Ранняя диагностика и коррекция нарушений развития опорно-двигательного аппарата.
В. В. Сухарева (г. Липецк).
Ранняя диагностика и коррекция нарушений развития опорно-двигательного аппарата.
Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию физического и психического здоровья человека, особенно детей. Каждый хочет видеть своего ребенка здоровым, сильным, жизнерадостным, стройным и красивым.
С целью организации оздоровительно-образовательного процесса в школе проводится ранняя диагностика, которая позволяет медицинским работникам, педагогам, психологу, родителям следить за ходом развития ребёнка и своевременно оказывать квалифицированную помощь детям с нарушением опорно-двигательного аппарата. Невнимательность родителей к здоровью своих детей приводит к тяжелым последствиям и может быть вызвана простым непониманием того, что выявленные отклонения могут являться как следствием серьезных заболеваний других органов, так и их причиной[6]. Нарушения развития опорно-двигательного аппарата у детей и подростков могут привести к формированию различных ортопедических заболеваний.
Осанка – привычная поза непринужденно стоящего человека, определяется способностью без напряжения держать прямо корпус и голову. Зависит осанка от положения позвоночника, который удерживается мышечно-связочным аппаратом в строго вертикальном положении [8].Выработка и закрепление правильной осанки — длительный процесс. Навык формирования правильной осанки необходимо воспитывать с раннего детства и в этом нельзя ослаблять внимание до 18 лет.
Нормальная осанка характеризуется: вертикальным положением туловища и головы; разогнутыми в тазобедренных суставах и выпрямленными в коленях нижними конечностями; «развернутой» грудной клеткой; слегка отведенными назад плечами; плотно прилегающими лопатками; подтянутым животом [7,9]. Бороться за правильность телосложения необходимо не только из эстетических соображений. При неправильной осанке страдает психическое и физическое развитие детей, снижается сопротивляемость организма к заболеваниям. Необходимо помнить и о том, что заложенный в детстве правильный стереотип осанки может быть впоследствии нарушен неправильным распределением нагрузки при учебе в школе или нагрузками, неадекватными физическому состоянию мышечно-связочного аппарата [4]. Позвоночник ребенка находится в постоянном развитии, которое могут задерживать чрезмерные нагрузки. До тех пор пока идет рост позвоночника, основная нагрузка падает на мышцы. Чем лучше развиты мышцы, тем в лучших условиях находится позвоночник. Нагрузки же на позвоночник ребенка в повседневной жизни резко возросли. Наши дети вынуждены почти постоянно сохранять позу сидя. Это и школьные уроки, факультативы, кружки, домашнее задание, сидение у телевизора и компьютера. В то же время относительно небольшой прирост мышечной массы, слабость мышц, невысокая их статическая выносливость и недостаточное развитие нервных двигательных центров не позволяют длительно выдерживать одну и ту же позу [4].
Конечно, причина
сколиотической деформации не только
в осанке [3].
Имеют
значение и генетика, и экологическая
обстановка, и другие факторы. Если
с раннего детства мышцы заставить
работать в правильном режиме
и организмом «руководить» со знанием
дела, то можно не допустить развития
многих заболеваний опорно-двигательного
аппарата[9]. Прежде всего, как ребенок
сидит за столом. За посадкой ребенка
важно следить всегда, не допуская
первых признаков появления искривлений.
Если ребенка не поправлять, сам
он сегодня сядет так, как ему удобно,
мышцы привыкнут к порочной установке
и повлекут за собой позвоночник,
формируя патологическую осанку. Слабые
мышцы ребенка, в первую очередь, мышцы
спины, легко утомляются [9].
Не имея достаточной поддержки мышц,
ребенок сильно сутулится и опирается
грудной клеткой о живот, органы
которого поддерживаются тазом и брюшной
стенкой, в связи с чем ребенок
вынужден постоянно прислоняться к опоре
для облегчения работы мышц[1].
Наш
образ жизни требует не только сильных
мышц, но и мышц, способных длительное
время поддерживать статическое
напряжение. Такую способность мышц
следует развивать с детского возраста.
С этой целью рекомендуется
систематическое включение в уроки
физкультуры упражнений статического
характера.Их
задача — повысить силу и выносливость
мышц, чтобы они могли в течение длительного
промежутка времени удерживать позвоночник
в прямом положении. Для этого используется
преимущественно статический режим
выполнения упражнений
[7] .
Мышцы напрягают и удерживают в таком
состоянии 5—7 секунд, после чего им
дается отдых на 8—10 секунд, и упражнение
повторяется вновь до 3—5 раз. На одном
занятии выполняется в таком режиме 3—4
упражнения.
Для укрепления мышц
спины подходят упражнения, выполняемые
в положении лежа на животе или спине.
Вот пример некоторых из них:
1.
Лежа на спине, поставить на пол
согнутые ноги, опереться на руки,
прогнуться в грудном отделе
позвоночника, удержаться 5—7 секунд,
вернуться в исходное положение. После
этого приподнять таз и сделать то же.
Если согнутые ноги поставить врозь, то
из того же положения можно совершать
перемещения приподнятого таза и грудной
клетки в стороны. Это упражнение можно
выполнять, опираясь о пол стопами и
затылком. 2. Из положения лежа
на животе, кисти соединены за
спиной поднять голову и плечи, руки
отвести назад, прогнуться и вернуться
в исходное положение. Это упражнение
усложняется одновременным подъемом
ног. Можно переместить кисти на затылок
или развести руки в стороны, в поднятые
вверх руки взять мяч, гимнастическую
палку или гантели.
3. Для укрепления
мышц живота подходит упражнение,
заключающееся в подъеме прямых или
согнутых ног из положения
лежа на спине или
в висе на гимнастической
стенке, а также переход из
положения лежа на
спине с фиксированными
стопами в сидячее положение.
4.
Укреплению мышц живота способствуют
следующие упражнения: в положении лежа
на спине выполняют движения поднятыми
ногами («ножницы», «велосипед», круговые
движения прямыми ногами). Продолжительность
упражнения 15—20 секунд, 10—15 секунд
перерыв.
5. Из положения лежа на
спине, сгибая ноги, сесть и обхватить
колени руками; лежа на спине, поднять
прямые ноги и коснуться ими пола за
головой, затем вернуться в исходное
положение.
Чем раньше выявлены нарушения осанки, сколиоз, плоскостопие и чем раньше началась их коррекция, тем большего эффекта можно добиться. Таким образом, только разумные занятия спортом , физической культурой и оздоровительной физкультурой приносят профилактический и оздоровительный эффект. Поэтому при коррекции дефектов осанки у детей особое место занимают физические упражнения - специально подобранные и организованные движения человека с целью воспитания и лечебно-профилактического воздействия.
Список использованной литературы
Аршавский И.А. Физиология развития детей. - Пущино, 1985.- С.4-7.
Болонов Г.П. Физическое воспитание в системе коррекционно-развивающего обучения. М.: ТЦ «Сфера», 2003.
Дубровский В.И. Лечебная физическая культура. М.: Владос, 1999.
Касьян Н.А. "Боль в спине" М: Физкультура и спорт, 1991.
Ловейко И.Д. Формирование осанки у школьников. (Пособие для учителей и школьных врачей). М.: Просвещение, 1970. – 95 с.
Милюкова И.В., Т.А. Евдокимова. Лечебная гимнастика при нарушении осанки у детей. М.: «Эксмо», 2003. – 128 с.
Милюкова И.В., Т.А. Евдокимова. Лечебная гимнастика при заболеваниях позвоночника. СПб.: «Сова», 2003. – 144 с.
Ужегов Г. Болезни опорно-двигательного аппарата. СПб.: «Диля», 2001. – 256 с.
Физическая реабилитация детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. // Под. Ред. Н.А. Гросс. М.: Советский спорт, 2000.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Сухарева Виктория Валерьевна
→ viktoriii 17.04.2011 3 4313 503 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.