Проектная работа учителя и ученика
Латкина М.П.,
учитель физической культуры
МОУ СОШ №11 г. Благовещенск, Амурская область
«Проектная работа учителя и ученика»
Проблема укрепления здоровья и улучшения физического развития остается в наше время исключительно актуальной, о чем свидетельствует резкое ухудшение состояния здоровья подрастающего поколения.
Хорошо известно, что достаточное и правильно организованное физическое воспитание становится действенным средством сохранения и укрепления здоровья, улучшения физического и функционального развития детей.
Волейбол - это командная спортивная игра с мячом двух команд по 6 человек в каждой на площадке 9*18 м, разделенной пополам сеткой, где играющие стремятся ударами рук по мячу приземлить его на половине соперника. Все движения в волейболе носят естественный характер, базирующиеся на беге, прыжках, метаниях.
Волейбол - одна из наиболее распространенных игр в России. Массовый, подлинно народный характер волейбола объясняется его высокой эмоциональностью и доступностью, основанной на простоте правил игры и несложности оборудования. Особым достоинством волейбола, как средства физического воспитания, является его специфическое качество - возможность самодозирования нагрузки, т.е. соответствие между подготовленностью игрока и нагрузкой, которую он получает. Это делает волейбол игрой, доступной для людей всех возрастов.
Тренировочный процесс по волейболу - эффективная форма воздействий на организм человека, направленных на позитивное изменение его физического потенциала и достижение других социально важных целей физического воспитания и самовоспитания. Вследствие систематической физической тренировки в организме происходят морфологические и физиологические изменения, которые позволяют расширить функциональные возможности практически всех органов и систем, совершенствовать регуляторные механизмы.
Находясь в общественных отношениях на тренировке или на площадке с другими людьми, каждый ребёнок осознает себя как личность и определенным образом относится к себе, к своему поведению и к своим поступкам. Закрепляясь в практике, это определенное отношение к самому себе переходит в черту характера. Таким образом, у детей, занимающихся волейболом в коллективной деятельности, воспитываются новые черты характера.
Волейбол строится на различных видах передвижений. Во время игры ребенок выполняет движения в сочетании с другими техническими элементами (приемами), а движение – это прежде всего здоровье, радость, счастье.
В методическом пособии Н. Н. Куинджи «Валеология: Пути формирования здоровья школьников» отмечается, что «движение – это видовое свойство человека: благодаря движению человек сохранился как биологический вид». Используя это качество, он находил себе пищу, спасался от врагов, познавал окружающий мир, тренировал тело и совершенствовал работу мозга.
Занимаясь волейболом, у ребят вырабатывается привычка к правильному дыханию — дышать через нос, глубоко, ровно, ритмично.
Чаще всего люди не задумываются над тем, как они дышат, и какое огромное значение для их здоровья имеет правильное дыхание. От дыхания зависит нормальное снабжение крови кислородом, а также ритм работы сердца и циркуляция крови в организме. Даже незначительный недостаток кислорода снижает работоспособность мозга, нередко вызывает головную боль.
При систематических занятиях волейболом существенно изменяются морфофункциональные характеристики дыхательной системы: развиваются дыхательные мышцы, увеличивается жизненная емкость легких, происходит физиологически целесообразное развитие капиллярной сети. Физические нагрузки увеличивают число альвеол в легких, совершенствуя тем самым дыхательный аппарат и увеличивая его резервы.
Специальный эффект волейбольной тренировки связан с повышением функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы. Он заключается в экономизации работы сердца в состоянии покоя и повышении резервных возможностей аппарата кровообращения при мышечной деятельности. Один из важнейших эффектов физической тренировки – урежение частоты сердечных сокращений (ЧСС) в покое (брадикардия) как проявления экономизации сердечной деятельности и более низкой потребности миокарда в кислороде. Увеличение продолжительности фазы диастолы (расслабления) обеспечивает больший кровоток и лучшее снабжение сердечной мышцы кислородом.
С ростом уровня тренированности волейболистов потребность миокарда в кислороде снижается как в состоянии покоя, так и при субмаксимальных нагрузках, что свидетельствует об экономизации сердечной деятельности. Наиболее выражено повышение резервных возможностей аппарата кровообращения при мышечной деятельности:
Увеличение максимальной ЧСС,
Увеличение систолического и минутного объёма крови,
Артерио-венозной разницы по кислороду,
Снижение общего периферического сосудистого сопротивления (ОПСС), что облегчает механическую работу сердца и увеличивает его производительность.
В наши дни каждый взрослый, каждый школьник знает, что физические упражнения полезны для здоровья. Занятия спортом, а именно тренировка по волейболу - эффективная форма воздействий на организм человека, направленных на позитивное изменение его физического потенциала и достижение других социально важных целей физического воспитания и самовоспитания. Вследствие систематической физической тренировки в организме происходят морфологические и физиологические изменения, которые позволяют расширить функциональные возможности практически всех органов и систем, совершенствовать регуляторные механизмы.
У людей занимающихся волейболом происходят изменения в скелете, наиболее развита сила мышц верхних конечностей, увеличена величина силы разгибателей голени.
Для понимания механизмов влияния занятий волейболом на организм обучающегося большое значение имели проведенные нами исследования, раскрывающие значимость тренировочного процесса по волейболу. В ходе исследований были определены две группы обучающихся одного возраста (контрольная – обучающиеся не волейболисты и экспериментальная – обучающиеся волейболисты).
В исследовании влияния занятий волейболом на физическую подготовку школьников приняли участие дети 15-17 лет всего 24 человека. Проведенное тестирование по физической подготовке обучающихся по показателям гибкости, скоростно - силовой подготовке, и равновесия до начала исследования показало примерно одинаковый уровень развития всех обучающихся. Для обеспечения объективности все учащиеся класса были распределены на экспериментальную и контрольную группы по 12 человек в алфавитном порядке через одного в экспериментальной и контрольных группах проводились занятия три раза в неделю по сорок минут при этом содержанием занятий в экспериментальной группе были упражнения из раздела волейбол, а в контрольной упражнения общей физической подготовке, занятия проводились мною совместно с учителем, также мною осуществлялся контроль за нагрузкой по частоте сердечных сокращений. Занятия проводились одновременно в двух группах в большом спортивном зале. Спустя шесть месяцев занятий было проведено повторное тестирование, при этом было выявлено, что как в экспериментальной так и в контрольной группе показатели физической подготовки улучшались, однако в экспериментальной группе процентное улучшение результатов было больше. Так в прыжка в длину с места в экспериментальной группе улучшение составило 10%, в контрольной 5%. В упражнении на гибкость в экспериментальной 33%, в контрольной 11%. Соответственно результаты в тестовом задании на равновесие в экспериментальной группе увеличились на 16%, в контрольной на 5%.
Исследования проведенные на базе школы показали, что занятия волейболом благотворно влияет на развитие школьников. У них улучшается функциональное состояние организма, дети лучше переносят нагрузку, быстрее восстанавливаются после длительной нагрузки. У них отмечается улучшение работы всех систем организма. Повышается двигательная подготовленность.
Высокая двигательная активность во время занятий волейболом не только способствует повышению функциональных возможностей сердца детей, но и ведет к увеличению устойчивости их организма к отрицательным воздействиям окружающей среды.
От степени физической активности ребенка во многом зависит развитие двигательных навыков, состояние здоровья, успешность усвоения новой информации, положительных эмоции и др.
Список литературы.
1. Волейбол: Сборник статей / Сост. Ю.Н. Клещев. - М., 1983.
2. Волейбол: Учебник для вузов физ. культуры / Под ред. А.В. Беляева, М.В. Савина. - М., 2002.
3. Волейбол / Под ред. А.Г. Айриянца. - М., 1968.
4. Волейбол: Учебник для ин-тов физкультуры / Под ред. Ю.Н. Клещева, А.Г. Айриянца. - М., 1985.
5. Железняк Ю.Д., Ивойлов А.В. Волейбол: Учебник для ин-тов физкультуры. - М., 1991.
6. Ивойлов А.В. Волейбол: Учебник. - Минск, 1985.
7. Слупский С.Г. Волейбол: игра связующего. - М., 1979.
8. Фурманов А.Г., Болдырев Д.М. Волейбол. - М., 1983.
9.И.А. Алешков. Опыт психологического анализа спортивной деятельности. -- В сб.: Психология спортивной деятельности. М., изд. ВНИИФК, 1978
10. Гоноблин Ф.Н. Психология. Учебное пособие.-М., 1976
11. Немов Р.С. Психология: Учебное пособие для институтов и училищ -- М. : Просвещение, 1990
12. Ивашкин В.С. Природа и психологические механизмы волевого усилия // Проблемы психологии воли.- Рязань, 1991
На странице приведен фрагмент.
Автор: Латкина Марина Петровна
→ fizik-35 02.04.2011 5 4734 748 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.