Статья "Использование литературный произведений на уроках химии"


 Работа учителя трудна, но и очень интересна. Каждый ребенок уникален, каждый класс по-своему особенный. Работая много лет учителем химии,  я убедилась, в том, что учащиеся должны применять полученные знания в обыденной жизни. После проведенного урока анализирую, думаю,  как провести очередной урок, чтобы твой урок запомнился, захотелось провести подобные реакции дома. Для большинства моих учеников химия кажется предметом совсем необязательным. Приходится много читать, искать дополнительного материала за тем, чтобы  сделать урок  интересным, творческим, запоминающимся.

Применяя метапредметные связи,  стараюсь  посмотреть даже на самую «химическую проблему» под углом зрения общей культуры. Думаю, что нельзя «забрасывать» детей только сложными химическими понятиями и терминами. Химия может помогать  ребятам в реальной жизни.  Поэтому с первых уроков для создания эмоционального положительного настроя  использую литературные произведения при иллюстрации химических опытов.

Инновационные процессы в современном химическом образовании поставили перед методической наукой новые задачи и, прежде всего, определение возможных путей гуманитаризации содержания обучения химии. Предмет химии имеет собственные, как пишет И.М. Титова, "огромные резервы в плане гуманитаризации содержания (нацеленность научных знаний на удовлетворение потребностей человека; проникновение химических знаний во все сферы материальной жизни, включая технику, медицину, сельское хозяйство, искусство…)".

Все начинается с урока. Как его построить, чтобы можно было реализовать все его учебно-воспитательные задачи. Учитель должен не только хорошо знать свой предмет, но и ориентироваться в околопредметных сферах: биологии, географии, физике .Школьный предмет химия труден и перенасыщен. Поэтому на каждом уроке  я стараюсь заинтересовать детей, увлечь химией.

Знакомя с новым увлекательным предметом,  стараюсь показать учащимся, что химия встречается на каждом шагу. Начинаем с кухни.  М.В.Ломоносов   говорил, что«…химия способствует в приготовлении вкусных питий и яств». В каждом доме есть химическая лаборатория.  Как это доказать? Очень легко. У любой хозяйки на кухне есть сода, моющее средство для посуды, уксусная кислота. Поэтому легко и просто можно сделать этот опыт. А проиллюстрировать литературным произведением.

(Лепим вулкан из слоеного теста, внутрь ставим банку. Далее насыпаем 1 столовую ложку питьевой соды, столько же жидкости для мытья посуды, несколько капель красителя затем вливаем уксусную кислоту. Очень осторожно, чтобы не обжечься. И чудо из жерла -  бурлящая пена)

Какое литературное произведение иллюстрирует этот опыт?

Многие учащиеся в данном опыте легко узнают произведение Жюль Верна « Дети капитана Гранта» . А я читаю им отрывок из главы «Сильнодействующие средства Паганеля»:

«…Из-под тонкой коры земли доносились глухой рев и свист пламени. Вскоре появилось несколько трещин, из которых выбивались горячие пары- признак того, что опасность близка.

…Слой земли в ту же минуту прорвался. Из образовавшегося отверстия с грохотом вырвался огненный столб, а за ним хлынула кипящая вода и лава… Вся вершина содрогнулась…Комья земли, лава, вулканические обломки- все смешалось в едином потоке. Огненные реки потекли по склонам Маунгахауми. Соседние горы осветились заревом извержения. Лава уже клокотала в лагере дикарей…»Также этот опыт можно использовать и в 9-м классе при изучении темы «Соединения серы», добавив еще одно литературное произведение, отрывок из стихотворения Оксаны Агеенковой 
                                      
Это огромный Везувий, вулкан
Мал человек, а вулкан – великан
Вот он проснулся, и громко зевнул –
Огненным жаром из жерла дохнул           
 Лава по склонам на город течет….

При объяснении еще использую репродукцию картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи». Девятиклассники при этом могут уже с помощью химических реакций объяснить причину гибели Помпеи.


Произведения художественной литературы, совершенствуя образное мышление учащихся, оказывают благотворное влияние на развитие их воображения, способность высказывать оригинальные идеи.

Можно ли в домашних условиях запустить ракету в космос? Конечно. И опять нам на помощь придет сода и теперь уже лимон.

(Выдавляем лимонный сок, смешиваем с водой,  наливаем в бутылку. Заворачиваем  питьевую соду в туалетную бумагу и быстро отпускаем в бутылку. Затыкаем пробкой-ракетой, но не очень плотно. И ждем … Чрез некоторое время пробка легко вылетает из горлышка...

Полный текст материала Статья "Использование литературный произведений на уроках химии" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Мелехина Наталья Александровна  НатаАлексМел
13.06.2013 1 4334 618

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Интересные инструкции по ПК

Лучшие материалы сайта для вас
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 1
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
1 Innulya • 18:57, 06.11.2014
Интегрированные уроки дают возможность учащимся использовать весь свой интеллектуальный потенциал, развивают коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия. Спасибо!
[Материал]