Рабочая программа по ОРКСЭ; 4 класс


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

           Рабочая программа учебного предмета «ОРКСЭ» разработана для преподавания в 4 классе по модулю «Основы светской этики».                                                                

Нормативные документы и материалы, на основе которых был разработан документ:                                                                                                                                                           

 - Федеральный перечень учебников 2018                                                                                                      

 - Основы религиозных        культур и светской этики. Сборник рабочих программ./ А.Я.Данилюк, Т.В.Емельянова, О.Н.Марченко М.:Просвещение,2014г.                                                

 -    Положение о Рабочей программе МБОУ КСОШ №2                                                                              

-     Учебный план школы на 2019-2020 учебный год.                                                                   

           Цель и задачи учебного курса: Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране, в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.

Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.

В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.

В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

                                                                

Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.  

                     

 Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные задачи комплексного учебного курса:

  • знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

  • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

Освоение школьниками учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:

  • понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;

  • формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;

  • формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;

  • знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;

  • укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

            Срок реализации: 1 год (2019-2020гг.)

                                                                                                        

Место комплексного учебного курса в учебном плане.

В соответствии с приказом Минобрнауки РФ № 69 от 31.01.2012 предмет «Основы религиозных культур и светской этики» является обязательным для изучения учебным предметом наряду с такими предметами, как русский язык, литературное чтение, иностранный язык, математика, окружающий мир, изобразительное искусство, музыка, технология, физическая культура.

         Комплексный учебный курс «ОРКСЭ»  изучается в объёме 1 ч.в неделю (модуль: Основы светской этики в 4 классе за 1-2 полугодие). Общий объём учебного времени составляет 34ч. Но! Согласно учебного плана ОУ, при 1 ч. изучения предмета и при 35 ч. учебной неделе в году, на курс отводят 35ч. В рабочей программе добавляется 1 ч. резерва (итого 35ч.).

Основные содержательные модули курса:

  • Основы православной культуры

  • Основы исламской культуры

  • Основы буддийской культуры

  • Основы иудейской культуры

  • Основы мировых религиозных культур

  • Основы светской этики (модуль выбран учащимися и родителями МБОУ «КСОШ №2»)

Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» изучается на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы.                                         

     УМК:

- Шемщурина А.И. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс.-М.: Просвещение, 2019г.

    Основы религиозных культур и светской этики. Сборник рабочих программ./ А.Я.Данилюк, Т.В.Емельянова, О.Н.Марченко –М.:Просвещение,2014г.                                                                                                  

-   Шемшурина А.И. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. Методическое пособие. 4 класс. М.: Просвещение, 2015                                                                                                                                          - Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и                 светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы/ В.А.Тишков, Т.Д.Шапошникова.-М.: Просвещение, 2010г.

- Электронное приложение Основы светской этики.

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего и основного общего образования и положениями Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России преподавание предмета «Основы религиозных культур и светской этики» направлено на достижение обучающимися комплекса личностных, метапредметных и предметных результатов.

Воспитательные результаты деятельности школьников распределяются по трём уровням:

  • первый уровень — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни;

  • второй уровень — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;

  • третий уровень — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Достижение трёх уровней воспитательных результатов способствует формированию у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентностей и социокультурной идентичности в её национально-государственном, этническом, религиозном, гендерном и других аспектах.

Требования к личностным результатам:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину;

  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; воспитание доверия и уважения к представителям разных народов и вероисповеданий, уважительного и бережного отношения к их культуре;

  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознание ценности человеческой жизни;

  • формирование национальной и гражданской самоидентичности, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

  • развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и общечеловеческих ценностях, социальной справедливости и свободе;

  • развитие этических чувств как регулятора морального поведения;

  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания;

  • развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний и рефлексии;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов, искать компромиссы в спорных ситуациях и договариваться о конструктивном решении спорных вопросов;

  • развитие мотивации к продуктивной созидательной деятельности;

  • формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

  • овладение способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;

  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учёта характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

  • совершенствование умений в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

  • совершенствование умений в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • совершенствование организационных умений в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути её достижения, умений договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

  • знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;

  • знакомство с общечеловеческими нормами морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

  • понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

  • формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального и многоконфессионального народа России;

  • освоение основополагающих понятий учебного модуля «Основы буддийской культуры»; знакомство с историей возникновения и распространения буддийской культуры; знание и понимание основ духовной традиции буддизма;

  • формирование умений устанавливать связь между религиозной культурой и повседневным поведением людей, анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами религиозной культуры; формирование личностной и гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности;

  • знакомство с описанием содержания священных книг, с историей, описанием и архитектурно-художественными особенностями священных сооружений, с историей и традициями основных религиозных праздников;

  • осознание места и роли буддийской культуры в истории России;

  • формирование умения проводить параллели между различными религиозными культурами на основе понимания общечеловеческих духовных и этических ценностей;

  • развитие эстетической сферы, способности к эмоциональному отклику на произведения искусства, ценностного отношения к памятникам истории и культуры; формирование общекультурной эрудиции;

формирование умений устанавливать связь между культурой, моралью и повседневным поведением людей, анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами культуры и морали; формирование личностной и гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности.                                       

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

              Модуль «Основы светской этики» (Шемшурина А. И.)

Добрым жить на свете веселей. Правила общения для всех. От добрых правил — добрые слова и поступки. Каждый интересен Премудрости этикета. Красота этикета. Простые школьные и домашние правила этикета. Чистый ручеёк нашей речи. В развитии добрый чувств — творение души. Природа — волшебные двери к добру и доверию. Чувство родины. Жизнь протекает среди людей. Чтобы быть коллективом. Коллектив начинается с меня. Мой класс — мои друзья. Ежели душевны вы и к этике не глухи. Жизнь священна. Человек рождён для добра. Милосердие — закон жизни. Жить во благо себе и другим. Следовать нравственной установке. Достойно жить среди людей. Уметь понять и простить. Простая этика поступков. Общение и источники преодоления. Ростки нравственного поведения. Доброте сопутствует терпение. Действия с приставкой «со» — вместе. С чего начинается Родина... В тебе взрослеет патриот и гражданин. Человек как чело века. Слово, обращённое к себе.


Полный текст материала Рабочая программа по ОРКСЭ; 4 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Валентина Филиппова  Публикатор
06.06.2022 0 901 119

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК