Статья "Интегративные процессы в современной школе (на примере курса химии и ОБЖ)"


Беляева Марина Петровна

Учитель химии

ГБОУ СОШ №604 г.Санкт-Петербург


Интегративные процессы в современной школе (на примере курса химии и ОБЖ)


Идея интеграции стала в последнее время предметом теоретических и практических исследований в связи с начавшимися процессами дифференциа­ции в обучении. Её нынешний этап характеризуется разработкой и проведени­ем учителями интегрированных уроков, в ряде случаев объединяющих много­численные предметы, изучение которых предусмотрено учебными планами общеобразовательных учреждений. Интеграция даёт возможность, с одной стороны, показать учащимся мир в целом, преодолев дисциплинарную разоб­щённость научного знания, а с другой - высвобождаемое при этом учебное время использовать для полноценного осуществления профильной дифферен­циации в обучении.

С практической точки зрения, интеграция предполагает усиление межпредметных связей (МПС), снижение перегрузок учащихся, расширение сфе­ры получаемой ими информации, подкрепление мотивации обучения.

В данной статье хотелось бы подробно остановиться на МПС школьного курса химии и курса основ безопасной жизнедеятельности (ОБЖ). Взаимосвя­занное изучение курса химии и ОБЖ раскрывает значение химии как науки, имеющей важное практическое применение во всех сферах жизнедеятельности человека, в том числе, способствующей усилению его безопасности на произ­водстве, в быту и в условиях возможных техногенных катастроф.

В условиях реализации МПС курса химии и ОБЖ можно выделить сле­дующие формы организации познавательной деятельности учащихся при изу­чении химии:

  • повторение материалов из курса ОБЖ при подготовке к урокам химии;

  • проведение беседы в процессе объяснения нового материала, актуализи­рующей знания из курса ОБЖ;

  • постановка и решение проблемных вопросов, требующих знаний из кур­сов химии и ОБЖ;

  • сочетание индивидуальных и групповых заданий (по интересам, по вы­бору, обязательных) с коллективной работой в классе;

  • внеклассная работа, обобщающая знания учащихся по химии и ОБЖ: экскурсии, викторины, посвященные МПС курса химии и ОБЖ.

Рассмотрим методику реализации МПС курса химии и ОБЖ на примере нескольких тем курса химии.


Тема: «Хлор. Физические свойства. Применение»

При изучении физических свойств хлора, его действия на организм чело­века, учитель или ученик, подготовивший сообщение по заданию учителя, рассказывают исторический факт о применении хлора в военных действиях во время Первой мировой войны, когда немцы 22 апреля 1915 года использовали хлор в качестве химического оружия против англичан и французов. В резуль­тате было отравлено 15 тыс. человек, из которых 5 тыс. погибли. 31 мая того же года немцы применили хлор против русской армии: из отравленных 9 тыс. человек погибли 1800. Для защиты от отравления стали применять пропитан­ные растворами поташа и питьевой соды повязки, а затем противогаз, в кото­ром для поглощения хлора использовался тиосульфат натрия. Учащимся пред­лагается написать химические реакции, происходящие при использовании по­вязок и противогаза, а также реакции нейтрализации хлора с помощью воды или едкого натра. Затем предлагается ответить на вопросы из курса ОБЖ:

1 .Что такое химическое отравление, какими веществами оно вызывается?

2. Какими путями отравляющие вещества проникают в организм? Обоб­щая ответы учащихся, можно дополнить сведения об отравляющих веществах на основе хлора, таких как фосген (СОСI2).

На дом учащимся можно предложить задачу: «При взаимодействии фос­гена с гидроксидом натрия образуются соли угольной и соляной кислот. Опре­делить объем 20%-ного раствора гидроксида натрия, необходимого для дега­зации 80 кг фосгена.


Тема: «Соединения азота. Аммиак».

С целью повторения сведений об азоте и его соединениях, полученных на уроках химии и ОБЖ, учащимся предлагается ответить на вопрос: с какой це­лью используются соединения азота в промышленности? В процессе беседы выясняется, что соединение азота с водородом - аммиак - используется в про­изводстве азотной кислоты, сельскохозяйственных удобрений, таких как мо­чевина, аммонийная селитра, и используется в качестве хладагента в холо­дильных установках. Аммиак относится к токсичным веществам. Далее уче­никам предлагается написать химические формулы перечисленных веществ и написать уравнения реакций нейтрализации аммиака в случае его разлива, на­пример, при транспортировке. Затем учащимся предлагается решить задачу: определить объем аммиака, образующегося при разложении 240 г техническо­го карбоната аммония, содержащего 30% примесей. После решения задачи учитель объясняет, что области применения соединений азота обширны. В во­енном деле, например, хлорид аммония применяется для наполнения дымовых шашек: при загорании зажигательной смеси хлорид аммония разлагается, об­разуя густой дым. Учащиеся записывают уравнение химической реакции: NH4CI = NH3 + НСl

Рассматривая области применения азотной кислоты и нитратов, учитель или учащиеся рассказывают о применении нитратов железа, меди, алюминия и хрома в текстильной промышленности в качестве протравы при крашении тканей; солей ртути, серебра, висмута - в медицине.

В качестве домашнего задания можно предложить задачу: водный раствор аммиака 20%-ной концентрации используется для дегазации техники и мест­ности, зараженной фосфорорганическими отравляющими веществами. Рассчи­тать объем аммиака и воды для получения 30 кг такого раствора.


Тема: «Углерод».

При изучении адсорбции, оксидов углерода (ll) и (IV) можно системати­чески использовать материалы курса ОБЖ, что будет способствовать углубле­нию знаний по ОБЖ. При изучении понятия адсорбции рассматривается сущ­ность процесса, демонстрируется опыт адсорбции оксида азота (IV) углем. В целях актуализации знаний по ОБЖ об использовании адсорбции углерода в противогазах учащимся задается вопрос: в каких средствах защиты использу­ется уголь? Ответы конкретизируются демонстрацией противогаза. Можно рассказать историю создания противогаза как средства защиты от отравляю­щих веществ. Рассказать, что в 1915 году Н. Д. Зелинский после применения немцами во время боевых действий газовой атаки с использованием хлора, когда погибло большое число солдат, предложил простейший противогаз в виде повязки с углем. В дальнейшем, Зелинский и русский инженер Кумант усо­вершенствовали простые противогазы. Далее можно предложить учащимся самим назвать области применения противогазов в мирное время. Ознакомить их с современными противогазами, образцы которых есть в кабинете ОБЖ.

При изучении свойств и применения оксида углерода (IV) можно рас­смотреть способы тушения пожаров. При этом учащиеся, опираясь на знания, полученные в курсе химии и ОБЖ, вычисляют молярную массу углекислого газа, сравнивают ее со средней молярной массой воздуха, объясняют процесс тушения горящего керосина с помощью воды и углекислого газа. Далее де­монстрируется огнетушитель, заполненный углекислым газом, и рассказыва­ется о принципе его действия и правилах работы с ним.

В домашнее задание включаются вопросы на повторение видов противо­газов и условий их применения с написанием уравнений химических реакций, происходящих в них, а также предлагается решить задачу: «Вычислить объе­мы азота и оксида углерода (IV), образующиеся при дегазации 164,5 г хлор­пикрина (CCI3NO2) сульфидом натрия».

Научно-технический прогресс предъявляет особые требования ко всем сферам человеческой деятельности, в том числе, к процессу обучения. На ос­нове интенсивного взаимопроникновения науки и техники в производство происходит сближение и взаимообогащение разных областей науки. В на­стоящее время появились гибридные науки, в содержании которых соедини­лись понятия, научные теории и факты нескольких наук. Все это требует уси­ления межпредметных связей (МПС) в преподавании основ наук в средней школе и открывает широкие возможности для реализации этих связей.


Полный текст материала Статья "Интегративные процессы в современной школе (на примере курса химии и ОБЖ)" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Беляева Марина Петровна  marina_711
18.07.2012 0 3465 563

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК