Программа-концепция по химии для общеобразовательных классов + презентация.
В ХХ веке произошли существенные изменения в контексте изучения химии в России:
• Начали развиваться международные связи со странами Европейского Содружества, между различными фирмами, предприятиями, организациями в различных сферах деятельности,
• Показательна и ситуация на рынке труда: если открыть в любой газете рубрику «Ищу работу», то часто требуются специалисты, умеющие работать на компьютере и знающие химию;
• Наше общество стало более мобильным, поэтому трудоустройство за границей становится реальностью.
Все это делает необходимым переосмыслить цели, задачи, содержание и технологии обучения химии в нашей стране.
• Намного более ценным, чем совокупность школьных знаний, в современных условиях представляется умение самостоятельно расширять и углублять полученные знания.
При том количестве новой информации, которая ежедневно обрушивается на современных молодых людей, было бы наивно думать, что все темы и проблемы, с которыми выпускники школ столкнутся в своей последующей профессиональной деятельности, можно обсудить в рамках одного предмета – химии.
В связи с этим помимо вопроса Чему учить? все чаще встает вопрос Как учить?, т.е. как научить учащихся при необходимости расширять и уг-лублять имеющиеся знания, а также как приобретать новые.
Обновление целей и содержания обучения химии влечет за собой об-новление образовательных технологий и создание новых программ.
Моя программа по химии предназначена для обучения учащихся в общеобразовательных школах России, в которых химия изучается с 8 класса. (слайд 3)Программа имеет своей целью:
Дать общее представление о содержании обучения химии в общеобразовательной школе;
Определить критерии, которые учителю необходимо знать и учитывать при отборе дополнительного материала, планируя учебный процесс.
В дидактическом плане эффективная работа по моей Программе требует, во-первых, установления тесного сотрудничества между учителями: химии, биологии, экологии; во-вторых, тесной взаимосвязи между химией как школьным предметом и другими предметами (географией, ОБЖ, математикой и др.). С целью развивать и совершенствовать у учащихся умение и навыки познавательной и речевой активности.
И наконец, очень важную роль играет использование новых тех-нологий в учебном процессе.
(слайд 4)Программа определяет три этапа обучения хи-мии:
1 – начальный этап (8-9 классы, 2 часа в неделю);
2 – средний этап (10 класс, 2 часа в неделю);
3 – завершающий этап (11 класс, 2 часа в неделю).
На первом этапе обучения химии в 8-9 классе большое значение имеет создание психологических и дидактических условий для развития у учащихся желания изучать химию, познавательных потребностей в знакомстве с окружающим миром и использования химии в этих целях.
На втором этапе обучения 10 класс наступает время для познавательного и системного развития у учащихся химической речи, для формирования умений использования приобретенных знаний.
На третьем этапе 11 класс систематизируются знания, при-обретенные в средней школе, а также развивается умение для познания мира.
Программа, определяя цели, содержание и методы обучения химии, намечает основные вехи и указывает направление движения; она ни в коем случае не должна сковывать самостоятельность и творчество учащихся.
(слайд 5)Основные цели и задачи обучения химии.
Основная цель общего химического образования – формирование у учащихся устойчивых представлений о ведущих закономерностях (идеях) химии. Для достижения этих целей ставятся задачи, которые осуществляются с позиции единства образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения.
В процессе преподавания решаются следующие задачи:
1. Освоение основами изучаемой науки.
2. Сформировать научное мировоззрение, понимание того, что окружающий мир познаваем; нравственные, трудовые качества личности, бережное отношение к природе.
3. Развитие мышления учащихся, их самостоятельность и актив-ность во владении знаниями.
В основе достижения указанных целей лежит умственное воспитание обучаемого; усвоения основ достижения современной науки; познание законов развития природы и общества; теоретическое обобщение. Все это создает основу формирования научного мировоззрения.
Овладевая законами, обучаемые учатся их применять, прогнозируют возможность протекания тех или иных процессов, а затем реализовывать их на практике.
Например, теоретические знания, полученные по химической кинетике и химическом равновесии успешно применяются школьниками на практике при изучении производства аммиака, серной кислоты.
Воспитательная цель предполагает сформулировать у обучаемых прежде всего навыки трудолюбия, нравственных качеств личности, эстетические, природоохранительные навыки, патриотическое воспитание на примере жизнедеятельности ученых Менделеева, Ломоносова, Бутлерова, Дайка, Шуховского.
В процессе обучения необходимо раскрыть приоритет русских ученых в открытии законов и созданий ведущих теорий.
Для достижения этой цели я использую внеклассную работу по пред-мету с традиционным набором мероприятий: круглый стол, пресс-конференция, КВН, игра «Что? Как? Почему?», налажен выпуск ежемесяч-ной химической газеты, использование компьютерных презентаций и др.
Развивающая цель предполагает, какие логические операции приема умственной деятельности усвоит учащийся. Для предмета химии можно выделить
- Развитие личности обучаемого, через конкретный химический мате-риал на основе познавательных процессов: внимание, восприятие, усвоение, запоминание, воспроизведение. В соответствии с этим можно выделить следующие мыслительные операции: сравнение, на основе сопоставления и противопоставления. Этот прием используется на всех этапах обучения, но наиболее применяется на начальном этапе обучения.
Например, при изучении действия индикаторов на кислоты и щелочи необходимо использовать метод сравнения.
- Абстрагирование на основе сравнения с использованием индуктивного подхода, т.е. от фактов к теоретическим выводам;
(слайд 6)Принципы обучения химии.
В центре процесса обучения химии я ставлю личность ученика, его интересы и потребности. При выборе содержания и форм организации учебного материала учитываю возрастные, психологические и интеллектуальные особенности учащихся, их личностные характеристики, жизненный опыт, уровень интеллектуального, нравственного и физического развития школьника, особенности его памяти, мышления, восприятия. Речь идет о реализации личностно-ориентированного подхода в обучении химии.
Например, дифференцированное обучение. Оно предполагает организацию разноуровневой познавательной деятельности учащихся. Наиболее слабым учащимся, не осваивающим понятия на достаточно высоком уровне, я предлагаю дидактические карточки А, обеспечивающие отработку доступных для них знаний, более сильным ученикам – задания карточек В и С, в которых требуется объяснить суть явлений на основе изученных законов и теорий или использовать знания для решения качественных и количественных задач. Наиболее сильные ученики выполняют задания карточки Д, предусматривающие предсказание свойств соединений, формулировку ведущих идей темы, решение нестандартных творческих задач.
Приведу пример использования дифференцированных дидактических карточек для самостоятельной работы учащихся на одном из уроков.
(слайд 7)Что такое галогены?
Это первый урок темы 8-го класса «Важнейшие окислители и восста-новители».
Цель урока: закрепление знаний о строении атома, степени окисления, ОВР, изучения закономерностей изменения свойств элементов по группам ПС на примере галогенов, ознакомление со свойствами простых веществ – галогенов.
После актуализации знаний учащихся в ходе фронтальной беседы предлагаю с/р по дифференцированным карточкам. Тип карточки для каждого учащегося определяю я, исходя из знаний, продемонстрированных в начале урока.
(слайд 8)Карточка А.
1. Найдите в ПС химический элемент № 17. в каком периоде и ка-кой группе находится данный элемент? Какие еще элементы на-ходятся в главной подгруппе этой группы? Выпишите знаки этих элементо в тетрадь. Сколько электронов на внешнем уровне атома данных элементов?
2. Для хлора характерны разные положительные с.о.: +1, +3, +4, +5, +7. составьте формулы соединений хлора в каждой из указанных степеней окисления с кислородом (помните, что с.о. кислорода всегда равна -2).
3. Дайте названия соединениям, формулы которых вы составили в задании 2.
Карточка В.
1. Вспомните, как определить заряд ядра атома, число электронов в нем, число электронных слоев в атоме. Изобразите схемы строения атомов фтора и хлора, указав для каждого атома заряд ядра, число электронов, протонов и нейтронов, число электронных слоев и количество электронов на них.
2. Что общего в строении атомов элементов, о которых идет речь в задании 1?
3. Какие с.о. могут проявлять элементы-галогены? Составьте формулы возможных оксидов хлора и укажите, к какой группе оксидов относится каждый из них.
(слайд 9)Карточка С.
1. Изобразите строение атомов химических элементов главной под-группы VII группы. Укажите сходства и различия в строении их атомов.
2. Определите, какие с.о. характерны для всех галогенов. Можно ли утверждать, что для всех галогенов характерны одинаковые с.о.? Почему ?
Карточка Д
Составьте схемы строения атомов химических элементов - галоге-нов. Какие закономерности в строении и изменении свойств атомов в группе элементов-галогенов вы можете выявить? Составьте схему, в которой стрелками обозначьте выявленные вами закономерности.
По итогам с/р организую обсуждение, акцентируя внимание учащихся на особенностях строения и свойств фтора. Затем сообщаю о физических свойствах простых веществ, демонстрируя опыт возгонки иода. Химические свойства галогенов школьники осваивают в процессе с\р по дифференцированным карточкам с заданиями.
(слайд 10)Карточка А.
1. Допишите уравнения реакций, расставьте коэффициенты:
а) H2 + F2 → ; в) P + Cl2 → ;
б) Na + Cl2 → ; г) Mg + Br2 →.
2. Для уравнения а составьте электронный баланс, укажите окис-литель и восстановитель.
Карточка В.
1. Составьте уравнения реакций галогенов с металлами (калий, барий, алюминий) и неметаллами (водород, сера, фосфор). Расставьте коэффициенты.
2.Для реакции между калием и бромом составьте электронный баланс, расставьте коэффициенты в уравнении, укажите окислитель и восстановитель.
Карточка С.
1. Могут ли галогены взаимодействовать с металлами и неметаллами? Почему? Приведите примеры уравнений реакций.
2. Составьте электронный баланс для уравнения реакции:
Cl2 + КBr → КCl + Br2 .
Карточка Д
1. Охарактеризуйте химические свойства простых веществ – галоге-нов. Приведите примеры уравнений реакций.
2. Характерное свойство галогенов – взаимное вытеснение друг друга из солей. Приведите примеры уравнений реакций, подтверждающих это свойство. Все ли галогены обладают таким свойством? Составьте электронный баланс для одной из реакций, расставьте коэффициенты.
В конце урока мы обсуждаем результаты работы учащихся, и подвожу их к формулировке закономерности изменения свойств элементов и простых веществ в группах ПС.
(слайд 11)В старшем звене использую работу в парах, группах. Например, в 10 классе при изучении темы «Получение и химические свойства альдегидов» использую технологии разноуровневого обучения, проблемного обучения и групповой работы.
Перед учащимися были поставлены трехуровневые цели, деятельность учащихся на уроке включала три стадии:
1) репродуктивную;
2) учебно-поисковую;
3) творческую.
Деятельность учащихся на уроке организована в виде с/р:
• индивидуальной ( с вопросами химического диктанта, текстами пакетов информации, оформление отчетов о результатах групповой работы в тетрадях);
• парной (обсуждение пакетов информации, взаимопроверка дик-танта);
• групповой (выполнение лабораторных опытов, обсуждение результатов работы).
На каждом этапе урока проводится рефлексия, т.е. учащиеся имеют возможность осознать себя в собственной деятельности.
Ход урока:
На первом этапе учащиеся работают в парах с пакетами информации. Затем учащиеся расходятся по группам на столах указано расположение групп в кабинете. Группы сформированы по рядам. Динамичность урока дает возможность не проводить физкультминутку, перемещение по классу позволяет размять мышцы.
На партах находятся учебник, реактивы на подносе, разноцветные листы с четырьмя магнитами по углам, задания для работы в группах.
(слайд 12)Учащиеся выполняют лабораторные опыты в группах, причем обязательно вспоминают и соблюдают правила техники безопасности. Выполнив лабораторные опыты, учащиеся обсуждают их результаты в группе, делают выводы, записывают уравнения реакций, выполняют задания.
Через 10 минут группы проводят презентации работы: прикрепляют к доске листы с уравнениями химических реакций, рассказывают о проведенном опыте, демонстрируя его результаты (например, медную проволоку, осадок), делают выводы на основании проведенного опыта и выполненного задания.
После презентации все учащиеся расходятся по своим местам и оформляют результаты всех опытов в тетрадях.
В основном все практические и лабораторные работы проводятся в такой форме, что вызвано сокращение часов, отведенных на химический практикум, и ограничивает использование реактивов, которые в последнее время совсем не поступают в школьные лаборатории, их приходится сильно экономить.
После работы в тетрадях, учащиеся пишут химический диктант. На заранее подготовленных листах для ответов они записывают вариант и фамилию, а также фамилию соседа по парте, который будет проверять работу.
Демонстрируя правильные ответы, учащиеся осуществляют взаимо-проверку, выставляя отметки.
Далее предлагаю дифференцированное домашнее задание по учебнику, указывая число баллов, которое можно получить при выполнении различных упражнений.
(слайд 13)В заключение урока организую процесс рефлексии. Уходя с урока, учащиеся к нарисованной на доске «елке эмоций» прикрепляют на магнитах шары разного цвета: красный шар означает азарт, интерес, радость победы, достижение целей, желтый – спокойствие, неторопливость, достижение целей наполовину, серый – скуку, безразличие, недостигнутые цели. С обратной стороны шарика учащиеся могут написать о своих впечатлениях.
На третьем этапе обучения в 11 классе стараюсь отойти от формализма изучаемой науки и строю курс так, чтобы он давал понятие об устройстве окружающего мира, о науке химии и производстве, какие бывают вещества и какими свойствами и почему они обладают. В конце курса, когда учащиеся уже достаточно много знают и о веществах, и об их производстве, ставлю перед ними такие вопросы: принесло ли развитие химии больше вреда или пользы для человека? Согласитесь ли вы жить в мире, в котором ликвидирована химическая промышленность? Поразмыслив над этими вопросами, школьники понимают, что они немедленно лишатся любимых мобильных телефонов, плееров и компьютеров, но даже не смогут пить воду из крана – и потому, что для очистки воды нужна хорошо развитая химическая промышленность и т.д.
Такие философские вопросы, заданные учащимся 11-го класса, фактически взрослым людям, показывают:
1) место химии в жизни человека, и необходимость для каждого иметь о ней хотя бы элементарное представление.
2) что химия – одна из основополагающих наук о веществе, объясняющая, как устроен мир, и предполагающая способы переработки природных веществ в искусственные и т.д. В ходе выполнения лабораторных опытов приобретают элементарные навыки работы с бытовыми химикатами, знакомятся с понятием концентрация, учатся ее рассчитывать, например, при разбавлении уксусной эссенции до столового уксуса, пергидроля – до аптечной 3 %-ной перекиси водорода; как собрать ртуть из разбившегося градусника и что с ней, потом делать и др.
Одним из ведущих принципов научного познания – развитие понятий, является основным требованием последовательности и систематичности в построении курса. Изучение химии строится преимущественно индуктивным путем, т.е. от частного к общему, от наблюдений и фактов к выводам и обобщениям. На отдельных этапах используется также и дедукция – от общего к частному: объяснение свойств и химических реакций на основе усвоенных ранее закономерностей и основных положений атомно-молкулярного учения, предсказание возможного течения реакций замещения на основе ряда активности металлов, реакций обмена знания условий их протекания и т.д., решение расчетных задач.
(слайд14 )Содержание курса.
В течение обучения на всех этапах подвожу учащихся к овладению ключевыми научными идеями.
I этап (8-9 кл)
1. Атомно-молекулярное учение – основа естествознания.
2. Стехеометрия – это проявление закона сохранения материи.
3. Химическая связь имеет электронную природу.
4. Свойства веществ обусловлены их строением.
5. Кислоты, основания и соли – это классы химических соединений.
6. ПЗ – основной закон химии.
7. Растворитель – важнейший участник химической реакции.
8. Электрический ток может быть причиной химической реакции, а химическая реакция – источником электрического тока.
9. Направление химической реакции определяется стремлением системы к минимуму энергии и максимуму хаоса.
10. Время протекания реакции зависит от ее скорости, которая определяется совокупным действием многих факторов (концентрации реагентов, их дисперсность, температура, катализатор и др.).
(слайд 15)I и II этапы обучения (конец 9 – 10-ый кл)
11. Электронное строение атома углерода – причина его уникальности.
12. Функциональная группа – носитель химических свойств органических соединений.
13. Гомология и изомерия – причины бесконечного многообразия органических соединений.
14. Высокомолекулярные соединения – основа биополимеров и современных материалов.
(слайд 16)III этап (11-ый кл)
15. Материал – это продукт переработки вещества.
16. Химическая технология – основа многих отраслей промышленно-сти, а не только химической.
17. Промышленная деятельность человека вносит заметный и все уве-личивающийся вклад в круговорот химических элементов.
18. Все вещественные загрязнения природной среды имеют химиче-скую природу, но далеко не во всех из них повинна химическая промышленность.
19. Невозможно создать абсолютно безотходные производства, нельзя произвести экологически чистую энергию.
20. Химия – ключевая область знания для решения экологических проблем.
21. Химия – наука естественная, но не точная.
22. Природа едина, а каждая из естественных наук описывает только одну ее сторону.
(слайд 17)Контроль и самоконтроль.
Цель контроля как одного из компонентов процесса обучения химии заключается в том, чтобы, с одной стороны, установить соответствие между реальным уровнем сформированности у учащихся письменной компетенции на химическом языке и требованиями учебной программы и, с другой стороны, в том, чтобы вовремя обнаружить пробелы в знаниях учащихся и устранить их. Использую следующие виды контроля:
• текущий, который провожу практически на каждом уроке (проверка домашнего задания, химический диктант и др.);
• промежуточный, который провожу, как правило, в конце изучаемой темы или в конце четверти, полугодия (контрольные работы в традиционной и тестовой форме, зачеты, практические работы);
• итоговый, в конце года.
(слайд 18 ) Объектами контроля являются:
• уровень сформированности умений произношения названий химических элементов;
• уровень сформированности умений чтения химических символов;
• уровень сформированности письменных умений (составление урав-нений реакций, оформление отчетов, составление задач).
Форма, содержание и организация контроля определяются с учетом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей учащихся. Ошибки, допускаемые учащимися, неотъемлемая часть процесса обучения, при этом упор делается на профилактику возможных ошибок.
На втором и в особенностях третьем этапе обучения развиваю умения учащихся по самооценке и самоконтролю, способность «замечать» свои ошибки, анализировать и исправлять их.
(слайд 19)Приведу несколько фрагментов контрольных работ на разных этапах обучения:
8 класс: Контрольная работа по теме Простые вещества.
Вариант 1.
1. Приведите примеры металлов:
а) жидкого и твердого;
б) желтого и серого;
в) тяжелого и легкого.
(слайд 20) 9 класс: Контрольная работа за четверть (дифференцированная)
1 вариант.
1. Привести химические формулы следующих соединений: кри-сталлическая сода, жженая магнезия, красный железняк.
2. Дать характеристику реакции по различным признакам:
N2 + 3H2 2NH3 + Q
2 вариант
1. Составить уравнения реакций для переходов:
S → H2S → SO2 → SO3 → H2SO4 → H2
↓
Na2SO3
2. Какие ОВ свойства проявляет сероводород, серная кислота?
3 вариант.
1. Уравнять ОВР методом электронного баланса:
HNO3(разб.) + Mg → Mg(NO3)2 + N2O + H2O
2. Задача. При взаимодействии 150 литров хлора с 200 литрами водорода, образовался хлороводород. Найдите объем, выделившегося хлороводорода.
(слайд 21) 10 класс: Контрольная работа по теме Углеводороды:
1. Вещества с общей формулой СnH2n-2 относятся к классу:
а) алканов; б) алкенов; в)алкинов ; г) аренов.
2. Гомологами являются:
а) CH=CH и CH=C-CH3 ;
б) CH3-CH3 и CH2 – CH2;
в) и
г)CH3Cl и CH2Cl2.
3.Атомы углерода в состоянии sp-гибридизации имеются в молекуле:
а) этана; б) этена; в) этина; г) толуола.
4. Формула алкена:
а) C2H4 ; б) C8H18 ; в) C2H2 ; г) C6H6.
5. По реакции Кучерова из ацетилена получают:
а) уксусный альдегид; б) уксусная кислота; в) бензол; г) этан.
6. Геометрическая изомерия характерна:
а) для алканов; в) для алкинов;
б) для алкенов; г) для аренов.
7. Допишите уравнение реакции и определите ее название
CH4 + Cl2 свет→
а) галогенирование; б) гидрогалогенирование в) гидрирование; г) дегалогенирование.
8. Ароматическое кольцо содержится в молекуле:
а) гексана; б) циклогексана; в) гексена; г) 1,4-диметилбензола.
9. В реакцию полимеризации вступает:
а) пропан; б) толуол; в) изопрен; г) 1,2-дихлорэтан.
10. Ацетилен количеством вещества 1 моль может присоединить водород объемом ( н.у.):
а) 11,2 л; б) 22,4 л; в) 33,6 л; г) 44,8 л.
(слайд 22) 11 класс: Химичекий диктант по классификации неорганиче-ских веществ.
1. Приведите пример металла.
2. Приведите пример кислотного оксида. Дайте ему название.
3. Приведите пример бескислородной двухосновной кислоты. Дайте ей название.
4. Назовите КОН, дайте его классификационную характеристику.
5. Приведите пример амфотерного гидроксида, назовите его.
6. Приведите пример кислой соли. Дайте ей название.
7. Составьте формулу карбоната натрия.
Заключение
В заключение хочу сказать, что в своей програм-ме я сделала попытку определить и описать цели, со-держание и методы обучения химии в общеобразова-тельной школе на современном этапе общественного развития, прежде всего в России.
Литература.
1. Зуева М.В. Обучение учащихся применению знаний по химии. – М.: «Просвещение», 1987.
2. Шелинский Г.И., Смирнов А.Д. Методика обучения химии. - М.: «Просвещение», 1965.
3. Общая методика обучения химии. Учебно-воспитательные вопросы/Под ред. Л.А. Цветкова. М.: «Просвещение», 1982.
4. Лисичкин Г.В., Леенсон И.А. Содержание школьного курса химии: новый взгляд на старую проблему.// Хи-мия в школе. – 2006. - № 4. – с. 19-25.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кривова Светлана Михайловна
→ ximia2010 28.11.2010 0 9683 673 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.