Рабочая программа элективного курса "Химия в задачах"; 10 класс


02-09

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №17» городского округа

город Стерлитамак Республики Башкортостан

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа элективного курса

«Химия в задачах»

для 10 класса

(профильный уровень)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель:

Калимуллина Айгуль Ришатовна

учитель химии и биологии

первой квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 


 

Пояснительная записка

 

Программа элективного курса по химии для 10 класса составлена на основе:

- Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования;

- Учебного плана и годового календарного графика МАОУ «СОШ № 17».

На изучение элективного курса ««Химия в задачах» в 10 классе отводится 34 часа, по 1 часу в неделю, согласно годовому календарному учебному графику МАОУ «СОШ №17».

Данный элективный курс предназначен для учащихся 10-х классов, изучающих химию на профильном уровне. Решение задач занимает в химическом образовании важное место, так как это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала по химии. Чтобы научиться химии, изучение теоретического материала должно сочетаться с систематическим использованием решения различных задач. Сознательное изучение основ химии немыслимо без понимания количественной стороны химических процессов.

Решение задач содействует конкретизации и упрочению знаний, развивает навыки самостоятельной работы, служит закреплению в памяти учащихся химических законов, теорий и важнейших понятий. Выполнение задач расширяет кругозор учащихся, позволяет устанавливать связи между явлениями, между причиной и следствием, развивает умение мыслить логически, воспитывает волю к преодолению трудностей. Умение решать задачи, является одним из показателей уровня развития химического мышления учащихся, глубины усвоения ими учебного материала.

Содержание курса отбиралось с целью дальнейшего углубления и расширения знаний по химии, и дополняет материал, получаемый на уроках химии в 10 классе (курс органической химии). Начиная с задач, химическое содержание которых простое и доступное и математический расчет несложен, формируются базовые умения и навыки решения задач, а затем переход к решению более сложных задач.

Цель рабочей программы: сформировать необходимые умения и навыки для решения расчетных задач и для проверки решения.

 

Основные цели курса:

- совершенствование подготовки учащихся с повышенным уровнем мотивации к изучению химии;

- сознательное усвоение теоретического материала по химии, умение использовать при решении задач совокупность приобретенных теоретических знаний, развитие логического мышления, приобретение необходимых навыков работы с литературой.

- развитие навыков самостоятельной работы;

- развитие умений логически мыслить, воспитание воли к преодолению трудностей, трудолюбия и добросовестности;

- развитие учебно-коммуникативных умений.

Задача курса:

- совершенствование знаний о типах расчетных задач и алгоритмах их решения;

- решение расчетных задач повышенной сложности;

- формирование навыков исследовательской деятельности.

 

По окончании курса учащиеся должны знать:

- химические свойства разных классов неорганических и органических соединений;

- признаки, условия и сущность химических реакций;

- химическую номенклатуру.

По окончании курса учащиеся должны уметь производить расчеты:

- по формулам и уравнениям реакций;

- определение компонентов смеси;

- определение формул соединений;

- растворимости веществ;

- вычисление объема газообразных веществ при н.у. и условиях, отличающихся от нормальных;

- переход от одного способа выражения концентрации к другому.

 

 

Содержание программы

 

Тема 1. Вычисления без использования химических уравнений (7 ч)

Вычисления, связанные с понятием количество вещества, молярный объем. Вычисления, связанные с понятием относительная плотность газа. Вычисления, связанные с использованием долей. (массовая, объемная, молярная доли, смеси, раствор, растворимость).

Тема 2. Задачи на газовые законы (3 ч)

Газовые законы: закон Авогадро и его следствия; объединенный газовый закон Бойля-Мариотта и Гей-Люссака. Уравнение Менделеева-Клайперона. Плотность газа, относительная плотность. Нормальные условия и условия отличные от нормальных. Международная система единиц (СИ). Массовая, объёмная и мольная доли газов. Средняя молярная масса. Составление и использование алгоритмических предписаний. Смешанные задачи.

Тема 3. Вычисления по уравнениям реакций (8 ч)

Задачи на «избыток-недостаток». Задачи с использованием долей. Задачи на смеси.

Тема 4. Решение комбинированных задач по основным классам органических соединений (10ч)

Задачи с использованием схем превращений органических соединений. Смешанные задачи. Экспериментальные задачи: проведение «мысленного эксперимента».

Тема № 5. Генетические цепочки поревращений (6 ч)

Химические свойства углеводородов, кислородсодержащих органических соединений, азотсодержащих органических соединений.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Календарно- тематическое планирование элективного курса в 10а классе

урока/

темы по разделу программы

Название раздела, тема урока

 

Дата проведения

Примечание

 

По плану

Фактическая

Тема 1. Вычисления, без использования химических уравнений (7 ч)

 

 

1/1

Вычисления, связанные с понятием количество вещества, молярный объем. Вычисления, связанные с понятием относительная плотность газа.

 

 

 

2/2

Вычисления, связанные с использованием долей (массовая, объемная, молярная доли)

 

 

 

3/3

Задачи на нахождение молярной массы смеси газов. Задачи на нахождение состава смеси газов по молярной массе.

 

 

 

4/4

Вычисления, связанные с использованием долей (смеси, раствор, растворимость). Способы выражения состава растворов, массовая доля растворенного вещества, молярная концентрация.

 

 

 

5/5

Задачи, связанные с образованием раствора с новой массовой долей растворенного вещества.

 

 

 

6/6

Задачи, связанные со смешиванием растворов.

 

 

 

7/7

Задачи, связанные со смешиванием растворов. «Правило креста» или «квадрат Пирсона».

 

 

 

Тема 2. Задачи на газовые законы (3 ч)

 

8/1

Задачи на газовые законы (Закон Авогадро и следствия из него)

 

 

 

9/2

Задачи на газовые законы (закон Бойля-Мариотта, идеальные газ).

 

 

 

10/3

Задачи на газовые законы (закон Гей-Люссака, закон Шарля, уравнение Менделеева-Клайперона).

 

 

 

Тема 3. Вычисления по уравнениям реакций (8 ч)

 

11/1

Задачи по химическим уравнениям, если одно из исходных веществ дано в избытке.

 

 

 

12/2

Задачи по химическим уравнениям, если одно из исходных веществ дано в избытке.

 

 

 

13/3

Решение задач, раскрывающих образование кислых и средних солей двухосновных кислот.

 

 

 

14/4

Решение задач, раскрывающих образование кислых и средних солей фосфорной кислоты.

 

 

 

15/5

Задачи на смеси, если в реакцию вступает два и более веществ.

 

 

 

16/6

Задачи на смеси, если в реакцию вступает два и более веществ.

 

 

 

17/7

Задачи на смеси, если одно вещество участвует в нескольких реакциях.

 

 

 

18/8

Задачи на смеси, если одно вещество участвует в нескольких реакциях.

 

 

 

Тема 4. Решение комбинированных задач по основным классам органических соединений. (10ч)

 

19/1

Комбинированные задачи на предельные углеводороды.

 

 

 

20/2

Комбинированные задачи на предельные углеводороды.

 

 

 

21/3

Комбинированные задачи на алкены, алкины.

 

 

 

22/4

Комбинированные задачи на алкадиены, арены.

 

 

 

23/5

Комбинированные задачи на спирты, фенолы.

 

 

 

24/6

Комбинированные задачи на альдегиды, кетоны.

 

 

 

25/7

Комбинированные задачи на карбоновые кислоты.

 

 

 

26/8

Комбинированные задачи на жиры, сложные эфиры.

 

 

 

27/9

Комбинированные задачи на азотсодержащие соединения.

 

 

 

28/10

Комбинированные задачи на азотсодержащие соединения.

 

 

 

Тема № 5. Генетические цепочки поревращений (6 ч)

 

29/1

Схемы превращений с углеводородами

 

 

 

30/2

Схемы превращений с углеводородами

 

 

 

31/3

Схемы превращений с кислородсодержащими соединениями

 

 

 

32/4

Схемы превращений с кислородсодержащими соединениями

 

 

 

33/5

Схемы превращений с азотсодержащими соединениями

 

 

 

34/6

Схемы превращений с азотсодержащими соединениями

 

 

 

Требования к результатам усвоения содержания рабочей программы

В результате изучения данного элективного курса учащийся должен знать:

знать/понимать:

важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительная молекулярная масса, химическая связь, электроотрицательность, валентность, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, тепловой эффект химической реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия,  гомологи;

основные законы химии: сохранения массы веществ, электролитической диссоциации, периодический закон;

основные теории химии:  химической связи, электролитической диссоциации,  строения органических соединений;

признаки, условия и сущность химических реакций; химическую номенклатуру.

уметь:

называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;

определять: валентность и степени окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях,  заряд иона,  принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

характеризовать общие химические свойства основных классов неорганических    и органических соединений;

производить расчеты: по формулам и уравнениям реакций; определение компонентов смеси; определение формул соединений; растворимости веществ; вычисление объема газообразных веществ при н.у. и условиях, отличающихся от нормальных; переход от одного способа выражения концентрации к другому;

выполнять химический эксперимент по распознаванию  важнейших неорганических и органических веществ;

проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников; использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

объяснения химических явлений, происходящих  в природе в быту и на производстве;

определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствии;

экологически грамотного поведения в окружающей среде;

оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

безопасного обращения с горючими и токсическими веществами, лабораторным оборудованием;

приготовления раствора заданной концентрации в быту и на производстве;

критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

 


 


 


 

Литература для учителя

    1. Артеменко А.И., Тикунова И.В. Химия 10-11 класс- М.: Просвещение, 2014

    2. Богданова Н.Н. Химия. Лабораторные опыты 8-11 классы –М.: Астрель АСТ, 2011

    3. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Настольная книга для учителя.- М.: Дрофа, 2014.

    4. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Тесты, упражнения, задачи. Органическая химия 10 класс.- М.: Дрофа, 2014.

    5. Горбунцова С.В. Тесты и ЕГЭ по основным разделам школьного курса химии: 10-11 классы.- М.: «ВАКО», 2013г.

    6. Кузнецова Н.Е., Левкин А.Н. Химия: 10 класс: задачник для учащихся общеобразовательных организаций. – М.: Вентана-Граф, 2014г.

    7. Лидин Р.А., Маргулис В.Б. Химия 10-11 классы. — М.: Дрофа, 2012.

    8. Хомченко И.Г. «Сборник задач и упражнений по химии для средней школы» М.; «Новая Волна», 2010г.

 

Литература для учащихся

  1. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Остроумова Е.Е. Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 10 класс: учебное пособие для общеобразовательных учреждений – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015.

  2. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Остроумова Е.Е. Общая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 класс: учебное пособие для общеобразовательных учреждений – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015.

  3. Единый государственный экзамен 2016. Химия. Универсальные материалы для подготовки учащихся - М.: Интеллект-Центр, 2016

  4. ЕГЭ 2010. Химия. Типовые тестовые задания / Ю.Н. Медведев. – М.: Издательство «Экзамен», 2015.

  5. Отличник ЕГЭ. Химия. Решение сложных задач. Под редакцией А.А. Кавериной / ФИПИ. – М.: Интеллект-Центр, 2013.

  6. Хомченко И.Г. Решение задач по химии. – М.: ООО «Издательство Новая Волна», 2015.

  7. Хомченко Г.П. Химия для поступающих в вузы: Учеб. пособие. – М.: Высш.шк., 2015.


 


 


 


 


 


Полный текст материала Рабочая программа элективного курса "Химия в задачах"; 10 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Калимуллина Айгуль Ришатовна  Публикатор
13.02.2023 0 1535 50

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК