Программа дополнительного образования естественно-научного цикла "Лаборатория Z +"
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 44
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
естественно - научная направленность
Лаборатория Z+
Возраст обучающихся 11-13 лет
Срок реализации программы: 1 год Количество часов в год: 76 ч
Автор-составитель программы:
Леушина Надежда Анатольевна
СУРГУТ
Пояснительная записка
о реализации учебно-тематического плана
В условиях модернизации современного образования в настоящее время приобретает особую актуальность преемственности образования. Особый интерес вызывают предметы естественно-научного цикла, потому что «Естественные науки отличаются от гуманитарных наличием эксперимента, состоящего в активном взаимодействии с изучаемым объектом».
Базовый уровень программы «Лаборатория Z+», предполагает дачу базовых знаний по естественно- научному профилю ; методы исследования, моделирования и эксперимента являются оптимальными для детей данного возраста и помогают реализации деятельности в предметной области; развивают способности самостоятельно действовать, выбирать способ решения задач, развить творческие способности; сформировать устойчивую мотивацию. Программа реализуется для обучающихся имеющих выраженный интерес к содержанию программы, владеющие необходимыми знаниями и компетенциями для освоения ее содержания. Количество часов в неделю: 2 ч.
В процессе реализации программы, обучающиеся погружаются в практики лабораторий естественнонаучного цикла (лаборатория - это учреждение, ведущее экспериментальную научноисследовательскую работу, а также помещение, оборудованное для проведения научных, технических и других опытов). По итогам прохождения программы учащиеся научатся работать в команде, малой группе, планировать свою работу. Освоив приемы работы в лаборатории, понятия и термины естественнонаучной и технической областей обучающиеся учатся решать опытным путем естественнонаучные и технические задачи. Обучающиеся вовлеченные в практику деятельности инженера естественнонаучной и технической сферы учатся решать задачи с прикладным смыслом, Учащиеся получают широкий социальный опыт продуктивной деятельности. Таким образом, происходит «подготовка к жизни» и знакомство с основами некоторых профессий.
Одна из особенностей развития мышления школьников 11-13 лет - его образный характер. Дети лучше запоминают то, что сопровождается демонстрацией наглядного материала. Учащиеся уже имеют достаточно знаний об общих закономерностях природных явлений и отношений в обществе. Однако для развития мышления школьников при подаче учебного материала в первую очередь необходимы наглядность и разделение сложных понятий на отдельные составные части. Применение в обучении ребенка этого возраста игровых приемов актуально и дает хорошие результаты. Постепенно формируется так называемый формально-логический тип мышления, основанный на рассуждениях, построении логических цепочек. Развитию формально-логического мышления способствует освоение ребенком сравнений, классификаций, способности к анализу и синтезу информации.
Основной формой работы является «Лабораторная работа», т.к во время лабораторной работы осуществляется тот или иной научный эксперимент, направленный на получение результатов, имеющих значение с точки зрения успешного освоения учебной программы.
В процессе лабораторной работы изучается практический ход тех или иных процессов, исследует явления в рамках заданной темы. Сюжетно - ролевые игры, необходимы для того, чтобы дети брали на себя активные роли взрослого человека (исследователь, ученый, лаборант или инженер). Одной из эффективных методик является «Круглый стол», все участники которого равноправны и выражают свое мнение по данной проблеме. Участие в интеллектуальном марафоне даёт возможность учащемуся продемонстрировать и развить приобретённые им общеучебные умения и знания, проявить интеллектуальные способности, развивать логическое мышление; Для успешного выполнения заданий марафона не требуются знаний, выходящих за рамки программы, но некоторые задания рассчитаны на смекалку и общую эрудицию учащихся. При выполнении таких заданий учащиеся могут проявить способность к логическому и абстрактному мышлению, т.е. умению классифицировать, обобщать и проводить аналогии, прогнозировать результат, «включая» интуицию и воображение.
Цель: формирование технологической компетентности школьника на предметах естественно-научного и технического цикла посредством системно-деятельностного подхода (на примере решения практических задач).
Задачи:
Познакомить с принципами работы с лабораторным оборудованием, микроскопом, робототехническим конструктором.
Научить алгоритмам выполнения исследования объекта живой и неживой природы.
Развивать представления о многообразии живой природы.
Развивать навыки коммуникации, творческие, мыслительные способности учащихся. Сформировать опыт применения имеющихся знаний для решения практических задач, аргументировать свою точку зрения.
Планируемые результаты освоения программы Образовательные:
Узнают: основы естественнонаучных предметов (биология, химия, физика), их связь с робототехникой.
Приобретут: навыки обращения с лабораторным оборудованием, микроскопом, робототехническим конструктором.
Предметные:
Освоение моделей, используемых при описании биологических, физических и химических явлений.
Формирование умения работать с микроскопом, лабораторным оборудованием Формирование способностей к исследовательской деятельности
Освоение программного обеспечения конструкторы LegoEducation.
Компетентностные:
Приобретут навыки:
исследовательской деятельности в естественнонаучной сфере. выдвигать гипотезу и находить способы её решения ориентироваться в новой, нестандартной ситуации. планировать этапы своей деятельности. выбирать способы действий в той или иной ситуации.
принимать решение и применять знания в тех или иных жизненных ситуациях. организовать рабочее место.
доводить начатое дело до конца и добиваться результатов.
Формы оценивания.
Защита творческих проектов.
Участие в школьной конференции «Лесенка успеха»
Участие в городском конкурсе «Шаг в будущее. Юниор»
Участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах.
Компетентностные задания (испытания).
План защиты творческого проекта.
-
Демонстрация объекта исследования (конструкции).
-
Сообщение темы, целей и задач проекта.
-
Сообщение полезной информации по теме проекта.
-
Описание технологического этапа:
Вид и количество материалов Инструменты и оборудование
Технологии и приемы Последовательность выполнения работ Правила по технике безопасности Описание возникших в ходе работы проблем.
-
Что понравилось в работе над проектом?
-
Общие выводы.
-
Защита может сопровождаться компьютерной презентацией.
Компетентностные задания (испытания).
Вопросы практического характера:
-
Устройство микроскопа, настройка, установка объекта исследования.
-
Изготовление временного микропрепарата.
-
Способ посадки растения.
-
Способы вегетативного размножения растений.
-
Программирование в визуальной среде.
-
Работа по схеме и по заданию, данному устно. И т.д.
-
Задачи
1 сентября ученики 3 класса посадили в классе несколько растений овощных культур. В течении 2 месяцев дети ухаживали и наблюдали за растениями. Растения были очень слабыми и практически не росли, через 2 месяца некоторые растения погибли. 1 апреля учащиеся снова посадили растения, использовали те же семена, что и в первый раз. Как вы думаете, что произошло с растениями, которые посадили весной? Какую помощь можно было оказать растениям, посаженным 1 сентября?
Задания с открытым решением.
Радуга-чудо природы, которое можно увидеть не только после дождя.
Задание: Представь, что ты решил проделать опыт «Получение радуги». Запиши план своих действий.
Образовательные форматы
-
Лабораторная работа Цель работы;
Используемое оборудование, объекты.
Описание опыта,
Правила безопасности при выполнении лабораторной работы План (порядок) выполнения работы;
Вопросы для контроля;
-
Экскурсия.
Название экскурсии Тема
Цель
Задачи: (образовательные, воспитательные)
Оборудование Содержание экскурсии Содержание практических заданий.
Итоги экскурсии.
-
Круглый стол
Организационный момент (эмоциональный настрой на работу);
Теоретическая часть (введение в тематическую часть вопроса, ознакомление участников с новой информацией);
Практическая часть - работа «круглого стола» (использование техник коллективной работы: «Интервью»; работа в малых группах);
Подведение итогов, рефлексия.
Интеллектуальный марафон.
Подготовка заданий для учащихся;
Подготовка ответов и решений;
Проверка выполненных заданий;
Обсуждение с учащимися различных решений;
Обработка полученных результатов;
Подведение итогов;
Поощрение победителей;
Деловая игра
Предмет игры - это предмет деятельности участников игры, в специфической форме замещающей предмет реальной профессиональной деятельности.
Сценарий - это базовый элемент игровой процедуры, в нем находят отражение принципы проблемности, двуплановости, совместной деятельности. Под сценарием ДИ понимается описание в словесной или графической форме предметного содержания, выраженного в характере и последовательности действий игроков, а также преподавателей, ведущих игру. В сценарии отображается общая последовательность игры, разбитая на основные этапы, операции и шаги, и представленная в виде блок-схемы.
Роли и функции игроков должны адекватно отражать "должностную картину" того фрагмента профессиональной деятельности, который моделируется в игре.
Правила игры - отражают характеристики реальных процессов и явлений, имеющих место в прототипах моделируемой действительности. При этом в правилах игры должно найти отражение того, что как создаваемые в игре модели, так и сама игра являются упрощением действительности.
Занятия проводятся в группе до 15 человек. При необходимости дети делятся на подгруппы не более 5 человек (на первом этапе дети делятся с помощью педагога, в каждой группе есть ученики разного уровня успеваемости, чтобы дети помогали друг другу).Еще один способ деления на группы: по ролям, которые предпочитают учащиеся для выполнения определенной работы в группе.Например, для выполнения задания «Робот научно-исследовательской лаборатории», необходимы следующие роли в группе: разработчик, конструктор, программист и исследователь. Из детей выбравших определенные роли формируются группы.
Техническая платформа.
Биологическая микролаборатория предназначена для проведения учащимися наблюдений, лабораторных и практических работ по школьному курсу биологии
Лабораторный комплект обеспечивает проведение 86 лабораторных работ, в том числе 65 работ по биологии и 21 работа по экологии в соответствии с требованиями учебных программ школьного курса, по разделам:
-
растения, бактерии, грибы, лишайники;
-
животные;
-
человек и его здоровье;
-
общие биологические закономерности;
-
экологический практикум
Выполнение индивидуальных наблюдений и лабораторных работ при выполнении проектной деятельности учащихся.
Микроскоп школьный Эврика 40х-1280х в текстильном кейсе (15 шт)
Микроскоп предназначен для изучения биологических объектов в виде мазков и срезов. При работе с объективами 4х и 10х можно изучать непрозрачные плоские объекты. Микроскоп может быть использован для лабораторных биологических работ в домашних условиях, в школах, лицеях и дошкольных учебных заведениях. Микроскоп оснащен встроенными осветителями, которые работают от сети переменного тока 220В и от батареек.Изображение можно выводить на экран монитора компьютера.
Штатив микроскопа с наклонным окулярным тубусом, встроенным осветителем отраженного света с регулировкой яркости (светодиод) и трехгнездным револьвером — 1
Основание со встроенным осветителем проходящего света с регулировкой яркости (светодиод) и встроенным блоком питания- 1
Столик круглый подвижный (с клеммами и диском с диафрагмами со светофильтрами) — 1
Объектив — 4^0,1 — 1
Объектив — 10x0,25 — 1
Объектив — 40x0,65 — 1
Окуляр 10х — 1
Окуляр 16х — 1
Линза Барлоу 2х — 1
Шнур сетевой — 1
Текстильный кейс для переноски — 1 Руководство по эксплуатации — 1 Комнатные растения, используемые на занятиях:
-
Хлорофитум;
-
Традесканция;
-
Алоэ древовидный;
-
Аспарагус;
-
Бальзамин;
-
Плющ;
-
Каланхоэ;
-
Колеус;
-
Спатифиллум;
Конструкторы LegoEducation 45300, базовый набор Электромеханический конструктор для обучения содержит 280 деталей для сборки, пособия, программное обеспечение В составе набора есть двигатель, микрокомпьютер,
Поддерживаемые операционные системы:
Программирование, подготовка отчетов, интерактивные уроки iOS, Android, Mac OS, Crome OS, Windows
Датчики ультразвуковой, гироскоп, акселерометра
Конструктор LegoEducation развивает логику и мышление, моторику и ловкость, интерес к наукам, счет и математику, коммуникативные навыки, ИКТ навыки, навыки ведения проектов, навыки инженерии и проектирования, навыки схемотехники.
Планшет Irbis TW88 (15 шт)
-
планшет c клавиатурой 10.1", 1280x800, TFT IPS
-
встроенная память 32 Гб, слот microSDXC, до 64 Гб
-
Windows 10, ОЗУ 2 Гб, процессор IntelAtom Z3735F 1330 МГц
-
Wi-Fi, Bluetooth
размеры 173x244x9.6 мм, вес 588 г
Содержание по тематическим модулям.
Дополнительная общеобразовательнаяпрограмма естественно - научной направленности Лаборатория Z+ состоит из 4 модулей.
Первый модуль программы «Я -биолог», посвящен изучению строения и жизнедеятельности растительного организма, Изучение растений выбрано не случайно, для начальной школы это самый доступный и безопасный живой биологический объект.
Естествоиспытатель — учёный, изучающий природу и занимающийся естествознанием , либо просвещённый любитель естественных наук .
Второй модуль «Я- естествоиспытатель», посвящен изучению природных явлений и их влиянию на живой организм. Модуль может изучаться как отдельная единица, или являться продолжением первого модуля.
Модуль «Я- химик», предназначен для знакомства с широким кругом химических явлений.
Это позволяет первоначально ознакомить учащихся с теми химическими явлениями, с которыми они непосредственно сталкиваются в окружающем мире, прививается интерес к химии, как к одной из современных и постоянно развивающихся наук.
Модуль «Конструкторское бюро» предполагает создание и программирование простейших роботизированных систем для научно- исследовательских лабораторий. Дети, изучившие данный модуль, приобретают умения конструировать по схеме и словесной инструкции, начальные знания программирования в визуальной среде.
Образовательная задача модуля: Сургут-город, в котором холодный период длится 8-9 месяцев. Людям не хватает солнечного света, тепла и, конечно, витаминов. Витамины можно купить в аптеке, а можно получить из растений.
Учебная задача модуля: Как правильно вырастить растения, чтобы получить от них зимой как можно больше пользы?
Тематические рабочие группы: групповая работа(>5 чел), работа в паре, индивидуальная работа. Форматы: работа над проектом, исследовательские работы, решение проблемы, деловые игры.
Образовательная форма |
Игровая форма |
Тема |
Количество часов |
1-й этап«Биология-наука о живой природе» |
|||
Установочное сообщение. |
Доклад руководителя лаборатории |
Введение. Правила ТБ в лаборатории |
1 |
Экскурсия |
Игра- путешествие «Осенний парк». Научноисследовательские |
«Растение-живой организм». «Органы растения» «Жизненные формы растений». |
6 |
2-й этап «Исследовательские работы» |
|||
Практическая работа Лабораторная работа |
Деловая игра «Биологическая лаборатория» |
«Изготовление гербария» .(Используются травянистые растения распространённые в ХМАО) «Условия необходимые растениям для нормального роста. Посадка растений» «Влияние различных факторов на рост растения» (вода, воздух, свет, минеральные соли, состав почвы) «Вегетативное размножение каланхоэ» «Особенности вегетативного размножения хлорофитума и земляники » «Пересадка и размножение лекарственных растений (алоэ)» «Размножение клубнями (картофель) и корнеплодами (морковь, свекла)» «Проращивание луковиц разных растений». |
11 |
3-й этап «Результаты исследований биологической лаборатории» |
|||
Индивидуальные и групповые выступления |
Творческий семинар |
«Я - биолог» |
3 |
|
|
|
|
Модуль 2«Я-естествоиспытатель»
Образовательная задача модуля:
В народе говорят: «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья». Права ли народная мудрость?
Учебная задача модуля: Узнать, как факторы окружающей среды влияют на живой организм? Тематические рабочие группы:групповая работа(>5 чел), работа в паре, индивидуальная работа. Форматы: работа над проектом, исследовательские работы, решение проблемы, деловые игры.
Образовательная форма |
Игровая форма |
Тема |
Количество часов |
1-й этап «Естествоиспытатель-ученый, изучающий природные явления» |
|||
Вводное занятие |
Круглый стол |
«Солнце, воздух и водалучшие друзья растений». |
1 |
2-й этап «Естественнонаучная лаборатория» |
|||
Лабораторная работа, интеллектуальный марафон, просмотр и обсуждение видеофрагментов. |
Деловая игра «Лаборатория естествоиспытателя», Игра «Киностудия» (съемка проводимого эксперимента). |
«Свойства воды» «Растворимость веществ. Вода и растения» «Воздух. Состав и свойства воздуха» «Свойства воздуха» «Влияние количества воздуха на рост растения» «Солнце- источник света и тепла». «Волны- большие и маленькие». «Получение волны (тепловые, световые, звуковые» «Влияние световых и звуковых волн на рост растения» «Красивое коромысло через реку повисло.» |
11 |
3-й этап «Результаты исследований естествоиспытателей» |
|||
Подведение итогов работы |
Интеллектуальный марафон |
Научные путешествия |
2 |
Индивидуальные и групповые выступления |
Творческий семинар |
«Я - естествоиспытатель» |
3 |
Образовательная задача модуля:
Любой живой организм (животный или растительный) можно сравнить с маленьким химическим заводом, на котором постоянно происходить образование и разрушение различных химических веществ.
Учебная задача модуля: Выяснить какие вещества образуются в растениях и какую роль они играют для человека.
Тематические рабочие группы: групповая работа(>5 чел), работа в паре, индивидуальная работа. Форматы: работа над проектом, исследовательские работы, решение проблемы, деловые игры, круглый стол.
Образовательная форма |
Игровая форма |
Тема |
Количество часов |
1-й этап «Химия-наука о превращениях» |
|||
Вводное занятие |
Деловая игра |
«Химия - наука о веществах». |
1 |
Лабораторная работа |
Деловая игра «Химическая лаборатория», |
«Ознакомление с лабораторным оборудованием». «Простейшие операции с веществом» |
2 |
2-й этап «Экспериментикум» |
|||
Лабораторная работа |
Сюжетно- ролевая игра «Химическая лаборатория», Игра «Киностудия» (съемка проводимого эксперимента). |
«Обнаружение крахмала в картофеле, хлебе, крупах». «Обнаружение жира в орехах, семенах подсолнечника» «Обнаружение белка в горохе и фасоли». «Обнаружение кислот в лимоне и яблоке». «Обнаружение витаминов РР,С, А» «Растения индикаторы» «Получение пищевых красителей из растений». «Химия на кухне. Природные химические вещества, использующиеся на кухне» «Мука. Тесто». «Фруктовые кислоты. Уксусная кислота. Свойства и применение». «Соль и сахар. Структура и свойства». «Самый лучший способ отмыть жирную посуду». |
12 |
3-й этап «Химия- наука о превращениях» |
|||
Подведение итогов работы |
Круглый стол |
«Питательные вещества растений» (белки, жиры, углеводы, кислоты). |
1 |
Индивидуальные и групповые выступления |
Творческий семинар |
«Мои первые исследования в области химии» |
3 |
Модуль 4 «Конструкторское бюро»
Образовательная задача модуля:
Любая современная лаборатория предполагает наличие роботизированных систем, которые облегчают работу человека и делают её менее опасной.
Учебная задача модуля: Сможете ли вы создать роботов, которые будут работать на базе созданных лабораторий?
Тематические рабочие группы: групповая работа(>5 чел), работа в паре, индивидуальная работа. Форматы: работа над проектом, исследовательские работы, решение проблемы, деловые игры, решение задач (программирование).
Образовательная форма |
Игровая форма |
Тема |
Количество часов |
1-й этап «До чего дошел прогресс...» |
|||
Вводное занятие |
Деловая игра |
«Роботы- исследователи». |
1 |
Работа тематических групп |
Деловая игра |
«Основы программирования в визуальной среде» |
3 |
2-й этап «Конструкторское бюро» |
|||
Индивидуальные и групповые работы. |
Конструкторское бюро, сюжетноролевые игры |
«Исследования на базе биологической лаборатории». «Исследования на базе химической лаборатории» «Исследования на базе физической лаборатории» |
13 |
3-й этап «Роботы-помощники- лабораторные роботы» |
|||
Подведение итогов работы |
Творческий отчет |
«Роботы- исследователи» |
2 |
Методические рекомендации для родителей (законных представителей) детей.
Организация детского экспериментирования.
Исследовательская деятельность детей может стать одними из условий развития ребенка, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка. Чтобы организовать исследовательскую деятельность детей, необходимо создавать специальные проблемные ситуации. Задача родителей - развивать любознательность младшего школьника, увлечь их самим процессом познания. В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания. Заинтересованные в развитии своего ребенка родители могут организовать дома небольшую лабораторию, где вместе с детьми будут проводить опыты.
Правила домашнего экспериментирования.
-
Установите цель эксперимента.
-
Подберите вместе с ребенком материалы для исследования.
-
Создайте «План эксперимента»
-
Подведите итог.
-
Заведите вместе с ребенком «Дневник экспериментов».
На странице приведен фрагмент.
Автор: Леушина Надежда Анатольевна
→ Публикатор 19.05.2020 0 4478 455 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы