Статья "Время и интерактивная доска"
В календаре – третье тысячелетие. Время летит быстро. И так же, а может быть и еще быстрее, оно меняет нашу жизнь.
Нам, живущим в ХХI веке, порой может казаться, что достижения цивилизации, окружающие нас на каждом шагу, существовали всегда или, по крайней мере, очень давно, хотя мы, конечно, знаем, что это не так. Реклама наперебой предлагает нам скоростные виды передвижения: самолеты, скоростные поезда, морские лайнеры. Вот совсем недавно журналисты с восторгом отмечали тот факт, что наш нынешний президент пересек страну с запада на восток не на самолете или скоростном поезде, а (надо же!) на LADA Kalina. И Дмитрий Иванович Менделеев в 1850 г. при переезде из Тобольска в Петербург тоже не пользовался самолетом или скоростным поездом, он ехал на лошадях. Да и Радищев, совершая свое знаменитое путешествие из Петербурга в Москву, довольствовался гужевым транспортом. В то время это был самый скоростной вид передвижения. Нас отделяют от них какие-то полторы-две сотни лет, а как изменились скорости и комфорт на транспорте.
Нас не удивляет сейчас обилие автомашин на дорогах (не удивляет, порой раздражает – еще бы «пробки»), а ведь для того, чтобы автомобиль стал повседневностью нашей жизни, мало было изобрести двигатель, надо было еще сделать доступным производство резины (каучука). А если вспомнить, что первая партия каучука по методу Лебедева была получена на опытном заводе в Ленинграде в 1930 году, а спустя два года в Ярославле пущен в строй первый в мире завод по производству синтетического каучука, то становится ясно, что за эти 80 лет (для истории это мгновение) представление человечества о транспорте претерпело колоссальные изменения.
А вот другой пример – полиэтилен. Нам сейчас трудно представить нашу жизнь без такого упаковочного материала, как полиэтиленовый мешок. А ведь полиэтиленовые мешки появились не так уж давно. Например, в пятидесятых годах ХХ века, когда покупатель в продовольственном магазине просил продавца взвесить ему 200 г развесного сливочного масла, продавец упаковывал ему это масло в бумагу. Бумага была единственным упаковочным материалом и для продуктов питания, и для промтоваров. И в магазинах на каждом прилавке обязательным атрибутом был или рулон бумаги, или стопка уже нарезанной бумаги. Когда на лекции о полиэтилене я рассказываю об этом студентам нашего колледжа, верят мне не все. Но люди старшего поколения помнят, что было это именно так.
Действительно, в наш быт полиэтилен вошел не так уж давно. Да это и не удивительно. Впервые полиэтилен был получен в 1936 году английскими и советскими химиками. Полимер получился стойким к любым кислотам и щелочам и вдобавок обладал уникальными электроизоляционными и диэлектрическими характеристиками. Не стоит удивляться тому, что первым потребителем этого полимера и у нас, и за рубежом стала радиолокационная техника. Вот как пишет об этом Элиас в книге «Мегамолекулы». «Многие историки считают, что не солдаты и генералы выиграли битву за Британию во второй мировой войне; их успех стал возможен благодаря полиэтилену. Этот пластик является чудесным изолятором для высокочастотных устройств. Такой материал был крайне необходим при конструировании только что изобретенных радаров, благодаря которым можно было следить за курсом немецких бомбардировщиков и поднимать по тревоге истребители. Без полиэтилена не было бы радаров, без радаров не было бы заблаговременного сигнала воздушной тревоги, не было бы успешной обороны». Сейчас полиэтилен, конечно, утратил первенство среди диэлектриков. Но зато теперь он повсеместно – незаменимый упаковочный материал. Так время расставляет свои акценты в нашей жизни.
В связи с вышесказанным нетрудно будет понять и то, почему, когда несколько лет назад наш бывший губернатор В.И.Матвиенко в одном из своих выступлений, посвященных образованию, сказала, что в недалеком будущем учитель с мелом в руке будет достоянием истории. Тогда многие из нас, преподавателей, скептически отнеслись к этому высказыванию. Не скрою, среди этих скептиков была тогда и я. Теперь же, после двух лет работы с интерактивной доской, моя позиция резко изменилась. Поэтому сейчас мне хотелось бы высказать некоторые соображения в пользу применения интерактивной доски, по крайней мере, на уроках химии. Может быть, кого-то из моих прежних единомышленников это сможет убедить.
Прежде всего, с помощью интерактивной доски за короткое время можно дать много интересной информации, и в первую очередь, исторического плана, которая делает урок более содержательным, более увлекательным, а также способствующим развитию кругозора и интеллекта студентов. Например, рассказывая об открытии Периодического закона и Периодической системы, в отсутствии интерактивной доски, преподаватель вряд ли имеет возможность остановиться на доменделеевских попытках систематизации элементов (а такие попытки были) – это заняло бы много времени. Интерактивная доска позволяет сделать такой исторический обзор быстро и интересно (Слайд 2). Или, рассматривая электрохимический ряд напряжений металлов, показать, как выглядели «вольтовы столбы», рассказать о том, какой интерес к опытам Алессандро Вольта проявлял Наполеон (Слайд 3). Или, раскрывая тему «Анилин», показать из чего получали в старину натуральные красители индиго и пурпур, что собой представляют их искусственные заменители и почему, например, темой получения заменителей красителей интересовался Наполеон (опять Наполеон). (Слайды 4,5).
Кроме того, неоценимую услугу оказывает интерактивная доска при демонстрации механизма протекания химических реакций. С помощью интерактивной доски становится возможным показать в движении схему отщепления молекулы водорода или молекулы воды, или другого вещества, показать разрыв одних связей и образование других и т.д. (Слайды 6 – 9).
Весьма полезной интерактивная доска становится при рассмотрении механизма образования полимерных веществ. Тема образования высокомолекулярных соединений, а белковых молекул особенно, вообще вызывает немало трудностей у студентов. И здесь ощутимую помощь оказывает интерактивная доска (Слайды 10 – 11) .
Понимание многих химических процессов, в том числе образование химических связей, также значительно облегчается с использованием интерактивной доски (Слайд 12).
Кроме того, интерактивная доска позволяет очень быстро, без особой подготовки переходить к показу коротеньких 2–3-минутных учебных фильмов, которые часто бывают весьма полезны для понимания той или иной темы.
Особая роль интерактивной доске принадлежит в процессе закрепления пройденного на уроке материала. Мобильность и возможность задать большое количество вопросов, используя минимум учебного времени, повышают качество усвоения материала (Слайды 13 – 19).
В процессе закрепления материала студенты могут и сами писать на доске какие-то формулы и реакции (кстати сказать, им это очень нравится).
А если осталось время после напряженного труда, (интерактивная доска это позволяет) можно дать студентам минуту разгрузки (Слайд 20).
Не знаю, смогла ли я кого-нибудь убедить, но, поверьте, работать с интерактивной доской стало намного интереснее даже для себя самой как для преподавателя. Теперь я, действительно, забыла, что такое мел (дамы, ведь от мела так сохнет кожа рук). Для своей работы на интерактивной доске я перевела на слайды весь курс органической химии, весь курс общей и неорганической химии, и раздел химии с элементами экологии в курсе «Естествознание» для СПО. Да, мне пришлось потратить на это много времени, но я об этом не жалею (я еще не встретила ни одного человека, который пожалел о времени, затраченном на подготовку информационной базы для работы на интерактивной доске, – не пожалеете и Вы). Периодически, по мере появления какой-то новой информации я частично обновляю свою информационную базу. Поэтому база слайдов, подготовленная для работы на интерактивной доске – это не застывший монолит, это продукт процесса, находящегося в постоянном развитии и совершенствовании.
Безусловно, приобретение интерактивной доски для учебного заведения связано с немалыми затратами. Поэтому хочется сказать слова искренней благодарности в адрес администрации нашего колледжа и, прежде всего, нашему директору Антоновой Светлане Александровне, которая уделяет большое внимание внедрению в учебный процесс новых технологий – в нашем колледже многие классы оснащены интерактивными досками. И эти затраты не бесполезны.
В заключение хочу сказать: жизнь не стоит на месте, и когда-нибудь, возможно даже очень скоро, и интерактивная доска отойдет в прошлое, но на сегодняшний день – это мощное средство для достижения главной цели образования – повышения уровня знаний студентов. Немаловажным является и тот факт, что применение на уроке интерактивной доски существенно повышает степень комфортности и для студентов, и для преподавателя. Вместе же, высокий уровень знаний плюс комфортность на уроке, – это еще один шаг на пути повышения эффективности урока, а значит, повышения качества образования.
Нам, живущим в ХХI веке, порой может казаться, что достижения цивилизации, окружающие нас на каждом шагу, существовали всегда или, по крайней мере, очень давно, хотя мы, конечно, знаем, что это не так. Реклама наперебой предлагает нам скоростные виды передвижения: самолеты, скоростные поезда, морские лайнеры. Вот совсем недавно журналисты с восторгом отмечали тот факт, что наш нынешний президент пересек страну с запада на восток не на самолете или скоростном поезде, а (надо же!) на LADA Kalina. И Дмитрий Иванович Менделеев в 1850 г. при переезде из Тобольска в Петербург тоже не пользовался самолетом или скоростным поездом, он ехал на лошадях. Да и Радищев, совершая свое знаменитое путешествие из Петербурга в Москву, довольствовался гужевым транспортом. В то время это был самый скоростной вид передвижения. Нас отделяют от них какие-то полторы-две сотни лет, а как изменились скорости и комфорт на транспорте.
Нас не удивляет сейчас обилие автомашин на дорогах (не удивляет, порой раздражает – еще бы «пробки»), а ведь для того, чтобы автомобиль стал повседневностью нашей жизни, мало было изобрести двигатель, надо было еще сделать доступным производство резины (каучука). А если вспомнить, что первая партия каучука по методу Лебедева была получена на опытном заводе в Ленинграде в 1930 году, а спустя два года в Ярославле пущен в строй первый в мире завод по производству синтетического каучука, то становится ясно, что за эти 80 лет (для истории это мгновение) представление человечества о транспорте претерпело колоссальные изменения.
А вот другой пример – полиэтилен. Нам сейчас трудно представить нашу жизнь без такого упаковочного материала, как полиэтиленовый мешок. А ведь полиэтиленовые мешки появились не так уж давно. Например, в пятидесятых годах ХХ века, когда покупатель в продовольственном магазине просил продавца взвесить ему 200 г развесного сливочного масла, продавец упаковывал ему это масло в бумагу. Бумага была единственным упаковочным материалом и для продуктов питания, и для промтоваров. И в магазинах на каждом прилавке обязательным атрибутом был или рулон бумаги, или стопка уже нарезанной бумаги. Когда на лекции о полиэтилене я рассказываю об этом студентам нашего колледжа, верят мне не все. Но люди старшего поколения помнят, что было это именно так.
Действительно, в наш быт полиэтилен вошел не так уж давно. Да это и не удивительно. Впервые полиэтилен был получен в 1936 году английскими и советскими химиками. Полимер получился стойким к любым кислотам и щелочам и вдобавок обладал уникальными электроизоляционными и диэлектрическими характеристиками. Не стоит удивляться тому, что первым потребителем этого полимера и у нас, и за рубежом стала радиолокационная техника. Вот как пишет об этом Элиас в книге «Мегамолекулы». «Многие историки считают, что не солдаты и генералы выиграли битву за Британию во второй мировой войне; их успех стал возможен благодаря полиэтилену. Этот пластик является чудесным изолятором для высокочастотных устройств. Такой материал был крайне необходим при конструировании только что изобретенных радаров, благодаря которым можно было следить за курсом немецких бомбардировщиков и поднимать по тревоге истребители. Без полиэтилена не было бы радаров, без радаров не было бы заблаговременного сигнала воздушной тревоги, не было бы успешной обороны». Сейчас полиэтилен, конечно, утратил первенство среди диэлектриков. Но зато теперь он повсеместно – незаменимый упаковочный материал. Так время расставляет свои акценты в нашей жизни.
В связи с вышесказанным нетрудно будет понять и то, почему, когда несколько лет назад наш бывший губернатор В.И.Матвиенко в одном из своих выступлений, посвященных образованию, сказала, что в недалеком будущем учитель с мелом в руке будет достоянием истории. Тогда многие из нас, преподавателей, скептически отнеслись к этому высказыванию. Не скрою, среди этих скептиков была тогда и я. Теперь же, после двух лет работы с интерактивной доской, моя позиция резко изменилась. Поэтому сейчас мне хотелось бы высказать некоторые соображения в пользу применения интерактивной доски, по крайней мере, на уроках химии. Может быть, кого-то из моих прежних единомышленников это сможет убедить.
Прежде всего, с помощью интерактивной доски за короткое время можно дать много интересной информации, и в первую очередь, исторического плана, которая делает урок более содержательным, более увлекательным, а также способствующим развитию кругозора и интеллекта студентов. Например, рассказывая об открытии Периодического закона и Периодической системы, в отсутствии интерактивной доски, преподаватель вряд ли имеет возможность остановиться на доменделеевских попытках систематизации элементов (а такие попытки были) – это заняло бы много времени. Интерактивная доска позволяет сделать такой исторический обзор быстро и интересно (Слайд 2). Или, рассматривая электрохимический ряд напряжений металлов, показать, как выглядели «вольтовы столбы», рассказать о том, какой интерес к опытам Алессандро Вольта проявлял Наполеон (Слайд 3). Или, раскрывая тему «Анилин», показать из чего получали в старину натуральные красители индиго и пурпур, что собой представляют их искусственные заменители и почему, например, темой получения заменителей красителей интересовался Наполеон (опять Наполеон). (Слайды 4,5).
Кроме того, неоценимую услугу оказывает интерактивная доска при демонстрации механизма протекания химических реакций. С помощью интерактивной доски становится возможным показать в движении схему отщепления молекулы водорода или молекулы воды, или другого вещества, показать разрыв одних связей и образование других и т.д. (Слайды 6 – 9).
Весьма полезной интерактивная доска становится при рассмотрении механизма образования полимерных веществ. Тема образования высокомолекулярных соединений, а белковых молекул особенно, вообще вызывает немало трудностей у студентов. И здесь ощутимую помощь оказывает интерактивная доска (Слайды 10 – 11) .
Понимание многих химических процессов, в том числе образование химических связей, также значительно облегчается с использованием интерактивной доски (Слайд 12).
Кроме того, интерактивная доска позволяет очень быстро, без особой подготовки переходить к показу коротеньких 2–3-минутных учебных фильмов, которые часто бывают весьма полезны для понимания той или иной темы.
Особая роль интерактивной доске принадлежит в процессе закрепления пройденного на уроке материала. Мобильность и возможность задать большое количество вопросов, используя минимум учебного времени, повышают качество усвоения материала (Слайды 13 – 19).
В процессе закрепления материала студенты могут и сами писать на доске какие-то формулы и реакции (кстати сказать, им это очень нравится).
А если осталось время после напряженного труда, (интерактивная доска это позволяет) можно дать студентам минуту разгрузки (Слайд 20).
Не знаю, смогла ли я кого-нибудь убедить, но, поверьте, работать с интерактивной доской стало намного интереснее даже для себя самой как для преподавателя. Теперь я, действительно, забыла, что такое мел (дамы, ведь от мела так сохнет кожа рук). Для своей работы на интерактивной доске я перевела на слайды весь курс органической химии, весь курс общей и неорганической химии, и раздел химии с элементами экологии в курсе «Естествознание» для СПО. Да, мне пришлось потратить на это много времени, но я об этом не жалею (я еще не встретила ни одного человека, который пожалел о времени, затраченном на подготовку информационной базы для работы на интерактивной доске, – не пожалеете и Вы). Периодически, по мере появления какой-то новой информации я частично обновляю свою информационную базу. Поэтому база слайдов, подготовленная для работы на интерактивной доске – это не застывший монолит, это продукт процесса, находящегося в постоянном развитии и совершенствовании.
Безусловно, приобретение интерактивной доски для учебного заведения связано с немалыми затратами. Поэтому хочется сказать слова искренней благодарности в адрес администрации нашего колледжа и, прежде всего, нашему директору Антоновой Светлане Александровне, которая уделяет большое внимание внедрению в учебный процесс новых технологий – в нашем колледже многие классы оснащены интерактивными досками. И эти затраты не бесполезны.
В заключение хочу сказать: жизнь не стоит на месте, и когда-нибудь, возможно даже очень скоро, и интерактивная доска отойдет в прошлое, но на сегодняшний день – это мощное средство для достижения главной цели образования – повышения уровня знаний студентов. Немаловажным является и тот факт, что применение на уроке интерактивной доски существенно повышает степень комфортности и для студентов, и для преподавателя. Вместе же, высокий уровень знаний плюс комфортность на уроке, – это еще один шаг на пути повышения эффективности урока, а значит, повышения качества образования.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Боголюбова Ирина Владимировна
→ LadyIrina 25.06.2013 0 2808 488 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
А вы знали?
Инструкции по ПК