Слайд 5
Древние тюрки считали, что Вселенной правят: Тенгри-хан - верховное
божество; божества: Йер-суб, Умай, Эрлик, Земля, Вода, Огонь,
Солнце, Луна, Звезды, Воздух, Облака, Ветер, Смерч, Гром и Молния,
Дождь, Радуга. Тенгри-хан, иногда в купе с Йер (Землей) и другими
духами (йорт иясе, су анасы и т.д.), вершил земные дела и, прежде
всего, «распределял сроки жизни», однако рождением «сынов
человеческих» ведала Умай - олицетворение женского земного
начала, а их смертью - Эрлик, «дух подземного мира». Земля и
Тенгри воспринимались как две стороны одного начала, не
борющиеся друг с другом, а взаимопомогающие. Человек рождался
и жил на земле. Земля - его среда обитания, после смерти она
поглощала человека. Но Земля даровала человеку только
материальную оболочку, а чтобы он созидал и этим отличался от
других обитателей на Земле, Тенгри посылал на Землю к женщине,
будущей матери, «кут», «сюр». Дыхание - «тын» как признак
рождения ребенка, было началом периода пребывания человека на
«лунно-солнечной земле» до самой смерти, пока оно не обрывалось «тын бетте». Если «тын» являлся признаком всех живых существ, с
«кутом», самой сутью жизни божественного происхождения,
приходящего с Космоса, связывали жизненную силу человека от его
зарождения до самой смерти. Вместе с «кутом» Тенгри даровал
человеку «сагыш» («мын», «бэгер») и этим отличал его от всех
живых существ. «Сюр» также даровался человеку вместе с кутом.
Считалось, что в «сюр» заключен его внутренний психологический
мир, который взрослел вместе с ним.