Статья "Интегративные процессы в современной школе (на примере курса химии и ОБЖ)"
Беляева Марина Петровна
Учитель химии
ГБОУ СОШ №604 г.Санкт-Петербург
Интегративные процессы в современной школе (на примере курса химии и ОБЖ)
Идея интеграции стала в последнее время предметом теоретических и практических исследований в связи с начавшимися процессами дифференциации в обучении. Её нынешний этап характеризуется разработкой и проведением учителями интегрированных уроков, в ряде случаев объединяющих многочисленные предметы, изучение которых предусмотрено учебными планами общеобразовательных учреждений. Интеграция даёт возможность, с одной стороны, показать учащимся мир в целом, преодолев дисциплинарную разобщённость научного знания, а с другой - высвобождаемое при этом учебное время использовать для полноценного осуществления профильной дифференциации в обучении.
С практической точки зрения, интеграция предполагает усиление межпредметных связей (МПС), снижение перегрузок учащихся, расширение сферы получаемой ими информации, подкрепление мотивации обучения.
В данной статье хотелось бы подробно остановиться на МПС школьного курса химии и курса основ безопасной жизнедеятельности (ОБЖ). Взаимосвязанное изучение курса химии и ОБЖ раскрывает значение химии как науки, имеющей важное практическое применение во всех сферах жизнедеятельности человека, в том числе, способствующей усилению его безопасности на производстве, в быту и в условиях возможных техногенных катастроф.
В условиях реализации МПС курса химии и ОБЖ можно выделить следующие формы организации познавательной деятельности учащихся при изучении химии:
повторение материалов из курса ОБЖ при подготовке к урокам химии;
проведение беседы в процессе объяснения нового материала, актуализирующей знания из курса ОБЖ;
постановка и решение проблемных вопросов, требующих знаний из курсов химии и ОБЖ;
сочетание индивидуальных и групповых заданий (по интересам, по выбору, обязательных) с коллективной работой в классе;
внеклассная работа, обобщающая знания учащихся по химии и ОБЖ: экскурсии, викторины, посвященные МПС курса химии и ОБЖ.
Рассмотрим методику реализации МПС курса химии и ОБЖ на примере нескольких тем курса химии.
Тема: «Хлор. Физические свойства. Применение»
При изучении физических свойств хлора, его действия на организм человека, учитель или ученик, подготовивший сообщение по заданию учителя, рассказывают исторический факт о применении хлора в военных действиях во время Первой мировой войны, когда немцы 22 апреля 1915 года использовали хлор в качестве химического оружия против англичан и французов. В результате было отравлено 15 тыс. человек, из которых 5 тыс. погибли. 31 мая того же года немцы применили хлор против русской армии: из отравленных 9 тыс. человек погибли 1800. Для защиты от отравления стали применять пропитанные растворами поташа и питьевой соды повязки, а затем противогаз, в котором для поглощения хлора использовался тиосульфат натрия. Учащимся предлагается написать химические реакции, происходящие при использовании повязок и противогаза, а также реакции нейтрализации хлора с помощью воды или едкого натра. Затем предлагается ответить на вопросы из курса ОБЖ:
1 .Что такое химическое отравление, какими веществами оно вызывается?
2. Какими путями отравляющие вещества проникают в организм? Обобщая ответы учащихся, можно дополнить сведения об отравляющих веществах на основе хлора, таких как фосген (СОСI2).
На дом учащимся можно предложить задачу: «При взаимодействии фосгена с гидроксидом натрия образуются соли угольной и соляной кислот. Определить объем 20%-ного раствора гидроксида натрия, необходимого для дегазации 80 кг фосгена.
Тема: «Соединения азота. Аммиак».
С целью повторения сведений об азоте и его соединениях, полученных на уроках химии и ОБЖ, учащимся предлагается ответить на вопрос: с какой целью используются соединения азота в промышленности? В процессе беседы выясняется, что соединение азота с водородом - аммиак - используется в производстве азотной кислоты, сельскохозяйственных удобрений, таких как мочевина, аммонийная селитра, и используется в качестве хладагента в холодильных установках. Аммиак относится к токсичным веществам. Далее ученикам предлагается написать химические формулы перечисленных веществ и написать уравнения реакций нейтрализации аммиака в случае его разлива, например, при транспортировке. Затем учащимся предлагается решить задачу: определить объем аммиака, образующегося при разложении 240 г технического карбоната аммония, содержащего 30% примесей. После решения задачи учитель объясняет, что области применения соединений азота обширны. В военном деле, например, хлорид аммония применяется для наполнения дымовых шашек: при загорании зажигательной смеси хлорид аммония разлагается, образуя густой дым. Учащиеся записывают уравнение химической реакции: NH4CI = NH3 + НСl
Рассматривая области применения азотной кислоты и нитратов, учитель или учащиеся рассказывают о применении нитратов железа, меди, алюминия и хрома в текстильной промышленности в качестве протравы при крашении тканей; солей ртути, серебра, висмута - в медицине.
В качестве домашнего задания можно предложить задачу: водный раствор аммиака 20%-ной концентрации используется для дегазации техники и местности, зараженной фосфорорганическими отравляющими веществами. Рассчитать объем аммиака и воды для получения 30 кг такого раствора.
Тема: «Углерод».
При изучении адсорбции, оксидов углерода (ll) и (IV) можно систематически использовать материалы курса ОБЖ, что будет способствовать углублению знаний по ОБЖ. При изучении понятия адсорбции рассматривается сущность процесса, демонстрируется опыт адсорбции оксида азота (IV) углем. В целях актуализации знаний по ОБЖ об использовании адсорбции углерода в противогазах учащимся задается вопрос: в каких средствах защиты используется уголь? Ответы конкретизируются демонстрацией противогаза. Можно рассказать историю создания противогаза как средства защиты от отравляющих веществ. Рассказать, что в 1915 году Н. Д. Зелинский после применения немцами во время боевых действий газовой атаки с использованием хлора, когда погибло большое число солдат, предложил простейший противогаз в виде повязки с углем. В дальнейшем, Зелинский и русский инженер Кумант усовершенствовали простые противогазы. Далее можно предложить учащимся самим назвать области применения противогазов в мирное время. Ознакомить их с современными противогазами, образцы которых есть в кабинете ОБЖ.
При изучении свойств и применения оксида углерода (IV) можно рассмотреть способы тушения пожаров. При этом учащиеся, опираясь на знания, полученные в курсе химии и ОБЖ, вычисляют молярную массу углекислого газа, сравнивают ее со средней молярной массой воздуха, объясняют процесс тушения горящего керосина с помощью воды и углекислого газа. Далее демонстрируется огнетушитель, заполненный углекислым газом, и рассказывается о принципе его действия и правилах работы с ним.
В домашнее задание включаются вопросы на повторение видов противогазов и условий их применения с написанием уравнений химических реакций, происходящих в них, а также предлагается решить задачу: «Вычислить объемы азота и оксида углерода (IV), образующиеся при дегазации 164,5 г хлорпикрина (CCI3NO2) сульфидом натрия».
Научно-технический прогресс предъявляет особые требования ко всем сферам человеческой деятельности, в том числе, к процессу обучения. На основе интенсивного взаимопроникновения науки и техники в производство происходит сближение и взаимообогащение разных областей науки. В настоящее время появились гибридные науки, в содержании которых соединились понятия, научные теории и факты нескольких наук. Все это требует усиления межпредметных связей (МПС) в преподавании основ наук в средней школе и открывает широкие возможности для реализации этих связей.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Беляева Марина Петровна
→ marina_711 18.07.2012 0 3465 563 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.