Домашнее задание-способ повышения общефизической подготовки учащихся.
Муниципальное образовательное
учреждение
Средняя общеобразовательная школа №16
село Новопавловка
Белоглинского района
Краснодарского края
Доклад
По самообразованию:
Домашнее задание-способ повышения общефизической подготовки учащихся.
Учитель физической культуры
Соболь Василий Пантелеевич
Увеличивающаяся с каждым годом учебная нагрузка на школьника предъявляет повышенные требования к физическим возможностям организма ребенка. Поддержание высокой работоспособности, развитие и активное функционирование всех жизнеобеспечивающих систем организма возможно только при наличии в режиме дня школьника систематических физических упражнений.
Формирование у учащихся потребности в систематических, самостоятельных занятиях физическими упражнениями - главная задача школьного физического воспитания.
Домашние задания являются одной из наиболее применяемых и эффективных форм привлечения учащихся к ежедневным систематическим занятиям физической культурой.
Главное в домашних заданиях - научить школьников заниматься самостоятельно для укрепления своего здоровья и повышение общефизической подготовки.
В нашей школе в течение ряда лет проводятся наблюдения за применением результатов, показываемых учащимися при выполнении домашних заданий. Школьники сами следят за динамикой роста своих показателей от класса к классу, сравнивая достигнутые результаты, видят чего они добились. От учителя физкультуры они получают консультации и рекомендации по любому интересующему их вопросу.
Домашние задания я практикую для IX-XI классов, которые разработаны в виде комплексов на определенный период времени, с учетом возрастных и половых особенностей учащихся, и направлены на достижение и поддержание оптимального уровня развития двигательных качеств в течение всего периода обучения.
Для успешного выполнения домашних заданий необходимо:
1. Знать учащимся требования учебной программы.
2. Убедить учащихся в практической пользе домашних заданий как необходимого дополнения к урокам физической культуры.
3. Заинтересовать школьников данными им домашними заданиями.
4. Научить учащихся самоконтролю при их выполнении.
5. Сообщить учащимся сроки проверки домашних заданий.
Корректируя и направляя действия учащихся, я знакомлю их с основными элементами и правилами организации самостоятельной тренировки двигательных способностей в домашних заданиях. Объясняю, что в комплексах подобраны упражнения способствующие развитию координационных, скоростных, силовых, скоростно-силовых способностей, выносливости, гибкости. Все эти упражнения должны быть хорошо освоены на уроках в школе, не очень сложны по структуре, с доступным инвентарем.
Для развития координационных способностей в комплексах запланированы подвижные и спортивные игры, различные упражнения с мячами, бег по пересеченной местности с преодолением различных препятствий, метание разных предметов, прыжки в длину и высоту, разными способами с разными заданиями, прыжки через скакалку.
Скоростные способности школьников в домашних условиях развиваются с использованием различных вариантов бега на короткие дистанции, подвижных игр, плавания, полосы препятствий, спортивных игр, упражнений на быстроту реакции.
Силовые способности в самостоятельных занятиях учащиеся развивают, используя упражнения с гантелями, гирями, эспандером, с преодолением массы своего тела, резиновыми жгутами, в парах, важно правильно выбрать величину отягощения.
Скоростно-силовые способности школьники развивают с помощью различных прыжков, метаний, многоскоков. Эти упражнения выполняются с максимальными усилиями. В комплексах нагрузка регулируется количеством повторений, длительностью работы и отдыха.
Выносливость развивается с увеличением длительности и интенсивности выполнения упражнений. Наиболее доступные упражнения -длительный бег в чередовании с ходьбой, спортивные игры, плавание, езда на велосипеде.
Гибкость развивается с помощью упражнений, выполняемых по большей амплитуде: маховых, пружинистых, наклонов, поворотов туловища.
Особое значение во время выполнения домашних заданий я уделяю на умение учащимися выполнять приемы самоконтроля. Объясняю, чтобы они своевременно и правильно контролировали свое состояние, не допускали случаев переутомления и перетренированности.
Все показатели самоконтроля разделяются на субъективные и объективные. К субъективным относятся: самочувствие, настроение, сон, аппетит, болевые ощущения. Самочувствие определяется как хорошее, удовлетворительное и плохое. Настроение выделяют как бодрое, неопределенное, нормальное, угнетенное. Сон бывает глубоким, неглубоким, со сновидениями и без них. Аппетит - хорошим, удовлетворительным, плохим.
К объективным показателям самоконтроля относятся: частота сердечных сокращений, масса тела, жизненная емкость легких, функциональные пробы, спортивные результаты.
В начале учебного года я обучаю школьников правильно определять свой пульс. Замеры пульса - одно из основных требований при самоконтроле. Существует несколько способов измерения пульса:
1) тремя пальцами на запястье;
2) большим и указательными пальцами на шее;
3) кончиками пальцев на виске.
Так во время легкой физической работы пульс достигает 100-120 ударов в минуту, во время средней нагрузки 130-150 ударов в минуту. После тренировки пульс успокаивается через 6-10 минут и достигает 70-80 ударов в минуту.
Для самоконтроля можно использовать пробу с приседаниями, объясняю, каким образом ее проводят. Измеряется пульс, затем выполняется 20 приседаний в темпе 1 приседание в секунду, и посмотрите, вернется ли пульс за три минуты к его величине до начала упражнения. Время восстановления пульса до исходного уровня к третьей минуте считается хорошим, к 4-5 минуте - удовлетворительным, к 6 минуте и более неудовлетворительным.
Все свои объективные и субъективные ощущения я рекомендую учащимся записывать в специальный дневник самоконтроля, которые периодически проверяю, анализирую и даю им конкретные рекомендации на дальнейшие занятия, здесь же ребята записывают учебные нормативы и их выполнение.
Домашние задания проверяю через 4-6 занятий в зависимости от продолжительности комплекса. При проверке выявляются не только результаты самостоятельной работы ученика за выполнение домашних заданий, но и плоды его т руда на уроках. При подведении результатов самое главное, чтобы был заметен положительный сдвиг в повышении общефизической подготовки учащихся.
Результаты проверок домашних заданий показывают, что к концу учебного года уровень двигательной подготовленности учащихся значительно увеличивается. Это способствует выполнению учебных контрольных нормативов, успешной сдаче выпускных экзаменов по предмету «Физическая культура» в IX-XI классах, повышению общеобразовательной подготовки.
Наши домашние задания не требуют много времени и места для их выполнения, они просты и не нуждаются в специальном оборудовании, инвентаре. В то же время они приносят хорошие результаты. Учащиеся привлекаются к ежедневным систематическим занятиям физической культурой, а для ребят, которые участвуют в районных соревнованиях, это дополнительная тренировка. Команды легкоатлетов нашей школы за последние три года трижды становились чемпионами района и столько же призерами.
Выпускники нашей школы успешно сдают вступительные экзамены в Ейский колледж физического воспитания и Краснодарский университет физической культуры.
Уверен, что немалую роль в этом играют и наши простейшие домашние задания, которые мы выполняем с IX-XI классы.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Соболь Василий Пантелеевич
→ Demix 25.10.2010 7 4741 763 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.