Как сделать ученика успешным на уроках физической культуры
Таран Аркадий Анатольевич
учитель физической
культуры
МКОУ "Большеуковская
СОШ"
Актуальной потребностью современного общества является формирование нового человека, социально активного и всесторонне развитого, умеющего найти в обществе место, отвечающего его индивидуальным возможностям и способностям.
С введением новых образовательных стандартов перед учителями стоит цель воспитания творческой, активной и успешной личности школьника, способной выразить себя и воплотить в жизнь свои стремления.
Много лет преподавание уроков физической культуры в школе велось узко, однобоко. Существовало мнение, что учитель физической культуры в первую очередь должен максимально развивать физические качества обучающихся.
Однако сегодня ожидания учащихся от физической культуры не сводятся только к увеличению показателей из физических качеств, дети ждут внимания к их личностному и социальному росту, надеются на взаимопонимание со стороны учителей и признания их успехов и достижений. Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе, но достижение успеха в его учебной деятельности затруднено существующими на практике подходами к преподаванию физической культуры.
Таким образом, возникает противоречие между современным социальным заказом на формирование в школе активной, мотивированной на учебную деятельность личности и существующим до сих пор (во всяком случае, на практике) процессом, направленным только на увеличение уровня физической подготовки школьников.
Проблема заключается в реализации новых подходов к урокам физической культуры, учитывающих создание ситуации успеха в образовательном процессе как фактора повышения мотивации учащихся к предмету.
Следовательно, целью моей работы - является создание таких условий на уроках физической культуры, при которых происходит формирование ситуации успеха как фактора повышения мотивации учащихся к предмету, максимального развития их потенциала и творческих способностей.
Поставленная цель
достигается путем решения следующих
задач:
1. проанализировать литературу
по созданию ситуации успеха;
разработать алгоритм и этапы формирования ситуации успеха на уроках физической культуры;
определить условия в учебном процессе по физической культуре, необходимые для формирования ситуации успеха;
выявить эффективность применения ситуации успеха на уроках физической культуры.
Анализ педагогической теории показывает, что в трудах педагогов, связанных с созданием ситуации успеха, определены содержание и структура данных вопросов, сделана попытка обозначить пути и средства их реализации, однако имеющиеся статьи и пособия не исчерпывают проблемы создания ситуации успеха на уроках физической культуры как фактора повышения мотивации учащихся к предмету.
В учебном процессе я предлагаю следующие этапы для создании ситуации успеха:
Мотивационный этап. Формирую у ученика установку на успешное выполнение учебного задания. В переживании ситуации успеха особенно нуждаются учащиеся, испытывающие определенные затруднения в выполнении упражнений. В связи с этим необходимо подбирать такие задания, с которыми учащиеся этой категории могли бы справиться без особых затруднений и затем переходить к более сложным упражнениям. Надежным путем создания ситуаций успеха является дифференцированный и индивидуальный подходы к содержанию деятельности на уроке.
Организационный этап. Для успешного выполнения задания создаю ученику следующие условия: во-первых, применяю дифференцированное оценивание учащихся при приеме нормативов физических способностей (таблица 2); во-вторых, использую при обучении школьников двигательному действию правильное выполнение этого действия одним из учащихся, воспроизведенное на компьютере. Для этого выполняю съемку двигательного действия учащихся на цифровой фотоаппарат, при этом у каждого школьника есть возможность проанализировать технику выполнения действия индивидуально на компьютере дома. Затем анализируем технику выполнения все вместе в классе, выбираем лучшее исполнение двигательного действия одним из учащихся. Далее использую показ выполненного движения для остальных школьников в качестве примера. Учащийся, у которого не получается выполнение упражнения на практике, повторно просматривает двигательное действие в замедленном темпе с объяснением выполнения каждого элемента учителем. Для тех, кому необходимо помочь сделать волевое усилие для выполнения учебного задания, разработана программа покадровой съемки двигательного действия с последующей обработкой в компьютерной программе «флеш», где учащийся может собирать пазлы двигательного действия до полного его усвоения.
Итоговый этап. Результат выполненной учеником работы использую как стимул, необходимый для следующего учебного задания. Естественными в этом случае должны быть и словесные поощрения, подбадривающие ученика, вызывающие у него уверенность в своих силах, стремление соответствовать оценке учителя.
При анализе комплексной программы физического воспитания учащихся 1 – 11 классов я увидел скрытый мотивационный резерв, заложенный в самой программе и, как мне кажется, способствующий повышению мотивации к урокам физической культуры у школьников. Авторами программы доктором педагогических наук В.И.Ляхом, кандидатом педагогических наук А.А.Зданевичем предлагаются лишь три уровня оценки физических способностей с разработанными нормативными показателями: низкий, средний и высокий уровни.
Например, в программе предлагается оценивать гибкость девочек восьмых классов в наклоне вперед из положения сидя, следующим образом: наклон 7 сантиметров и ниже - низкий уровень развития способностей, наклон от 12 до 14 сантиметров - средний уровень, наклон от 20 сантиметров и выше - высокий уровень развития физических способностей.
Я предложил учащимся использовать для оценивания своих физических способностей еще два уровня, это уровень ниже среднего (8 – 11 сантиметров) и уровень выше среднего (15 – 19 сантиметров), тем самым я использую незадейственные диапазоны в показателях физических способностей между уровнями, предложенными авторами программы, и мотивирую детей на повышение их физических способностей. Учащиеся видят динамику своих достижений, переходя с низкого уровня на более высокий, с наименьшими физическими и временными диапазонами, получая при этом стимулирующее оценивание. При таком подходе к оцениванию физических способностей сохраняется психическое и физическое здоровье детей
Основываясь на анализе литературы и своем многолетнем опыте, определил интервалы физических способностей, которые стимулирую оценками при приеме контрольных упражнений у учащихся.
В течение 2009-2011 годов я провел эксперимент, в котором приняли учащиеся параллели седьмых классов. В начале эксперимента я провел диагностику исходного уровня обученности школьников седьмых классов, для этого определил их физические возможности путем тестирования показателей физической подготовленности.
В результате эксперимента видно, что показатели физической подготовленности школьников экспериментальной групп улучшились по всем показателям, что значительно превосходит изменения показателей контрольной группы.
Создавая ситуацию успеха на уроках физической культуры, я активизирую сознательную деятельность самих учащихся, направленную на личное совершенствование. В результате эксперимента я добился следующих результатов:
- позитивной динамики физической подготовленности учащихся;
- положительной учебной мотивации. Качественная успеваемость на протяжении обучения в период эксперимента приближалась к 100%;
- посещение спортивных секций учащимися (по хоккею, лыжным гонкам, биатлону, футболу) достигает 70% от числа учащихся класса;
- учащихся класса участвовали в муниципальном этапе научно-практической конференции учащихся с темами по физической культуре;
- практически все учащиеся класса принимают активное участие в соревнованиях за класс, школу, район в различных видах спорта: легкой атлетике, лыжному спорту, баскетболу, волейболу;
- учащиеся класса стали победителями и призерами муниципального этапа олимпиады по физической культуре.
Литература и другие источники:
Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? М.:"Просвещение", 1991-169с.
Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: Т.1.М.: НИИ школьных технологий, 2006.- С.189.
http://eliteschool.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=11&Itemid=43
http://www.marketing.spb.ru/lib-around/maslow.htm
На странице приведен фрагмент.
Автор: Таран Аркадий Анатольевич
→ taran 31.01.2012 0 4782 704 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.