Практическая работа по химии на тему "Приготовление раствора соли с определенной массовой долей растворенного вещества"
Домрачева Нина Павловна
Учитель химии
МБОУ «Новоторъяльская СОШ»
Новоторъяльского района Республики Марий Эл
Паспорт урока
Дата: 26 января 2012г класс: 8б
Предмет: химия
Тема урока: Приготовление раствора соли с определенной массовой долей растворенного вещества
Тип урока: практическая работа
Цель: приготовить раствор с заданной массовой долей растворенного вещества путем растворения рассчитанной массы твердого вещества в определенном объеме воды.
Задачи:
1. образовательные:
закрепить и проверить умения решать задачи прикладного характера на вычисление массы растворенного вещества и объема воды;
научить учащихся приготавливать растворы веществ, имеющих практическое значение в повседневной жизни.
2.воспитательные:
воспитывать ответственное отношение к выполнению своей работы, наблюдательность, настойчивость
воспитывать культуру поведения в мире веществ.
3. развивающие:
развивать умения переносить знания о растворах в новые условия;
развивать коммуникативные качества учащихся: способность к сотрудничеству, взаимопомощи, делового общения.
Умения:
общелабораторные: растворение, взвешивание, работа с мерной посудой;
организационные: соблюдать правила ТБ, работать по инструкции, оформлять записи, осуществлять самоконтроль, соблюдать аккуратность
Форма организации работы учащихся: индивидуальная, работа в парах, групповая.
Оборудование: медицинские перчатки, технические весы с разновесами, колба, химический стакан, мерный цилиндр, ложечка для сыпучих веществ, стеклянная палочка, тв. гидрокарбонат натрия, борная кислота, сульфат цинка, перманганат калия, таблетки фурацилина, таблетки гидропирита, хлорид натрия.
План урока
Организационный момент.
Актуализация.
Целеполагание
Выполнение работы
Рефлексия
Домашнее задание
Ход урока
1. Организационный момент: приветствие, визуальный контроль подготовки учащихся к уроку.
2.Мотивация учебной деятельности:
- Ребята, вы любите сказки? И я их очень люблю. А давайте сегодня на уроке побываем в сказке, и не просто будем присутствовать, а будем непосредственными участниками этой сказки, её героями.
Итак, представьте себя на борту красивого белого корабля. Вы на верхней палубе корабля, кругом вода, а впереди…
Остров на море лежит,
Град на острове стоит
С куполами золотыми
И с оконцами резными
У окна царевны лик,
На море она глядит,
И не ест она, не спит,
Грусть, тоска её съедает,
И болезнь одолевает…
Ей поможет эликсир.
Но волшебный эликсир
Он в руках у злой купчихи,
Сватьи бабы Бабарихи,
Что на острове Буяна,
В царстве славного Салтана.
Ребята, нужно помочь царевне. Итак, какова же цель нашего путешествия?
( узнать рецепт волшебного эликсира и приготовить его раствор).
Отправляемся в путешествие за рецептом волшебного напитка.
Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах,
Но заветная страна
Очень далеко пока.
На нашем пути 1 препятствие - горбатые киты. Чтобы преодолеть препятствие, вы должны пройти тест (Приложение № 1), самопроверка (правильные ответы на экране), подсчитываем количество правильных ответов и заносим их в маршрутный лист. Первое препятствие прошли.
Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах,
И заветная страна
Вот уж, вот, почти видна.
На нашем пути 2 препятствие – морские рифы.- нужно повторить правила по ТБ (Приложение № 2). Работа в паре: по очереди –по 5 правил по ТБ, которые необходимо соблюдать при выполнении практической работы.
Подсчитываем количество правил и заносим их в маршрутный лист. Второе препятствие прошли.
Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
И заветная страна
Там в дали уже видна.
На нашем пути 3 препятствие – айсберг, его нужно обойти – решить задачу (Приложение № 3). Задачи под номерами на выбор. Работа в паре. Проверяем решение (решение задач, критерии оценки на экране), ставим оценку и заносим её в маршрутный лист. Двигаемся дальше.
Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах
И заветная страна
Ближе, ближе к нам она
На нашем пути 4 препятствие – шторм: приготовление раствора (Приложение № 4) Склянку с готовым раствором сдаем учителю или лаборанту, получаем оценку и заносим её в маршрутный лист.
Ребята, где можно использовать приготовленные вами растворы? (В домашних условиях для лечения некоторых заболеваний).
Могут ли эти растворы помочь царевне? ( Нет, так как у неё тяжелое заболевание).
Ну что же, двигаемся дальше.
Ветер на море гуляет
А кораблик подплывает.
Пушки с пристани палят-
Кораблю пристать велят.
Пристаем к причалу сходу,
А на берегу – народу.
Здесь и баба Бабариха
Отдает листок заветный
В нем рецепт великолепный.
Открываем экран, читаем: приготовить 0,9 % раствор хлорида натрия массой 50 г. Решаем задачу, проверяем её решение у доски, готовим раствор
(2 ученика готовят раствор, класс комментирует каждый этап приготовления раствора).
Ребята, в чем особенность этого «простого» раствора?
Выступление ученицы 10 класса биолого – химического профиля: Называется этот раствор «физиологический» или сокращенно «физраствор». И для человека он имеет большое значение. Хлорид натрия содержится в плазме крови, а также в различных жидкостях организма. Именно он отвечает за давление плазмы и внеклеточной жидкости. При его недостатке в организме возникают спазмы мышц, судорожно сокращается скелетная мускулатура, нарушается работа всех систем организма, в первую очередь, сердечно – сосудистой и нервной. Таким образом, физраствор – незаменимое средство в современной медицине, а его концентрация – залог нашего здоровья и хорошего самочувствия.
Вот такой живительный раствор вы сегодня научились готовить.
Как вы думаете, помогли вы царевне? (ответы учащихся))
Подводим итог нашего урока.
- Чему вы научились сегодня на уроке ? ( Приготовлению раствора с определенной массовой долей растворенного вещества).
- Что необходимо знать, чтобы приготовить раствор? ( Необходимо взвесить определенную массу твердого вещества, отмерить объем воды и перемешать содержимое до полного растворения твердого вещества).
- Где можно использовать приготовленные вами на уроке растворы?
(№1 – для промывания глаз, для примочек;
№2 – при ожогах, для полоскания горла;
№3 – при простуде и боли в горле – полоскание;
(№4 –глазные капли для лечения конъюнктивита;
№ 5 – раствор фурацилина для лечения ангины;
№6 – для промывания ран;
№ 7 – для обработки ран).
Приводим в порядок свое рабочее место. Маршрутные листы сдать учителю.
Домашнее задание: решить задачи на выбор
1. Какова массовая доля в % соли в супе, который вы обычно едите? (чайная ложка вмещает около 10 г. поваренной соли.)
2. При приготовлении рассола для соления огурцов на ведро воды (5л) требуется 600 г. поваренной соли. Вычислите массовую долю вещества в растворе.
3. При некоторых заболеваниях в кровь вводят 0,85% раствор поваренной соли, называемый физиологическим раствором. Вычислите сколько воды и соли нужно взять для получения 5 кг физиологического раствора.
Всем спасибо за работу. Урок закончен.
Приложение
Маршрутный лист
Я верю в тебя и желаю успешной работы |
|
этапы работы |
оценка |
1. тест |
|
2.правила по технике безопасности |
|
3. решение задачи |
|
4.практическая работа |
|
Приложение № 1 Тест «да-нет»
Раствор – однородная смесь, состоящая из двух или более компонентов (да)
Воздух – это смесь газов (да)
Массовая доля растворенного вещества – это отношение массы растворителя к массе растворенного вещества (нет)
Растворы могут быть твердые, жидкие, газообразные (да)
Вода является универсальным растворителем (да)
Для того, чтобы приготовить раствор серной кислоты, нужно воду тонкой струйкой вливать в кислоту (нет)
Морская вода является раствором (да)
Масса раствора – это сумма масс растворителя и растворяемого вещества (да)
Углекислый газ не растворяется в воде (нет)
Массовая доля растворенного вещества может быть выражена в процентах (да)
При нагревании воды растворенные в ней газы улетучивается (да)
Сахар - это малорастворимое вещество (нет)
Приложение № 2 Правила ТБ.
1.Осторожно обращайтесь с химическим оборудованием.
2.Пользуйтесь чистой и пригодной для работы посудой.
3.Запрещается пробовать вещества на вкус.
4.Запрещается брать вещества руками.
5. Запрещается оставлять открытыми склянки с жидкостями и банки с сухими веществами.
6. Запрещается оставлять неубранными рассыпанные вещества, разлитые реактивы.
7. Работать только над столом.
8. Для каждого вещества отдельная ложечка.
9. Разновесы берем пинцетом.
10. Чашки для весов должны быть сухими.
Приложение №3 Задачи. Повтори формулы, необходимые для решения задачи (плотность воды принять равной 1г/л)
Определите массы воды и борной кислоты, необходимые для приготовления 50г. раствора с массовой долей кислоты 2%. Где применятся данный раствор?
Какие массы гидрокарбоната натрия и воды нужно взять, чтобы приготовить раствор массой 50г с массовой долей 10%? Где применяется данный раствор?
Определите массы воды и соды, необходимые для приготовления 150г раствора с массовой долей соды 2% Где используется данный раствор?
Какие массы сульфата цинка и воды необходимо взять для приготовления раствора массой 100г с массовой долей соли 2,5%.Где можно использовать данный раствор?
Сколько нужно взять воды и таблеток фурацилина, чтобы приготовить 200г раствора с массовой долей 2%? Где используется данный раствор?
Сколько нужно взять воды и перманганата калия (марганцовки) для приготовления 100г раствора с массовой долей вещества 2%? Где используется данный раствор?
Сколько таблеток гидропирита (каждая 0,75г) и воды необходимы для приготовления 100г 3% раствора? Где применяется данный раствор?
Приложение № 4 Инструкция по выполнению работы
1.Отрегулируйте арретиром весы. Взвешиваемое вещество насыпаем на левую чашку весов, разновесы ставим на правую чашку весов.
2. Разновесы брать только пинцетом и при снятии с весов класть в те гнезда футляра, из которых они были взяты.
3. Отвесьте рассчитанное количество вещества и поместите его в стакан или в колбу на 200мл.
4. Отмерьте мерным цилиндром рассчитанный объем воды и вылейте в стакан с веществом.
5. Перемешайте стеклянной палочкой смесь до полного растворения вещества. Раствор готов.
6. В маршрутном листе опишите последовательность ваших действий.
7. Склянку с раствором сдайте учителю или лаборанту. Получите оценку.
Литература
1.Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия 8-9 классы. Методическое пособие- М, Дрофа, 2004.
2. Габриелян О.С. Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений - 10-е изд., перераб.- М.: Дрофа, 2005.
3.Габриелян О.С. Химический эксперимент в школе. 8 класс: учебно-методическое пособие. - М.: Дрофа, 2005.
4. Гузей Л.С., Суровцева Р.П. Химия 8 класс –М.: Дрофа, 2005
На странице приведен фрагмент.
Автор: Домрачева Нина Павловна
→ domrachevanpav 28.01.2014 6 20048 1675 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.