Статья по физической культуре "Характерные особенности и значение игры для детей младшего и среднего школьного возраста"


ГОУ Средняя общеобразовательная школа

318 Фрунзенского района

г. Санкт-Петербурга









Статья по физической культуре


Тема: «Характерные особенности и значение игры

для детей младшего и среднего школьного возраста»

Учитель высшей квалификационной категории

Волик Алла Владимировна




Санкт-Петербург

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ

Статья по физической культуре

ПОДВИЖНЫЕ И СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ

В педагогической практике и литературе установи­лись названия «подвижные игры» и «спортивные игры». Подвижные и спортивные игры считаются одним из важных средств физического воспи­тания. Спортивные игры, по существу, также относятся к подвижным, потому что они связаны с быстро разви­вающимися действиями, с усиленной деятельностью иг­рающих. Однако спортивные игры выделены в особую группу, как более сложные и требующие от играющих тренировки и специализации.

К подвижным играм относится большой круг самых разнообразных, более элементарных игр, применяемых чаще всего для общей физической подготовки.

Сходство и различия подвижных и спортивных игр. В названных группах игр много общего, но есть и суще­ственные различия. Общее заключается в том, что и подвижные и спортивные игры развивались путем на­родного творчества. Как те, так и другие игры пред­ставляют собой игровую деятельность, характеризую­щуюся различными движениями, действиями и взаимоотношениями играющих. И в подвижных и в спор­тивных играх для играющих установлены определенные правила и применяется судейство. Общим для обеих групп игр нужно считать также соревнования играю­щих, выраженные в той или иной степени. Подвижные и спортивные игры как средство физического воспита­ния находятся в самой тесной взаимосвязи: так, под­вижные игры являются первичной ступенью, более эле­ментарной формой игровой деятельности. Спортивные же игры - высшая ступень, весьма сложная форма иг­ровой деятельности, ведущая к мастерству.

Некоторые подвижные игры оказали в свое время влияние на возникновение и развитие спортивных игр. Из подвижных игр путем введения специальных правил, условий и действий, сходных, близких к содержанию той или иной спортивной игры, создан в настоящее время особый вид — «подготовительные» игры к спортивным.

Применение подготовительных игр обеспечивает необходимую постепенность перехода от подвижных к спортивным играм и содействует наилучшему овладению техникой и тактикой спортивных игр. Все приведенное указывает на полную зависимость и преемственность в подвижных и спортивных играх.

Различие этих игр заключается в следующем. Под­вижные и спортивные игры прежде всего различаются по своим задачам. Первые из них большей частью используются для общей физической подготовки, вторые направлены на углубленную специальную подготовку, ведущую к высоким спортивным достижениям. Разли­чие задач требует от руководителя и разной организа­ции, разной методики преподавания.

В подвижных играх может участвовать большое число играющих, которое в большинстве случаев не огра­ничивается В спортивных играх для каждой игры уста­новлено определенное число участников команды. Правила в подвижных играх определяет преподаватель, который может их изменять даже в ходе игры. В спортивных же играх правила установлены официально и строго регламентированы. Правила спортивных игр также могут изменяться и совершенствоваться. Однако это делается не часто. Изменения в правила вносятся с течением времени, когда накоплен большой опыт в различных приемах действий Играющих и всей тактике в целом, когда прежние пра­вила становятся помехой дальнейшему совершенствова­нию игры.

Изменять правила спортивных игр могут лишь ру­ководящие спортом организации.

В подвижных играх участников специально не обу­чают технике и тактике игры. В спортивных же играх необходимы длительное и специальное разучивание и тренировка, совершенствование технических и тактиче­ских приемов игры. Напряженность борьбы играющих за результат также различна.

Судейство в спортивных играх строго обусловлено правилами и носит официальный характер. Правила и судейство предъявляют высокие требования к поведению играющих.

Несмотря на указанные различия, подвижные и спортивные игры понимаются в тесной взаимосвязи, в преемственности и в сочетании с другими средствами физического воспитания.


ОСОБЕННОСТИ ИГРЫ

Коллективное сотрудничество. В коллективной под­вижной игре участники все время взаимодействуют друг с другом. Коллективные действия играющих — один из характерных моментов игры, весьма ценный для воспи­тательного воздействия на детей.

Педагогу всегда необходимо обращать на это внима­ние и всей организацией игры направлять детей на сог­ласованную и дружескую взаимопомощь. Особенно благо­приятны для коллективного сотрудничества командные игры и те спортивные игры, которые в школе использу­ются главным образом с подростками и юношами.

Непрерывно меняющиеся условия действий. Харак­терная особенность игр состоит и в том, что деятельность играющих происходит не в спокойной обстановке, а с непрерывной сменой условий. Вступая в игру, каждый участник лишь предварительно ориентируется в предстоя­щей игровой деятельности. Объясняя игру и устанавливая правила, ему указывают лишь рамки, в пределах которых ему придется действовать самостоятельно. Чаще всего участнику игры не дают заранее готовые способы дей­ствий, поэтому у него впереди много неожиданностей. В ходе игры взаимодействие участников все время изме­няется и создается различная обстановка. Этим порой вызываются большие трудности, и, чтобы преодолеть их, участникам игры приходится быстро менять все свое по­ведение, по-разному пользоваться своим умением и на­выками. Если же командная игра происходит повторно и подготовленность, команд известна играющим, то строить тактику игры уже значительно легче, потому что каждый участник конкретнее представляет себе весь ход игры.

Смена игровой обстановки отражается и на взаимоотношениях играющих: по ходу игры они все время по­буждаются к самым различным действиям и поступкам.
Когда действия в игре быстро сменяются, педагогу надо
усилить наблюдение за поведением играющих и влиять
на них, добиваясь правильных товарищеских взаимоот­ношений.

Необходимо чаще ставить участников игры в условия, требующие от них наибольшей ловкости, расторопности и других качеств, и тем самым обновлять и накапливать

их опыт.

Для совершенствования воспитуемых педагогу нужно заранее предусматривать возможные изменения в игре, в также по ходу игры искусственно вызывать их, вводя и игру новые правила, создавая препятствия, и т. п.

Активность и самостоятельность играющих. Актив­ность и самостоятельность играющих также характерны для игровой деятельности. Объясняя игру, устанавливая правила и условия игры, преподаватель несколько под­готовляет участника к активности и побуждает его к самостоятельным действиям. В ходе игры, как было уже указано, условия постоянно изменяются. Это заставляет каждого играющего оценивать зачастую очень быстро свое положение в игре и решать различные тактические задачи.

Быстрый ход развивающихся действий в игре, конеч­но, не дает возможности играющему оценивать каждый свой шаг. Тем не менее, от каждого участника в любой игре требуются внимание, постоянная ориентировка в меняющейся обстановке и лучшие, более целесообразные, точные движения и действия, позволяющие избежать ошибок и неудач. Играющие большей частью самостоя­тельно распределяют свои усилия и интенсивность дви­жений, вызываемые некоторыми неожиданными трудно­стями, изменяют темп игры и т. п. Чаше всего каждый участник игры сам выбирает тот или иной способ дей­ствий.

Переживания играющих. Оценивая активность и са­мостоятельность играющих, педагог не должен забывать о тех разнообразных эмоциях, которые возникают в игровой деятельности. Так, один играющий радуется тому, что сумел ловко преодолеть препятствие, другой восторгается точностью метания своего партнера, третий огорчается своей неудачной перебежкой и т. п.

Чувства, переживания сильно влияют на играющих, повышают их активность в игре и воздействуют на поведение играющих. Например, каждое полноценное дей­ствие, даже успех в отдельном движении, повышает энер­гию играющего. Удовлетворение от преодоления препят­ствия влечет за собой еще большее желание одолевать предстоящие трудности. Однако переживания могут раз­лично влиять на разных участников игры. Иногда пере­живание может стать помехой, затормозить деятельность играющего. Более подготовленный, умеющий распоря­жаться своими действиями сознательно и своевременно устранит это торможение. Играющий, менее подготов­ленный, с меньшим самообладанием не справляется с ним и терпит неудачу.

Во время игры у детей может происходить борьба мотивов. Ребенок не сразу решает, как ему поступить.

Например, чувство досады на свою оплошность подска­зывает ему одно действие или поступок, а правила игры требуют другое. В данном случае поступки играющих также могут быть различны, в зависимости от их опыта и моральных качеств. Нежелательные действия и поступ­ки во время игры вызываются чаще всего отрицательны­ми эмоциями.

Следовательно, с одной стороны, желательно, чтобы играющие сами справлялись со всеми своими чувствами и переживаниями, поэтому надо создавать условия для того, чтобы они могли упражняться в управлении собой. С другой стороны, сам педагог должен содействовать тому, чтобы у участников игры возникали положитель­ные эмоции, и помогать им лучше проявиться. Положи­тельные педагогические результаты достигаются пра­вильной организацией игры, постоянным объективным педагогическим контролем за ее ходом и развитием и оценкой воспитывающего характера закончившейся игры. Переживания особенно усиливаются во время сорев­нования играющих, которое всегда характерно для игр, начиная с простейших.

Характер соревнования в игре будет зависеть от мно­гих причин: от возрастно-половых особенностей, от под­готовки играющих, от вида игры (некомандная, командная, спортивная), от повторности игры, от места ее проведения (в учебных занятиях, на соревновании).

Соревнование в игре, будучи одним из сильнейших побудителей активности, влияет на развитие и совершенствование ценнейших качеств и навыков, необходимых для молодого человека.

В спортивных играх наиболее ярко выявляется сорев­нование между играющими, а вместе с этим повышаются их эмоции. Помня о влиянии эмоций на поведение игра­ющих, руководитель обязан тщательно, чутко и объективно судить игру, считаясь с индивидуальными особен­ностями подростков.

Воспитательное влияние игры значительно возрастает, если педагог отчетливо представляет себе ее цель и мето­дические задачи и перед каждой игрой обязательно объясняет их своим воспитанникам.

Роль правил. Говоря о характерных моментах игры, нельзя не подчеркнуть исключительно важное воспитательное значение правил игры.

Устанавливая правила, педагог влияет на различные взаимодействия играющих и ставит их в определенные условия. Правила до некоторой степени влияют и на выбор действий играющими, они же помогают играющим лучше управлять собой.


ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ

Оздоровительное значение игры. Игры служат ценным средством физического развития. Разнообразные движе­ния и действия играющих во время игры при правильном руководстве оказывают благотворное влияние на сер­дечно-сосудистую, дыхательную и другие системы орга­низма играющих. С помощью игр можно содействовать общему развитию и укреплению мышц, а также повыше­нию обмена веществ.

Участники игры действуют во время игры большей частью оживленно и даже напряженно. Все это разно­сторонне воздействует на весь организм. Существенно именно это общее и многостороннее влияние игр, повы­шающее и укрепляющее здоровье играющих.

Если игры постоянно организуются на открытом воз­духе, их оздоровительное значение увеличивается. В таких условиях игры могут содействовать закаливанию орга­низма.

Особенно ценно влияние игр на нервную систему. Быстрая смена движений под влиянием упражнений в игре, более экономные движения, приспособление всего организма к перестройке на ходу — все это повышает пластичность нервной системы, улучшает координацию движений и совершенствует физические и волевые каче­ства играющих.

Образовательное и воспитательное значение игры. Подвижные игры особенно положительно влияют на раз­витие и совершенствование навыков и качеств, что не отделимо от совершенствования всего организма, всей личности в целом. Так, с помощью игр закрепляются и совершенствуются навыки в беге, в прыжках, в метании и других видах. Подвижные игры могут содействовать овладению и совершенствованию специальной техники спортивных игр, а также сложных действий на местно­сти.

Развитие и совершенствование качеств с помощью игр неотделимо, конечно, от совершенствования двигательных навыков. В ходе игры играющий пользуется приобретен­ными навыками, закрепляя и совершенствуя их, и обога­щается новыми движениями.

Участники игр все время овладевают не только новы­ми движениями, но и новыми знаниями. Особенно ценны в этом отношении те игры, в которых дети сами становятся организаторами, сами составляют план действий. Подобные игры могут содействовать развитию инициативы и творческих способностей детей. Так, с помощью игр можно развить необходимую сноровку. Играющий приучается в ходе игры быстро находить подходящие ответные движения, действия, точно переходить от одних действий к другим, правильно распределять свои силы, целесообразно и экономно действовать, иначе он терпит неудачу.

Спортивные игры, для которых характерно состяза­ние, особенно ценны как средство, содействующее совершенствованию ловкости, быстроты, силы, выносливо­сти, решительности, настойчивости, смелости, инициа­тивности. Но получить желаемые результаты возможно лишь в том случае, если игры правильно подбираются, применяются последовательно и систематически и много­кратно повторяются.

С помощью игр педагог может влиять и на нравст­венное воспитание детей. Игра почти всегда представ­ляет собой коллективную деятельность, протекающую в условиях сотрудничества. Участники игры все время взаимодействуют и находятся в определенных взаимоотно­шениях с товарищами. В таких условиях педагог может содействовать воспитанию навыков коллективного пове­дения — организованности, дисциплинированности и взаимопомощи. С этой целью преподаватель использует весь распорядок игры, в особенности требует строго соблюдать правила.

Каждое правило требует от участника определенных действий в пределах допустимого. Подчиняясь правилам и распоряжениям судьи, играющие приучаются следить за своими действиями и тем самым дисциплинируют себя. В командных и особенно в спортивных играх нужно тре­бовать подчинения капитану команды и обязательно дей­ствовать только в интересах команды, а не в своих лич­ных. Все это, безусловно, содействует воспитанию и укреплению сознательной дисциплины, моральной и воле­вой устойчивости в действиях и поступках.

Если педагог каждый раз оценивает итоги игры, дей­ствия, поступки и всю коллективную деятельность игра­ющих в целом, то их сознательность еще больше повы­шается.

Важно, чтобы лучшее поведение и поступки ребенка проявлялись не только в игре, но и в повседневной его деятельности, подкреплялись окружающей его средой.

П. Ф. Лесгафт указывал, что всего сильнее на разви­вающегося ребенка влияют не слова, а действия близких лиц и что их любовь к труду, работе и правдивость содействуют нравственному развитию ребенка и благо­приятно влияют на него.

Игра как средство изучения учащихся. Значение игры как одного из средств изучения коллектива в целом или отдельных учащихся неоспоримо. Систематически наблюдая за играми, педагог подмечает наиболее харак­терные черты в действиях и поступках каждого играюще­го, видит, как изменяются, развиваются и совершенст­вуются его навыки и качества. Наблюдения позволяют педагогу в дальнейшем более конкретно влиять в том или ином направлении на своих воспитанников.

Влияя с помощью игр на создание детского коллек­тива, педагог стремится к тому, чтобы каждый ученик мог подчинять личные интересы интересам всего коллек­тива. Только при внимательном наблюдении, при чутком, бережном отношении преподавателя к каждому ученику игра может стать полноценным средством изучения дет­ского коллектива.


Самые существенные и характерные особенности игры заключаются в следующем: коллективность в дей­ствиях и взаимоотношениях играющих; непрерывно сме­няющиеся условия деятельности; относительно свободная и, главное, активная и самостоятельная деятельность играющих; разнообразие чувств и переживаний в меня­ющейся игровой деятельности; наличие соревнователь­ных моментов; относительно самостоятельное управление играющих интенсивностью своих действий; обязатель­ность цели и правил в игре, направляющих действия и в известной мере влияющих на все поведение играю­щих.

Эти характерные моменты свойственны всем играм в системе физического воспитания. Однако не во всех играх они будут представлены одинаково полно. Напри­мер, далеко не во всех играх детей дошкольного возраста будут выражены моменты соревнования, в спортивных же играх обязательно состязание — борьба за высокий результат.

В спортивных играх от участников требуется особен­но дисциплинированное поведение и большая инициатив­ность. Спортивные игры даются учащимся после того, как они овладеют многими техническими и тактическими знаниями и навыками. Ко всей деятельности играющих в спортивных играх предъявляются повышенные требо­вания.

Подвижные же игры для учащихся служат как бы первой ступенью их упражнений в активности и само­стоятельных действиях.

Игры наравне с другими средствами широко исполь­зуются в практике физического воспитания как детей, так и взрослых.

Источники информации:


  1. Жуков М.Н. Подвижные игры. 2004.

  2. Казаков Я.В. Подвижные игры: современный взгляд. Учебно-методическое пособие. 2001.

  3. Лепешкин В.А. Подвижные игры для детей: пособие для учителя физкультуры. 2004.


Полный текст материала Статья по физической культуре "Характерные особенности и значение игры для детей младшего и среднего школьного возраста" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Волик Алла Владимировна  Ilya2571
11.09.2011 1 4483 497

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК