Статья по физической культуре "Характерные особенности и значение игры для детей младшего и среднего школьного возраста"
ГОУ Средняя общеобразовательная школа
№318 Фрунзенского района
г. Санкт-Петербурга
Статья по физической культуре
Тема: «Характерные особенности и значение игры
для детей младшего и среднего школьного возраста»
Учитель высшей квалификационной категории
Волик Алла Владимировна
Санкт-Петербург
ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ
Статья по физической культуре
ПОДВИЖНЫЕ И СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ
В педагогической практике и литературе установились названия «подвижные игры» и «спортивные игры». Подвижные и спортивные игры считаются одним из важных средств физического воспитания. Спортивные игры, по существу, также относятся к подвижным, потому что они связаны с быстро развивающимися действиями, с усиленной деятельностью играющих. Однако спортивные игры выделены в особую группу, как более сложные и требующие от играющих тренировки и специализации.
К подвижным играм относится большой круг самых разнообразных, более элементарных игр, применяемых чаще всего для общей физической подготовки.
Сходство и различия подвижных и спортивных игр. В названных группах игр много общего, но есть и существенные различия. Общее заключается в том, что и подвижные и спортивные игры развивались путем народного творчества. Как те, так и другие игры представляют собой игровую деятельность, характеризующуюся различными движениями, действиями и взаимоотношениями играющих. И в подвижных и в спортивных играх для играющих установлены определенные правила и применяется судейство. Общим для обеих групп игр нужно считать также соревнования играющих, выраженные в той или иной степени. Подвижные и спортивные игры как средство физического воспитания находятся в самой тесной взаимосвязи: так, подвижные игры являются первичной ступенью, более элементарной формой игровой деятельности. Спортивные же игры - высшая ступень, весьма сложная форма игровой деятельности, ведущая к мастерству.
Некоторые подвижные игры оказали в свое время влияние на возникновение и развитие спортивных игр. Из подвижных игр путем введения специальных правил, условий и действий, сходных, близких к содержанию той или иной спортивной игры, создан в настоящее время особый вид — «подготовительные» игры к спортивным.
Применение подготовительных игр обеспечивает необходимую постепенность перехода от подвижных к спортивным играм и содействует наилучшему овладению техникой и тактикой спортивных игр. Все приведенное указывает на полную зависимость и преемственность в подвижных и спортивных играх.
Различие этих игр заключается в следующем. Подвижные и спортивные игры прежде всего различаются по своим задачам. Первые из них большей частью используются для общей физической подготовки, вторые направлены на углубленную специальную подготовку, ведущую к высоким спортивным достижениям. Различие задач требует от руководителя и разной организации, разной методики преподавания.
В подвижных играх может участвовать большое число играющих, которое в большинстве случаев не ограничивается В спортивных играх для каждой игры установлено определенное число участников команды. Правила в подвижных играх определяет преподаватель, который может их изменять даже в ходе игры. В спортивных же играх правила установлены официально и строго регламентированы. Правила спортивных игр также могут изменяться и совершенствоваться. Однако это делается не часто. Изменения в правила вносятся с течением времени, когда накоплен большой опыт в различных приемах действий Играющих и всей тактике в целом, когда прежние правила становятся помехой дальнейшему совершенствованию игры.
Изменять правила спортивных игр могут лишь руководящие спортом организации.
В подвижных играх участников специально не обучают технике и тактике игры. В спортивных же играх необходимы длительное и специальное разучивание и тренировка, совершенствование технических и тактических приемов игры. Напряженность борьбы играющих за результат также различна.
Судейство в спортивных играх строго обусловлено правилами и носит официальный характер. Правила и судейство предъявляют высокие требования к поведению играющих.
Несмотря на указанные различия, подвижные и спортивные игры понимаются в тесной взаимосвязи, в преемственности и в сочетании с другими средствами физического воспитания.
ОСОБЕННОСТИ ИГРЫ
Коллективное сотрудничество. В коллективной подвижной игре участники все время взаимодействуют друг с другом. Коллективные действия играющих — один из характерных моментов игры, весьма ценный для воспитательного воздействия на детей.
Педагогу всегда необходимо обращать на это внимание и всей организацией игры направлять детей на согласованную и дружескую взаимопомощь. Особенно благоприятны для коллективного сотрудничества командные игры и те спортивные игры, которые в школе используются главным образом с подростками и юношами.
Непрерывно меняющиеся условия действий. Характерная особенность игр состоит и в том, что деятельность играющих происходит не в спокойной обстановке, а с непрерывной сменой условий. Вступая в игру, каждый участник лишь предварительно ориентируется в предстоящей игровой деятельности. Объясняя игру и устанавливая правила, ему указывают лишь рамки, в пределах которых ему придется действовать самостоятельно. Чаще всего участнику игры не дают заранее готовые способы действий, поэтому у него впереди много неожиданностей. В ходе игры взаимодействие участников все время изменяется и создается различная обстановка. Этим порой вызываются большие трудности, и, чтобы преодолеть их, участникам игры приходится быстро менять все свое поведение, по-разному пользоваться своим умением и навыками. Если же командная игра происходит повторно и подготовленность, команд известна играющим, то строить тактику игры уже значительно легче, потому что каждый участник конкретнее представляет себе весь ход игры.
Смена игровой
обстановки отражается и на взаимоотношениях
играющих: по ходу игры они все время
побуждаются к самым различным
действиям и поступкам.
Когда действия
в игре быстро сменяются, педагогу
надо
усилить наблюдение за поведением
играющих и влиять
на них, добиваясь
правильных товарищеских взаимоотношений.
Необходимо чаще ставить участников игры в условия, требующие от них наибольшей ловкости, расторопности и других качеств, и тем самым обновлять и накапливать
их опыт.
Для совершенствования воспитуемых педагогу нужно заранее предусматривать возможные изменения в игре, в также по ходу игры искусственно вызывать их, вводя и игру новые правила, создавая препятствия, и т. п.
Активность и самостоятельность играющих. Активность и самостоятельность играющих также характерны для игровой деятельности. Объясняя игру, устанавливая правила и условия игры, преподаватель несколько подготовляет участника к активности и побуждает его к самостоятельным действиям. В ходе игры, как было уже указано, условия постоянно изменяются. Это заставляет каждого играющего оценивать зачастую очень быстро свое положение в игре и решать различные тактические задачи.
Быстрый ход развивающихся действий в игре, конечно, не дает возможности играющему оценивать каждый свой шаг. Тем не менее, от каждого участника в любой игре требуются внимание, постоянная ориентировка в меняющейся обстановке и лучшие, более целесообразные, точные движения и действия, позволяющие избежать ошибок и неудач. Играющие большей частью самостоятельно распределяют свои усилия и интенсивность движений, вызываемые некоторыми неожиданными трудностями, изменяют темп игры и т. п. Чаше всего каждый участник игры сам выбирает тот или иной способ действий.
Переживания играющих. Оценивая активность и самостоятельность играющих, педагог не должен забывать о тех разнообразных эмоциях, которые возникают в игровой деятельности. Так, один играющий радуется тому, что сумел ловко преодолеть препятствие, другой восторгается точностью метания своего партнера, третий огорчается своей неудачной перебежкой и т. п.
Чувства, переживания сильно влияют на играющих, повышают их активность в игре и воздействуют на поведение играющих. Например, каждое полноценное действие, даже успех в отдельном движении, повышает энергию играющего. Удовлетворение от преодоления препятствия влечет за собой еще большее желание одолевать предстоящие трудности. Однако переживания могут различно влиять на разных участников игры. Иногда переживание может стать помехой, затормозить деятельность играющего. Более подготовленный, умеющий распоряжаться своими действиями сознательно и своевременно устранит это торможение. Играющий, менее подготовленный, с меньшим самообладанием не справляется с ним и терпит неудачу.
Во время игры у детей может происходить борьба мотивов. Ребенок не сразу решает, как ему поступить.
Например, чувство досады на свою оплошность подсказывает ему одно действие или поступок, а правила игры требуют другое. В данном случае поступки играющих также могут быть различны, в зависимости от их опыта и моральных качеств. Нежелательные действия и поступки во время игры вызываются чаще всего отрицательными эмоциями.
Следовательно, с одной стороны, желательно, чтобы играющие сами справлялись со всеми своими чувствами и переживаниями, поэтому надо создавать условия для того, чтобы они могли упражняться в управлении собой. С другой стороны, сам педагог должен содействовать тому, чтобы у участников игры возникали положительные эмоции, и помогать им лучше проявиться. Положительные педагогические результаты достигаются правильной организацией игры, постоянным объективным педагогическим контролем за ее ходом и развитием и оценкой воспитывающего характера закончившейся игры. Переживания особенно усиливаются во время соревнования играющих, которое всегда характерно для игр, начиная с простейших.
Характер соревнования в игре будет зависеть от многих причин: от возрастно-половых особенностей, от подготовки играющих, от вида игры (некомандная, командная, спортивная), от повторности игры, от места ее проведения (в учебных занятиях, на соревновании).
Соревнование в игре, будучи одним из сильнейших побудителей активности, влияет на развитие и совершенствование ценнейших качеств и навыков, необходимых для молодого человека.
В спортивных играх наиболее ярко выявляется соревнование между играющими, а вместе с этим повышаются их эмоции. Помня о влиянии эмоций на поведение играющих, руководитель обязан тщательно, чутко и объективно судить игру, считаясь с индивидуальными особенностями подростков.
Воспитательное влияние игры значительно возрастает, если педагог отчетливо представляет себе ее цель и методические задачи и перед каждой игрой обязательно объясняет их своим воспитанникам.
Роль правил. Говоря о характерных моментах игры, нельзя не подчеркнуть исключительно важное воспитательное значение правил игры.
Устанавливая правила, педагог влияет на различные взаимодействия играющих и ставит их в определенные условия. Правила до некоторой степени влияют и на выбор действий играющими, они же помогают играющим лучше управлять собой.
ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ
Оздоровительное значение игры. Игры служат ценным средством физического развития. Разнообразные движения и действия играющих во время игры при правильном руководстве оказывают благотворное влияние на сердечно-сосудистую, дыхательную и другие системы организма играющих. С помощью игр можно содействовать общему развитию и укреплению мышц, а также повышению обмена веществ.
Участники игры действуют во время игры большей частью оживленно и даже напряженно. Все это разносторонне воздействует на весь организм. Существенно именно это общее и многостороннее влияние игр, повышающее и укрепляющее здоровье играющих.
Если игры постоянно организуются на открытом воздухе, их оздоровительное значение увеличивается. В таких условиях игры могут содействовать закаливанию организма.
Особенно ценно влияние игр на нервную систему. Быстрая смена движений под влиянием упражнений в игре, более экономные движения, приспособление всего организма к перестройке на ходу — все это повышает пластичность нервной системы, улучшает координацию движений и совершенствует физические и волевые качества играющих.
Образовательное и воспитательное значение игры. Подвижные игры особенно положительно влияют на развитие и совершенствование навыков и качеств, что не отделимо от совершенствования всего организма, всей личности в целом. Так, с помощью игр закрепляются и совершенствуются навыки в беге, в прыжках, в метании и других видах. Подвижные игры могут содействовать овладению и совершенствованию специальной техники спортивных игр, а также сложных действий на местности.
Развитие и совершенствование качеств с помощью игр неотделимо, конечно, от совершенствования двигательных навыков. В ходе игры играющий пользуется приобретенными навыками, закрепляя и совершенствуя их, и обогащается новыми движениями.
Участники игр все время овладевают не только новыми движениями, но и новыми знаниями. Особенно ценны в этом отношении те игры, в которых дети сами становятся организаторами, сами составляют план действий. Подобные игры могут содействовать развитию инициативы и творческих способностей детей. Так, с помощью игр можно развить необходимую сноровку. Играющий приучается в ходе игры быстро находить подходящие ответные движения, действия, точно переходить от одних действий к другим, правильно распределять свои силы, целесообразно и экономно действовать, иначе он терпит неудачу.
Спортивные игры, для которых характерно состязание, особенно ценны как средство, содействующее совершенствованию ловкости, быстроты, силы, выносливости, решительности, настойчивости, смелости, инициативности. Но получить желаемые результаты возможно лишь в том случае, если игры правильно подбираются, применяются последовательно и систематически и многократно повторяются.
С помощью игр педагог может влиять и на нравственное воспитание детей. Игра почти всегда представляет собой коллективную деятельность, протекающую в условиях сотрудничества. Участники игры все время взаимодействуют и находятся в определенных взаимоотношениях с товарищами. В таких условиях педагог может содействовать воспитанию навыков коллективного поведения — организованности, дисциплинированности и взаимопомощи. С этой целью преподаватель использует весь распорядок игры, в особенности требует строго соблюдать правила.
Каждое правило требует от участника определенных действий в пределах допустимого. Подчиняясь правилам и распоряжениям судьи, играющие приучаются следить за своими действиями и тем самым дисциплинируют себя. В командных и особенно в спортивных играх нужно требовать подчинения капитану команды и обязательно действовать только в интересах команды, а не в своих личных. Все это, безусловно, содействует воспитанию и укреплению сознательной дисциплины, моральной и волевой устойчивости в действиях и поступках.
Если педагог каждый раз оценивает итоги игры, действия, поступки и всю коллективную деятельность играющих в целом, то их сознательность еще больше повышается.
Важно, чтобы лучшее поведение и поступки ребенка проявлялись не только в игре, но и в повседневной его деятельности, подкреплялись окружающей его средой.
П. Ф. Лесгафт указывал, что всего сильнее на развивающегося ребенка влияют не слова, а действия близких лиц и что их любовь к труду, работе и правдивость содействуют нравственному развитию ребенка и благоприятно влияют на него.
Игра как средство изучения учащихся. Значение игры как одного из средств изучения коллектива в целом или отдельных учащихся неоспоримо. Систематически наблюдая за играми, педагог подмечает наиболее характерные черты в действиях и поступках каждого играющего, видит, как изменяются, развиваются и совершенствуются его навыки и качества. Наблюдения позволяют педагогу в дальнейшем более конкретно влиять в том или ином направлении на своих воспитанников.
Влияя с помощью игр на создание детского коллектива, педагог стремится к тому, чтобы каждый ученик мог подчинять личные интересы интересам всего коллектива. Только при внимательном наблюдении, при чутком, бережном отношении преподавателя к каждому ученику игра может стать полноценным средством изучения детского коллектива.
Самые существенные и характерные особенности игры заключаются в следующем: коллективность в действиях и взаимоотношениях играющих; непрерывно сменяющиеся условия деятельности; относительно свободная и, главное, активная и самостоятельная деятельность играющих; разнообразие чувств и переживаний в меняющейся игровой деятельности; наличие соревновательных моментов; относительно самостоятельное управление играющих интенсивностью своих действий; обязательность цели и правил в игре, направляющих действия и в известной мере влияющих на все поведение играющих.
Эти характерные моменты свойственны всем играм в системе физического воспитания. Однако не во всех играх они будут представлены одинаково полно. Например, далеко не во всех играх детей дошкольного возраста будут выражены моменты соревнования, в спортивных же играх обязательно состязание — борьба за высокий результат.
В спортивных играх от участников требуется особенно дисциплинированное поведение и большая инициативность. Спортивные игры даются учащимся после того, как они овладеют многими техническими и тактическими знаниями и навыками. Ко всей деятельности играющих в спортивных играх предъявляются повышенные требования.
Подвижные же игры для учащихся служат как бы первой ступенью их упражнений в активности и самостоятельных действиях.
Игры наравне с другими средствами широко используются в практике физического воспитания как детей, так и взрослых.
Источники информации:
Жуков М.Н. Подвижные игры. 2004.
Казаков Я.В. Подвижные игры: современный взгляд. Учебно-методическое пособие. 2001.
Лепешкин В.А. Подвижные игры для детей: пособие для учителя физкультуры. 2004.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Волик Алла Владимировна
→ Ilya2571 11.09.2011 1 4723 497 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.