Научное общество учащихся как способ организации исследовательской деятельности в школе.











Сметова Галина Александровна

учитель химии


МБОУ «Арьёвская СОШ»


















Научное общество учащихся как способ организации исследовательской деятельности в школе.

Практически в любом современном образовательном учреждении создано научное общество. Необходимость создания НОУ продиктована всем ходом развития учебно-воспитательного процесса в школе. Современное общество постоянно развивается и требует того же и от личности каждого ученика. Основным фактором личностного развития является особая форма организации педагогического процесса в виде научно-исследовательской деятельности. Педагогика чутко реагирует на возникающие трудности и проблемы в жизни общества, стремится соотнести свои специфические средства с новыми тенденциями воспитания и развития юных граждан. Актуальность проблемы взаимодействия социальных институтов воспитания в интересах учащихся отражает значимость и государственную важность разработанных механизмов социально-педагогической поддержки активности детей и молодежи. Членами научною общества могут быть учащиеся, изъявившие желание работать в нем и имеющие склонности к научному творчеству, а также учителя школы и студенты (выпускники школы). Цель деятельности НОУ - выявление и развитие интеллектуальных способностей учащихся.

Задачи деятельности НОУ:

  1. Расширение кругозора учащихся в области достижений отечественной и зарубежной науки.

  2. Выявление наиболее одарённых учащихся в разных областях науки и развитие их творческих способностей.

  3. Активное включение учащихся школы в процессе самообразования и саморазвития.

  4. Совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся, повышение уровня знаний и эрудиции в интересующих областях науки.

  5. Организация исследовательской деятельности учащихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации.

  6. Приобщение учащихся к исследовательской работе, совершенствующей навыки научно-исследовательской и природоохранной деятельности.

  7. Формирование у учащихся гуманного отношения и ответственного отношения к природе.

  8. Формирование осознанного личностного отношения к традиционной природосберегающей культуре своего района.

  9. Формирование современного экологического мышления.

Научно-исследовательская деятельность включает в себя организационные, трудовые и творческие процессы по управлению этой деятельностью, организацию выполнения ученических научно-исследовательских работ, апробацию и реализацию результатов выполнения ученических научно-исследовательских работ. Научно-исследовательская работа осуществляется в тесном сотрудничестве учащегося и руководителя. Для большинства учителей, работающих в школе, характерно соответствие двум требованиям к учителям: исполнительной дисциплины высокого уровня и постоянное проявление инициативы с целью повышения качества учебно-воспитательного процесса. Учащиеся, взаимодействуя с учителями, выполняют творческие задания и вносят свой вклад в разработку темы, что является одним из перспективных средств развития познавательной активности школьников.

Проведение научно-исследовательской работы предполагает наличие основных этапов, характерных для научного поиска: постановка проблемы, ознакомление с научно-популярной литературой по данной тематике, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ, обобщение, выводы. Эффективность деятельности научного общества учащихся зависит от того, насколько последовательно осуществляется руководство деятельностью учащихся. Какое значение для учащихся имеет научное общество? Оно дает возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях. Главный вопрос для таких учащихся вначале учебного года – выбор проблемы исследовательской работы. На данном этапе ученик и его научный руководитель должны чётко сформулировать тему, цель работы и сформулировать задачи, необходимые для достижения поставленной цели. Вторым шагом является составление плана работы, где предполагаются основные этапы работы и сроки выполнения. В дальнейшем предполагается сбор информации о конкретной выбранной проблеме (литературный обзор) и выбираются методы исследования, которые будут использованы в работе. Проведение собственно исследования это самый трудоёмкий этап работы. При необходимости эксперимент может быть повторён несколько раз. Полученные результаты должны быть обработаны: лучше представлять такие данные в виде таблиц, графиков, схем. Обработка полученных результатов является основой для составления выводов по работе, соответствующих цели, задачам и гипотезе исследования.

Общепринято, что работа должна состоять из следующих разделов:

1. Введение

2. Обзор литературных источников по данной теме

3. Краткое описание методики работы

4. Практическая часть работы с результатами исследования

5. Выводы по результатам исследования.

6. Рекомендации по практическому применению результатов работы

7. Список литературы.

8. Приложения.

Правильное оформление конкурсной работы создаёт первое впечатление о проведённом исследовании, необходимо обращать на это внимание. Если работа участвует в конкурсном прослушивании, то необходимо подготовить не только компьютерную презентацию, но и использовать стендовое оформление. Могут прилагаться фотографии и различные коллекции к работе. Наиболее важную роль играет научный руководитель. На него возлагаются следующие функциональные обязанности: выбор проблемной области, постановка задач, формулировка темы, идеи и разработка плана работы; детализация отобранного содержания, обеспечение контроля за работой, выявление недоработок, оказание помощи в подготовке к защите проекта. Выполненные работы рецензируются учителями и представляются на различных уровнях. Учебное заведение предоставляет возможность ученикам выступить с результатами своей работы. Это помогает ученику сформировать навык публичного выступления, повысить самооценку. Учащиеся так же могут выступать в различных конкурсах, представлять своё исследование на уроках, классных часах. Необходимо отметить, что работа ведётся постоянно, в течение всего учебного года. Наиболее значимыми занятиями для членов НОУ являются психологические тренинги («Технология публичного выступления»), методические занятия («Структура и содержание исследовательской работы»), библиотечные часы и т. д. Каждая работа проходит две ступени рецензирования, что даёт возможность корректировать работу до её завершения.











Литература:

1. Беленкова О. В. Исследовательская деятельность учащихся как механизм повышения качества образования. Электр. версия: http://festival.1september.ru

2. Высоцкая М. В. Биология и экология. 10-11 классы: проектная деятельность учащихся//Волгоград: Учитель, 2008.

3. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. - М.: «Вербум-М», 2001.

4. Зайнулина Ф. Ф. Организация исследовательской деятельности учащихся в школе// -М.: Первое сентября. Химия. № 10, 2008.

5. Нестерева Н. Г. Работа школьного научного общества «Наш край». Электр. версия: http://pedsovet.org/component

6. Развитие исследовательской деятельности учащихся: методический сборник. - М.: Народное образование, 2001.

7. Сергеев Н.К. Особенности организации и содержания научно-исследовательской деятельности. – М., 1993.

8. Школьный реферат / сост. Т.Е. Заводова. - Мн.: Изд. ООО «Красико-Принт», 2005.





Полный текст материала Научное общество учащихся как способ организации исследовательской деятельности в школе. смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Сметова Галина Александровна  GALINA35
03.02.2012 0 3756 549

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК