеральный закон от 31.07.2020 года № 304-Ф3 "О внесении изменений в Федералный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся";

- Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. №1726-р;

- СанПин к устройству содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утвержден Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 г. №41);

- Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №196);

- Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №996-р);

- Устава и локальным актам образовательной организации.

Данная программа имеет физкультурно - спортивную направленность и

направлена на:

- формирование и развитие творческих способностей обучающихся;

- удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом развитии;

- развитие и поддержку детей, проявивших интерес и определенные способности к определенному виду спорта.

Актуальность данной физкультурно-спортивной программы несомненна в связи со все возрастающей ролью физической культуры как средства воспитания в юных спортсменах гармонично развитой личности, высоконравственных качеств, чувства коллективизма, дисциплинированности и трудолюбия, формирования коммуникативных качеств.

Данная программа соотносится с тенденциями развития дополнительного образования и согласно Концепции развития дополнительного образования способствует:

- личностному развитию обучающихся, позитивной социализации и профессиональному самоопределению;

- удовлетворению индивидуальных потребностей в занятиях физической культурой и спортом;

- формированию и развитию творческих способностей учащихся, выявлению, развитию и поддержке талантливых учащихся;

- формированию культуры здоровья и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся.

Отличительная особенность данной программызаключается в том, что она составлена в соответствии с современными нормативными правовыми актами и государственными программными документами по дополнительному образованию, требованиями новых методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных программ и с учето задач, сформированных Федеральными государственными стандартами нового поколения.

Образовательная программа соответствует задачам государственной политики в сфере дополнительного образования, направленной на обеспечение доступности качественного дополнительного образования, которое отвечает социальным запросам в сфере дополнительного образования. Образовательная программа – средство развития познавательной мотивации, способностей ребенка, приобщение его к культуре. Основной принцип деятельности педагогического коллектива МАУ ДО «ЦДО» добровольное участие обучающихся в деятельности детских объединений.

Адресат программы:

Волейболом по данной программе могут заниматься дети в возрасте от 8 до 18 лет, допущенные врачом.

По степени авторства программа относится к типовым (примерным), по уровню усвоения – к углубленным, по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности – к интегрированным.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что она открывает детям путь - личностному развитию обучающихся, позитивной социализации и профессиональному самоопределению;

- удовлетворению индивидуальных потребностей в занятиях физической культурой и спортом;

- формированию и развитию творческих способностей учащихся, выявлению, развитию и поддержке талантливых учащихся;

- формированию культуры здорового и безопасного образа жизни, укреплению здоровья учащихся.

Цель и задачи:

Цель программы – углубленное изучение спортивной игры волейбол, всестороннее физическое развитие, способствующее совершенствованию необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств.

Задачи:

образовательные:

- ознакомить учащихся с правилами самоконтроля состояния здоровья на занятиях и дома;

- сформировать здоровый образ жизни;

- изучить основы техники и тактики игры;

- способствовать приобретению необходимых теоретических знаний;

развивающие:

- способствовать овладению основными приемами техники и тактики игры;

- развить устойчивый интерес к данному виду спорта;

- развить креативные способности ребенка (мышление, умение предугадать тактику противника);

- содействовать правильному физическому развитию;

- развить физические способности (силу, выносливость, гибкость, координацию движений);

- развить специальные технические и тактические навыки игры;

- подготовить учащихся к соревнованиям по волейболу;

воспитательные:

- способствовать воспитанию воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы;

- способствовать развитию у учеников организаторских навыков;

- способствовать привитию общей культуры поведения (основ гигиены, этикета).

Ожидаемые результаты:

После окончания первого года обучения учащийся должен

знать:

- расстановку игроков на площадке;

- правила перехода игроков по номерам;

- правила игры в пионербол;

- правильность счета по партиям;

уметь:

- выполнять перемещения и стойки;

- выполнять прием и передачу мяча сверху двумя руками;

- выполнять прием и передачу мяча снизу двумя руками;

- выполнять нижнюю подачу с 5-6 метров;

- играть в пионербол.

После окончания второго года обучения учащийся должен

знать:

- расстановку игроков на площадке при приеме и подаче соперника;

- классификацию упражнений, применяемых в учебно-тренировочном процессе;

- ведение счета по протоколу;

уметь:

выполнять перемещения и стойки;

- выполнять прием мяча сверху и снизу двумя руками с подачи в зонах 6, 1, 5 и первая передача в зону 3;

- выполнять передачи мяча снизу и сверху над собой;

- выполнять нижнюю прямую подачу;

- выполнять нападающий удар в пол с отскоком от стенки.

После окончания третьего года обучения учащийся должен

знать:

- обязанности игроков на площадке;

- как вести игру в расстановках 2- 4;

- положение о соревнованиях, способы проведения соревнований: круговой, с выбыванием, смешанный;

- обязанности судей;

уметь:

- выполнять передачи мяча сверху двумя руками из глубины площадки для нападающего удара;

- выполнять передачи мяча сверху двумя руками у сетки, стоя спиной по направлению;

- выполнять передачу сверху двумя руками в прыжке;

- выполнять верхнюю прямую подачу;

- выполнять нападающий удар из зон 4, 3, 2 с высоких и средних передач;

- выполнять одиночное и групповое блокирование прямого нападающего удара по ходу в зонах 4, 3, 2;

- выполнять защитные действия с применением акробатических действий;

- принимать участие в соревнованиях различного уровня.

После окончания четвертого года обучения учащийся должен

знать:

- способы и принципы самостоятельной разминки;

- международные правила игры в волейбол;

уметь:

- самостоятельно выполнять разминку;

- выполнять судейство двухсторонней игры;

- выполнять планирующую подачу;

- выполнять нападающий удар со второй линии;

- выполнять нападающий удар по укороченной передаче;

- выполнять защитные действия, с применением акробатических действий;

- принимать участие в соревнованиях различного уровня.

После окончания пятого года обучения учащийся должен

знать:

- принципы игры с «либеро»;

уметь:

- принимать участие в игре с «либеро»;

- выполнять верхнюю прямую подачу в прыжке;

- в совершенстве владеть всеми техническими и тактическими навыками, полученными за предыдущие года обучения;

- принимать участие в соревнованиях различного уровня.

Отличительные особенности программы:

Данная программа составлена с использованием специальной литературы по обучению волейболу. В программе задействованы методики обучения игре в волейбол, которые на данный момент являются наиболее современными и используются при подготовке волейболистов. Программа позволяет варьировать нагрузку ребенка (в зависимости от его физических возможностей), не теряя результат обучения. В программе используются принципы наглядности, доступности и индивидуализации.

Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» рассчитана на 5 лет обучения.

В группу зачисляются обучающиеся от 8 до 18 лет, не имеющие медицинских противопоказаний для занятий волейболом. Группы формируются разновозрастные, допускается дополнительный набор обучающихся на второй, третий, четвертый, пятый года обучения на основании тестирования их физической подготовленности.

Форма занятий – физические упражнения (разминка, специальные упражнения, игровые спарринги, игры), беседы по правилам и судейству соревнований.

Практические методы:

- метод упражнений;

- индивидуальный;

- игровой;

- круговой тренировки;

- соревновательный.

Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократные повторения движений.

Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры.

Программа предусматривает дистанционные формы обучения:

- проведение видео тренировок через Zoom;

- проведение тренировок по волейболу в домашних условиях, в личном исполнении преподавателя;

- использование видеороликов по обучению игры в волейбол, скаченных из различных источников.

Условия реализации:

Волейболом по данной программе могут заниматься дети в возрасте от 8 до 18 лет, допущенные врачом. Они делятся на тренировочные группы, которые формируются из мальчиков и девочек с разницей в возрасте 2-3 года. В отдельных случаях в группу может быть принят обучающийся с большей разницей в возрасте с учетом критериев по антропометрическим признакам, биологическому созреванию, игровому амплуа.

2.Календарный учебный график.

Начало занятий первого года обучения – 15 сентября.

Начало занятий второго и последующего годов обучения – 1 сентября.

Окончание занятий каждого года обучения – 30 мая.

Год обучения

Всего учебных недель

Объем учебных часов

Режим работы

1

Первый

36

72

2 раза в неделю по 1 часу

2

Второй

36

72

2 раза в неделю по 1 часу

3

Третий

36

144

4 раза в неделю по 1 часу

4

Четвертый

36

144

4 раза в неделю по 1 часу

5

Пятый

36

144

4 раза в неделю по 1 часу

 

3.Учебный план.

Содержание занятий

Период

1-й год

2-й год

3-й год

4-й

год

5-й год

Основы знаний (всего часов)

6

6

8

8

8

1.Вводное занятие

1

1

1

1

1

2.Влияние физических упражнений на организм человека

1

1

1

1

1

3. Закаливание и здоровье

1

1

 

 

 

4. История развития волейбола

 

 

1

1

1

5. Правила игры в пионербол

1

 

 

 

 

6. Правила игры в волейбол

 

1

2

2

2

7. Комплекс ГТО

1

1

2

2

2

8. Итоговое занятие

1

1

1

1

1

Практические занятия (всего часов)

66

66

136

136

136

Общая физическая подготовка

14

9

16

12

8

Специальная физическая подготовка

9

11

24

26

24

Техническая подготовка

32

32

68

70

72

Тактическая подготовка

3

4

12

12

14

Выполнение контрольных нормативов и участие в соревнованиях (всего часов)

8

10

16

16

18

Всего часов

72

72

144

144

144

 

 

 

4.Содержание программы.

Содержание 1 года обучения.

1. Основы знаний (6 ч.)

Знакомство. Техника безопасности и правила поведения в зале. Спортивное оборудование и инвентарь, правила обращения с ним. Спортивная форма. Гигиенические требования. История возникновения волейбола.

Правила игры в пионербол. Влияние физических упражнений на организм человека. Закаливание и здоровье. Техника безопасности во время летних каникул.

2. Практические занятия (66 ч.)

Общая физическая подготовка (14 ч.)

Упражнения для развития физических способностей: скоростных, силовых, выносливости, координационных, скоростно-силовых.

Упражнения без предметов: для мышц рук и плечевого пояса. Для мышц ног, брюшного пресса, тазобедренного сустава, туловища и шеи.

Упражнения с предметами: со скакалками, резиновыми мячами, набивными мячами (1-2 кг). Из различных исходных положений. Чередование упражнений руками, ногами – различные броски, выпрыгивание вверх с мячом, зажатым голеностопными суставами; в положении сидя, лежа – поднимание ног с мячом.

Прыжки: с места в длину, вверх, многократные с резиновыми кольцами.

Метание теннисного мяча в цель, на дальность.

Подвижные игры: «День и ночь», «Салки без мяча», «Волк во рву», «Третий лишний», «Удочка», «Круговая эстафета», комбинированные эстафеты.

Специальная физическая подготовка (9 ч.)

Стойки и перемещения. перемещения в защитной стойке с перекатыванием волейбольных мячей по полу. Челночный бег в различных сочетаниях. Упражнения на координационной лестнице.

Подготовительные игры.

Техническая подготовка (32 ч.)

Овладение техникой передвижений и стоек: стойка игрока (исходные положения). Ходьба, бег, перемещаясь лицом вперед. Перемещения приставными шагами: лицом, правым, левым боком вперед. Сочетание способов перемещений. Перемещение с помощью ограничителя высоты.

Овладение техникой приема и передач мяча: сверху двумя руками; с собственного подбрасывания; прием мяча сверху с отскоком от стенки; с набрасывания партнера; в различных направлениях на месте и после перемещения; передачи в парах. Прием и передача мяча снизу, с набрасывания партнера. Прием мяча снизу двумя руками над собой. Прием мяча снизу двумя руками над собой и партнеру. Прием мяча снизу с помощью дощечек. Прием мяча снизу, с отскоком от стенки. Прием мяча снизу в «Сачок», с помощью палки-ограничителя.

Передача мяча, лежа на животе, перекатывая его в парах друг другу.

Овладение техникой подачи: нижняя прямая в стенку с руки, в стенку с подбрасывания, через сетку вдоль зала, с расстояния 3-5 метров.

Нападающие удары: прямой нападающий удар сильнейшей рукой в пол, с отскоком от стенки.

 Тактическая подготовка (3 ч.)

Индивидуальные действия: выполнение перехода при игре в пионербол.

Групповые действия: взаимодействия игроков передней линии: игрока зоны 4 с игроком зоны 3, игрока зоны 2 с игроком зоны 3 (при первой передаче). Взаимодействия игроков зон 6, 5 и 1 с игроком зоны 3.

Командные действия: прием нижней подачи в пионерболе и первая передача в зону 3, вторая передача игроку, к которому передающий обращен лицом.

Тактика защиты: выбор места при приеме подачи. Расположение игроков при приеме подачи, когда вторую передачу выполняет игрок зоны 3.

Контрольные испытания (88 ч.)

Содержание 2 года обучения.

1. Основы знаний (6 ч.)

Вводное занятие. Знакомство. Техника безопасности и правила поведения в зале. Спортивное оборудование и инвентарь, правила обращения с ним. Спортивная форма. Гигиенические требования. Ознакомление с программой.

Правила игры в волейбол. Техника безопасности в летние каникулы.

2. Практические задания (66 ч.)

Общая физическая подготовка (9 ч.)

 Упражнения для мышц рук и плечевого пояса. Упражнения без предметов индивидуальные и в парах. Упражнения с набивными мячами. Упражнения для мышц туловища и шеи. Упражнения без предметов индивидуальные и в парах. Упражнения со скакалкой. На кистевых тренажерах.

Челночный бег в различных сочетаниях. Упражнения на координационной лестнице. Прыжки в длину с места. В высоту на тренажере «Прыгомер». Многократные прыжки с помощью резиновых колец. Передвижение в защитной стойке с помощью палки-ограничителя.

Подвижные игры: «Гонка мячей», «Салки», «Метко в цель», «Подвижная цель», «Эстафета с бегом», «Эстафета с прыжками», «Охотники и утки», «Перестрелка».

Специальная физическая подготовка (11 ч.)

СФП является средством спе­циализированного развития физических качеств.

Задачи ее более узки и более специфичны:

Упражнения на координационной лестнице, тренажере «Координация», имитация нападающего удара на тренажере «Прыгомер».

Акробатические упражнения: кувырки вперед и назад через плечо, перекаты на спину.

Подвижные и подготовительные к волейболу игры.

Передвижения в защитной стойке, одновременно перекатывая волейбольный мяч.

Имитация подачи на тренажере «Подача». Имитация подачи на резиновых жгутах.

Имитация выполнения нападающего удара через коврик, гимнастическую скамейку.

Техническая подготовка (32 ч.)

Техника стоек, перемещений волейболиста в нападении (бег, ходьба, прыжки: толчком двумя с разбега (имитация нападающего удара), с места; толчком одной с разбега, с места).

Техника стоек, перемещений волейболиста в защите, с помощью ограничителя высоты.

Передача мяча, лежа на животе, перекатывая его в парах друг другу.

В парах сидя на полу, стоя на коленях. Стоя на ногах на месте и в движении.

Над собой, не выходя из круга.

Техника передачи двумя сверху над собой. Верхняя передача мяча в стенку, в парах. Техника приема мяча сверху в конус, с набрасывания партнера. Передачи мяча на тренажере «Блок обручей».

Техника приема снизу двумя, одной (на месте, после перемещения). Техника приема сверху двумя руками после перемещения через сетку вдоль зала. Техника приема мяча с падением: кувырком (назад, в сторону). Техника прямого нападающего удара в пол с отскоком от стенки.

Подача мяча: нижняя прямая на точность на тренажере «Блок обручей». Обучение верхней прямой подаче.

Нападающие удары с тренажера «Атака», у стенки с отскоком от пола, через сетку с собственного набрасывания.

Нападающие удары на тренажере «Бьющая рука».

Прием мяча сверху двумя руками, снизу двумя руками с подачи в зонах 6, 1, 5 и первая передача в зону 3.

 Тактическая подготовка (4 ч.)

1. Подготовитель­ные упражнения, направленные на развитие быстроты реакции, ориентировки, скорости переключения с одних движений на другие, с одних действий на другие.

2. Упражнения по тактике (индивидуальные, группо­вые и командные).

3. Игра в пионербол с элементами волейбола с помощью закрытой сетки.

4. Игры в мини-волейбол.

Методы, используе­мые в процессе тактической подготовки, аналогичны ме­тодам технической подготовки, но основываются на спе­цифике тактики. При показе обычно пользуются макета­ми, схемам.

6. Контрольные испытания и соревнования (10 ч.)

 

Содержание 3 года обучения.

1. Основы знаний (8 ч.)

Вводное занятие Знакомство. Техника безопасности и правила поведения в зале. Спортивное оборудование и инвентарь, правила обращения с ним. Гигиенические требования. Правила волейбола. Способы проведения соревнований: круговой, с выбиванием, смешанный. Обязанности судей. ГТО – история комплекса и нормативами в ступени по своему возрасту. Техника безопасности во время летних каникул.

2.Практические задания (136 ч.)

Общая физическая подготовка (16 ч.)

Упражнения для мышц рук и плечевого пояса. Упражнения с набивными мячами – поднимание, опускание, перебрасывание с одной руки на другую, броски, ловля. В парах, держась за мяч, упражнения в сопротивлении.

Упражнения на кистевых тренажерах. Упражнения с резиновыми амортизаторами, на гимнастической стенке.

Упражнения без предметов индивидуальные и в парах. Упражнения с набивными мячами – лежа на спине и лицом вниз, сгибание и поднимание ног, мяч зажат между стопами ног, прогибание, наклоны, упражнения в парах.

Упражнения без предметов индивидуальные и в парах (приседания в различных исходных положениях, подскоки, ходьба, бег). Упражнения с набивными мячами: приседания, выпады, прыжки, подскоки.

 Бег. Бег с ускорением. Бег с препятствиями, в качестве препятствий используются набивные мячи, конусы. Упражнения на координационной лестнице. Многократные прыжки с помощью резиновых колец.

Специальная физическая подготовка (24 ч.)

Подвижные игры: различные варианты игры «Салочки», специальные эстафеты с выполнением заданий в разнообразных сочетаниях и с преодолением препятствий. Передвижения в защитной стойке с помощью тренажера «Ограничитель высоты».

Упражнения для развития прыгучестиприседание и резкое выпрямление ног со взмахом рук вверх; то же с прыжком вверх; то же с набивным мячом в руках (до 2 кг). Многократные прыжки с помощью резиновых колец. На тренажере «Прыгомер», имитируя нападающий удар.

Упражнения с отягощением. Многократные броски набивного мяча (массой 1-2 кг) над собой в прыжке и ловля после приземления. Прыжки на одной и обеих ногах на месте и в движении лицом вперед, боком, спиной вперед.

Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач. Круговые движения рук в плечевых суставах с большой амплитудой и максимальной быстротой. Упражнения с резиновыми амортизаторами. Упражнения с набивным мячом. Броски мяча: двумя руками из-за головы с максимальным прогибанием при замахе, снизу одной и двумя руками, одной рукой над головой. Упражнения с партнером. Упражнения с волейбольным мячом (выполняются многократно подряд). Совершенствование ударного движения подачи по мячу на резиновых амортизаторах и на тренажере «Подача». Подачи с максимальной силой у стенки (в стенку).

Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих ударов. Броски набивного мяча из-за головы двумя руками с активным движением кистей сверху вниз – стоя на месте и в прыжке, в прыжке через сетку двумя руками из-за головы, «крюком» в прыжке – в парах и через сетку. Имитация прямого нападающего удара, держа в руках бутылочку с водой (до 1 кг). Прыжки через скамейку, имитируя нападающий удар.

Упражнения для развития качеств, необходимых при блокировании. Прыжковые упражнения у стенки. Передвижения вдоль сетки лицом к ней приставными шагами правым, левым боком вперед, остановка и принятие исходного положения для блокирования.

Упражнения для развития качеств, необходимых при игре в защите. Волейбольная акробатика: падение с перекатом на грудь («Рыбка»), кувырок через плечо вперед и назад, перекат на спину.

Техническая подготовка (68 ч.)

Перемещения и стойки: сочетание способов перемещений и стоек с техническими приемами.

Верхняя передача мяча в парах в движении в различных вариантах. Во встречных колоннах. В движении у стенки. Передачи мяча на тренажере «Блок обручей».  Передача сверху двумя руками из глубины площадки для нападающего удара, передача сверху двумя руками у сетки, стоя спиной по направлению; передача сверху двумя руками в прыжке (вперед-вверх). Верхняя передача мяча в обруч на месте и в движении. Прием мяча с сопротивлением лыжного экспандера («Лошадка»). Прием мяча с перекатом на спину от сетки. Прием мяча с помощью кувырка через плечо.

Нападающий удар в пол, с отскоком от пола на месте и в прыжке. Имитация разбега через коврик и скамейку.

Нападающий удар через сетку по мячу, отскочившему от пола. С собственного набрасывания. Нападающий удар на тренажерах «Атака» и «Бьющая рука». Нападающий удар из зон 4 и 2 с высоких и средних передач.

Имитация верхней прямой подачи с ударом в ладонь. Подача через сетку.

Планирующая подача.

Техника защиты. Действия без мяча. Остановка прыжком. Падения и перекаты после падений. Сочетание способов перемещений с остановками и стойками. Сочетание способов перемещений и стоек с техническими приемами игры в защите. Перемещения в защитной стойке, используя тренажер «Ограничитель высоты, с последующим приемом мяча. Падение с перекатом на грудь («Рыбка»).

Одиночное блокирование прямого нападающего удара по ходу в зонах 4, 3, 2.

Учебные игры с закрытой сеткой.

Тактическая подготовка (12 ч.)

Отработка быстрого переключения от нападающих действий к защитным и наоборот. Правильный выбор места для приема подач, нападающих ударов в зависимости от расположения партнеров. Взаимодействие с игроками своей и другой линии в расстановке 2-4. Выбор места для приема нападающих ударов в зависимости от действий блокирующих.

Умение взаимодействовать внутри и между линиями в каждой расстановке.

Контрольные испытания и соревнования (16 ч.)

Содержание 4 года обучения.

1. Основы знаний (8 ч.)

Учебный план и тематическое планирование. История волейбола, игра как средство физического воспитания. Правила игры в волейбол и методика судейства на практике. ГТО – история комплекса и нормативы в ступени по своему возрасту. «Единая спортивная классификация» знакомство с разрядными нормами по волейболу.

2.Практические задания (136 ч.)

Общая физическая подготовка (12 ч.) – наличие и подбор упражнений по общей физической подготовки

Растяжка на полу, растяжка с волейбольными мячами, растяжка с набивными мячами. Растяжка у гимнастической стенки.

Бег в различных вариантах, челночный бег, бег с ускорением.

Упражнения с набивными мячами, на степах, со скакалками. Упражнения на кистевых тренажерах, подвесных перекладинах, скамейках и гимнастических стенках. Сгибания и разгибания рук в упоре лежа от пола.

Обще развивающие упражнения на месте, в движении, в парах.

Упражнения с подвесными канатами.

Прыжковые упражнения на тумбах, гимнастических стенках, с резиновыми кольцами.

Специальная физическая подготовка (26 ч.) наличие и подбор упражнений для специальной физической подготовки волейболиста.

Перемещения в стойках волейболиста в различных вариантах. Упражнения на координационной лестнице. Акробатическая подготовка в сочетание с приемом мяча.

Многократные прыжки со скакалкой в различных вариантах. Передачи мяча, стоя на тренажере «Координация» в стенку и в парах друг другу.

Передачи и ловля набивных мячей, имитируя передачи мяча в волейболе.

Прыжки на тренажере «Прыгомер», имитируя нападающий удар. Упражнения на тренажере для развития координации «Координация».

Имитация блокирования в парах и у стенки, у сетки вдоль зала.

Волейбольная акробатика - кувырки через плечо вперед и назад, перекаты на спину, падение с перекатом на грудь.

Упражнения с резиновыми жгутами.

Комбинированная полоса препятствий.

Техническая подготовка (70 ч.) совершенствование технических приемов игры и применение их в игровых ситуациях.

Верхняя передача мяча, лежа на полу в стенку. Верхняя передача мяча над собой в прыжке, в прыжке партнеру или в стенку. Прием мяча сверху и снизу с сопротивлением лыжного экспандера «Лошадка». Прием мяча снизу, после перемещений влево-вправо, используя тренажер «Ограничитель высоты». Прием мяча сверху и снизу, после перемещений у стенки. Прием мяча сверху и снизу с перекатом на спину. Прием мяча снизу с перекатом на грудь («Рыбка»). После кувырка через плечо вперед.

Нападающий удар в пол, с отскоком от стенки в прыжке. Многократный на тренажере «Бьющая рука». Нападающий удар с собственного набрасывания с 4, 3 и 2 номеров. То же самое с батута.

С набрасывания партнера с 4, 3 и 2 номеров. Со второй линии.

Нападающий удар на точность выполнения.

Имитация блокирования у стенки, в парах. В парах по неподвижному мячу. Блокирование одиночное и групповое.

Верхняя прямая и планирующая подача. Обучение верхней прямой подачи в прыжке. Подачи мяча в заданную часть площадки. Подачи мяча на точность выполнения.

Учебные игры на закрытой сетке.

Тактическая подготовка (12 ч.)

Отработка умений быстро переключаться от нападающих действий к защитным и наоборот. Правильный выбор места для приема подач, нападающих ударов в зависимости от расположения партнеров. Взаимодействие с игроками своей и другой линии в расстановке 2-4 и 1-5. Умение выбирать место для приема нападающих ударов в зависимости от действий блокирующих.

Умение взаимодействовать внутри и между линиями в каждой расстановке.

Поиск оптимальных вариантов перестроенная игроков при своих подачах.

Контрольные испытания (16 ч.)

Контрольные игры и соревнования. Организация и проведение соревнований. Разбор проведенных игр. Устранение ошибок. Установка на предстоящую игру (на макете). Технический план игры команды и задания отдельным игрокам. Общая оценка игры и действий отдельных игроков. Контрольные нормативы в начале и конце учебного года.

Содержание 5 года обучения

1. Основы знаний (8 ч.)

Учебный план и тематическое планирование. История волейбола, игра как средство физического воспитания. Правила игры в волейбол и методика судейства на практике. ГТО – история комплекса и нормативы в ступени по своему возрасту. «Единая спортивная классификация» - знакомство с разрядными нормами по волейболу. История развития волейбола на Урале.

2.Практические задания (136 ч.)

Общая физическая подготовка (8 ч.) – наличие и подбор упражнений по общей физической подготовки.

Бег в различных вариантах, челночный бег, бег с ускорением. Упражнения с набивными мячами, на степах, со скакалками. Упражнения на кистевых тренажерах, подвесных перекладинах, скамейках и гимнастических стенках, на координационной лестнице.

Сгибания и разгибания рук в упоре лежа от пола. ОРУ на месте, в движении, в парах. Упражнения на прыжковой дорожке и тумбах.

Упражнения с подвесными канатами.

Специальная физическая подготовка (24 ч.) – наличие и подбор упражнений для специальной физической подготовки волейболиста.

Перемещения в стойках волейболиста в различных вариантах, в том числе на координационной лестнице. Многократные прыжки со скакалкой в различных вариантах. передачи мяча, стоя на тренажере «Координация» в стенку и в парах друг другу.

Волейбольная акробатика: перекаты на спину, кувырок через плечо вперед и назад, «Рыбка».

Передачи и ловля набивных мячей, имитируя передачи мяча. Прыжки на прыжковой лестнице и на разновысотных тумбах.

Имитация подачи с резиновыми жгутами и на тренажерах «Подача»

Техническая подготовка (72 ч.) – совершенствование технических приемов игры и применение их в игровых ситуациях.

Верхняя передача мяча, лежа на полу в стенку. Верхняя передача мяча над собой в прыжке, вперед и за голову. Прием мяча сверху и снизу с сопротивлением лыжного экспандера «Лошадка». Прием мяча снизу, после перемещений влево-вправо, с помощью тренажера «Ограничитель высоты». Прием мяча сверху и снизу, после перемещений у стенки. Прием нападающего удара после перемещений влево – вправо. Прием мяча сверху и снизу с перекатом на спину. Прием мяча снизу с перекатом на грудь («Рыбка»). После кувырка через плечо вперед и назад.

Нападающий удар в пол, с отскоком от стенки в прыжке. Многократный на тренажере «Бьющая рука», после кувырка вперед. Нападающий удар с собственного набрасывания с 4, 3 и 2 номеров в заданную часть площадки. С набрасывания партнера с 4, 3 и 2 номеров. Со второй линии. Нападающий удар на точность выполнения.

Имитация блокирования у стенки, в парах. В парах по неподвижному мячу. Блокирование одиночное и групповое.

Верхняя прямая и планирующая подача. Верхняя прямая подача в прыжке. Обучение планирующей подачи в прыжке. Подачи мяча в заданную часть площадки. Подачи мяча на точность выполнения.

Учебные игры с применением закрытой сетки.

Тактическая подготовка (14 ч.)

Отработка умения быстро переключаться от нападающих действий к защитным и наоборот. Правильный выбор места для приема подач, нападающих ударов в зависимости от расположения партнеров. Взаимодействие с игроками своей и другой линии в расстановке 2-4 и 1-5. Умение выбирать место для приема нападающих ударов в зависимости от действий блокирующих.

Умение взаимодействовать внутри и между линиями в каждой расстановке.

Контрольные испытания (18 ч.)

Контрольные игры и соревнования. Организация и проведение соревнований. Разбор проведенных игр. Устранение ошибок. Установка на предстоящую игру (на макете). Технический план игры команды и задания отдельным игрокам. Общая оценка игры и действий отдельных игроков. Контрольные нормативы в начале и конце учебного года.

5.Оценочные материалы.

1 год обучения.

Сдача контрольных нормативов в начале и конце учебного года.

Девочки

п\п

Содержание требований

Класс

2

3

1.

Челночный бег 5Х6 м (с)

11,9 -12,2

11,5-11,8

2.

Прыжок в длину с места (см)

90-95

100-105

3.

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа

5-7

8-9

4.

Поднимание туловища из положения лежа на спине 30 сек. (раз)

7-9

8-10

5.

Верхняя передача мяча в стенку (раз)

4

6

6.

Прием мяча снизу в стенку (раз)

2

4

7.

Верхняя передача мяча над собой (раз)

4

8

8.

Нижняя передача мяча над собой (раз)

3

7

9.

Нижняя прямая подача (раз, из 10)

1

3

 

Мальчики

п\п

Содержание требований

Класс

2

3

1.

Челночный бег 5Х6 м (с)

11,1-11,3

10,5-10,8

2.

Прыжок в длину с места (см)

115-118

120-125

3.

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа

8-10

11-13

4.

Поднимание туловища из положения лежа на спине (раз)

15-16

17-18

5.

Верхняя передача мяча в стенку (раз)

6

8

6.

Прием мяча снизу в стенку (раз)

3

5

7.

Верхняя передача мяча над собой (раз)

5

10

8.

Нижняя передача мяча над собой (раз)

4

8

9.

Нижняя прямая подача (раз, из 10)

2

5

 

2 год обучения.

1.Выполнение контрольных нормативов в начале и конце учебного года.

Девочки

п\п

Содержание требований

Класс

4

5

1.

Челночный бег 5Х6 м (с)

11,1-11,4

10,7-11,0

2.

Прыжок в длину с места (см)

110-105

120-125

3.

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа

8-9

10-11

4.

Поднимание туловища из положения лежа на спине, за 30 сек. (раз)

12-14

15-17

5.

Верхняя передача мяча в стенку (раз)

8

10

6.

Прием мяча снизу в стенку (раз).

6

8

7.

Верхняя передача мяча над собой (раз)

12

15

8.

Нижняя передача мяча над собой (раз)

11

12

9.

Нижняя прямая подача (из 10 раз)

5

4

 

Мальчики

п\п

Содержание требований

Класс

4

5

1.

Челночный бег 5Х6 м (с)

10,2-10,5

9,9-10,1

2.

Прыжок в длину с места (см)

125-130

133-138

3.

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа

19-20

21-22

4.

Поднимание туловища из положения лежа на спине, за 30 сек. (раз)

20-21

22-23

5.

Верхняя передача мяча в стенку (раз)

10

12

6.

Прием мяча снизу в стенку (раз)

8

10

7.

Верхняя передача мяча над собой (раз)

15

18

8.

Нижняя передача мяча над собой (раз)

12

14

9.

Нижняя прямая подача (из 10 раз)

7

5

 

2. Соревнования по мини-волейболу.

 

3 год обучения.

1.Выполнение контрольных нормативов в начале и конце учебного года.

Девочки

п\п

Контрольные испытания

Класс

6

7

1.

Верхняя передача мяча в стену, на расстоя­нии не менее трех метров по мишени (кол-во раз)

15

18

2.

Нижняя передача мяча в стену, на расстоянии не менее трех метров (кол-во раз)

10

15

3.

Подача (верхняя), количество попа­даний в левую/ правую половину площадки, по заданию преподавателя

4

6

4.

Нападающий удар через сетку, из зоны 4 с собственного набрасывания, из 10 попыток (раз)

4

6

5.

Нижняя передача мяча над собой + верхняя над собой (раз)

15

18

6.

Верхняя передача мяча над собой до положения лежа на спине и обратно (раз)

4

6

7.

Бег челночный 5 по 6 м (с)

10,3-10,6

9,9-10,2

8.

Прыжок в длину с места (см)

130-140

140-150

9.

Поднимание туловища (раз, за 30 сек)

18-20

21-22

10.

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (раз)

12-13

13-14

 

Мальчики

п\п

Контрольные испытания

Класс

6

7

1.

Верхняя передача мяча в стену, на расстоя­нии не менее трех метров по мишени (кол-во раз)

18

21

2.

Нижняя передача мяча в стену, на расстоянии не менее трех метров (кол-во раз)

12

17

3.

Подача (верхняя), количество попа­даний в левую/ правую половину площадки, по заданию преподавателя

4

6

4.

Нападающий удар через сетку, из зоны 4 с собственного набрасывания, из 10 попыток (раз)

5

7

5.

Нижняя передача мяча над собой + верхняя над собой (раз)

18

21

6.

Верхняя передача мяча над собой до положения лежа на спине и обратно (раз)

5

7

7.

Бег челночный 5 по 6 м (с)

9,7-9,8

9,6-9,5

8.

Прыжок в длину с места (см)

140-145

150-160

9.

Поднимание туловища (раз, за 30 сек)

23-24

25-26

10.

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (раз)

18-19

20-21

 

2.Контрольные игры и соревнования. Организация и проведение соревнований. Разбор проведенных игр. Устранение ошибок. Установка на предстоящую игру (на макете). Технический план игры команды и задания отдельным игрокам. Общая оценка игры и действий отдельных игроков.

4 год обучения.

1.Выполнение контрольных нормативов в начале и конце учебного года.

Девушки

п\п

Контрольные испытания

Класс

8

9

1.

Верхняя передача мяча в стену, на расстоя­нии не менее трех метров по мишени (кол-во раз)

30

35

2.

Нижняя передача мяча в стену, на расстоянии не менее трех метров (кол-во раз)

15

20

3.

Подача (верхняя), количество попа­даний в левую/ правую половину площадки, по заданию преподавателя

5

6

4.

Нападающий удар через сетку, из зоны 4 с собственного набрасывания, из 10 попыток (раз)

6

7

5.

Нижняя передача мяча над собой + верхняя над собой (раз)

15

20

6.

Верхняя передача мяча над собой до положения лежа на спине и обратно (раз)

8

12

7.

Бег челночный 5 по 6 м (с)

9,6.-9,8

9,3-9,5

8.

Прыжок в длину с места (см)

150-.160

160-170

9.

Поднимание туловища (раз, за 30 сек)

21-22

23-24

10.

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (раз)

13-14

14-15

Юноши

п\п

Контрольные испытания

Класс

8

9

1.

Верхняя передача мяча в стену, на расстоя­нии не менее трех метров по мишени (кол-во раз)

35

40

2.

Нижняя передача мяча в стену, на расстоянии не менее трех метров (кол-во раз)

18

23

3.

Подача (верхняя), количество попа­даний в левую/ правую половину площадки, по заданию преподавателя

6

7

4.

Нападающий удар через сетку, из зоны 4 с собственного набрасывания, из 10 попыток (раз)

7

8

5.

Нижняя передача мяча над собой + верхняя над собой (раз)

20

25

6.

Верхняя передача мяча над собой до положения лежа на спине и обратно (раз)

10

14

7.

Бег челночный 5 по 6 м (с)

9,3-9,4

9,1-9,2

8.

Прыжок в длину с места (см)

180-190

195-210

9.

Поднимание туловища (раз, за 30 сек)

27-28

28-29

10.

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (раз)

22-23

23-24

 

2.Контрольные игры и соревнования. Организация и проведение соревнований. Разбор проведенных игр. Устранение ошибок. Установка на предстоящую игру (на макете). Технический план игры команды и задания отдельным игрокам. Общая оценка игры и действий отдельных игроков.

5 год обучения.

1.Выполнение контрольных нормативов в начале и конце учебного года.

Девушки

п\п

Контрольные испытания

Класс

10

11

1.

Верхняя передача мяча в стену, на расстоя­нии не менее трех метров по мишени (кол-во раз)

38

42

2.

Нижняя передача мяча в стену, на расстоянии не менее трех метров (кол-во раз)

25

30

3.

Подача (верхняя), количество попа­даний в левую/ правую половину площадки, по заданию преподавателя

7

8

4.

Нападающий удар через сетку, из зоны 4 с собственного набрасывания, в заданную часть площадки, из 10 попыток (раз)

6

7

5.

Нижняя передача мяча над собой + верхняя над собой (раз)

22

25

6.

Верхняя передача мяча над собой до положения лежа на спине и обратно (раз)

14

16

7.

Бег челночный 5 по 6 м (с)

9,0-9,2

98,7-8,9

8.

Прыжок в длину с места (см)

170-175

180-185

9.

Поднимание туловища (раз, за 30 сек)

25-26

27-28

10.

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (раз)

17-18

18-19

Юноши

п\п

Контрольные испытания

Класс

10

11

1.

Верхняя передача мяча в стену, на расстоя­нии не менее трех метров по мишени (кол-во раз)

43

45

2.

Нижняя передача мяча в стену, на расстоянии не менее трех метров (кол-во раз)

25

28

3.

Подача (верхняя), количество попа­даний в левую/ правую половину площадки, по заданию преподавателя

8

9

4.

Нападающий удар через сетку, из зоны 4 с собственного набрасывания, из 10 попыток (раз)

8

9

5.

Нижняя передача мяча над собой + верхняя над собой. (раз)

28

33

6.

Верхняя передача мяча над собой до положения лежа на спине и обратно, (раз)

15

18

7.

Бег челночный 5 по 6 м (с)

8,7-8,8

8,6-8,5

8.

Прыжок в длину с места (см)

215-220

225-230

9.

Поднимание туловища (раз, за 30 сек)

31-32

32-33

10.

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (раз)

26-27

28-29

 

2.Контрольные игры и соревнования. Организация и проведение соревнований. Разбор проведенных игр. Устранение ошибок. Установка на предстоящую игру (на макете). Технический план игры команды и задания отдельным игрокам. Общая оценка игры и действий отдельных игроков.

 

6. Материально-техническое обеспечение.

п\п

Наименование

Количество изделий

1.

Сетка волейбольная со стойками

1

2.

Мяч волейбольный

20

3.

Мяч набивной (медицинбол) весом от 1 до 5 кг

15

4.

Тележка для мячей

1

5.

Мяч теннисный

10

6.

Мяч резиновый

8

7.

Мяч футбольный

6

8.

Мяч баскетбольный

10

9.

Насос для накачивания мячей в комплекте с иглами

1

10.

Скакалка гимнастическая

15

11.

Скамейка гимнастическая

4

12.

Эспандер резиновый ленточный

5

13.

Доска тактическая

1

14.

Степ - платформы

10

15.

Прыжковые тумбы

4

16.

Гимнастические маты

10

17.

Гимнастические коврики

15

18.

Табло

1

19.

Секундомер

1

20.

Музыкальный центр

1

 

Нестандартное оборудование

п/п

Наименование тренажера

Количество изделий

1.

«Подача»

2

2.

«Координация»

2

3.

«Атака»

1

4.

«Бьющая рука»

1

5.

«Сачок»

3

6.

«Подвесные канаты»

1

7.

Блок обручей

7

8.

Батут

2

9.

Прыжковая лестница

1

10.

Ограничитель высоты передвижения

2

11.

Подвесной мяч

2

12.

Закрытая сетка

1

13.

Координационная лестница

2

14.

Палка ограничитель

6

15.

Резиновое кольцо

20

16.

Дощечки

10

17.

Прыгомер

1

18.

Кистевые тренажеры

2

19.

Подвесные перекладины

4

20.

Конусы

6

21.

Резинка (сетка) вдоль зала

1

22.

Экспандер резиновый ленточный

5

 

Информационное обеспечение:

- ноутбук, планшет, видеоролики, музыкальный центр, видеокамера.

 

 

7.Кадровое обеспечение.

Педагог ДО: Матвеев Евгений Мартемьянович.

Дата рождения: 01 января 1954 года.

Образование: высшее педагогическое.

Название учебного заведения - Свердловское педагогическое училище им. Горького (1976г) ,Свердловский педагогический институт(1982 г).

Специальность по диплому: "Учитель физической культуры".

Место работы: МКОУ "Маминская средняя общеобразовательная школа", МАУ ДО Каменского городского округа.

Должности: учитель физической культуры, педагог дополнительного образования, педагог - организатор.

Категории: учитель физической культуры - высшая, педагог дополнительного образования - высшая, педагог - организатор - первая.

Стаж педагогической работы: 45 лет..

Звания: учитель - методист, почетный гражданин села Маминского, почетный гражданин Каменского городского округа.

9.Список литературы.

Литература для педагога:

п\п

Наименование

1.

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. №413).

2.

Волейбол в школе: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1976.

3.

Железняк Ю. 120 уроков по волейболу: Учебное пособие для секций коллективов физической культуры (для занятий с начинающими). М.: Физкультура и спорт, 1965.

4.

Железняк Ю.Д. Юный волейболист. М.: Физкультура и спорт, 1988.

5.

Кулянский В.А. Волейбол. О судьях и судействе. М.: СпортАкадемПресс, 2002. 134 с.

6.

Настольная книга тренера: Наука побеждать / Н.Г. Озолин. М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002. 864 с.: ил. (Профессия – тренер).

7.

Матвеев Е.М. Волейбол как средство физического воспитания: Авторская программа для общеобразовательных школ. 1997 г.

 

Литература для обучающихся:

п\п

Наименование

1.

Волейбол. Шаги к успеху / Барбара Л. Бонни Джилл Фергюсон; пер. с англ. М.: ООО «Издательство «Астрель», 2004.

2.

Оинума С. Уроки волейбола /Пер. с яп.; предисл. О.С. Чехова. М.: Физкультура и спорт, 1985.

Модуль №4. Спортивно-оздоровительное воспитание.


Полный текст материала Дополнительная общеобразовательная программа "Волейбол" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Матвеев Евгений Мартемьянович  Публикатор
03.10.2021 0 1198 161

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК