Опыт работы с детьми ОВЗ учителя Н.В. Кондратьевой
В государственном специальном коррекционном образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате 8 вида №16 воспитывается 360 учащиеся, из них 2/3 из общего числа это дети-инвалиды.
В штате имеется преподаватель физической культуры, преподаватель ЛФК и АФК, инструктор по физической культуре.
Занятия проводятся в спортивном зале, в специально оборудованном зале ЛФК и на современной спортивной площадке.
В школе проводится целенаправленная работа по адаптивной физической культуре и спорту.
Основным направлением АФК является формирование двигательной активности, как биологического и социального факторов воздействия на организм и личность человека.
Исходя из того, что наши дети имеют комплексный характер нарушений, их неоднородность, в школе создана программа по лечебной реабилитации и адаптивной физической культуре.
Целью этой программы являются:
- нормализация физического состояния и коррекция механизмов психической защиты;
- помощь целенаправленным воздействиям, раскрытие резервных возможностей;
- предупреждение отставания в психомоторном развитии через совершенствования в координации движений, улучшения деятельности внутренних органов и систем.
Для более эффективного образовательного процесса разработана программа и планирование по предмету «Азбука здоровья» и лечебная физкультура.
Тематика каждого занятия согласуется с классными руководителями, логопедами, психологами, родителями в течение всего учебного года. Ведущим в АФК для детей с нарушением в развитии является коррекционно-развивающее направление.
Коррекционная направленность отражает главное назначение того или иного упражнения, что позволяет сделать целенаправленный подбор упражнений для занятий с учетом индивидуальных нарушений в двигательной и психической сфере учащегося.
Например, такие естественные упражнения, как ходьба и бег обладают огромными возможностями для коррекции и развития координации движений, ориентировки в пространстве, воспитания чувства ритма, согласованности действий, равновесия. Развития возможностей и т.д.
Принципиальной новизной методического подхода являются средства АФК, которые способствуют развитию учащегося в сфере воспитания и усвоения интеллектуальной информации, пространственно-временной ориентации, реакции на изменения ситуации, оперативного решения коррекционно-педагогических задач.
С целью эффективной реализации АФК широко используются различные средства. Средствами адаптивной физкультуры являются физические упражнения, естественно-средовые силы природы и гигиенические факторы.
В соответствии с педагогическими задачами их можно объединить в группы:
- упражнения, связанные с перемещением тела в пространстве;
- упражнения на развитие силы, выносливости, быстроты, ловкости;
- упражнения на восстановление подвижности в суставах, опороспособности, профилактика нарушений зрения;
- корригирующие упражнения;
- общеразвивающие упражнения;
- упражнения на формирование правильной осанки;
- упражнения на профилактику и лечение плоскостопия;
- упражнения на коррекцию телосложения, укрепления мышц спины, живота, рук, плечевого пояса, ног;
- упражнения на расслабление;
- статические, динамические упражнения;
- упражнения на мелкую моторику;
- тренажеры;
- различные модули;
- различный спортивный инвентарь;
- музыкальное сопровождение: ритмика, танец;
- упражнения со стихами, загадками, счетом, анализирующие познавательную деятельность;
- упражнения, направленные на развитие и коррекции восприятия, воображения, зрительной и слуховой памяти, внимания;
- упражнения на развитие и коррекцию способностей: согласованности движения рук, ног, головы, туловища, согласованности движений с дыханием;
Принципиальной новизной методического подхода являются коррекционно-развивающие игры. Игры благотворно способствуют восстановлению утраченного здоровья, укреплению всех систем организма, сердечнососудистой, дыхательной, пищеварительной, сенсорной и других. С помощью игры у детей корректируется, и развиваются восприятие, логическое мышление. Внимание, воображение, память, моторика, речь, умственная активность, а, следовательно, познавательная деятельность в целом.
Особая ценность подвижных игр заключается в возможности одновременного воздействия на моторную и психическую сферы учащихся с нарушениями в развитии. Быстрая смена игровых ситуаций предъявляет повышенные требования к подвижности нервных процессов, быстроте реакции и нестандартности действий, когда привычные заученные движения оказываются неэффективными.
При подборе методов, средств, а также при подборе спортивного оборудования нужно учитывать особенности психомоторного недоразвития детей, трудности восприятия учебного материала. Детям на физкультурных занятиях должно быть, прежде всего, интересно и не последнюю роль в создании захватывающей атмосферы занятия играет оборудование, особенно нестандартное.
Применение нестандартных пособий вносит разнообразие в физические занятия, позволяет шире использовать знакомые упражнения. Такое оборудование объединяет адаптивную физкультуру с игрой, что создает условия для наиболее полного самовыражения ребенка в двигательной деятельности.
Перечень дополнительного нестандартного оборудования, используемого на занятиях АФК:
ВЕСЕЛЫЕ ПОГРЕМУШКИ
Можно использовать для общеразвивающих упражнений на занятиях физкультурой. Погремушки придают упражнениям характер конкретных заданий (поднять, положить, погреметь).
Цель: Развиваются мышцы плечевого пояса, рук и спины.
Материалы: Баночки из-под лимонада, камушки или монетки.
РАЗНОЦВЕТНЫЕ ПЛАТОЧКИ
Используются для ОРУ.
Платочки придают упражнениям характер конкретных заданий (махать, отпустить, поднять).
Материалы: Яркие шелковые ткани.
МЯГКИЕ ОБРУЧИ
Использование: Можно использовать для прыжков, игр и забав.
Цель: Упражнения развивают координацию движений, прыгучесть, ловкость, укрепляют мышцы ног.
Материал: Ткань.
КАНАТ ЗМЕЯ
Использование: Для перешагивания, перепрыгивания, построение в шеренгу, колонну, ходьба «змейкой», для игр и забав.
Цель: Развитие координации движения.
Материал: Яркие цветные ткани, канат.
МАССАЖНЫЕ ДОРОЖКИ
Использовать для массажа ступней, ходьба с целью профилактики плоскостопия.
Цель: Стимулирует работу внутренних органов. Развивает координацию движений, равновесие.
Материалы: Разнообразные дорожки из плотных тканей с наполнителями: камушки, горох, пуговицы, поролон, канаты.
СПОРТИВНАЯ КАРУСЕЛЬ
Использование: в ОРУ, играх.
Цель: Развивать ловкость, координацию движений.
Материал: обруч, цветные ленты.
Успешная реализация целей, задач АФК позволяет сделать выводы:
- Коррекционное направление АФК с проблемными учащимися во взаимодействии с курсами программы ЛФК обеспечивает физическое, познавательное, коммутативное, психическое развитие учащихся.
- Обучение учащихся с нарушениями в развитии по АФК и курсами программ АФК в условиях специальной (коррекционной) школы – это эффективный путь успешной коррекции нарушений и интеграции детей в общество.
Применяемые с лечебной целью физические упражнения просты и доступны для выполнения. Не вызывают побочного действия, а проводимые в игровой форме становятся более привлекательными, повышают эмоциональное состояние ребенка, его возможности, способствуют профилактике и устранению имеющихся нарушений опорно-двигательного аппарата.
Врачами школы регулярно и своевременно проводится диагностирование учащихся с целью формирования групп, нуждающихся в ЛФК.
В ГОУ школе-интернате №16 используются различные формы занятий по физическому воспитанию учащихся с нарушением интеллекта. Но самым важным является урок. На уроке решаются образовательные, воспитательные, лечебно-оздоровительные задачи.
Учитель подбирает специальные упражнения, придав им комплексный характер.
Внеклассная работа по физическому воспитанию в нашей школе представляет собой систему организованных занятий физическими упражнениями, проводимых учителем во внеурочное время. В школе постоянно работают спортивные секции, в которых охвачены все возрастные группы.
Учащиеся успешно принимают активное участие в спартакиадах Пушкинского района среди лиц с ограниченными возможностями.
Участвуют в соревнованиях, спортивных праздниках, фестивалях, организованных Специальным Олимпийским комитетом Санкт-Петербурга и добиваются достойных результатов.
Литература
Частные методики адаптивной физкультуры /Под общ. ред. проф. Л. В. Шапковой – М.: Сов. Спорт, 2009.
Коррекционные и подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии /Под общ. ред. проф. Л. В. Шапковой.
Б.Егоров. «Оздоровительно-воспитательная работа с ослабленными детьми». Журнал «Дошкольное воспитание». 2001год.
М.Рунова. «Корригирующая лечебная гимнастика». Журнал «Дошкольное воспитание». 1999год, №12.
Л.Фомина. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду». Москва: Просвещение,1984год
Т.Е.Харченко Организация двигательной деятельности в детском саду М.: «Детство-пресс» 2010год.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кондратьева Наталья Владимировна
→ Kondrateva 19.02.2015 0 6866 458 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.