Статья "Применение видео-сопровождения на уроках химии"
Применение видео-сопровождения на уроках химии
Автор: Прянин Александр Кимович
учитель химии МОУ «Гимназия №8»
г. Энгельса, Энгельсского района,
2011 год
1
Введение
В современной России, где происходят глубокие изменения во всех сферах жизнедеятельности, сформировался социальный запрос, связанный с воспитанием и развитием компетентной личности, способной действовать осмысленно, ориентируясь в постоянно меняющемся окружающем мире.
Являясь преподавателем химии, считаю, что для формирования такой личности необходимо использовать в процессе обучения современные педагогические технологии. Богатейшие возможности для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на занятиях химии предоставляет использование информационно – коммуникационные технологии (ИКТ). ИКТ на занятиях химии позволяют интенсифицировать деятельность преподавателя и учащегося; изучать явления и процессы в микро- и макромире, внутри сложных химических систем на основе использования средств компьютерной графики и моделирования; представлять в удобном для изучения масштабе различные химические процессы, реально протекающие с очень большой или малой скоростью; проводить лабораторные работы в условиях имитации реального опыта или эксперимента.
Одним из важнейших методических принципов позволяющих эффективно использовать ИКТ является совмещение компьютерных технологий с традиционными. Использование ИКТ на уроке должно быть целесообразно и методически обосновано, а не служить данью веления времени. К информационным технологиям я обращаюсь лишь в том случае, если они обеспечивают более высокий уровень образовательного процесса по сравнению с другими методами обучения. Компьютер в состоянии заменить основную часть наглядных пособий и моделей (они порой бывают слишком объёмными и громоздкими, особенно по органической химии, к тому же количество пособий не всегда достаточно для обеспечения всех учеников).
2
При организации практических работ компьютер становится эффективным помощником. Например, при изучении токсичных веществ (бензол, галогены и др.) виртуальный мир даёт возможность проводить химический эксперимент без риска для здоровья учащихся.
На протяжении ряда лет на своих занятиях и во внеурочной деятельности, я использую видео-сопровождение уроков. О преимуществах и возможностях применения этих ресурсов идет речь в моей работе.
3
Основное содержание
В последние годы возможность использования компьютеров на любом уроке непосредственно в кабинете химии привела к тому, что компьютеры стали использоваться системно. Это означает, что речь не идет о применении определенных технологий, приемов на каких-то отдельных этапах урока, на определенных типах урока и т.д. Компьютеры стали неотъемлемой частью всей системы преподавания химии в большинстве школе, а их использование обрело очертания системы. Тем не менее, как и любая другая система, система использования информационных технологий состоит из самых различных составляющих. Это компьютерный эксперимент и компьютерное моделирование, компьютерный контроль знаний, использование электронных учебников, в том числе электронных учебно-методических комплексов, создание собственных электронных пособий к урокам и т.д. Заметную роль в этой системе занимает применение видео-сопровождения. Изначально я использовал готовые обучающие программы на СD и DVD дисках, но очень скоро убедился, что их применение на уроках зачастую не рационально, а во многих случаях приводит не к экономии учебного времени а его затрате. Кроме этого, я еще никогда не встречал ни одного электронного или печатного учебного пособия, полностью отвечающего личным методическим взглядам каждого учителя. А учитель, успешно может вести урок только тогда, когда он это делает в соответствии с собственными убеждениями, ориентируясь на конкретную аудиторию, экспериментируя и творя вместе со своими учениками. Впрочем, большинство обучающих программ изначально не рассчитаны для применения их на уроке, они во многом не соответствуют программному материалу, в них редко соблюдается последовательность изложения, отвечающая школьным учебникам и т.д. В
4
основном эти программы создаются для индивидуальных занятий. Однако каждый сюжет в отдельности, будь то видеоролик или анимация, представляют методический интерес для учителя. Со временем я пришел к тому, что стал монтировать из отдельных видео- и анимационных сюжетов небольшие учебные фильмы продолжительностью от пяти до десяти минут, которые полностью соответствуют последовательности и содержанию изучаемой темы и моим методическим подходам.
Оговорюсь сразу: в данном случае речь не идет о каком либо авторстве с моей стороны, я только компоную готовые сюжеты, взятые из различных источников. Безусловно, я никогда не тиражирую эти фильмы и применяю их только на своих уроках, тем самым не нарушая авторских прав создателей тех сюжетов, которые я использую. То есть, это делается только для того, чтобы получить возможность демонстрации интересующих меня роликов одновременно, в течении одного урока, что я не могу сделать технически, если они содержатся на нескольких носителях. Подобная форма видео-сопровождения удобна еще и тем, что я, относительно легко могу изменить содержание фильма: добавить какие-то сюжеты или заменить их на другие.
В работе по монтажу фильмов я использую видео-редакторы Nero Vision и Pinnacle Studio.
Применяя такое сопровождение уроков, я, на первый взгляд, возвращаюсь к виду наглядности широко применяемой задолго до появления компьютера и даже самого телевидения, я имею в виду учебные кино-ролики, но, в отличии от учителя, вооруженного кинопроектором, я имею возможность в любой момент приостановить демонстрацию нажав на «паузу», вернуться к увиденному, добавить свои комментарии, акцентируя внимание класса на том или ином моменте, я могу воспроизвести ролик непрерывно, или фрагментами, включая воспроизведение, когда этого
5
требует логика урока. И главное: я имею возможность постоянно пополнять и обновлять коллекцию видео-ресурсов.
Разумеется, основная функция, которую выполняет видео-сопровождение на уроках – иллюстративная. При этом, в процессе объяснения нового материала, имеет смысл демонстрация тех экспери-ментов, которые невозможно провести «в живую» по различным причинам: это опыты связанные с реактивами запрещенными к использованию в школьной практике (токсичные вещества, взрывоопасные, легковоспла-меняемые и т.д.) и веществами, которых нет в школьной лаборатории. Либо, это реакции, которые требуют особых условий проведения, чаще всего из соображения безопасности. Однако, об этих реакциях идет речь в школьном учебнике, даны их описания, приведены уравнения, например: взаимодействие ртути с серой, разложение нитратов, взаимодействие металлов с хлором и бромом и т.д. Во всех этих случаях видеоролики - это единственная возможность познакомиться с этими реакциями воочию.
Безусловно, видео-опыты не должны вытеснять реальный эксперимент на уроках химии, но вполне возможно и полезно разумное сочетание этих компонентов. Например, при повторении изученного материала физически невозможно заново провести демонстрационные опыты, показанные на предыдущих уроках, но легко осуществим показ тех же экспериментов в цифровом варианте, причем с большой экономией времени. Я даже выработал особый методический прием, который называю «видео-опросом». Он заключается в том, что на экране демонстрируются химические опыты известных классу реакций, которые прерываются в нужный момент и на экране появляются титры предлагающие составить уравнения реакций, дать объяснение происходящим процессам и т.д. В этом случае соблюдается очень важный методический принцип, который принято называть «вариативным повтором», т.е. рассмотрение уже известного материала с новых позиций и в новой ситуации. Этот прием очень эффективен т.к. в
6
процессе вариативного повтора задействуется и моторная и зрительная и логическая память.
Особое значение играют анимационные сюжеты, позволяющие проиллюстрировать те объекты и процессы, которые, как правило, описываются вербально или с помощью достаточно приближенных схем: это касается, прежде всего, вопросов строения атома, пространственного строения молекул, механизмов реакций и т.д. Компьютерная графика позволяет рассмотреть эти объекты и процессы как бы изнутри, на уровне микромира. В этих случаях анимационные сюжеты просто незаменимы.
Не менее эффективны видео- и анимационные сюжеты при иллюстрировании вопросов связанных с различными технологическими процессами, практическим применением различных веществ, содержанием их в природе.
Но, помимо иллюстративных функций видео-сопровождение может выполнять ряд других задач, при условии его грамотного составления и применения. Чтобы планомерно управлять учебными действиями учащихся, учитель должен уметь так применять свой методический арсенал, чтобы операционная структура компонентов урока соответствовала преследуемым педагогическим целям и планируемым результатам. Нельзя забывать, что учебный фильм, каким бы эффектным, и методически точным он ни был, сам по себе не даст результата, если он не встроен в общую канву урока, если он лишен необходимых комментариев и не имеет продолжения в виде обсуждения или иного способа актуализации отраженной в нем информации.
Как известно, одна из основных задач обучения в современной школе – это формирование у учащихся приемов умственной деятельности. Как любой другой методический инструмент, видео-сопровождение должно быть подспорьем в решении этих задач.
7
Внимание – это состояние психологической концентрации, сосредоточенности на каком либо объекте. Чтобы успешно развивать внимание учащихся можно применять следующие приемы:
Учитель при демонстрации фильма должен учить учащихся замечать все наиболее типичное, характерное, мысленно отвечая на вопрос: что особенного в данном химическом объекте? Чем отличается данный объект или процесс от того с чем они уже встречались? Если речь идет о химической реакции, то уместно каждый раз напоминать учащимся о признаках химических реакций, если делать это систематически, то ученики, предвидя вопрос, начинают анализировать увиденное уже в процессе просмотра.
Приучать класс замечать все изменения, происходящие в реагирующей системе, желательно сразу после просмотра, потребовать краткое описание увиденного. Это превращает учащихся из пассивных наблюдателей в активных участников учебного процесса и как результат, вырабатывает привычку к концентрации внимания в нужный момент.
Учить детей охватывать своим вниманием, как можно большее информационное пространство, например: видеть не только то, что происходит в реакционной пробирке, но и замечать детали, видеть все оборудование в целом; не просто воспринимать картинку происходящего, но и соотносить ее с комментарием учителя. То есть практиковать развитие концентрации и распределения внимания.
Чаще менять вид деятельности: чередовать реальный эксперимент с видео, элементы лекции с беседой и обсуждением, менять темп урока - с размеренного на быстрый и наоборот. Это ведет к развитию таких свойств внимания, как переключение и сосредоточение.
8
Воображение – способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в памяти и мысленно манипулировать им.
Собственно, химия из всех естественнонаучных дисциплин требует в наибольшей степени наличия этого качества, так как очень многие категории в химии требуют их абстрактного осмысления, и часто ученикам трудно соотнести электронные схемы с тем, что представляют собой реальные атомы или молекулы, уравнения химических реакций с реальными химическими процессами. Видео- и анимационные сюжеты призваны «материализовать» в сознании учеников то, что порой невозможно увидеть или даже описать, как макрообъект.
Память – процессы запоминания, сохранения, воспроизводства и переработки человеком различной информации.
На запоминание сильно влияет эмоциональное отношение человека к тому, что запоминается. Все то, что вызывает у человека яркую эмоциональную реакцию, откладывает глубокий след в сознании и запоминается прочно и надолго. Безусловно, наиболее прочный след в памяти ученика оставляют те химические опыты, которые он осознанно провел своими руками и та информация которую он добыл самостоятельно, поскольку в этом случае в процесс запоминания включаются все виды памяти и все формы мыслительной деятельности. Однако, качественно выполненный видео-сюжет в совокупности со всеми необходимыми методическими приемами о которых шла речь выше, также хорошо запоминается на эмоциональном уровне.
Не менее важно развитие ассоциативной памяти. Но ассоциации по смежности, сходству, контрасту, которые поневоле возникают в процессе просмотра видеороликов, требуют немедленного закрепления и становятся
9
длительными во времени, если они подтверждаются в дальнейшем, возникая в различных учебных ситуациях по различным поводам. Поэтому очень важно на последующих уроках, как можно чаще апеллировать к увиденному или при удобном случае даже повторно демонстрировать сюжеты, что технически сделать не сложно. И только при подробном обсуждении содержания ролика вырабатываются наиболее сложные и устойчивые ассоциации – смысловые.
Мышление – высшая форма творческой активности человека, психический процесс отражения действительности.
Видео-сопровождение, при грамотном его применении, как всякая наглядность, вырабатывает, в основном, приемы репродуктивного мышления: наглядно-образного, наглядно-действенного. Но в том случае, когда видеосюжет становится предметом обсуждения, если требуется вербальное подтверждение увиденного, или в связи с этим происходит постановка проблемы, требующей своего решения, то при этом задействуется и словесно-логическое мышление словесно-логическое.
10
Заключение
Новые информационные технологии открывают совершенно новые технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и коммуникаций. Они направлены на достижение следующих целей:
- формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей;
- формирование личности информационного общества;
- максимальное усвоение учебного материала;
- формирование исследовательских умений, умений самостоятельно принимать оптимальные решения.
Использование видео-сопровождения на уроках химии решает, как одной из составных частей информационных технологий, решает более частные, оперативные задачи:
- увеличение объема учебного материала, при значительной экономии времени;
- улучшение наглядности подачи учебного материала за счет цвета, звука и движения;
- возможность демонстрации тех химических опытов, которые опасны для здоровья детей;
- ускорение темпа урока за счет эмоциональной составляющей.
Библиография
Выготская Л.С. Педагогическая технология // М.,1996
Зуева М.В. Развитие учащихся при обучении химии // М.,1978
Кулиев С.И., Степанова Н.А. Развитие химических способностей при использовании экспериментальных заданий. // Химия в школе, 2005 г, № 10
Макотрова Г.В. Интернет на уроке химии. // Химия в школе 2009. – № 10.
Мастер-класс учителя химии. // М. «Глобус» 2010
Первик С.П. Дети, компьютеры и коммуникации // Информатика и образование 1994
Щелканова Г.В. Использование информационных технологий на уроках химии. // Химия: методика преподавания. 2004, № 8.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Прянин Александр Кимович
→ Aleksandr3919 06.09.2011 2 7807 643 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.